История развития предпринимательства в России

Автор: l***************@mail.ru, 26 Ноября 2011 в 06:54, реферат

Описание работы

История развития предпринимательской деятельности в России – это бесценные знания, которые могут помочь современным людям через переосмысление прошлого понять сегодняшнюю жизнь и возможно избежать некоторых ошибок.

Становление и развитие предпринимательской деятельности в России связано с коренным преобразованием сложившихся социально-экономических отношений на пути к рынку, формированию нового элитного социального слоя – предпринимателей, грамотных и образованных людей, вооруженных новейшими теоретическими знаниями и научными методами в области экономического и социального управления предприятием.

Содержание

Введение……………………………………………………………………….3
Зарождение предпринимательства в России……………………………...…4
Развитие предпринимательства в России……………………………………5
Реформа 1861 года и её последствия…………………………………….. .5-9
Годы НЭПа – как оживление предпринимательской деятельности……9-10
Период социализма…………………………………………………….....11-12
Заключение ………………………………………………………………..…13
Список литературы…………

Работа содержит 1 файл

История развития предпринимательства в России.doc

— 103.00 Кб (Скачать)

Реферат

По  Технологии предпринимательства

«История  развития предпринимательства  в России»

2006 год

Содержание

Введение……………………………………………………………………….3

Зарождение предпринимательства  в России……………………………...…4

Развитие предпринимательства  в России……………………………………5

Реформа 1861 года и её последствия…………………………………….. .5-9

Годы НЭПа –  как оживление предпринимательской  деятельности……9-10

Период социализма…………………………………………………….....11-12

Заключение ………………………………………………………………..…13

Список литературы…………………………………………………………..14

Введение

     История развития предпринимательской деятельности в России – это бесценные знания, которые могут помочь современным людям через переосмысление прошлого понять сегодняшнюю жизнь и возможно избежать некоторых ошибок.

     Становление  и  развитие  предпринимательской  деятельности  в  России связано  с  коренным  преобразованием  сложившихся   социально-экономических отношений на пути к рынку, формированию нового элитного социального  слоя  – предпринимателей, грамотных и образованных  людей,  вооруженных  новейшими теоретическими знаниями и  научными  методами  в  области  экономического  и социального управления предприятием.

      Важная и трудноразрешимая проблема  построения  рыночных  отношений  в российской экономике – проведение структурных преобразований ее  отраслевого хозяйства, прежде  ориентированного  на  индустрию  производства,  а  не  на человека,  как  теперь.   Возрождение   отечественного   предпринимательства нацелено  на  то,  чтобы  устранить  этот  камень  преткновения  на  пути  к цивилизованному рынку.

     Развитие  малого и среднего бизнеса в России служит укреплению экономического и инновационного потенциала государства, способствует росту благосостояния населения и авторитета страны в мире. Для России не менее важно, что развитие малого и среднего бизнеса постепенно формирует средний класс, выступающий в современном обществе гарантом политической стабильности. 

     Зарождение  предпринимательства  в России (XIV в. - начало XVI в.)

     С Древнейших времен во всём мире люди обменивались товарами собственного производства или богатствами той земли, на которой они жили. Самым ценным товаром, вывозившимся из Руси в другие страны, была пушнина. Наличие различных ее пород в лесах Восточной Европы стало с рубежа VIII - IX вв. одним из определяющих факторов приобщения восточных славян к международной транзитной торговле. Меха в домонгольскую эпоху являлись не только важнейшей статьей экспорта, но и выполняли функции своеобразных денег, восполняя недостаток либо отсутствие металлических монет.

     В XIV-XV вв. продолжалось развитие ремесла. Главными центрами ремесленного производства выступали города, но многие ремесленники жили в селах и вотчинах. Можно говорить и об определенной специализации: во многих городах существовали слободы, населенные ремесленниками одной специальности (например, Гончарная, Кузнечная, Бронная в Москве). В конце XV в. в Москве создается Пушечный двор.

      Несмотря  на расширение во второй половине XV-начале XVI в. хозяйственных связей между различными регионами, широкая внутренняя торговля еще только налаживалась.

      В большей степени развивалась  внешняя торговля. Водным и

сухопутным  путями велась торговля с Востоком, куда поступали льняные и шерстяные ткани, меха, оружие, ремесленные изделия. В обмен привозились шелковые и хлопчатобумажные ткани, драгоценные камни, пряности.

