Государственная поддержка малого предпринимательства

Автор: Пользователь скрыл имя, 16 Сентября 2011 в 21:04, курсовая работа

Описание работы

Малый бизнес в большинстве стран пользуется поддержкой государства. Так например, в нашей стране действует закон «О государственной поддержке малого предпринимательства в Российской Федерации», который определяет меры по стимулированию развития малого предпринимательства. Вышесказанное подтверждает актуальность данной проблемы, и обосновывает выбор данной темы для курсовой работы.

Содержание

Введение…………………………………………………………………………….…..3

1 Малое предпринимательство в современной рыночной экономике……………...5

1.1 Понятие малого бизнеса, значение и задачи малого предприятия……………...5

1.2 Характерные особенности малого предпринимательства……………………...10

2 Развитие малого предпринимательства……………………………………...…....15

2.1 Зарубежный опыт развития малого бизнеса…………………………………….15

2.2 Малый бизнес в Российской Федерации………………………………………...19

2.3 Проблемы развития малого предпринимательства и пути их преодоления в России………………………………………………………………………………….22

3 Государственная поддержка малого предпринимательства………….……….....26

3.1 Государственная политика в области малого предпринимательства………....27

3.2 Участие государственных органов и фондов поддержки малого предпринимательства в его развитии……………………………………………......29

3.3 Упрощенная система налогообложения, учета и отчетности малых предприятий…………………………………………………………………………...31

3.4 Система законодательных актов, направленных на развитие и поддержку малого предпринимательства………………………………………………………...34

Заключение……………………………………………………………………………38

Список использованных источников……………………………………………......40

Работа содержит 1 файл

Курсовая Хизир.doc

— 209.00 Кб (Скачать)

     Упрощенная  система налогообложения, учета  и отчетности для субъектов малого предпринимательства преследует цели развития и поддержки малого предпринимательства  в Российской Федерации; снижения налогового бремени для данной категории налогоплательщиков; упрощения ведения бухгалтерского учета. Данная система налогообложения, учета и отчетности предусматривает добровольный порядок перехода на ее применение субъектами малого предпринимательства вне зависимости от вида осуществляемой ими деятельности.

     По  состоянию на 1 января 2001 года упрощенную систему налогообложения, учета  и отчетности применяли около 3 % малых предприятий и 4,2 % индивидуальных предпринимателей от общего числа поставленных на налоговый учет. Ежегодное снижение числа индивидуальных предпринимателей, применяющих упрощенную систему, объясняется введением в действие региональных законов о едином налоге на вмененый доход и переводом части индивидуальных предпринимателей по определенным видам деятельности на его уплату.

     Нельзя  не отметить положительные стороны  упрощенной системы налогообложения  учета и отчетности:

  1. В соответствии с Федеральным законом от 29.12.95 г. № 222-ФЗ «Об упрощенной системе налогообложения, учета и отчетности для субъектов малого предпринимательства» малые предприятия с численностью работающих до 15 человек и объемом выручки от реализации продукции не более 100 000 МРОТ имеют право вести бухгалтерский учет по упрощенной форме – в Книге учета доходов и расходов.

     Кроме того, указанные предприятия вместо множества налогов, предусмотренных ст.19-21 Закона РФ от 27.12.91 г. № 2118-1 «Об основах налоговой системы в Российской Федерации», уплачивают единый налог и ряд неналоговых платежей (таможенные платежи, госпошлину, лицензионные сборы, отчисления в государственные социальные внебюджетные фонды).

     Таким образом, субъектам малого предпринимательства  предоставлены преимущества в виде сокращения издержек на ведение бухгалтерского учета и составления налоговой  нагрузки на определенные категории  налогоплательщиков.

  1. Упрощенная система налогообложения, учета и отчетности снимает необходимость постоянно следить за изменениями в налоговом законодательстве, что оценивается бухгалтерами как неоспоримое преимущество. В большей степени это относится к исчислению единого налога от валовой выручки, в меньшей – к исчислению единого налога от совокупного дохода.

     В то же время применение упрощенной системы выявило и ряд  недостатков:

  1. В целях применения Федерального закона № 222-ФЗ отсутствует определение статуса субъекта малого предпринимательства.

В настоящее  время единственным законодательным  актом, определяющим статус субъекта малого предпринимательства, является Федеральный  закон от 14.06.95 года № 88-ФЗ «О государственной  поддержке малого предпринимательства  в Российской Федерации», который не относится к законодательству Российской Федерации о налогах и сборах.

Кроме того, действующая норма об отнесении  всех физических лиц, занимающихся предпринимательской  деятельностью без образования  юридического лица, к субъектам малого предпринимательства без каких-либо ограничений по численности наемных работников в настоящее время приводит к массовой перерегистрации юридических лиц как индивидуальных предпринимателей и следовательно, к потерям бюджетов всех уровней.

