Экономические основы развития предпринимательства в Украине. Законодательная база Украины о предпринимательстве

Автор: Пользователь скрыл имя, 12 Сентября 2011 в 23:17, курсовая работа

Описание работы

Общество повернулось лицом к частному бизнесу. Со временем он стал играть немаловажную роль в украинской экономике, оформился в класс предпринимателей, вследствие чего объективно возникает потребность в четком осознании предпринимательства как предмета и экономического объекта исследования, в анализе условий и направлений развития системы экономических отношений предпринимательского типа.

Работа содержит 1 файл

Контрольная по экономике.doc

— 77.50 Кб (Скачать)

Введение  

   После распада Советского Союза, когда  стали рваться старые хозяйственные  связи, начался процесс политической и экономической реформации общества - Украина стала перед сложной  задачей формирования собственной  национальной экономики.  Возникла необходимость полного пересмотра системы общественных отношений, выработки новой государственной политики, новой экономической политики, создания качественно новой экономической модели государства. Уже стало невозможным работать по старым стереотипам плановой административно-командной системы. С возникновением нового государства получили возрождение новые экономические формации, в период кризиса экономики, с упадком производства и ростом безработицы стали появляться люди, которые единственный выход из сложившейся ситуации видели в открытии собственного, пусть и небольшого, дела. Общество повернулось лицом к частному бизнесу. Со временем он стал играть немаловажную роль в украинской экономике, оформился в класс предпринимателей, вследствие чего объективно возникает потребность в четком осознании предпринимательства как предмета и экономического объекта исследования, в анализе условий и направлений развития системы экономических отношений предпринимательского типа.  

1. Понятия «предприниматель»  и «предпринимательство» 

На сегодняшний  день в мире не существует общепринятого  определения предпринимательства. Американский ученый, профессор Роберт Хизрич определяет "предпринимательство  как процесс создания чего-то нового, что обладает стоимостью, а предпринимателя — как человека, который затрачивает на это все необходимое время и силы, берет на себя весь финансовый, психологический и социальный риск, получая в награду деньги и удовлетворение достигнутым".

      Предприниматель - это человек, идущий на риск.

      Предпринимательство - это способ хозяйствования, который в результате многовековой эволюции утвердился в экономике всех развитых стран. Первоначально предпринимателями называли предприимчивых людей, действующих на рынке, или просто людей энергичных, азартных, склонных к рискованным операциям. В дальнейшем к предпринимательству стали относить любую деятельность, направленную на увеличение прибыли и не запрещённую законом. Однако возникновение предпринимательства как оформившегося устойчивого явления относят к XVII веку. Оно развивалось сложно, сопровождалось и сопровождается бесконечным процессом возникновения и разрешения многочисленных противоречий. Его первые ростки начали пробиваться вместе со становлением рыночных отношений.

            Целью предпринимательской  активности является производство и предложение рынку такого товара, на который имеется спрос и который приносит предпринимателю прибыль. Прибыль — это излишек доходов над расходами, получаемый в результате реализации принятого предпринимательского решения по производству и поставке на рынок товара, в отношении которого предпринимателем выявлен не удовлетворяемый или скрытый спрос потребителя.

      Другими словами, прибыль предпринимателя  складывается как бы из двух элементов:

      • обычная прибыль;

      • излишек над обычной прибылью.

      Второй элемент и выступает в качестве предпринимательского дохода (прибыли), т. е. формы общественного вознаграждения за проявленный инновационный подход, новаторство в производстве.

      Развитие  предпринимательства возможно лишь при наличии необходимых субъектов такого рода деятельности. Эти субъекты и делают возможным развитие рыночных отношений. Осуществление предпринимательской деятельности на эффективном уровне, возможно лишь при наличии определенной общественной ситуации — предпринимательской среды, под которой понимается, прежде всего рынок, рыночная система отношений, а также личная свобода предпринимателя, т. е. его личная независимость, позволяющая принять такое предпринимательское решение, которое, с его точки зрения, будет наиболее эффективным, действенным и максимально прибыльным. 

2. Теория предпринимательства.  Современный подход  к определению  предпринимательства. 

   Впервые термин «Предпринимательство» ввел в научный оборот английский экономист  Р.Кантильон (1680-1734) во время исследования формирования капиталистической системы хозяйствования. По его мнению, предпринимательство связано с риском, с принятием решений в условиях неопределенности. Он отмечал, что в экономической среде появилась новая прослойка людей, которые на собственный риск осуществляют рыночный обмен в связи с целью получения прибыли, владеют предвидением и желанием брать на себя риск.

           Такой же характеристики придерживались известные экономисты А.Смит и Ж.- Б. Сэй, определяя предпринимателя как собственника.

           Долгое время научные и обыденные представления о предпринимательстве и предпринимателе связывались с понятиями «капитал» и  «капиталист».  Отличить предпринимателя от  капиталиста  достаточно  трудно,  но  жизнь  наглядно  и убедительно подтвердила, что предприниматель и владелец денег  (капитала)  – это не всегда одно и то же  лицо.  Потребовались  специальные  теоретические изыскания  для  характеристики  предпринимателя.  Попытку  дать  развернутую характеристику  предпринимательства  впервые  осуществил  западный  теоретик Йозеф  Шумпетер  (1883-1950),  издавший   свой   знаменитый   труд   «Теория экономического развития» в 1912г. Основополагающей функцией  предпринимателя  И.   Шумпетер   считал   новаторство,   то   есть деятельность новой комбинации факторов производства и социальных факторов  с целью получения  реальной  экономической  выгоды,  в  том  числе  и  в  виде увеличения  прибыли  акционерного  общества.  

