Государственное регулирование эффективности малого бизнеса

Автор: Пользователь скрыл имя, 26 Декабря 2011 в 14:42, курсовая работа

Описание работы

Малый бизнес в рыночной экономике — ведущий сектор, определяющий темпы экономического роста, структуру и качество валового национального продукта. Во многих развитых странах на долю малого бизнеса приходится 60-70% ВНП. Но дело не только в количественных показателях. Этот сектор по своей сути является типично рыночным и составляет основу современной рыночной инфраструктуры, так как он в первую очередь обеспечивает конкурентную среду экономики.

Содержание

Проблемы малого предпринимательства в России.
Система государственной поддержки малого предпринимательства в России.
Налогообложение малого бизнеса, как стимулятор его развития.

Работа содержит 1 файл

финансовый менеджмент малого бизнеса.doc

— 117.50 Кб (Скачать)

   Как мы видим, в законе указано, что для  представителей малого и среднего бизнеса  предусмотрен ряд льгот. В том числе – применение специальных налоговых режимов. В связи с этим, возможно, будет расширен круг тех, кто может применять упрощенку.

   За  последние годы система государственной  поддержки малых предприятий  стала более целенаправленно. Органы исполнительной и законодательной власти усилили внимание к проблемам институциональных преобразований развития негосударственного предпринимательства. Это нашло отражение в Гражданском кодексе Российской Федерации, ряде законодательных актов, программных документов по углублению экономических реформ.

   Активизировалась  финансово-кредитная поддержка малых  предприятий из средств, аккумулируемых в специализированных фондах. Вводятся местные налоговые льготы, выделяются средства из местных бюджетов на создание инфраструктуры малого бизнеса. Образованы и действуют агентства поддержки предпринимательства, учебно-деловые и информационные центры, юридические, аудиторские, консалтинговые фирмы, обслуживающие малое предпринимательство.

   Несмотря  на сложность общеэкономической  ситуации динамика показателей развития малых предприятий в отдельных регионах, а также факторов их определяющих (высокая фондоотдача, уровень загрузки оборудования, приток капиталов), свидетельствует о высоком потенциале и жизнеспособности этого сектора экономики. Малые предприятия все более последовательно выполняют функции накопления капиталов, сглаживания острых социальных конфликтов, характерных для переходного состояния российской экономики.

   Однако, в развитии российского малого предпринимательства  сохраняется ряд негативных тенденций. Еще значительное число прошедших регистрацию предприятий, либо не приступают к хозяйственной деятельности, либо вскоре ликвидируются. Особое беспокойство вызывают недостаточные темпы развития малых предприятий в промышленности и строительстве. Из-за усиливающегося налогового бремени, криминального воздействия наблюдается уход малых предприятий в сферу "теневой экономики". В ряде регионов России не уделяется должного внимания и не оказывается должной поддержки развитию малых предприятий.

   Сложилась ситуация, при которой в одних  сферах (торговля, общая коммерческая деятельность и прочие) малое предпринимательство развивается достаточно быстро, аккумулируя большие капиталы, и, в принципе, не нуждается в специальной государственной поддержке. В производстве, инновационной деятельности, как и в ряде, экономически депрессивных регионов страны, малое предпринимательство имеет значительные потенции развития. Это требует значительной поддержки со стороны федерального уровня, в том числе и через специальные программы поддержки предпринимательства, при повышенном внимании государственных структур.

   В настоящее время основная цель деятельности федеральных и местных органов  власти это обеспечение устойчивого  развитие малого предпринимательства  в производственной и инновационной сферах, как неотъемлемой части новой структуры экономики, всего хозяйственного уклада, важнейшего направления создания новых рабочих мест и эффективных институциональных преобразований.

   В рамках указанной генеральной цели, необходимо решить ряд специальных задач. Прежде всего, это создание правовых, экономических и технологических условий для устойчивого развития малого предпринимательства в качестве важнейшего элемента институциональных преобразований, неотъемлемой части новой структуры экономики, переходящей от стабилизации к подъему. Целенаправленное формирование системы государственной поддержки малого предпринимательства, последовательное повышение организационной роли и ответственности предпринимательства и развития конкуренции.

