Государственное регулирование малого предпринимательства

Автор: Пользователь скрыл имя, 26 Октября 2013 в 12:02, курсовая работа

Описание работы

Осуществляемые в нашей стране экономические реформы при всей их непоследовательности и противоречивости явились условием становления и развития малого предпринимательства, которое решает основные функции, присущие вообще предпринимательской деятельности. Во всех экономически развитых странах государство оказывает большую поддержку малому предпринимательству, которому свойственны цивилизованные черты. Дееспособное население все больше и больше начинает заниматься малым бизнесом.
Малое предпринимательство как полноправный субъект экономики существует в России более десяти лет. На эти годы пришелся, пожалуй, самый трудный период – период становления, когда заново создавались нормативно-правовая база, регулирующая предпринимательскую деятельность в специфических малых формах, когда вырабатывались основные цели и первоочередные задачи государственной политики в области малого предпринимательства, разрабатывались механизмы реализации целевых установок.

Работа содержит 1 файл

Государственное регулирование малым предпринимательством.doc

— 192.50 Кб (Скачать)

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Федеральное государственное бюджетное  образовательное учреждение высшего  профессионального образования

«Забайкальский государственный  университет»

(ФГБОУ ВПО «ЗабГУ»)

Факультет дополнительного профессионального образования

Кафедра государственного, муниципального управления и политики

 

 

 

 

 

 

 

КУРСОВАЯ РАБОТА

 

по дисциплине: Основы ГМУ

на тему « Государственное регулирование  малого предпринимательства»

 

 

 

 

 

 

Выполнил студент группы

                                                       Жамьянова Э.К.

                                                           «22» ноября 2012 г.

                                                       

                                                         Проверил доцент

                                                     Новикова А.В.

                                                                   «___»___________2012г.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Чита 

2012

Содержание

 

 

Введение

 

Как показывает опыт развитых стран, малое и среднее предпринимательство играет весьма и весьма большую роль в экономике, его развитие влияет на экономический рост, на ускорение научно-технического прогресса, на насыщение рынка товарами необходимого качества, на создание новых дополнительных рабочих мест, то есть решает многие актуальные экономические, социальные и другие проблемы. А развитие малого бизнеса в нашей стране поможет решить ряд острейших социально-экономических проблем переходного периода. Это формирование эффективной структуры экономики, создание среднего класса, смягчение безработицы, распределение доходной части бюджетов всех уровней, обеспечение политической стабильности в обществе.

В реформировании российской экономики  еще со времен перестройки малые  предприятия (МП) взяли на себя роль создателя почвы для новой системы хозяйствования. Доминирующий сегодня частный сектор зарождался именно в сфере малого бизнеса. И вполне закономерно, что к настоящему времени, по официальным данным, на долю частных субъектов малого предпринимательства в общем количестве частных, государственных и муниципальных, общественных МП приходится 84%. Малые предприятия, располагая 3,4% стоимости основных средств экономики России и 14% числа занятых, производят 12% ВВП и дают 1/4 всей прибыли по народному хозяйству. Это говорит о широких, но еще далеко не полностью раскрытых внутренних возможностях развития малого предпринимательства.

Осуществляемые в нашей стране экономические реформы при всей их непоследовательности и противоречивости явились условием становления и развития малого предпринимательства, которое решает основные функции, присущие вообще предпринимательской деятельности. Во всех экономически развитых странах государство оказывает большую поддержку малому предпринимательству, которому свойственны цивилизованные черты. Дееспособное население все больше и больше начинает заниматься малым бизнесом.

Малое предпринимательство как  полноправный субъект экономики  существует в России более десяти лет. На эти годы пришелся, пожалуй, самый трудный период – период становления, когда заново создавались нормативно-правовая база, регулирующая предпринимательскую деятельность в специфических малых формах, когда вырабатывались основные цели и первоочередные задачи государственной политики в области малого предпринимательства, разрабатывались механизмы реализации целевых установок.

Российский малый бизнес вступил  во второе десятилетие. Однако его масштабы, отраслевая структура и занятость  в последние 5-6 лет практически  не изменилась. От чего это происходит я попытаюсь разобрать в своей работе, ориентируясь и анализируя в основном статьи из газет и журналов, а также научные работы таких ученых как: Блинов А., Архипов А., Баткилина Г., Калинин В., Кочетов Э., Виленский А. 

 

Глава 1. Общая  характеристика и роль малого предпринимательства

1.1. Основные критерии определения малого предприятия

В соответствии с Федеральным законом  от 1995 г. (с изм. и доп. от 31.07.98 г.) № 88-ФЗ "О государственной поддержке  малого предпринимательства в РФ" с изменениями и дополнениями от 31.07.98г. (статья 3) под субъектами малого предпринимательства понимают коммерческие организации, в уставном капитале которых доля других предприятий (юридических лиц), не являющихся субъектами малого предпринимательства, не превышает 25%, а средняя численность персонала составляет не более, чел.: в розничной торговле и бытовом обслуживании — 30, в оптовой торговле — 50, в промышленности — 100, в строительстве — 100, на транспорте — 100, в сельском хозяйстве — 60, в научно-технической сфере — 60, в других видах деятельности —50.

