Формы частно – государственного партнёрства

Автор: Пользователь скрыл имя, 11 Января 2012 в 03:31, контрольная работа

Описание работы

Использование механизма частно-государственного партнерства для реализации проектов в сфере общественной инфраструктуры, социальных и муниципальных услуг получило широкое распространение во всем мире. В России также началась работа по созданию условий для развития частно-государственного партнерства и уже осуществляется ряд проектов на федеральном, региональном и муниципальном уровнях. В октябре 2006 г. в соответствии с поручением Правительства РФ была начата реализация Комплексного плана мероприятий на 2006-2007 гг. по развитию механизмов частно-государственного партнерства. Он содержал перечень мероприятий по развитию механизмов для эволюции социальной, транспортной инфраструктур, стимулирования энергосбережения. В программе социально-экономического развития Российской Федерации на среднесрочную перспективу (2006-2008 гг.) содержался раздел "Развитие механизмов частно-государственного партнерства", определяющий приоритетные направления ЧГП, инструменты взаимодействия государства и бизнеса, финансовые институты взаимодействия.

Содержание

Введение……………………………………………………………………3

Понятие частно-государственного партнерства, характерные черты, формы………………………………………………………………………6

Зарубежный опыт и практика применения в России частно-государственного партнерства……………………………………………9

Обоснование необходимости использования механизма ГЧП………………………………………………………………………..13

Заключение……………………………………………………………….20

.Список используемой литературы………………………………….….22

Работа содержит 1 файл

стратегическое планирование.docx

— 48.50 Кб (Скачать)
 
 
 
        Факультет:
        «Экономики  и управления»
        Специальность:
        «Государственное  и муниципальное управление»
 
 
 
 

КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА

По  дисциплине: Стратегическое территориальное планирование

Тема: «Формы частно – государственного партнёрства» 
 
 
 
 
 

2011 г.

 

     Содержание 

Введение……………………………………………………………………3

Понятие частно-государственного партнерства, характерные черты, формы………………………………………………………………………6

Зарубежный опыт и практика применения в России частно-государственного партнерства……………………………………………9

Обоснование необходимости  использования механизма ГЧП………………………………………………………………………..13

Заключение……………………………………………………………….20

.Список используемой литературы………………………………….….22 
 

 

Введение

В современной  России значительное число проблем, с которыми сталкиваются органы государственной власти и местного самоуправления, не могут быть решены исключительно за счет бюджетов соответствующих уровней. Среди них обновление инженерной инфраструктуры, функционирование жилищно-коммунального хозяйства, развитие территорий. В связи с этим особую актуальность сегодня приобретает взаимодействие государственного и частного секторов при решении социально-экономических задач развития региона или муниципального образования.

Использование механизма частно-государственного партнерства для реализации проектов в сфере общественной инфраструктуры, социальных и муниципальных услуг получило широкое распространение во всем мире. В России также началась работа по созданию условий для развития частно-государственного партнерства и уже осуществляется ряд проектов на федеральном, региональном и муниципальном уровнях. В октябре 2006 г. в соответствии с поручением Правительства РФ была начата реализация Комплексного плана мероприятий на 2006-2007 гг. по развитию механизмов частно-государственного партнерства. Он содержал перечень мероприятий по развитию механизмов для эволюции социальной, транспортной инфраструктур, стимулирования энергосбережения. В программе социально-экономического развития Российской Федерации на среднесрочную перспективу (2006-2008 гг.) содержался раздел "Развитие механизмов частно-государственного партнерства", определяющий приоритетные направления ЧГП, инструменты взаимодействия государства и бизнеса, финансовые институты взаимодействия.

Последние полтора года государство изменило свои подходы к взаимодействию с  бизнесом при решении проблем  социально-экономического развития страны и стало активнее использовать новые  инструменты частно-государственного партнерства.

Термин  «частно-государственное партнерство» можно рассматривать в широком  и узком смысле этого слова.

