История предпринимательства России

Автор: Пользователь скрыл имя, 07 Мая 2012 в 12:02, реферат

Описание работы

Целью работы является изучение истории российского предпринимательства, начиная с той поры, когда зародились более цивилизованные торговые отношения и, когда началось производство каких-либо предметов именно для продажи, а не для собственного пользования.

Содержание

Введение.
1. Сущность предпринимательства.

2.Российское предпринимательство.
История российского предпринимательства.
Развитие предпринимательства на современном этапе.
Кодекс чести предпринимателя.
Заключение.
Приложение.
Список литературы.

Работа содержит 1 файл

история предпринимательства России.docx

— 52.52 Кб (Скачать)

    Государственное автономное образовательное  учреждение начального профессионального  образования профессиональное училище  № 51

 пос.  Акбулак 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

«ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВО  В РОССИИ»

 

 

 

 

 

 

                                                                            Выполнила учащаяся 1 курса

группы 14.2/ «Повар, кондитер»

                                                                                  Иванова Анастасия.

                                                                                  Научный руководитель

                                                                                  преподаватель  экономики

                                                                                  Териченко Т.В.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                                            Акбулак 2011

 

 

                                                             

                                                       Оглавление

Введение.

     1. Сущность предпринимательства.

 

2.Российское предпринимательство.

    1. История российского предпринимательства.
    2. Развитие предпринимательства на современном этапе.
    3. Кодекс чести предпринимателя.

    Заключение.

    Приложение.

    Список литературы.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение.

Взрослые часто спрашивают нас, кем мы хотим стать, когда  вырастем. Но ведь это так непросто - выбрать ту единственную профессию, в которой ты сможешь стать  настоящим мастером. Для этого  нужны не только знания, но и возможность  попробовать свои силы в разных областях, иначе можно так никогда и  не узнать, какими склонностями, способностями  и талантами обладаешь. 
Я очень люблю готовить. Все свободное время я провожу на кухне. Мне нравится  придумывать что-то новенькое, экспериментировать. 
А еще мне бы хотелось стать врачом. Это нужная людям и благородная профессия, потому что помогает преодолевать болезни, а иногда даже побеждать смерть. 
А еще я очень люблю читать, и в детстве думала о том, что было бы неплохо стать в будущем писателем. Однако все мои попытки самостоятельно писать стихи, рассказы и сказки оканчивались неудачно. Наверное, у меня нет литературного таланта, а без него писателем не станешь.

Но больше всего на свете  я хотела бы иметь свой ресторан, заняться бизнесом. Быть самодостаточной, счастливой, успешной, богатой. 
Вот как сложно выбрать профессию! Мне бы очень хотелось найти работу, в которой именно я могла бы достичь вершин или совершить открытия, но для этого нужно так много узнать и так долго учиться!

Мне кажется, что бы понять как развивается бизнес надо знать  с чего же все началось, как вчера  еще бедный крестьянин, а уже завтра владелец мануфактуры. Как он добился  такого успеха!?

 Целью работы является изучение истории российского предпринимательства,  начиная с той поры, когда зародились более цивилизованные торговые отношения и, когда началось производство каких-либо предметов именно для продажи, а не для собственного пользования.

Многие молодые Люди сегодня, мечта о  своем будущем, говорят:        «Хочу заняться бизнесом, хочу иметь  свое дело». Остановитесь на минутку  и подумайте: а тот ли путь  я для себя выбрал и смогу ли я на нем чего-нибудь добиться?

 

 

 

1.Сущность предпринимательства.

 

Предпринимательство - одна из важнейших составляющих  экономики.  В  странах рыночной экономики  предпринимательство получило  широкое  распространение и составляет подавляющую  часть среди всех форм  организаций. За последние десять лет в России появились миллионы предпринимателей и  собственников.  В связи с  приватизацией за государством  осталась  лишь  часть  организаций  и предприятий, а остальные  перешли  в  частное  владение.  Основную   часть российского предпринимательства  составляет малый и средний бизнес. 