   Поддержка государственными органами должна быть направлена на дальнейшее развитие системы  нормативно-правового обеспечения  предпринимательской деятельности, отражение в законодательных  и нормативных актах Российской Федерации и субъектов Российской Федерации интересов малого предпринимательства, развитие положений Федерального Закона "О государственной поддержке малого предпринимательства в Российской Федерации". Имеется в виду отражение в правовых актах особенностей субъектов малого предпринимательства с целью устранения их менее благоприятного конкурентного положения в экономике по сравнению с более крупными предприятиями, содействие развитию и проявлению их социально-экономических преимуществ. Соответственно, финансово-кредитная и инвестиционная поддержка должна сочетать оптимизацию налоговых льгот и создание благоприятного инвестиционного климата. Сочетание мер прямой и косвенной поддержки должно способствовать формированию необходимого стартового капитала для вновь создаваемых малых предприятий и преодолению негативной тенденции их ухода от налогообложения.

В результате выполнения мероприятий формирование инфраструктуры поддержки и развития малого предпринимательства станет возможным соединение отдельных  звеньев и элементов инфраструктуры в систему, включающую разветвленную сеть инфраструктурных объектов (центры и агентства поддержки предпринимательства, выставочные и демонстрационно-дилерские центры, бизнес-инкубаторы, информационные, консультационные и учебно-деловые центры, лизинговые компании, центры ремесел и так далее) на федеральном и региональном уровнях.

     Развитие  малого предпринимательства предполагает реализацию мер по социальной защищенности и безопасности в малом бизнесе. Исполнение намеченных мероприятия  позволит улучшить системы пенсионного, социального и медицинского страхования в интересах малого предпринимательства. Предстоит решить проблемы социальной защищенности работников малых предприятий, охраны труда и техники безопасности, учитывая повышенный риск, характерный для этой сферы деятельности.

3. Налогообложение малого бизнеса, как стимулятор его развития.

     Налогообложение в малом бизнесе – вопрос, пожалуй, один из самых злободневных. Платить  или не платить налоги – решает каждый для себя сам. Хотя с точки  зрения закона здесь и вариантов быть не может. Конечно, налогообложение малого бизнеса в нашем государстве несовершенно, но это не повод, чтобы не платить налоги совсем. Гораздо более разумным и законным выходом из положения является подбор оптимальной системы налогообложения малого бизнеса. Многие индивидуальные предприниматели выбирают упрощенную систему налогообложения, но даже с ней новичку бывает сложно разобраться. Отчетность меняется слишком часто даже в сфере малого бизнеса, а общение с налоговой инспекцией большинство предпринимателей желает свести к минимуму. Налогообложение в бизнесе любой страны – это показатель ее развития, отношения к бизнесу и зрелость самого государства. В последнее время предпринимаются попытки со стороны государства облегчить ведение малого бизнеса. В частности, подача деклараций по упрощенке переведена на срок одного раза в год.

   Налогообложение малого бизнеса зависит от того, какая система налогообложения  малого бизнеса выбрана. Возможны четыре варианта:

  • общая система налогообложения;
  • упрощенная система налогообложения;
  • режим уплаты ЕНВД;
  • система налогообложения для сельскохозяйственных товаропроизводителей (ЕСХН).

   Находясь  на общей системе налогообложения, малый бизнес налоги платит все, предусмотренные  законодательством, если, конечно, организация или индивидуальный предприниматель не освобождены от их уплаты. В этом случае налоги для малого бизнеса, которые являются федеральными, будут следующими:

  • налог на добавленную стоимость;
  • акцизы;
  • налог на прибыль организаций;
  • налог на доходы физических лиц;
  • единый социальный налог;
  • сборы за пользование объектами животного мира и за пользование объектами водных биологических ресурсов;
  • налог на добычу полезных ископаемых;
  • водный налог.

На общей  системе предусмотрены следующие  налоги для малого бизнеса, которые являются региональными:

  • налог на имущество организаций;
  • транспортный налог;
  • налог на игорный бизнес.

К местным  налогам и сборам, уплачиваемым на общей системе налогообложения, относятся:

  • земельный налог;
  • налог на имущество физических лиц.