2)  В  связи с тем, что Правительством РФ до настоящего времени не определен  орган государственной власти, занимающийся регистрацией субъектов малого предпринимательства. Данный пробел в законодательстве затрудняет работу, как налоговых органов, так и органов государственной власти, занимающихся вопросами поддержки и развития малого предпринимательства.

  1. Федеральным законом №222-ФЗ не определен порядок подтверждения налогоплательщиком статуса субъекта малого предпринимательства, т. е. неясно, в каком перпиде необходимо подтверждать данный статус – при сдаче квартального отчета или при получении нового патента.
  2. В Федеральном законе № 222-ФЗ порядок перевода организаций-субъектов малого предпринимательства на общеустановленную систему налогообложения прописан не полностью. В настоящее время такой порядок определен только для случаев превышения установленной численности работающих, в то время как существует условие и по ограничению размера валовой выручки. Бесконтрольность за размером валовой выручки позволяет налогоплательщикам, принимающим данную систему налогообложения часть выручки, которую следует облагать налогами в общеустановленном порядке.
  3. В упрощенной системе налогообложения не соблюден принцип равенства налогообложения в отношении индивидуальных предпринимателей. Так, уплата индивидуальными предпринимателями годовой стоимости патента не освобождает их от уплаты прочих налогов и сборов, как юридических лиц.
  4. Применение упрощенной системы налогообложения, учета и отчетности организациями не освобождает их, в частности, от уплаты страховых взносов в государственные внебюджетные фонды. Поэтому для организаций по-прежнему оказывается невыгодным показывать в полной мере заработную плату своих работников. Работники получают зарплату иным образом, минуя предусмотренную из касс организаций.

Подводя итог, можно отметить, что действующая  упрощенная система налогообложения, учета и отчетности для субъектов  малого предпринимательства несовершенна и требует серьезной доработки.

Как показала практика, рассмотренная система  налогообложения целесообразна для применения организациями, осуществляющими не более одного вида деятельности при численности работников, не превышающей 5-7 человек, где не требуется ведение бухгалтерского учета в полном объеме [2, с.232-234] 

    3.4 Система  законодательных актов, направленных на развитие и поддержку малого предпринимательства

      Рассматривая  законодательные документы, необходимо отметить, что регламентирование  деятельности малых предприятий  осуществляется в хронологическом  порядке. Этапы более раннего закрепления развития малого предпринимательства отражены в приложении.

      К более поздним нормативным документам относятся:

  1. Закон РФ «О предприятиях и предпринимательской  деятельности»
  1. Указ Президента РФ от 08.07.1994 года № 1482 «Об упорядочении государственной регистрации предприятий и предпринимателей на территории Российской Федерации»
  2. Закон РФ «О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках»
  3. Гражданский кодекс РФ

      Эти нормативные документы составили  правовое поле государственного регулирования предпринимательской деятельности в РФ.

      Кроме того, принято достаточно много законов, указов, постановлений, регламентирующих различные стороны деятельности малых предприятий. Один из первых примеров: постановление Правительства РФ «О мерах по поддержке и развитию малых предприятий в РСФСР». Им были определены критерии отнесения предприятий к малым, а также основные направления их государственной поддержки.

      Особую  роль в развитии малых предприятий  сыграл закон РФ «О государственной  поддержке малого предпринимательства в Российской Федерации», определивший основные позиции Правительства в отношении малых предприятий, а также Закон РФ «Об упрощенной системе налогообложения, учета и отчетности для субъектов малого предпринимательства». Кроме того, следует отметить постановление Правительства РФ от 28.10.1995 г. № 1045 «О государственном комитете Российской Федерации по поддержке и развитию малого предпринимательства», постановление Правительства РФ от 14.12.1995 г. № 1184 «О Федеральном фонде поддержки малого предпринимательства», постановление Правительства от 23.04.1996 г. № 523 «Об участии субъектов малого предпринимательства в производстве и поставке продукции и товаров (услуг) для федеральных государственных нужд», Соглашение Правительств государств-учасников СНГ от 17.011997 г. № б/н «Соглашение о поддержке и развитии малого предпринимательства в государствах-участниках СНГ» и многие другие [2, с. 183-184].

      Таким образом, можно считать, что нормативно-правовая база, хотя и слабая существует. Ее же дальнейшее развитие зависит от дальнейшей экономической политики. 

     Заключение 

     В работе характеризуется малое предпринимательство  в России в сравнении с зарубежными  странами, выделены особенности малого предпринимательства, обозначены основные его проблемы и намечены пути их решения.

