Автор: Пользователь скрыл имя, 07 Декабря 2011 в 15:03, реферат
Необходимость каждого из этих выборов продиктовано редкостью ресурсов.
В современной экономической системе количество создаваемый товаров и услуг огромно, тем не менее невозможно произвести столько товаров, сколько людям хотелось бы, что есть следствие редкости ресурсов, используемых для выпуска этих товаров.
Таким образом, переходом от стохастических моделей через лингвистическую к игровым соответствует убывание информированности исследователя о моделированном объекте.
В настоящее время в процессе управления хозяйственными объектами вовлекаются факторы, способствующие уменьшению неопределенности (например повышение качества управленческих кадров). Налаживание рыночных коммуникаций и современных механизмов обменов деловой информации.
Отправным моментом
любого процесса принятия решения возникновения
ситуации, а именно появление такой
совокупности условий, которая требует
изменения состояния или
Ситуация принятия решения – совокупность условий, наступающих к моменту принятия решения.
Неопределенность экономических факторов складывается на всех этапах процессов принятия и реализации решения.
Наиболее распространенной является точка зрения, при которой выделяют этапы принятия решения:
1-4 – формализованный
5 – волевой, интуитивный, который в тез случаях, когда лицо, принимающее решение, привлекает неформальную информацию, известную только ему, может не соответствовать.
Имея вижу, что рассматриваются экономические системы, в которых действуют люди, можно выделить этап осуществления решения.
Предположив, что
намеченная цель достаточно точно определена,
то в этом случае можно ограничиться
только изучением последствия
На разработку принятия решения неопределенности сказывалось двояко:
Оценку принятия варианта решения осуществляют .... принимая все возможные выявления ситуации принятия решения, учитывая и принципиальные решения наличия неопределенности.
Может оказаться , что исход осуществления выбранного варианта рения не ведет к достижения поставленной цели.
Существуют работы, в которых показывается, что именно порожденная неопределенность осуществления принятия решения невозможна и является риском.
Риск – это оцененная любым способом вероятность.
Неопределенность
– то, что не подвергается вероятностной
оценки.
Концепция приемлемого риска.
Опыт успешных
предпринимателей и устойчивого
развивающихся предприятий
Эти рассуждения привели к концепции приемлемого риска. При этом была выстроена система (ALARA)
Методы выявления и идентификации риска.
Стабильность экономического развития производственного предприятия зависит от того на сколько полно в его деятельности учитываются все факторы риска.
Особенность отечественных предприятий состоит в том, что они находятся под влиянием общеэкономических и специфических факторов риска.
Общеэкономические риски присуще всем предприятия.
Специфические факторы характерны для российской экономики конкретного вида предприятия. В свою очередь, они могут быть следствием, как генетических причин, доставшихся отечественным предприятиям от предыдущей системы (от командно-административной).
С другой стороны вся совокупность возможных факторов хозяйственных рисков делится на 2 группы:
При таком подходе одна из важнейших задач состоит в том чтобы создать регулярную процедуру выявления и идентификации факторов риска, базирующейся на этой информации.
Факторы риска.
