Формы защиты нарушенных прав и законных интересов предпринимателей

Автор: Пользователь скрыл имя, 14 Февраля 2012 в 18:39, дипломная работа

Описание работы

Цель настоящей дипломной работы заключается в том, чтобы на основе комплексного изучения существующих взглядов и представлений, действующего законодательства, обобщения опыта в отношениях, возникающих при осуществлении правовой защиты прав субъектов предпринимательства, изучить формы и способы защиты нарушенных прав и законных интересов предпринимателей.

Содержание

Введение
Глава 1. Способы защиты нарушенных прав и законных интересов предпринимателей
Глава 2. Формы защиты нарушенных прав и законных интересов предпринимателей
2.1 Внесудебные формы защиты
2.2 Судебные формы защиты
Заключение
Список использованной литературы

Работа содержит 1 файл

2.docx

— 70.34 Кб (Скачать)

Исполнительная  надпись может быть совершена  нотариусом только в том случае, если основания, названные обратившимся за совершением исполнительной надписи  лицом, предусмотрены данным Перечнем. Таким образом, исполнительная надпись  совершается: 

- по нотариально  удостоверенным сделкам, связанным  с получением денег, осуществлением  возврата или передачи имущества;  

- по задолженностям, вытекающим из договоров найма  жилых и нежилых помещений,  а также за коммунальные услуги;  

- по задолженностям, вытекающим из отношений, связанных  с авторским правом, и по ряду  иных оснований, предусмотренных  Перечнем документов, по которым  взыскание производится в бесспорном  порядке на основании исполнительных  надписей.

Следует иметь  в виду, что постановлением Правительства  РФ от 19 июня 1996 г. N 710 "О внесении изменений в Перечень документов, по которым взыскание задолженности  производится в бесспорном порядке  на основании исполнительных надписей органов, совершающих нотариальные действия" из названного Перечня  документов исключен п.2 о взыскании  просроченных платежей по кредитным  операциям кредитных организаций. В связи с этим нотариусы не вправе совершать нотариальную надпись на взыскание просроченных платежей по кредитным операциям кредитных организаций. При этом важно учесть, что совершение такой надписи не влечет юридических последствий, т.е. она не может приниматься к исполнению. Действия нотариуса в этом случае подлежат обжалованию в суде общей юрисдикции.

Исполнительная  надпись может быть совершена  при наличии определенных обстоятельств: во-первых, представленные документы  должны подтверждать бесспорность задолженности  или иной ответственности должника перед взыскателем; во-вторых, не должен истечь срок исковой давности[27].

Как было замечено выше, исполнительная надпись обладает силой исполнительного листа, однако в связи с отсутствием у  нотариуса аппарата принудительного  исполнения и согласно положениям законодательства об исполнительном производстве судебный пристав-исполнитель в трехдневный  срок выносит постановление о  возбуждении исполнительного производства. В этом постановлении судебный пристав-исполнитель  устанавливает срок для добровольного  исполнения требований (не более 5 дней), а также уведомляет должника о  возможности применения принудительного  исполнения указанных требований[28].

Следует иметь  в виду, что нотариусы вправе также  совершать и другие нотариальные действия, в частности принятие в  депозит денежных сумм и ценных бумаг  должника, предназначенных для передачи кредитору. Такое нотариальное действие производится нотариусом в том случае, когда должник не имеет возможности  лично исполнить обязательство. В качестве оснований исполнения обязательства подобным образом  законодатель предусматривает, к примеру, недееспособность кредитора и отсутствие у него представителя, уклонение  кредитора от принятия исполнения или  в случае иной просрочки с его  стороны и т.д.

Необходимо  учесть, что нотариус при совершении данного нотариального действия не проверяет основания возникновения  прав кредитора и обязанностей должника.

Закон предусматривает  юридические механизмы защиты прав и законных интересов предпринимателей в административном порядке и  средствами прокурорского надзора.