Несмотря  на частые войны, Русь имела постоянные торговые связи с западными странами. Туда ввозили в основном сырье (воск, меха, пенька, лес), а вывозили благородные металлы, селитру, суконные ткани, вино, оружие.

      Существенное  значение для западной торговли имела постройка Иваном III в 1492 г. "на немецком рубеже" против Нарвы крепости Ивангород. Это создало благоприятные условия для торговли со Швецией и для борьбы на Балтике с могущественным объединением немецких торговых городов -

Ганзейским  союзом.

      В целом, несмотря на внушительные размеры, внешняя торговля Руси испытывала большие трудности вследствие многих препятствий, в том числе и из-за географического фактора. Для дальнейшего экономического развития необходим был выход к Балтийскому морю и контроль за Волжским путем.

 
 
 

Развитие  предпринимательства  в России

     Как свидетельствуют историки, самым  благоприятным периодом отечественного развития предпринимательства был период с 1861 г. по 1917 г., когда нарастание предпринимательской активности ощущалось вне зависимости от реформаторской деятельности царей, правительства, от кризисов или благоприятных условий. Российское общество было подготовлено к преобразованиям всем ходом предшествующего внутреннего и международного развития [1].

     Предпринимательство – это инициативная, самостоятельная, осуществляемая от своего имени, на свой риск, под свою имущественную ответственность деятельность граждан, физических и юридических лиц, направленная на систематическое получение дохода, прибыли от пользования имуществом, продажи товаров, выполнения работ, оказания услуг [2]. В широком смысле - это деятельность людей, имеющих своё дело, которое приносит доход. Развитие предпринимательства, рыночных отношений в России отличалось рядом особенностей, главная из которых сводится к следующему. Наша страна относится к группе стран (Германия, Италия, Япония), которые с определенным опозданием, во втором эшелоне, приступили к индустриализации своих экономик и как следствие вынуждены были часто опираться в своем утверждении не только на экономические, но и на административные методы. В экономике Российской империи государство играло особенно большую роль. Основная ставка делалась не на свободу предпринимательства, как в Англии или США, а на государственное регулирование, что предопределило относительно жесткую подчиненность предпринимательской деятельности общегосударственным задачам и достаточно равнодушное отношение к низкой эффективности хозяйствования. В дореформенный период (1861 г.) государство, оставаясь абсолютистским, продолжало опекать предпринимательскую деятельность путем административного надзора и всевозможной регламентации.

     Реформа 1861 года и её последствия

     К началу реформ (1861 г.) в России насчитывалось 128 акционерных обществ с капиталом в 256 млн. руб., более двух сотен механических и литейных заводов с несколькими десятками тысяч рабочих. Реформа (19.02.1861 г.) дала импульс по-настоящему широкому и интенсивному развитию частного предпринимательства. В этом же году в Петербурге появился первый в России частный коммерческий акционерный банк. В 1866 году была выдана первая концессия на постройку железной дороги Козлов - Воронеж. Прошли первые форумы отечественных предпринимателей - первый купеческий съезд (1865 г.) и первый Всероссийский съезд фабрикантов и заводчиков (1870 г.). Получила бурное развитие ведущая в современном рыночном хозяйстве форма предпринимательства: акционерно-паевая.

     В 1861 - 1873 гг. в стране было учреждено 357 акционерных обществ: 53 железнодорожных общества с капиталом примерно 700 млн. руб., 73 банка с капиталом порядка 220 млн. и 163 промышленных общества с капиталом в 130 млн. руб. Российская промышленность росла быстрее, чем промышленность ведущих европейских держав. По подсчетам специалистов немецкого конъюнктурного института, продукция всей российской промышленности возросла в 1860 - 1900 гг. более чем в 7 раз. Тем не менее, по душевым показателям промышленного развития наша страна продолжала отставать от наиболее развитых стран, лишь в отдельные периоды, сокращая свое отставание.

     Российская  промышленность развивалась в данный период главным образом по линии  вытеснения вотчинно-дворянской фабрики  частнопредпринимательской промышленно - купеческой фабрикой, а затем за счет кустарных и мануфактурных предприятий. Российское законодательство в те годы выделяло такие организационные структуры предпринимательства, как единоличные фирмы, торговые дома и акционерно-паевые общества. Участники торгового дома (“товарищи”) отвечали в случае несостоятельности предприятия всем своим имуществом, т.е. несли полную, неограниченную ответственность, а участники товарищества на паях (“пайщики”) и участники акционерного общества (“акционеры”) несли неполную, ограниченную ответственность в пределах их вклада в капитал предприятия.