Средняя численность работников малого предприятия за отчетный период (квартал, год) определяется с учетом всех его  служащих, в том числе работающих по договорам, а также в других обособленных подразделениях этой организации. В случае превышения заданной нормы численности предприятие лишается установленных льгот на срок этого нарушения, а также в течение последующих трех месяцев (статья 3).

Субъектами малого предпринимательства  являются также физические лица, занимающиеся предпринимательской деятельностью без образования юридического лица.

Малые предприятия, осуществляющие несколько  видов деятельности, относятся к  таковым по критериям того вида деятельности, доля которого является наибольшей в  годовом объеме оборота или прибыли. В зарубежных странах к малому бизнесу, как правило, относят предприятия с численностью занятых от одного до 500 чел., при этом: от одного до 20 — это ремесленные, 20-100 — малые, 100-500 — средние предприятия. В Германии, например, действуют такие группировки малых предприятий: от 1 до 19, от 20 до 49, от 50 до 99, от 100 до 199, от 200 до 499 чел.

В Японии в зависимости от численности  персонала разделяют семь групп  предприятий: 1-4, 5-9, 10-29, 30-49, 50-99, 100-299 и 300-499.

В качестве критерия размера предприятия, кроме численности персонала, используют также объем капитала. Так, Белая книга по малым и средним предприятиям Японии относит компании с капиталом от 10 до 100 млн. иен к малым и средним, а с капиталом свыше 100 млн. — к крупным.1

 

1.2.Виды малых предприятий

 

Приведу критерии отнесения предприятий  к малому бизнесу, применяемые в  странах с развитой рыночной экономикой. Итак в Европейском сообществе с 1 января 1995г. к малым предприятиям относятся те, которые не превышают  следующих показателей:

количество занятых работников до 50 чел.;

годовой оборот менее 4 млн. ЭКЮ;

сумма баланса менее 2 млн. ЭКЮ.

К средним предприятиям в ЕС относят  те, которые не превышают:

количество занятых работников от 50 до 250 чел.;

годовой оборот менее 16 млн. ЭКЮ;

сумма баланса менее 8 млн. ЭКЮ.

При определении мер поддержки  субъектам малого бизнеса на уровне стран ЕС могут применяться и  другие показатели, а страны, входящие в ЕС, могут использовать и свои показатели при отнесении предприятий  к малым. Другие Экономические организации устанавливают свои меры отнесения фирм к категории малого бизнеса. Так международная Организация Экономического Сотрудничества и Развития (ОЭСР), в которую входят экономически высокоразвитые страны, определяет предприятия с числом занятых до 19 чел. как “средние” и свыше 500 чел. как крупные.

Рассмотрим как относят предприятия  к малым странам с развитой экономикой и узнаем каков мировой  опыт малого бизнеса.

Согласно Закону “О компаниях”, в  Великобритании малое предприятие  должно соответствовать двум из следующих критериев:

оборот не более 2,3 млн. ЭКЮ;

активы не более 1,5 млн. ЭКЮ;

средняя численность занятых до 50 чел.

Во Франции малыми считаются  предприятия, на которых численность  занятых не превышает 500 чел. и годовой  оборот до взимания налогов, оцененный на момент закрытия итогового баланса, ниже 200 млн. франков. Причём в различных отраслях экономики размер фирмы оценивается по разному. Если в сельском хозяйстве и пищевой промышленности фирмы с занятостью свыше 200 чел. считаются крупными, то в отрасли производства оборудования порог численности - 500 чел.

В Германии определённое понятие о  малом бизнесе отсутствует, но в  соответствии с классификацией федерального министерства хозяйства к мелким относят фирмы с числом занятых  до 49 чел. и ежегодным оборотом менее 1 млн. марок.

В США федеральным законом о  малом бизнесе установлено, что  малая фирма - это фирма имеющая  одного или нескольких владельцев, с числом занятых не больше 500 чел., величиной активов не больше 5.000.000 $ и годовой прибылью не выше 2.000.000 $. В зависимости от количества нанятых работников все предприятия США делятся на:

наименьшие - 1 - 24 занятых;

малые - 25 - 99 занятых;

крупные - 500 - 999 занятых;

крупнейшие - 1000 и более занятых.

В США малым считают предприятия, управляемые независимыми собственниками и не занимающие доминирующего положения на товарных рынках.