Вступая в  отношения с различными органами власти и управления, с отдельными должностными лицами, предприниматели  не редко сталкиваются с незаконными  их действиями. Безусловно, предприниматели  в таких случаях вправе прибегнуть к судебной форме защиты своих  интересов, но, к сожалению, суды рассматривают  дела довольно долго, а рассмотрение дела судом сопровождается судебными  издержками. Поэтому довольно часто гораздо выгоднее и быстрее прибегнуть к обжалованию актов или действий, нарушающих права предпринимателя, в административном порядке.

Организации независимо от организационно-правовых форм имеют право в соответствии с уставными документами осуществлять защиту прав и законных интересов юридических лиц и индивидуальных предпринимателей в порядке, установленном законодательством Российской Федерации. Объединения юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, а так же иные некоммерческие организации вправе: обращаться в органы прокуратуры с просьбами вынести протесты на противоречащие закону нормативно-правовые акты; обращаться в суд в защиту прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, в том числе в защиту прав неопределённого круга юридических лиц и индивидуальных предпринимателей.

Помимо прочих осуществляемых функций, регламентируемых Федеральным законом «О прокуратуре  Российской Федерации»[29], прокуратура осуществляет надзор и за законностью в сфере предпринимательской деятельности. В частности, прокуратура вправе приносить протест на правовой акт, противоречащий закону; вносить представление в орган или должностному лицу об устранении нарушений закона; принимать постановление о возбуждении уголовного дела или дела об административном правонарушении; участвовать в судебном процессе по рассмотрению дел[30].

С проведением  реформы арбитражного судопроизводства в 2002 году функции прокурора в  арбитражном процессе были значительно  сужены. Это обусловлено тем, что  коммерческий оборот в настоящее  время основывается на принципах  самостоятельности и самоответственности его субъектов, поэтому прокуратура в арбитражном процессе обеспечивает защиту публично-правовых интересов.

Важную, на мой  взгляд, роль в регулировании отношений, возникающих при проверке предпринимательской  деятельности, играет Федеральный закон  Российской Федерации от 26 декабря 2008 г. № 294-ФЗ «О защите прав юридических  лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля».[31] Федеральный закон направлен на усиление гарантий защиты прав юридических лиц, индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора).

Федеральным законом устанавливаются порядок  организации и проведения проверок юридических лиц, индивидуальных предпринимателей органами государственного контроля (надзора), органами муниципального контроля, а  также порядок взаимодействия указанных  органов при организации и  осуществлении проверок. Федеральным  законом определяются права и  обязанности органов государственного контроля (надзора), органов муниципального контроля и их должностных лиц, юридических  лиц, индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора), муниципального контроля[32].

Кроме того, федеральным законом устанавливаются  основные принципы защиты прав юридических  лиц, индивидуальных предпринимателей, такие как преимущественно уведомительный порядок начала осуществления отдельных видов предпринимательской деятельности; презумпция добросовестности юридических лиц, индивидуальных предпринимателей; открытость и доступность нормативных правовых актов, соблюдение которых проверяется при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля, а также недопустимость проводимых в отношении одного юридического лица, индивидуального предпринимателя несколькими органами государственного контроля (надзора), органами муниципального контроля проверок исполнения одних и тех же обязательных требований. Федеральным законом предусматриваются обязанность органов государственного контроля (надзора), органов муниципального контроля по составлению ежегодных планов проведения проверок, необходимость формирования Генеральной прокуратурой Российской Федерации ежегодного сводного плана проверок. Согласно положениям федерального закона проведение выездной внеплановой проверки юридических лиц, индивидуальных предпринимателей, относящихся в соответствии с законодательством Российской Федерации к субъектам малого или среднего предпринимательства, будет производиться после согласования с органом прокуратуры.

Данный закон  вызвал довольно большой общественный резонанс, широко обсуждался в средствах  массовой информации. Ряд источников рассматривают этот закон, как одно из звеньев борьбы с коррупцией. Как было уже отмечено выше, прокуратурой разработаны методические рекомендации по защите прав предпринимателей –  «Прокурорский надзор за исполнением  законодательства в сфере защиты предпринимательской деятельности»[33].