           Предпринимательство, по Шумпетеру, -  это  «созидательное  разрушение».  Для осуществления новых комбинаций факторов  производства  необходимо  разрушить старые,  изъяв  из  них  нужные  для  осуществления  новшеств.  В   условиях крупнокапиталистической конкуренции это можно сделать только за  счет  свободных  денежных  средств, предоставляемых кредитом. Но никакой кредит  не  приведет  к  экономическому развитию, если  нет  главного  –  динамичного  предпринимателя  –  новатора, берущегося за осуществление новых комбинаций.

      Предприниматель – это не изобретатель, или  собственник  капитала  как

таковой, а тот, кто вводит новые комбинации в  экономическую реальность.

      Подобная инновационная деятельность  предпринимателей  и является,  по

Шумпетеру, двигателем экономического развития.

   В настоящее время пока еще не создана  общепринятая экономическая теория предпринимательства, хотя потребность в такой теории давно уже стала весьма насущной. "Три волны" развития теории предпринимательской функции — так условно можно охарактеризовать развитие процесса научного осмысления практики предпринимательства.

   "Первая  волна", которая возникла еще  в XVIII в., была связана с концентрацией внимания на несении предпринимателем риска. "Вторая волна" в научном осмыслении предпринимательства связана с выделением инновационности как его основной отличительной черты. "Третья волна" отличается сосредоточением внимания на особых личностных качествах предпринимателя (способность реагировать на изменения экономической и общественной ситуации, самостоятельность в выборе и принятии решений, наличие управленческих способностей) и на роли предпринимательства как регулирующего начала в уравновешивающей экономической системе.

   Современный этап развития теории предпринимательской  функции можно отнести к "четвертой  волне", появление которой связывается  с переносом акцента на управленческий аспект в анализе действий предпринимателя, а следовательно — с переходом на междисциплинарный уровень анализа проблем предпринимательства. 

3. Сущность предпринимательства  и условия его  существования. Функции  предпринимательства 

      Современная экономическая теория определяет предпринимательство  как инициативную, самостоятельную  хозяйственную деятельность людей, направленную на получение прибыли  посредством организации и использования ресурсов в целях производства и реализации товара.

      С одной стороны, предпринимательство  выступает как особый вид хозяйственной  деятельности, в основе которой лежит  ряд условий и требований (свобода в выборе направлений и методов деятельности, самостоятельность в принятии решений, ответственность за принимаемые решения, ориентация на достижение коммерческого успеха).

      С другой стороны, предпринимательство - это определенные стиль и тип поведения, составляющие которого - инициатива, поиск нетрадиционных решений, масштабность и риск, деловая хватка.

      С третьей, предпринимательство - это особая функция, выполняемая в экономике: обеспечение развития и совершенствования хозяйственного механизма, постоянное обновление экономики, создание инновационной сферы.

Функции предпринимательства:

1.  Ресурсная функция. Она реализуется в мобилизации капитала, трудовых, материальных, информационных и других ресурсов для их производительного использования. Нацеленность предпринимателя на динамическую эффективность вынуждает его к постоянному поиску дополнительных ресурсов. Множество потенциальных ресурсов общества были бы невостребованы, не занимайся предприниматели их мобилизацией.

2. Организаторская функция. Мобилизованные ресурсы могут принести пользу их собственнику, предпринимателю и обществу в целом лишь в том случае, если они будут должным образом использоваться. Поэтому предприниматель берет на себя функцию организации производства, сбыта, исследования рынка, научных разработок и т. п.

3.  Творческая функция. Предприниматель постоянно нацелен на поиск новых решений. Стремление максимизировать прибыль или другой результат, признаваемый предпринимателем в качестве цели своей деятельности, не дает ему довольствоваться сложившимся положением. Он постоянно ищет, как улучшить свое дело. Появлением множества оригинальных научно-технических, экономических и организационных решений человечество обязано творческой функции предпринимательства.

         Предпринимательство – один из ключевых элементов рыночных преобразований, перед необходимостью которых встала Украина после  провозглашения независимости и процесс его становления в молодом государстве очень актуален сегодня 

   4. Субъекты, объекты  и виды предпринимательства 

   Как экономическая категория предпринимательство  характеризуется установлением  субъектов и объектов. Предпринимательство  в рыночной экономике может осуществляться в трех формах: индивидуальной, коллективной и государственной.

Формирование  субъектов предпринимательства  в принципе возможно двумя путями:

         Первый путь –  эволюционный. Он предполагает постепенное  накопление денежных и других ресурсов, достаточных для открытия и развития своего дела. Этот процесс может быть довольно длительным. Он ускоряется применением акционерной формы предпринимательства. В Украине возможности эволюционного пути формирования участников предпринимательства к началу 90-х годов были очень ограничены.

      Второй  путь предполагает ускоренное формирование субъектов предпринимательства. Его, как правило, используют страны, осуществляющие переход от централизованно-плановой к смешанной экономики, и в том числе Украина. Государство принимает решение о:

  1. приватизации предприятий;
  2. смене условий применения государственного капитала путем, в частности, коммерциализации и стимулирования тем самым появления обществ предпринимательского типа.

      Один  из путей возникновения частных предприятий – малая приватизация.

      Субъектами  индивидуальной деятельности являются частные лица, субъекты коллективной формы предпринимательства –  это хозяйственные товарищества, общества, производственные кооперативы. Государственные и муниципальные унитарные предприятия являются субъектами государственной предпринимательской деятельности.

      Предприниматель берет на себя инициативу соединения основных  факторов производства (природных  ресурсов, труда и капитала) в  единый процесс товаров и услуг с целью получения прибыли. Осуществление наиболее эффективной комбинации этих факторов производства с целью получения максимального дохода является объектом предпринимательства.

Информация о работе Экономические основы развития предпринимательства в Украине. Законодательная база Украины о предпринимательстве