Код фактора | Наименование фактора | Весовой коэффициент (ВК от 0 до 1) | Экспертная оценка (ЭО от 0 до 10) | ВК* на ЭО |
Внешние факторы риска предприятия: | ||||
10.01 | Политические факторы | 0,05 | 4 | 0,2 |
110.02 | Стабильность правительства | 0,05 | 5 | 0,25 |
110.03 | Возможность возникновения локальных этно- политических конфликтов и гражданских беспорядков | 0,3 | 4 | 1,2 |
110.04 | Сепаратистские тенденции | 0,1 | 4 | 0,4 |
110.05 | Национализация (приватизация, экспроприация). Для нерезидентов без адекватной компенсации | 0,3 | 2 | 0,6 |
110.06 | Введение ограничений на конвертирования рубля | 0,1 | 5 | 0,5 |
110.07 | Расторжение контракта из-за действия властей страны. Компания-контрагентов, не предусмотренных условиями форс-мажора | |||
110.08 | Нарушение контрактов со стороны правительства | 0,05 | 3 | 0,15 |
Социально – экономические факторы | ||||
120.01 | Возможность кардинальной корректировки правил ведения ВЭД | 0,05 | 2 | 0,1 |
120.02 | Ведение официальных ограничений на движение капитала | 0,05 | 2 | 0,1 |
120.03 | Ошибка персонала налоговых служб | 0,1 | 5 | 0,5 |
120.04 | Немотивированные нарушения условий контракта | 0,1 | 4 | 0,4 |
120.05 | Падение платежеспособного спроса в географическом секторе рынка сбыта традиционной продукции | 0,2 | 7 | 1,4 |
120.06 | Колебание курса рубля сверхпрогнозированного коридора или девальвация рубля | 0,1 | 3 | 0,3 |
120.07 | Появление новых хозяйственных конкурентов | 0,1 | 3 | 0,3 |
120.08 | Подверженность недружественному поглощению | 0,1 | 8 | 0,8 |
120.09 | Прекращение деятельности обслуживающего банка | 0,2 | 4 | 0,8 |
Экологические факторы | ||||
130.01 | Изменение региональной экологической обстановки | 0,2 | 4 | 0,8 |
130.02 | Ужесточение в регионе хозяйствования предприятия экологических требований | 0,3 | 3 | 0,9 |
130.03 | Введение ограничений
на использование местных |
0,3 | 3 | 0,9 |
Научно-технический фактор | ||||
140.01 | Появление конкурентов и новых технологий производства с меньшими издержками | 0,2 | 1 | 0,2 |
140.02 | Появление нового производителя товара или услуги в секторе традиционной продукции предприятия | 0,2 | 2 | 0,4 |
140.03 | Освоение конкурентами производства, заменяющего товара | 0,1 | 6 | 0,6 |
140.04 | Ускоренное копирования конкурентами инноваций предприятия за счет использования промышленного шпионажа | 0,3 | 5 | 1,5 |
140.05 | Внезапна дестабилизация отрасли | 0,15 | 3 | 0,45 |
140.06 | Нарушение коммунальных связей, как субъекта хозяйствования | 0,05 | 4 | 0,2 |
Внутренние факторы риска предприятия | ||||
2.1 | Факторы риска производственной деятельности предприятия | |||
211.01 | Остановы оборудования или прерывание технологического цикла по вине неосновных подразделений | 0,05 | 4 | 0,2 |
211.02 | Авария основного оборудования | 0,1 | 5 | 0,5 |
211.03 | Нарушение персоналом технологической дисциплины | 0,1 | 6 | 0,6 |
211.04 | Специфические для данного производства факторы | 0,05 | 3 | 0,15 |
2.2 | Факторы
риска вспомогательной | |||
212.01 | Аварии вспомогательного производственного оборудования | 0,1 | 6 | 0,6 |
212.02 | Удлинение сроков ремонта оборудования по сравнению с нормативами | 0,1 | 5 | 0,5 |
212.03 | Перебои электроснабжения и поставок топлива | 0,1 | 7 | 0,7 |
212.04 | Неподготовленность
инструментального хозяйства |
0,1 | 4 | 0,4 |
2.3 | Факторы риска, обеспечивающей деятельности предприятия | |||
213.01 | Аварии или переполнение складских помещений | 0,05 | 3 | 0,15 |
213.02 | Неполадки в работе информации и утечка в конфиденциальной информации | 0,15 | 5 | 0,75 |
Факторы риска в воспроизводственной сфере деятельности предприятия | ||||
220.01 | Отток квалифицированной силы | 0,2 | 5 | 1,0 |
220.02 | Неверная оценка необходимого периода подготовки и переподготовки кадров | 0,05 | 2 | 0,1 |
220.03 | Факторы риска в сфере инвестиционной деятельности и активности предприятия (проектный риск) | 0,4 | 6 | 2,4 |
