Формы проявления коррупции

Автор: Пользователь скрыл имя, 09 Октября 2013 в 19:49, реферат

Описание работы

В широком смысле коррупция - это прямое использование должностным лицом прав, связанных с его должностью в целях личного обогащения; продажность, подкуп должностных лиц, политических деятелей. В более узком смысле, под коррупцией обычно понимают ситуацию, когда должностное лицо принимает противоправное решение, из которого извлекает выгоду какая-либо другая сторона (например, фирма, получающая государственный заказ вопреки установленной процедуре), а само должностное лицо получает незаконное вознаграждение от этой стороны

Работа содержит 1 файл

Формы проявления коррупции.docx

— 26.09 Кб (Скачать)

                   Формы проявления коррупции.

 

Корру́пция - термин, обозначающий обычно использование должностным лицом своих властных полномочий и доверенных ему прав, а также связанных с этим официальным статусом авторитета, возможностей, связей в целях личной выгоды, противоречащее законодательству и моральным установкам.

В широком смысле коррупция - это прямое использование  должностным лицом прав, связанных  с его должностью в целях личного  обогащения; продажность, подкуп должностных  лиц, политических деятелей. В более  узком смысле, под коррупцией обычно понимают ситуацию, когда должностное  лицо принимает противоправное решение, из которого извлекает выгоду какая-либо другая сторона (например, фирма, получающая государственный заказ вопреки  установленной процедуре), а само должностное лицо получает незаконное вознаграждение от этой стороны. Типична  ситуация, когда чиновник, обязанный  по закону принять определенное решение  по отношению к некоторому лицу (к  примеру, выдать лицензию на какой-либо вид бизнеса), создает для этого  искусственные незаконные преграды, чем вынуждает своего клиента к даче взятки, что, как правило, и происходит. Эта ситуация соответствует традиционному понятию коррупции, потому что она сопряжена с дачей и принятием взятки.

Коррупция – явление  отнюдь не новое в жизни общества, оно имеет многовековую историю  и присуще буквально всем государствам.

В наше время наиболее характерными и распространенными  формами проявления коррупции являются взяточничество, подкуп государственных  и общественно-политических деятелей, чиновничества, незаконный протекционизм  и др. Благоприятной почвой для  коррупции служат огосударствление общественной жизни, бюрократизация общества и государства, чрезмерная централизация  управления, процветание теневой  экономики, отказ от реальной демократии и т.д. Особенно широкие масштабы коррупция приобретает в кризисных  ситуациях, в периоды разложения социально-политических режимов, падения  общественных нравов.

Коррупция по ее масштабу подразделяется на малую и  крупную коррупцию, а также бюрократическую  и политическую коррупцию. Большая, а зачастую и политическая коррупция  проявляется, например,  в сделках, связанных с инфраструктурой  и оружием, а также при приватизации, в то время как малая, а также  бюрократическая коррупция более  распространена в связи с налогами и таможней, а также защитой  правопорядка.

Различают несколько  форм коррупции:

  • низовая (мелкая, повседневная);
  • вершинная (крупная, элитарная).

 Наиболее распространена  и наиболее опасна коррупция  во властных структурах, коррупция, связанная с использованием административного ресурса (политическая коррупция, которая может выступать и в форме низовой коррупции - взятка за регистрацию предприятия, и в форме вершинной - использование административного ресурса для получения "нужного" результата выборов). Помимо неэффективного расходования материальных и финансовых ресурсов политическая коррупция приводит к дискредитации демократических ценностей, к росту недоверия властям.

К низовой коррупции  вплотную примыкает бюрократический  рэкет. Эти явления имеют одинаковую природу и отличаются лишь тем, что, если коррупционер получает вознаграждение за услуги по взаимному согласию с  предпринимателем, то чиновник-рэкетир  вымогает взятку у бизнесмена помимо его воли.  В случае, когда обе  заинтересованные в коррупционной  сделке стороны принадлежат к  одной организации, принято говорить о "вертикальной" коррупции. Она, как правило, выступает в качестве моста между коррупцией вершинной  и низовой. Масштабная низовая коррупция  и бюрократический рэкет предельно  опасны, поскольку, во-первых, создают  благоприятный психологический  фон для существования остальных  форм коррупции и, во-вторых, взращивают вертикальную коррупцию. Последняя же является исходным материалом для формирования организованных коррупционных структур и сообществ.