Суть претензионного порядка урегулирования разногласий  предпринимателей (следующая форма внесудебной защиты нарушенных прав) заключается в том, что предприниматель обращается к правонарушителю с требованием об устранении нарушенных прав. Если федеральным законом или договором для определенной категории споров установлен досудебный порядок их урегулирования, спор может быть передан на рассмотрение арбитражного суда лишь после соблюдения такого порядка (п. 5 ст. 4 АПК РФ).

Так, ГК РФ содержит положение, согласно которому требование изменить или расторгнуть договор  может быть заявлено в суд только после отказа другой стороны на подобное предложение либо неполучения ответа в установленный срок (п. 2 ст. 452).

Обязательный  досудебный (претензионный) порядок  урегулирования споров предусмотрен, к примеру, Федеральными законами «О связи»[34], «О железнодорожном транспорте в Российской Федерации»[35], «О почтовой связи»[36] и др.

Необходимо  иметь в виду, что досудебный (претензионный) порядок урегулирования споров является обязательным для истца только в  случаях, предусмотренных федеральным  законом или договором. Если же он предусмотрен положениями, правилами и другими подзаконными актами, то его соблюдение не является обязательным для сторон. Кроме того, если досудебный (претензионный) порядок предусмотрен договором, последний должен содержать четкую запись об установлении такого порядка.[37]

Однако законодатель делает исключение из общего правила  о применении досудебного (претензионного) порядка урегулирования споров: на третьих лиц, заявляющих самостоятельные  требования относительно предмета спора, не распространяется обязанность соблюдения такого порядка даже тогда, когда  это предусмотрено федеральным  законом или договором для  данной категории споров (ст. 50 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации – далее АПК РФ[38]).

В случае несоблюдения досудебного (претензионного) порядка  урегулирования спора с ответчиком, определенного законом или договором, иск оставляется без рассмотрения (п. 2 ст. 148 АПК РФ).

Доказательством соблюдения истцом досудебного порядка  служат копия претензии и документ, подтверждающий ее направление ответчику.

Большое практическое значение имеет претензионный порядок  урегулирования разногласий предпринимателей, так как такой порядок можно  рассматривать как переходный этап к судебной защите нарушенных прав. А как показывает практика именно судебный способ защиты, в частности  в арбитражных судах, является наиболее распространённым способом защиты нарушенных прав предпринимателя. На мой взгляд, юристу, который ведет претензионную  работу, следует уметь лаконично, по существу указывать требования, представляемой им организации, в претензиях. Необходимо чётко формулировать  из каких правоотношений возникла спорная  ситуация, обоснованно и конкретно  формулировать свои требования, указывать  реальный срок для добровольного  исполнения. Так же не следует забывать о необходимости сохранения доказательств  направления претензий другой стороне.

Третейское  разбирательство. Суть третейского суда и третейского разбирательства заключается в том, что спорящие лица самостоятельно избирают третейского судью (третейских судей), которым доверяют рассмотрение и разрешение возникшего между ними спора. Характерной чертой третейского суда является широкое применение усмотрения сторон[39]. Третейский суд ориентируется на то, чтобы разбирательство спора происходило в соответствии с пожеланиями сторон о времени и месте назначения судебного заседания. Этим обеспечивается удобство для сторон, что немаловажно при рассмотрении спора. При этом следует помнить, что третейские суды вправе рассматривать только гражданско-правовые споры, а споры по отношениям административно-правового характера (например, по уплате налогов) не могут быть переданы на рассмотрение третейского суда.

Передача  сторонами спора на рассмотрение третейского суда может быть осуществлена двумя способами:

1) включением в предпринимательский договор специальной третейской оговорки;

2) заключением отдельного соглашения о передаче спора на разрешение третейского суда.

Процедура разрешения споров в третейском суде достаточно скора и более экономична в  сравнении с государственными судами. Связано это с отсутствием  «завалов делами» третейских судов, отсутствием множества формальных процедур, обязательных для судов  государственных.

Информация о работе Формы защиты нарушенных прав и законных интересов предпринимателей