     Критерии  отнесения предприятий к сфере  малого бизнеса различаются в  разных странах, и нет единого, общепринятого  показателя. Но в большинстве стран, предприятия относятся к сфере  малого бизнеса, по количеству рабочих, и по данным годового оборота. Малый бизнес обладает рядом преимуществ в социально-экономическом плане. Современная экономика характеризуется сочетанием крупных корпораций и большим количеством предприятий малого бизнеса, которые играют значительную роль в функционировании всей системы.

     Во  многих государствах вклад малых  предприятий в ВВП сравнивается с крупными, а в некоторых и  превышает. Структура малых предприятий  различается от страны к стране, а порой и от региона к региону, в одной стране. Это объясняется экономическими и социокультурными особенностями регионов. В России малый бизнес начал развиваться в 90-х годах ХХ века. Вклад малых предприятий составляет лишь десятую часть от общего ВВП нашей страны. Почти половину составляют предприятия торговли и общественного питания, тогда как на промышленность и сельское хозяйство приходится по 15% их количества.

     Практически во всех странах осуществляется поддержка  малого предпринимательства. Основными  направлениями этой поддержки являются создание условий для льготного кредитования, снижение налоговых вычетов, упрощение процедур регистрации и лицензирования, создание фондов по поддержке малого предпринимательства.

     Таким образом, можно сделать вывод, что  потенциал малого предпринимательства  реализуется пока лишь частично, а его становление тормозится многочисленными проблемами, от решения которых зависит на только судьба малого предпринимательства, но и рыночных реформ в целом.

      Для того чтобы потенциал российского  малого предпринимательства смог реализоваться, необходимо достичь уже в ближайшие годы некоторой критической массы 2,5 - 3,5 млн. предприятий. Сопоставление же экономики России с экономикой развитых стран показывает, что современная структура народного хозяйства в масштабах России предполагает наличие 10 – 12 млн. малых предприятий, работающих на предпринимательских началах.

      Существуют  прогнозы, что в России малые предприятия  будут создавать к концу первого  десятилетия XXI в 40 % ВВП, а затем приблизится к 60 % как в развитых странах. При этом число занятых в этом секторе экономики может достигнуть более 50 млн. человек.

     Малое предпринимательство является очень  перспективным сектором в экономике  России. Без него невозможно реализовать  стратегию экономического роста. Вот  почему возникла актуальность государственного регулирования данного сектора и написания  этой курсовой.

     Список  использованных источников 

  1. О государственной  поддержке малого предпринимательства  в Российской Федерации: федер. закон: принят 12 мая 1995 г.// Сборник законов  Российской Федерации. М.: Эксмо, 2007. – с. 513-517.
  2. Бородина, В.В. Малые предприятия. М.: Книжный мир, 2006. – 183-184 с.
  3. Булатова, А. С. Экономика. М.: Экономист. 2006. – с. 232-234.
  4. Бухвальд, Е.М. О роли малого предпринимательства в развитии экономики России / Е.М. Бухвальд, А.В. Виленский // Вестник РГНФ. 2006. №1. – с. 46.
  5. Виленский, А. Финансовая поддержка малых предприятий // Экономист. 2005. – с. 267.
  6. Власова, В.М. Основы предпринимательской деятельности. / В.М. Власова – М.: Финансы и статистика. – с. 128.
  7. Грязнова, А.Г. Микроэкономика / А.Г. Грязнова, А. Ю. Юрданова. М.: КноРус. 2001. – с. 178.
  8. Заславская, О. Новые программы сделают кредит доступным для малого бизнеса // Финансовые Известия. 2006. №12. – с. 6.
  9. Лапуста, М.Г., Старостин Ю.Л., Малое предпринимательство / М.Г. Лапуста, Ю.Л. Старостин. М.: ИНФРА – М, 2006. – с. 132.
  10. Лебедева, С.Ю. Регулирование и поддержка малого и среднего предпринимательства в ЕС и России // Менеджмент в России и за рубежом. 2005. №1. – с. 145.
  11. Малое предпринимательство //Налоговый вестник, №2, 2006. – 309 с.
  12. Орлов, А. Перспективы Развития малого предпринимательства в России // Вопросы статистики. 2002. №7 – с. 36.
  13. Разумнова И. Мелкие предприятия в промышленности США//  Проблемы теории и практики управления, 2007. – с. 181.
  14. Тихомирова А Инвестиционный климат в России: региональные рейтинги и риски. М.: ФФПМП. – с 257.
  15. Ходов, Л. О структуре малого бизнеса и особенностях его мотивации // Вопросы статистики. 2006. №7. – с. 25.
  16. Шулус, А.. Субъекты малого предпринимательства и система его государственной поддержки // Российский экономический журнал. 2004. №5. – с. 38
  17. Шулятьева, Н. А. Малый бизнес в условиях рынка // Деньги и кредит. 2006. № 1. - с. 57.

Информация о работе Государственная поддержка малого предпринимательства