     К концу XIX - началу XX в. ведущую роль в промышленности Российской империи стали играть акционерные и паевые предпринимательские структуры. Цепь акционерных обществ - мобилизация широкого круга лиц. В паевых предпринимательских структурах, где капитал уже имелся, пайщики руководствовались мотивами расширения и развития дела, стремясь к ограничению круга пайщиков в целях сохранения решающей роли за прежними владельцами фирмы.

     К рубежу двух веков акционерно-паевые предпринимательские структуры (около 1300 ед.) доминировали в отраслях, давших вместе 2/3 всей промышленной продукции. В отраслях, выпускавших оставшуюся 1/3 промышленной продукции господствовало, за небольшими исключениями, единоличное предпринимательство. Они играли ведущую роль, например, в мукомольном производстве, в лесоперерабатывающей промышленности, в винокурении и шерстяной промышленности. Крупные же единоличные фирмы конкурировали на равных с акционерными и паевыми фирмами практически во всех отраслях российской промышленности.

     Удельный  вес акционерных обществ в  валовом производстве был наиболее высоким в резиновой промышленности (89.7%) и цементном производстве (42.4%), льняной промышленности (48.5%) и бумажной - (35.3%).

     К началу века наметились тенденции монополистического объединения российских предпринимателей. Несмотря на то, что интенсивные процессы монополизации экономики России развернулись на 10 лет позднее (начало 80-х годов XIX в,), нежели чем в Западной Европе, к началу ХХ в. в стране насчитывалось уже около 140 различных монополистических объединений в 45 отраслях промышленности. Процессы монополизации охватили ведущие отрасли промышленности. В остальных отраслях они развивались чаще всего в каком-либо отдельном производстве: в промышленности стройматериалов, к примеру, было монополизировано цементное производство, а в пищевкусовой - сахарорафинадное.

     На  рубеже XX века произошло вытеснение с лидирующих позиций мелкого  и среднего предпринимательства  крупными фирмами. Если в 1890 г. крупные фирмы с годовым производством 100 тыс. рублей и более преобладали в 8 отраслях, то всего лишь через 10 лет, в 1900 г., крупное предпринимательство преобладало уже в 21-й отрасли (83.1% валового промышленного производства). Процессы монополизации и оттеснения мелкого и среднего предпринимательства сопровождались резким сокращением общего количества предпринимательских единиц: с 31799 в 1890 г. до 24572 в 1908 г. [3]

     Хотя  отечественные предприниматели  прибегали практически ко всем формам монополистических соглашений, включая тресты и концерны, в преобладающем числе случаев они объединялись в синдикаты. Первый в Российской империи синдикат (гвоздильных и проволочных заводов) возник в 1886 году, в следующем году синдикат образовали сахарозаводчики. Однако наиболее активно образование синдикатов в российской промышленности происходила в 1902 - 1904 гг. В этот период начали функционировать объединения синдикатского типа “Трубопродажа”, “Продвагон”, “Продуголь”, “Продамет”, который объединил 30 металлургических заводов, монополизировав таким образом 4/5 всей металлургической продукции. Тем не менее в рассматриваемый период в нашей стране монополия одной фирмы была исключением. Типичной же была иная ситуация - олигополия нескольких крупных фирм. В резиновой промышленности, например, конкурировали “Треугольник” и “Проводник”, в нефтяной промышленности - “Товарищество Нобель”, “ Англо-голландский трест” и “Русское генеральное нефтяное общество”.

     Зарубежная  деятельность российского предпринимательства  чаще всего сводилась к экспорту товаров, который резко преобладал над вывозом капитала. С 1900 по 1913 г. оборот внешней торговли Российской империи вырос в два с лишним раза, в основном за счет хлеба. Его экспорт в предвоенные пять лет в среднем составлял 727 млн. пудов. Россия занимала первое место по вывозу хлеба (1/3 мирового экспорта хлеба), оставляя позади Аргентину и США. В Западную Европу российские предприниматели вывозили преимущественно сырьевые товары, а также продовольствие: лес, лен, кожу, яйца, хлеб. В восточные страны - промышленные товары, главным образом хлопчатобумажная ткань, шерсть, нефтепродукты, марганцевая руда, стекло, металлические изделия.

Информация о работе История развития предпринимательства в России