Главной задачей предпринимателя  является управление предприятием,  которое  включает в  себя  рациональное  использования  ресурсов,  организацию   процесса   на инновационной основе и  хозяйственном  риске,  а  также  ответственность  за конечные результаты своей деятельности. Общественный характер предпринимательства означает  не  только  деятельность участвующих  в  нем  агентов,  но  и  наличие  в общественном  хозяйстве определённых условий позволяющие реализовать  присущие предпринимательству функциональные  признаки. Совокупность таких условий   составляет   среду предпринимательства, важнейшими элементами  которой  являются  экономическая свобода  и  личная  заинтересованность.   Экономическая   свобода   является определяющим  признаком  предпринимательской  среды.   Для   предпринимателя  наличие экономической свободы  – это не  только  возможность  заниматься  тем или иным видом  деятельности и иметь равный доступ к ресурсам и рынкам, но  и морально-этическая  санкционированность  предпринимательской   деятельности.

Личная заинтересованность выступает  движущим  мотивом  предпринимательства, поэтому  обеспечение  условий   для   присвоения   полученных   результатов, извлечения   и   накопления   дохода    является    определяющим    условием предпринимательской среды.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2.1 История российского  предпринимательства.

Древнерусское государство, созданное в конце IX века складывается путем

объединения восточнославянских племен, располагавшихся вдоль знаменитого  торгового пути “из варяг в  греки”. Торговля являлась одной из основ хозяйственной жизни славян. Оплотом развития предпринимательства  на Руси становились города, в которых  сосредотачивались массы товаров, распределяемые отсюда как по стране, так и за рубеж. Вокруг городов  возникало множество торговых и  промысловых поселений. Сюда сходились  для торговли купцы, бобровники, бортники, звероловы, лыкодеры и другие тогдашние "промышленники". Места эти  получали названия погостов. После  принятия христианства здесь совершались  сделки, заключались договоры, отсюда пошла традиция ярмарочной торговли. В подвалах церквей хранился необходимый  для торговли инвентарь, складывались товары, а также хранились торговые договоры.

Купцы и предприниматели  в Древней Руси не были выделены в отдельное сословие.

В предпринимательской деятельности принимали участие все слои общества (в том числе князья и бояре). По словам византийского императора Константина Багрянородного русские  купцы в ноябре отправлялись вглубь страны, на погосты, чтобы распродать византийские товары и скупить товары для зарубежной торговли на следующий  год. Весной они возвращались в Киев, а из Киева на суднах добирались до Царьграда. В данном городе русские  купцы пользовались различными льготами. Шесть месяцев они торговали  в Царьграде и  возвращались к  себе на родину не ранее октября. Такая  предпринимательская деятельность велась Русью не одно столетие. Круговорот торговой жизни сыграл огромную роль в освоении и объединении русских  земель. Русские купцы вели торговлю не только с Царьградом. Большая  торговля велась с варягами, у которых  покупали бронзовые и железные изделия (особенно мечи и топоры), олово и  свинец, а также с арабами, откуда в страну поступали бисер, драгоценные  камни, ковры, сафьян, сабли, пряности.

Первый русский  свод законов "Русская правда" был пронизан духом

предпринимательства. Он мог  возникнуть только в обществе, где  важнейшим занятием была торговля, а интересы жителей тесно связаны  с результатом торговых операций. В своде законов четко были определены такие понятия как  краткосрочный и долгосрочный займы, торговая комиссия и вклад в торговое компанейское предприятие, торговый кредит и другие; давался определенный порядок  взыскания долгов с несостоятельного должника при ликвидации его дел.

Успешный рост предпринимательской  деятельности в Древней Руси подтверждался  широким развитием кредитных  отношений. Новгородский предприниматель купец Климята (Клемент), живший в конце XII - начале XIII века, сочетал свою широкую торговую деятельность с предоставлением кредитов.                Он не только предоставлял кредиты, но и брал их.               

По поводу предпринимательского кредита на Руси было особое мнение. Считалось не по-христиански брать  высокие проценты. Однако пришлые  люди пытались заниматься ростовщичеством  под огромные проценты, что зачастую кончалось для них плачевно.

Позднее Владимиром Мономахомбыл введен Устав, который резко

ограничивал сумму процента, выплачиваемого по кредиту (не более 20% в год), и тем самым подрывал позиции паразитического предпринимательства, наживавшегося на народной нужде.