В широком  смысле частно-государственное партнерство  — это любое взаимодействие государства  и бизнеса в достижении общих  целей социально-экономического развития. Речь может идти о совместной разработке стратегических документов, нормативных  правовых актов, продвижении государством частных проектор российских компаний за рубежом, совместной работе по улучшению  имиджа России.

В узком  смысле ЧГП — это совместное финансирование крупномасштабных проектов либо иное финансовое участие государства  в бизнес - проектах.

Для частно-государственного партнерства в узком смысле этого  слова целью государства является привлечение частных инвестиций в реализацию социальных программ и  инвестиционных проектов, имеющих стратегическое значение.

Заинтересованность  бизнес - сообщества в частно-государственном партнерстве также достаточно велика. К числу основных причин заинтересованности бизнеса можно отнести следующее:

возможность доступа в сегменты экономики, где  роль бизнеса была минимальна;

поддержка государства при реализации крупномасштабных проектов с недостаточно высокой  рентабельностью и большими сроками  окупаемости;

ликвидация  «узких мест» экономического развития, связанных с низким уровнем развития инфраструктуры, в том числе транспортной;

повышение роли бизнеса в ключевых для него направлениях политики повышения качества человеческого капитала.

С учетом задач бизнеса и государства, которые частно-государственного партнерства  к числу ключевых направлений  можно отнести:

создание  инфраструктуры;

жилищно-коммунальное хозяйство;

инновации;

профессиональное  образование и система переподготовки кадров;

здравоохранение и социальные услуги.

Условия для использования значительной части механизмов частно-государственного партнерства уже созданы:

государственная корпорация развития на базе Внешэкономбанка (процесс формирования корпорации не завершен).

Соответственно  основными направлениями диалога  бизнеса и власти в данной сфере  станут:

завершение  формирования нормативной правовой базы для нормального функционирования инструментов частно-государственного партнерства (утверждение типовых концессионных соглашений и т.д.);

совершенствование механизмов частно-государственного партнерства  с учетом первых итогов деятельности (в настоящее время не завершен ни один проект);

определение новых сфер частно-государственного партнерства.

При определении  роли бизнеса в осуществлении  национальных проектов следует также  иметь в виду представления об эффективности осуществления проектов населением. В настоящее время, по данным опросов, около половины населения положительно оценивают улучшение ситуации при реализации программ в сферах здравоохранения и образования, в то время как эффективность проектов в области строительства жилья и сельского хозяйства положительно оценивают лишь треть граждан.

Еще одним  перспективным направлением частно-государственного партнерства может стать создание организаций, оказывающих предпринимателям консалтинговые и иные услуги, при  этом данным организациям может быть передана часть функций органов  власти. Примером такой структуры  может стать Некоммерческая организация  «Национальная Ассоциация агентств инвестиций и развития», создаваемая  Российским союзом промышленников и  предпринимателей и Некоммерческим партнерством «Национальное агентство  прямых инвестиций». Ассоциация объединит  организации» осуществляющие свою деятельность в области инвестиционного продвижения  и развития регионов Российской Федерации.

 

Понятие частно-государственного партнерства, характерные  черты, формы.

Понятие и механизмы частно-государственного партнерства используются в мировой  практике привлечения частных компаний для долговременного финансирования и управления общественной инфраструктурой, включая широкий круг объектов - транспорт, жилищно-коммунальное хозяйство, благоустройство и т.п. В отечественной  и переводной литературе или переводах  можно встретить следующие варианты, использующиеся как синонимы: частно-государственное  партнерство, государственно-частное  партнерство, муниципально-частное  партнерство, частно-общественное партнерство, частно-государственная кооперация, публично-частное партнерство, общественно-частное  партнерство.

Для государства основной причиной к учреждению частно-государственного партнерства является все возрастающая потребность в первую очередь в услугах, за поставку которых несет ответственность государство. Среди них - медицинские, образовательные, коммунальные услуги, услуги транспорта и т.д.

