История развития предпринимательства на Урале и в России

Автор: Пользователь скрыл имя, 16 Февраля 2012 в 20:00, реферат

Описание работы

К Х VI-Х VII вв. относятся первые попытки крупномасштабного по тем временам предпринимательства в сфере производства, намечаются контакты крупного капитала с ремеслом, мелкими неземледельческими промыслами. Наиболее замечательна в этом плане — добыча соли. Соляные варницы были издавна распространены в России, особенно на Севере и Северо-Западе (Старая Русса, Поморье, бассейн Северной Двины, Соль Галицкая в Костромском крае и т. д.).

Работа содержит 1 файл

История развития предпринимательства на Урале и в России..doc

— 98.50 Кб (Скачать)

Челябинский государственный  университет 

                    
 
 
 
 
 

Реферат

на  тему: История развития предпринимательства  на Урале и в  России 
 
 
 

                                                     
 

                                                   Выполнила : Иванова Яна

         группа УГ-202 
 
 
 

Челябинск

2011

История развития предпринимательства  на Урале и  России. 

К Х VI-Х VII вв. относятся  первые попытки крупномасштабного  по тем временам предпринимательства  в сфере производства, намечаются контакты крупного капитала с ремеслом, мелкими неземледельческими промыслами. Наиболее замечательна в этом плане — добыча соли. Соляные варницы были издавна распространены в России, особенно на Севере и Северо-Западе (Старая Русса, Поморье, бассейн Северной Двины, Соль Галицкая в Костромском крае и т. д.). Ими владели князья, бояре, множество варниц находилось в вотчинах крупных монастырей (Соловецкого, Троице-Сергиева, Кирилло-Белозерского и др.).1 Обслуживали их обычно зависимые и подвластные люди этих владельцев. Занимались соляным промыслом и посадские люди, которые держали варницы на паях, вкладывая в это дело главным образом собственный труд и свои небольшие средства. Довольно рано этот промысел стал привлекать и крупный капитал: соль имела устойчивый и надежный сбыт повсеместно, ее добыча вместе с тем требовала существенных, но не чрезмерных затрат на привлечение рабочей силы и несложное оборудование. (Соль в те времена добывали из-под земли — бурились скважины, в них закачивалась вода, обратно выкачивался уже соляной раствор, который выпаривался в специальных чанах).

Уже в начале XVI в. среди  предпринимателей-солеваров  становятся известными представители семейства  Строгановых, одной  из самых знаменитых фамилий в истории  российского предпринимательства. Основы крупного бизнеса  и обширного состояния этой семьи заложил Аника Федорович Строганов, отец которого переселился из Новгорода в Сольвычегодск в конце XV века. Унаследовав от отца небольшой соляной промысел, Аника многократно его приумножил. Сначала он действует в Сольвычегодске, стремится к монополии в данной округе, всеми правдами и неправдами приобретая варницы и колодцы соседей-солеваров, не останавливаясь и перед применением насилия. Вместе с тем он ведет обширные торговые операции. Как один из богатых купцов, Аника Строганов был уполномочен наблюдать за торговлей англичан, когда те ее открыли через Белое море и Северную Двину. По заказам царя и его двора он приобретал у иноземцев нужные товары. Этот торг с иноземцами приносил большие доходы и самому Анике. Особенно удачно сбывались меха. Стремясь расширить торговлю ими, А.Строганов, его братья, сыновья проникают все дальше на восток, достигают бассейна Камы, выходят на Урал. В 1558 г. по указу Ивана Грозного среднему сыну А.Строганова — Григорию было пожаловано "для всего рода" 3,5млн. десятин земли на Северо-Западном Урале. В дальнейшем следовали новые пожалования, обширные угодья Строгановы захватывали сами. К концу XVI в. в их распоряжении находилось более 10млн. десятин земли. Обещая привилегии и льготы, Строгановы привлекали сюда население со всей России. По рекам Каме, Чусовой ими основываются города и крепости. За свой счет они формируют и вооружают их гарнизоны, создают отряды для охраны своих промыслов, поддержания порядка среди работающего здесь люда. Постоянно происходят также стычки и целые войны с местным коренным населением, чьи земли достались столь удачливым предпринимателям. Даже знаменитый поход Ермака в Сибирь был организован на деньги и по инициативе Строгановых.

Здесь же на Урале Строгановы продолжают и добычу соли, основав промыслы Соли Камской. Пользуясь правом беспошлинной торговли, являясь практически монополистами-солепромышленниками в этом регионе, они в большом количестве поставляют соль в Казань, Нижний Новгород, другие города Поволжья и центральной России. Но вместе с тем, как и прежде, они ведут активную торговлю пушниной, рыбой, иными разнообразными товарами. Их богатства растут, а вместе с тем растут и их привилегии. Расширяется сотрудничество Строгановых с государственной казной, с правительством, которое и в XVII в., как и прежде, оказывает им неизменную поддержку. В Смутное время Строгановы оказывали помощь правительству Василия Шуйского, затем более 1 млн. руб. они пожертвовали Михаилу Федоровичу, первому царю из династии Романовых. В свою очередь, Василий Шуйский пожаловал им особый титул "именитых людей" с правом прозываться с "вичем", т. е. с полным отчеством, что дозволялось представителям только самых знатных боярских и княжеских родов. Строгановы подлежали только личному суду царя, их владения были фактически неподвластны воеводам и наместникам. Так сложилось что-то вроде полугосударства со своей администрацией, вооруженными силами и даже "внешней политикой" — еще во времена Ивана Грозного Строгановы получили право вести военные действия против Сибирского ханства для "покорения оного под Российскую державу".