Русский историк В. Безобразов, анализируя характер великороссов, отмечая черты, которые могли способствовать развитию русского предпринимательства, выделяет особо:

·        чувство  меры

·        практический расчет

·        самообладание

·        трезвость  характера

·        сила воли.

Именно эти черты определяли его успех  более тысячи лет.

Одним из самых характерных  городов русского предпринимательства  был Новгород Великий. Торговлей  и предпринимательством здесь жила большая часть населения, и предприниматель  был главной фигурой, о которой  складывались сказки и легенды. Одной  из них является былина о Садко, купце- предпринимателе, который показан как герой-богатырь, причем подвигом представлена его торговая деятельность. Новгородские купцы вели свою торговлю и промысловую деятельность артелями, или компаниями, представлявшими из себя хорошо вооруженные отряды. Самые основательные новгородские предприниматели объединялись в торгово-промышленную ассоциацию, именуемую тогда "Иваново сто", имевшую свой центр около храма святого, Иоанна Предтечи в Опоках. Здесь располагался общественный гостиный двор, где купцы складывали свои товары, а также находилась "гридница" (большая палата), для проведения деловых совещаний.

Возникающие между предпринимателями  и потребителями противоречия решались в специальном торговом суде.

Купцы, входившие в "Иваново  сто", обладали большими привилегиями. В случае финансовых затруднений  им предоставляли кредит или даже безвозмездную помощь.

При опасных торговых операциях  от "Иваново сто" можно было получить

вооруженный отряд для  охраны. Однако вступить в "Иваново  сто" мог только очень состоятельный предприниматель.

Сильно развитая система  предпринимательства вкупе с  народным самоуправлением были главными условиями экономического процветания  древнего Новгорода, которое неоднократно отмечалось иностранными купцами и  путешественниками. Кроме "Иваново  сто", в русских городах существовали и другие профессиональные объединения  предпринимателей. Например, в XIV-XVI веках  торговые предприниматели, имевшие  лавки на городском торгу ("ряда"), объединялись в самоуправляемые  организации, члены которых назывались "рядовичами". Тверской купец Афанасий Никитин в своих записках "Хожение  за три моря - Каспийское, Индийское  и Черное" рассказывает о том, как, несмотря на все трудности он преодолевает полный смертельных опасностей путь от Твери до южных берегов  Каспийского моря, через всю Персию, Индию, а затем возвращается на Русь.

В эпоху Ивана Грозного символом русского предпринимательства  становится энергичная деятельность купцов Строгановых. Самый знаменитый основатель рода Строгановых Аника Федорович продолжил и довел до совершенства сольвычегодские варницы и построил множество варниц на Кольской губе. Он также вел большую торговлю с иностранными купцами. Строгановы торговали и с народами Урала и Приуралья, что способствовало началу активного освоения русскими людьми Урала и Сибири.

Потомки Аники Федоровича строили города, предприятия, множество  разных храмов, были инициаторами отправления  отрядов Ермака на завоевание Сибири, всячески способствовали освобождению Руси от интервентов. Строгановы прославились не только предпринимательской деятельностью, но и меценатством. Рядом со Строгановыми успешно работали их многочисленные конкуренты, крупные солепромышленники, торговцы, гости: Никитниковы, Шорины, Светешниковы, Веневитиновы и другие.

Москва XV века, по свидетельству  многих иностранцев, бывших там, отличалась особым изобилием дешевых съестных продуктов, что свидетельствовало  о широком развитии товарных отношений  среди крестьян. Ремесленными изделиями  торговали в лавках, на рынках и  в мастерских. С глубокой древности  ряд дешевых массовых товаров, изготавливаемых  городскими ремесленниками, распространялся  купцами-

коробейниками по всей стране.

Русские купцы вели торговлю с Литвой, Персией, Хивой, Бухарой, Крымом, Кафой, Азовом и другими странами.

Уже в XVI-XVII веках Россия обладает сильно развитой торговой сетью. В

городах, посадах, селах, возле  монастырей, на ярмарках ведут оживленную

Информация о работе История предпринимательства России