Налогообложение малого бизнеса на упрощенной системе будет другим. Применяя УСН, организации не перечисляют (п. 2 ст. 346.11 НК РФ):

  • налог на прибыль (за исключением налога, уплачиваемого с доходов, которые облагаются по ставкам из пунктов 3 и 4 статьи 284 НК РФ);
  • налог на имущество организаций;
  • единый социальный налог;
  • налог на добавленную стоимость (за исключением НДС, уплачиваемого при ввозе товаров на таможенную территорию РФ, а также перечисляемого согласно статье 174.1 НК РФ).

Индивидуальные  предприниматели, применяющие УСН, освобождены от уплаты (п. 3 ст. 346.11 НК РФ):

  • НДФЛ с доходов, полученных от предпринимательской деятельности (за исключением налога, уплачиваемого с доходов, облагаемых по ставкам, предусмотренным пунктами 2, 4 и 5 статьи 224 НК РФ);
  • налог на имущество физических лиц с имущества, используемого для предпринимательской деятельности;
  • ЕСН с доходов, полученных от предпринимательской деятельности, а также с выплат и иных вознаграждений, начисляемых в пользу физических лиц;
  • НДС (за исключением налога, уплачиваемого при ввозе товаров на таможенную территорию РФ, а также уплачиваемого согласно статье 174.1 НК РФ).

   Кроме обычной «упрощенки» индивидуальные предприниматели, имеющие не более  пяти наемных работников, могут выбрать  УСН на основе патента. Правда, только в том случае, если в регионе введен этот режим и предприниматель занимается именно тем видом деятельности, который содержится в перечне пункта 2 статьи 346.25.1 НК РФ.

   Индивидуальные  предприниматели и организации, применяющие режим уплаты ЕНВД, уплачивают следующие налоги и взносы:

  • ЕНВД;
  • пенсионные взносы;
  • страховые взносы в ФСС на случай травматизма с выплат работникам;
  • НДФЛ из заработной платы наемных работников.

Обратите  внимание, режим уплаты ЕНВД является обязательным. Его применяют налогоплательщики, осуществляющие виды деятельности, перечисленные в пункте 2 статьи 346.26 НК РФ, если данный режим введен в регионе.

На систему  уплаты ЕСХН вправе перейти только сельскохозяйственные производители. Они перечисляют следующие виды налогов и взносов:

  • ЕСХН;
  • пенсионные взносы;
  • страховые взносы в ФСС на случай травматизма с выплат работникам;
  • НДФЛ из заработной платы наемных работников.

Не  могут применять "упрощенку" те, кто:

- занимаются специфическими видами деятельности (банки, ломбарды, нотариусы и т.д.)

- применяют иные  специальные налоговые  режимы (за исключением  ЕНВД),

- если стоимость основных средств и нематериальных активов превышает 100 миллионов рублей.

Итак, оценив собственное предприятие по вышеперечисленным  критериям, налогоплательщик подает заявление в налоговую инспекцию и обретает возможность применения упрощенной системы.

Что же он получает в действительности?

1. Освобождение от уплаты взамен на уплату единого налога:

- налога на прибыль (для организаций) либо налога на доходы физических лиц (для индивидуальных предпринимателей);

- налога на имущество;

- налога на добавленную стоимость (за исключением подлежащего уплате при ввозе товаров на таможенную территорию РФ); 
- единого социального налога

Уплачивается единый налог не позднее 25-го числа первого месяца, следующего за истекшим кварталом (авансовые платежи) и не позднее 31 марта года, следующего за истекшим годом.

Единый  налог может рассчитываться от суммы  доходов (6% от суммы доходов) или  разницы между доходами и расходами (в этом случае применяется ставка 15%). Указать способ расчета нужно при подаче документов на право применения "упрощенки". С целью определения суммы единого налога все хозяйственные операции отражаются в Книге учета доходов и расходов.

Налоговую декларацию "упрощенцы" подготавливают за каждый квартал, т.е. посещать налоговую инспекцию для сдачи отчетности нужно раз в квартал (российские законодатели обещают в ближайшее время принять закон, разрешающий "упрощенцам" отчитываться 1 раз в год).

Информация о работе Государственное регулирование эффективности малого бизнеса