Известно, что  взаимодействие власти с гражданином  возникает в двух случаях:

1. Когда власть  должна предоставить ему некоторые  услуги (дать разрешение, предоставить  справку). В подобных ситуациях  коррупции способствует:

 

  • сохранение широкой сферы государственных услуг, охваченных разрешительным принципом

 

  • незнание гражданами своих прав на получение услуг и обязанностей чиновников на их предоставление

 

  • сокрытие чиновниками информации о своих обязанностях и правах граждан

 

  • усложненность бюрократических процедур

 

  • монополия ведомств на предоставление услуг

 

  • структурные особенности органов власти, при которых одно ведомство обладает полномочиями принимать властные решения, и оказывать услуги.

 

2. Когда власть, выполняя свою ограничивающую  и регулирующую функцию, обязывает  гражданина поделиться своими  ресурсами с государством, взыскивая  обязательные платежи или налагая  штрафы за нарушения действующих  норм. В этих ситуациях коррупции  способствует отсутствие удобных  процедур реализации гражданином  своих обязательств, а также неадекватность  штрафов, способствующих уклонению  от их уплаты с помощью взяток.

 

Никаких других законов, кроме законов административного  права, при этих действиях чиновник не нарушает. Это следует понимать как то, что взятка в этом пространстве чаще всего выступает как официальная  оплата дополнительных услуг. Например, установление платы за выдачу и оформление каких-либо документов, в несколько  раз превышающей затраты на эту  операцию, причем администрацией цена устанавливается самостоятельно, без  утверждения комитетом по ценам  и антимонопольным комитетом, поскольку  в этом случае администрация в  оказании этой услуги выступает как  исключительный монополист.

 

Любая форма коррупции  предполагает наличие человека, имеющего возможность распоряжаться не принадлежащими ему ресурсами, принимая или не принимая те или иные решения. В случае если этим человеком является государственный  служащий, мы имеем дело с государственной  коррупцией; если это сотрудник коммерческой или общественной организации, речь может идти о коррупции в негосударственном  секторе экономики.

 

 Государственная  коррупция существует постольку,  поскольку у чиновника имеется  возможность распоряжаться не  принадлежащими ему ресурсами  за счет принятия (или непринятия) тех или иных решений. К таким  ресурсам относятся: бюджетные  средства, государственная или муниципальная  собственность, государственные  заказы или льготы и т.п.  Но если отобрать у чиновника  распределительные функции, то  весь чиновничий аппарат потеряет  смысл существования. Государственные  служащие выступают в роли  субъектов коррупционной деятельности, ибо только они обладают властными  полномочиями для принятия решений  и осуществления действий, ведущих  к возникновению коррупционных  отношений.

 

Формы коррупции  в системе государственной службы весьма разнообразны. Они могут проявляться  в виде:

 

  • вознаграждения за получение выгодных контрактов в форме оплаты якобы консультационных услуг, установления непомерно высоких гонораров за публикации или лекции;

 

  • служебного мошенничества и других формах хищения;

 

  • получения "комиссионных" за размещение государственных заказов;

 

  • оказания государственным служащим разного рода услуг и иных "знаков внимания";

 

  • поездок в заграничные командировки, на отдых и лечение за счет заинтересованных в решении вопросов партнеров;

 

  • вымогательства взяток, в том числе незаконных вознаграждений, за ускоренное решение вопросов, выдачу документов;

 

  • вымогательства взяток у водителей сотрудниками органов, обеспечивающих безопасность дорожного движения;

 

  • устройства на работу родственников, друзей, знакомых;

 

  • получения руководителями от подчиненных доли взяток и др.