В российской практике существования  малого предпринимательства было разрешено  в 1988г. В этот период к числу малых  отнесли государственные предприятия, на которых среднее число ежегодно занятых не превышало 100 чел. В последствии критерии отнесения предприятий к малому бизнесу неоднократно менялись в соответствии с принятием новых законов о малом предпринимательстве.

Под субъектами малого бизнеса стали  пониматься коммерческие организации, в уставном капитале которых доля участия РФ, субъектов РФ, общественных и религиозных организаций, благотворительных и иных фондов не превышает 25% доля, принадлежащая одному или нескольким юридическим лицам, не являющимся субъектами малого бизнеса, не превышает 25% и в которых средняя численность работников за отчётный период не превышает предельных уровней:

в промышленности - 100 чел.;

в строительстве - 100 чел.;

на транспорте - 100 чел.;

в с/х - 60 чел.;

в научно технической сфере - 60 чел.;

в оптовой торговле - 50 чел.;

в розничной торговле и бытовом  обслуживании населения - 30 чел.;

в остальных отраслях и при осуществлении  других видов деятельности - 50 чел.

В Федеральном Законе “О государственной  поддержке малого предпринимательства в РФ” установлено, что под субъектами малого бизнеса понимаются также физические лица, занимающиеся предпринимательской деятельностью без образования юридического лица.

1.3. Роль малого предпринимательства  в развитии экономики

Основу рыночной экономики любой страны составляет малый бизнес, осуществляемый малыми предприятиями. Статистика показывает, что в развитых странах на долю их производства приходится более половины всей продукции.

Малые предприятия не требуют больших  средств на свое создание. Они оперативно реагируют на колебания рыночной конъюнктуры, быстро и гибко перестраивают свою хозяйственную деятельность. Малый бизнес является питательной средой, необходимой для развития инициативы и предприимчивости, без которых не может быть полноценной, эффективной экономики, развитого общества. Большинство новых, прогрессивных идей, связанных с развитием бизнеса, появляется и реализуется на практике именно на малых предприятиях.

Из 2 млн. всех предприятий Германии 95% составляют малые и средние  фирмы. На их долю приходится 65% рабочей силы, 57% национального дохода, 41% годового объема капиталовложений.

По расчетам Международной Федерации  мелких и средних промышленных предприятий  в среднем по 18 странам (с общей  численностью занятых 30 млн. чел.), на долю малых и средних предприятий приходится свыше 30% капитальных вложений. Кроме того, в таких странах, как США, Германия, Великобритания, Италия, за счет малого бизнеса создаются две трети новых рабочих мест.

Наибольшую долю и значимость малый  бизнес представляет в торговле. По характеру своей деятельности торговые предприятия, особенно магазины, торгующие товарами повседневного спроса, максимально приближены к покупателю. В связи с этим города, их районы и даже микрорайоны должны быть охвачены густой сетью мелких магазинов. Статистика США показывает, что если общее количество занятых в малом бизнесе здесь составляет 3 млн. 806 тыс. чел., то в розничной торговле их насчитывается 1 млн. 45 тыс. (27,5%), а в оптовой — 421 тыс. (11,1%).

В России при общем количестве малых предприятий около 1 млн. (85% из них — частные) на оптовую, розничную торговлю и занятых на общественное питание приходится свыше 40%, на строительство — 16, промышленность — 15, общую коммерческую деятельность по обслуживанию рынка — 6, науку и научное обслуживание — 6, транспорт и связь — два, сельское хозяйство — один и на другие отрасли экономики — около 10%. В настоящее время в малом бизнесе работают свыше 15 млн. чел. Диапазон вовлеченности трудоспособного населения в малый бизнес колеблется от 2% в Мордовии до 31% в Москве. Объем инвестиций малых предприятий составил 11% от общих инвестиций в стране. Согласно экспертным оценкам, в России малые предприятия в состоянии дать ежегодную прибыль в 500 млн. руб., а также ежегодные поступления в бюджет налога на добавленную стоимость более 83 млн. руб. Таких показателей можно достичь в случае передачи малым предприятиям безвозмездно или в льготную аренду пятой части тех основных фондов, которые не используются на данный момент крупными промышленными предприятиями1.

По данным Торгово-промышленной палаты РФ, в настоящее время отечественный  малый бизнес становится надежной опорой стабильных налоговых поступлений  в бюджеты всех уровней. Так, в  Москве налоговые сборы с малых  предприятий дают до 50% поступлений в городской бюджет, в Зеленограде — до 80%. В Самарской и Новосибирской областях такие показатели составляют соответственно 29 и 20%. По оценкам экспертов ТПП РФ, на один рубль государственных средств, вложенных в поддержку малого предпринимательства, включая незначительные налоговые льготы, страна получает от 20 до 100 рублей дополнительной продукции и услуг. На долю малого бизнеса приходится 10—12% валового внутреннего продукта страны, а также 9% продукции промышленности.

Информация о работе Государственное регулирование малого предпринимательства