Необходимо  отметить, что официального понимания  и толкования термина частно-государственного партнерства в России сейчас не существует, как не существует и единого и системного понимания явления на государственном уровне. В российской научной среде данное явление также не изучено должным образом. Наиболее общее определение дано этому явлению В.Г. Варнавским: "Государственно-частное партнерство - это институциональный и организационный альянс между государством и бизнесом в целях реализации общественно значимых проектов и программ в широком спектре отраслей промышленности и НИОКР вплоть до сферы услуг". 

Анализ высказываний и публикаций по теме позволяет сделать вывод, что в настоящее время можно говорить о двух основных значениях употребления термина частно-государственного партнерства:

во-первых, частно-государственное партнерство как принцип взаимодействия государства и бизнеса. Данное понимание предполагает некое обязательное правило взаимодействия государства и бизнеса в определенных сферах;

во-вторых, частно-государственное партнерство как правовая форма такого взаимодействия. Предполагает наличие конкретных форм (механизмов) взаимодействия государства и бизнеса, в первую очередь, правовых форм.

 Можно  выделить следующие характерные  черты частно-государственного партнерства:

1. Частно-государственное партнерство удовлетворяет потребности общественного сектора, используя или заимствуя ресурсы частного сектора.

2. Частно-государственное партнерство поддерживает государственные полномочия и функции, при этом предоставляя услуги совместно с частным сектором.

3. Частно-государственное партнерство состоит из двух или более сторон, работающих ради достижения совместных целей. Участниками ЧГП могут быть: местные и государственные органы власти, коммерческие предприятия и некоммерческие организации (например, местные сообщества, клубы услуг, организации социального обслуживания или объединения по интересам).

4. Участники  партнерства разделяют полномочия и ответственность, функционируют на равных, совместно затрачивают время и ресурсы, разделяют инвестиции, риски и выгоды, поддерживают отношения в течение определенного срока, имеют четкое соглашение, контракт или иной правоустанавливающий документ.

Проекты частно-государственного партнерства – это особый вид сотрудничества государственного и частного секторов с целью реализации долгосрочных инвестиционных проектов. Типичные проекты ЧГП - строительство/реконструкция транспортной инфраструктуры (аэропортов, автомобильных и железных дорог, тоннелей, мостов), общественных объектов недвижимости (больниц, школ, музеев), коммунальных сооружений (объектов в сфере канализации, водоснабжения, мусоропереработки), а также управление указанными объектами. В проектах ЧГП частный сектор берет на себя обязательства по разработке, строительству, финансированию объектов и управлению ими в соответствии с параметрами и стандартами, установленными государством. Взамен частный сектор получает от государства оплату, размер которой зависит от достигнутых результатов. В ряде проектов эта оплата (или ее часть) будет получена из доходов от коммерческой эксплуатации объекта.

Формы, в которых реализуется частно-государственное партнерство, отличаются степенью ответственности, которую государство или частный сектор берут на себя за эксплуатацию и техническое обслуживание, капитальные вложения и текущее финансирование, коммерческий риск, а также тем, кому принадлежат активы и длительностью сотрудничества.

Основными формами партнерств являются:

  • контракты на обслуживание;
  • контракты на управление;
  • договоры об аренде;
  • контракты на строительство, эксплуатацию, передачу (СЭП) и их разновидности;
  • концессия.

На практике в зарубежных странах часто используются и комбинации перечисленных форм.

 

Зарубежный  опыт и практика применения в России частно-государственного партнерства.

За рубежом  государственно-частным партнерством принято называть очень широкий спектр бизнес - моделей и отношений. В самом общем смысле этот термин применяется при любом использовании ресурсов частного сектора для удовлетворения общественных потребностей. Сферы применения государственно-частного партнерства в развитых зарубежных странах очень разнообразны. Сотрудничество между партнерами может проходить в рамках различных законодательных структур, с разнообразным диапазоном задач и компетенций.

Международная практика образования партнерств показывает, что они могут осуществляться в самых разнообразных отраслях:

Информация о работе Формы частно – государственного партнёрства