 

Также существует «политическая коррупция», которая находит своё отражение, прежде всего, на выборах. Например, одно из наиболее ярких проявлений - это покупка мест в списках.  Специфика избирательного процесса состоит в том, что мотивация его участников настолько велика, что они часто идут на прямые нарушения закона. В подавляющем большинстве случаев эти нарушения остаются безнаказанными.

Формы проявления коррупции, использующиеся на выборах:

Использование административного  ресурса:

 

  • неравный доступ к СМИ - местные СМИ находятся под контролем администрации, которая определяет какому кандидату и в каком объеме предоставлять время на местном ТВ и радио

 

  • давление на избирательные комиссии - большинство в окружных и участковых избирательных комиссиях - это либо представители администрации, либо люди от нее зависимые. Администрация указывает, какому кандидату надо помогать, а какому - нет

 

  • давление на органы внутренних дел - администрация указывает, какие пикеты арестовывать, какие агитационные материалы изымать

 

  • давление на бизнес-структуры - те компании, которые поддерживают неугодных администрации кандидатов, подвергаются всяческим проверкам налоговой инспекции, СЭС и др

 

  • прямое давление - прямые телефонные звонки неугодным кандидатам

 

Подкуп избирателей  со стороны кандидатов:

 

  • прямой подкуп - людям даются деньги, либо подарки, а они голосуют, как надо.

 

  • непрямой подкуп - кандидатом создается благотворительный фонд, который в период предвыборной агитации раздает гуманитарную помощь; с избирателями заключаются договора на оказание услуг с последующей выплатой премиальных в случае победы кандидата

Коррупция в СМИ - меньшую часть средств за публикацию СМИ получают легально через счет кандидата, большую часть они  получают наличными непосредственно  от кандидата.

 

Финансирование  избирательных кампаний - поскольку  средств, определенных по закону для  проведения полноценной избирательной  кампании недостаточно, то кандидаты  и избирательные объединения  рассчитываются с исполнителями  непосредственно, а не через счет кандидата.

Ещё одной формой проявления коррупции является взятничество.

Взяточничество можно подразделить на три группы:

  • мелкое взяточничество;
  • крупное взяточничество;
  • взяточничество незаконными структурами.

   1. Мелкое взяточничество. Оно представляет собой мелкие взятки, принимаемые рядовыми служащими. Эта форма широко распространена среди государственных и муниципальных работников, взимающих подношения за ускорение решения входящих в их обязанности вопросов или за выполнение ими определенных услуг. По имеющимся оценкам, в доходах этой категории работников до 60 % составляют взятки. Род занятий этой категории работников сам по себе, как правило, не является противоправным и не выходит за пределы правового поля.

   2.Крупное взяточничество. К этой группе относятся коррумпированные представители органов власти и управления. Они, как правило, берут крупные взятки, торгуют государственными должностями, способствуют или сами участвуют в вывозе капитала за рубеж. Это осуществляется путем незаконных операций с сырьем, стратегическими материалами, импортными товарами и инвестициями посредством оформления фиктивных платежных документов, вступления в сговор с международными «предпринимателями» и соответствующими организациями. Эта группа по различным экспертным оценкам формирует своеобразную надстройку теневой экономики, составляющую от 5 до 25 % от общего числа занятых в этой сфере, обладающих значительной силой и влиянием.

   3.Взяточничество незаконными структурами. В число незаконных структур входят рэкетиры, разного рода вымогатели и т. д. Эта группа взяточников относится к числу чисто криминальных структур, действует в сфере распределения и перераспределения доходов, а способы присвоения имеют внеэкономический характер и сопрягаются с насилием, шантажом, вымогательством. Их поле деятельности образуется как результат неупорядоченности в экономике, слабости властных структур, отсутствия четкой законодательной базы. Незаконные криминальные структуры контролируют до 90 % предприятий и организаций, образующих основное поле получения криминальных доходов. Только плата за «крышу» приводит к удорожанию товаров и услуг примерно на 30 %.

Информация о работе Формы проявления коррупции