Земли и промыслы Строгановых  долгое время находились в совместном владении всего "рода", т. е. всех потомков Аники  Федоровича. В середине XVII в. произошел раздел этого богатства  между разными ветвями династии. Но в конце того же XVII в. все владения вновь оказались в руках единственного наследника именитого человека Григория Дмитриевича Строганова. Кроме 10 млн. десятин земли, он имел 20 городов и "острогов", свыше 200 деревень, 15 тыс. душ мужского пола. Опираясь на поддержку властей, он отстоял свои промыслы от конкуренции других солепромышленников, активно сотрудничал с казной и в правление Петра I . В 1722 г. его сын Александр сопровождал Петра I в персид ском походе и был удостоен титула барона.2

Но  в дальнейшем предпринимательская  деятельность Строгановых  приходит в упадок: на Урале появляются новые деятели, недостает  рабочих рук для  добычи и особенно вывоза соли в центральную  Россию. На внутренний рынок страны все  в большем количестве поступает соль, добытая из озер в Нижнем Поволжье, которая была дешевле вываренной дедовским способом в строгановских вотчинах. Попытки заняться предпринимательством в сфере металлургии не приносят Строгановым особого успеха. И они, используя свои богатства и титулы, обзаводятся имениями и крепостными, совершают карьеру на государственной службе, ведут уже типичную жизнь для российской аристократии, принадлежат к числу наиболее известных ее семейств XVIII-XIX веков.

История предпринимательства  Строгановых XVI - XVII вв. при всей своей исключительности весьма характерна для позднего средневековья, для эпохи, положившей начало процессу так называемого первоначального накопления капитала. Этот процесс происходил во всех странах и означал формирование крупных капиталов, направляемых в производство при непременном условии создания рынка наемной рабочей силы за счет разорения множества мелких производителей. В России в условиях господства крепостнической системы этот процесс растянулся на века. На промыслах тех же Строгановых трудились зависимые от них люди. Но в их деятельности очевидны и такие черты эпохи первоначального накопления, как сочетание предпринимательской энергии с насилием и внеэкономическим принуждением, захват промыслов мелких производителей, поддержка со стороны государства, привилегии и монополизм в связи с этим, извлечение прибыли из эксплуатации природных богатств колонизуемых районов, причем предприниматель пользуется здесь и правами администратора. Примерно также действовали в ту же эпоху в Ост-Индии и Вест-Индии соответствующие торговые компании Англии и Голландии, опираясь на права, дарованные своими правительствами.

В конце XVI и в течение XVII вв. в добычу соли вкладывали средства и другие крупные  предприниматели  из числа наиболее богатых купцов. Это Надея Светешников из Ярославля, московские гости Никитниковы, Филатьевы и др. Но в их деятельности, как и в предпринимательстве Строгановых, добыча соли не была единственной сферой приложения капитала. Они сочетали ее с обширными торговыми операциями. Некоторые купцы, особенно в Ярославле, Костроме, Казани, скупая кожи крупного рогатого скота, отдавали их "в дело" местным ремесленникам для производства юфти. Тем самым они снабжали их сырьем, обеспечивали сбыт, организуя и подчиняя в известной степени производство. Но и в этом случае подобные операции являлись лишь подспорьем в торгово-предпринимательской деятельности этих купцов.

Значительные  производственные предприятия  создавались также  государством (Пушечный двор — с конца XV в., в XVII в. действовали Печатный, Хамовный, Монетные дворы). Это еще одно свидетельство активности государства в хозяйственной сфере. При этом затрачивались крупные средства. Но вряд ли это можно считать предпринимательством в чистом виде — большей частью эти предприятия обслуживали потребности казны и двора, нежели приносили прибыль. Работали на них казенные ремесленники, находившиеся в зависимости от государства. Организовывали производство в своих вотчинах и некоторые бояре — например, Б.Морозов наладил в своих владениях производство поташа, который поставлялся в казну, шел на экспорт. Однако здесь не происходило существенных затрат капитала; оборудования никакого почти не требовалось, использовался труд кре постных крестьян.

В XVII в. несколько предприятий  было создано купцами-иностранцами. В основном, это железные заводы, первый из которых был основан голландцем А.Виниусом в 1632 г. недалеко от Тулы. Позднее в этом же регионе несколько заводов было основано его компаньонами и преемниками Ф.Акемой и П.Марсели сом. Известен стекольный завод брабантца Ю.Коета, несколько пороховых заводов, основанных иноземцами в конце XVII века. Но продукция этих предприятий большей частью поступала в казну. На них, особенно на железных заводах, широко использовался труд не наемных рабочих, а приписных крестьян, которые находились в зависимости от государства, которое обязывало их работать на заводчика-иностранца. Да и таких предприятий было немного. За весь XVII в. насчитывается не более 30, многие из них действовали на протяжении лишь нескольких лет.

Все это свидетельствует  о том, что процессы первоначального  накопления, связанные  с инвестициями капитала в производство, находились в зачаточном состоянии. Этому препятствовала крайняя узость рынка  труда. В XVII в. все  большая часть  трудящегося населения вовлекалась в крепостную зависимость. Лишь незначительное число выходцев из разных слоев населения, разорившихся ремесленников могли свободно наниматься на производство. Наемный труд сохранял немало архаичных черт: поступавшие на работу не могли уйти раньше установленного срока, обязывались друг по друге круговой порукой, должны были подчиняться не только хозяину, но и членам его семьи и т. д. Сами обладатели крупных капиталов не стремились вкладывать их в производство. В условиях неустойчивости конъюнктуры, усиления налогового гнета со стороны государства, чрезмерно высокого процента по кредиту капиталы направлялись туда, где они обращались быстрее — т. е. в торговлю, а не в производство.

Завершая  разговор о предпринимательстве  допетровской эпохи, нельзя не сказать еще об одной его черте, проявившейся уже в ту пору. Многие купцы, промышленники, да и рядовые торговцы, ремесленники посада, движимые религиозным чувством, вкладывали средства в строительство и украшение храмов, поощряя и поддерживая тем самым творчество замечательных мастеров. Так возникало меценатство в российской предпринимательской среде. Те же Строгановы в конце XVI и в начале XVII вв. покровительствовали творчеству наиболее искусных иконописцев, стремящихся к особому изяществу живописи, заказывая и приобретая их произведения для своих "горниц". Сложилась целая художественная школа, именуемая "строгановской". В конце XVII в. можно говорить и о "строгановском" стиле в архитектуре. Широко известна своим ярким и характерным обликом церковь Рождества Богородицы в Нижнем Новгороде, построенная на средства Г.Д. Строганова. От Строгановых стремились не отстать и другие крупные предприниматели. В Москве, Ярославле, Костроме, Устюге Великом, других городах возводятся яркие, богато украшенные внутри и снаружи "посадские" храмы. Среди них и церковь Троицы, возведенная семейством Никитниковых, до сих пор являющаяся одним из самых замечательных украшений Китай-города в Москве. Здесь неподалеку находился не менее знаменитый шедевр — церковь Николы Большой Крест, построенная при участии гостей Филатьевых и разрушенная в 30-х годах XX века.

Русские купцы вели торговлю не только с Царьградом. Большая торговля велась с варягами, у которых покупали бронзовые и железные изделия (особенно мечи и топоры), олово и свинец, а также с арабами, откуда в страну поступали бисер, драгоценные камни, ковры, сафьян, сабли, пряности.

Первый  русский свод законов "Русская  правда" был пронизан духом предпринимательства. Он мог возникнуть только в обществе, где важнейшим  занятием была торговля, а интересы жителей тесно связаны с результатом торговых операций. В своде законов четко были определены такие понятия как краткосрочный и долгосрочный займы, торговая комиссия и вклад в торговое компанейское предприятие, торговый кредит и другие; давался определенный порядок взыскания долгов с несостоятельного должника при ликвидации его дел.

Успешный  рост предпринимательской  деятельности в Древней  Руси подтверждался  широким развитием  кредитных отношений. Новгородский предприниматель  купец Климята (Клемент), живший в конце XII - начале XIII века, сочетал свою широкую торговую деятельность с предоставлением кредитов.

Он  не только предоставлял кредиты, но и брал их. По поводу предпринимательского кредита на Руси было особое мнение. Считалось не по-христиански брать высокие проценты. Однако пришлые люди пытались заниматься ростовщичеством под огромные проценты, что зачастую кончалось для них плачевно. Позднее Владимиром Мономахом был введен Устав, который резко ограничивал сумму процента, выплачиваемого по кредиту (не более 20% в год), и тем самым подрывал позиции паразитического предпринимательства, наживавшегося на народной нужде.

В эпоху Ивана Грозного символом русского предпринимательства  становится энергичная деятельность купцов Строгановых. Самый знаменитый основатель рода Строгановых Аника Федорович продолжил и довел до совершенства сольвычегодские варницы и построил множество варниц на Кольской губе. Он также вел большую торговлю с иностранными купцами. Строгановы торговали и с народами Урала и Приуралья, что способствовало началу активного освоения русскими людьми Урала и Сибири.3

Потомки Аники Федоровича строили города, предприятия, множество разных храмов, были инициаторами отправления отрядов  Ермака на завоевание Сибири, всячески способствовали освобождению Руси от интервентов. Строгановы прославились не только предпринимательской деятельностью, но и меценатством.

Информация о работе История развития предпринимательства на Урале и в России