220.04 | Факторы риска инновационной неадекватности | 0,2 | 7 | 1,4 |
Факторы риска в сфере обращения | ||||
230.01 | Нарушение сроков контракта | 0.1 | 5 | 0,5 |
230.02 | Немотивированный отказ оптовых потребителей взять или оплатить полученную готовую продукцию (риск невостребованности продукции) | 0,15 | 5 | 0,75 |
230.03 | Банкротство или самоликвидация предприятий или котрагентов | 0,05 | 4 | 0,2 |
230.04 | Ошибочный выбор целевого сегмента рынков сбыта собственной продукции | 0,1 | 4 | 0,4 |
230.05 | Неверная оценка конкурентоспособного уровня цен традиционных сегментов традиционный предприятий (риск неплатежеспособности) | 0,2 | 6 | 1,2 |
230.06 | Потери или ухудшение качества товара при транспортировке/хранение | 0,1 | 4 | 0,4 |
230.07 | Повышение издержек обращения из-за непредвиденных производственных затрат в сбытовой сети | 0,05 | 3 | 0,15 |
230.08 | Неверная идентификация конкурентов | 0,05 | 6 | 0,3 |
230.09 | Искажение свойств продукции в рекламе | 0,05 | 5 | 0,25 |
230.10 | Потеря репутации производителя из-за ошибочной или лживой рекламы | 0,05 | 3 | 0,15 |
230.11 | Неудачный выбор
выразительных средств |
0,05 | 2 | 0,1 |
230.12 | Неожиданное подавляющее
воздействие рекламы |
0,05 | 2 | 0,1 |
Факторы риска в области управления предприятия | ||||
240.01 | Неадекватная формулировка собственных стратегических целей предприятия | 0,05 | 4 | 0,2 |
240.02 | Неверная оценка стратегического потенциала предприятия | 0,15 | 3 | 0,45 |
240.03 | Ошибочный прогноз развития внешнехозяйственной среды | 0,2 | 4 | 0,8 |
240.04 | Ошибочная оценка перспективного рыночного потенциала основных продуктов предприятия | 0,15 | 5 | 0,75 |
240.05 | Недостаточное качество управления или управленческой команды | 0,25 | 5 | 1,25 |
240.06 | Открытые возможности
для экономических |
0,1 | 5 | 0,5 |
240.07 | Ошибки ведения
внутрихозяйственных отчетов |
0,4 | 5 | 2 |
240.08 | Выбытие ключевых сотрудников предприятия | 0,05 | 3 | 0,15 |
(0 – стабильная; 10 – неустойчивая)
Как показывает опыт при работе на конкретном предприятии универсальный, структурированный перечень является своеобразной точной отчета для формирования состава и определения значимости факторов риска предприятия. Если выражаться научных языком – построение профиля предприятия. Для того, чтобы оценить уровень риска в конкретной ситуации подготовки хозяйственного решения необходимо собрать исходную информацию об анализируемом предприятии.
Эта первичная стадия носит название выявление факторов риска предприятия и включает 2 основных этапа:
Известно, кстати, множество методов, каждое из которых позволяет получить информации о характеристиках видов факторов риска. Поэтому для получения целостной картины, характеризующее целостность предприятия, целесообразно использовать не какие- то методы отдельно, а целостные комбинации. Для каждого конкретного случая этот метод выбирается по тем или иным признакам, а лучше использовать эти методы в комбинации.
К универсальным методам относятся:
К специализированным методам относят:
Некоторые методы позволяют получить количественную оценку, а некоторые качественные.
Достоинства анкетирования состоят в относительно малой удельности трудоемкости получения первичных данных. Представительность результатов при статистическом анализе. Возможности при проведение сериальных исследований, получать временные или перекрестные ряды данных. В простоте математико-статистической обработке первичных данных.
К отрицательным чертам относят: неоднозначность интерпретации вопросов анкеты и ответов исследователя. Известны трудности интерпретации результатов заочных обследований, это связано со сложности обеспечения статистической однородности и равномерной представленности типов хозяйственных субъектов (отраслям, размерам, организационным формам), а также с трудностью учетов индивидуальных существенных для конкретного экономического исследований отличий обследуемых экономических объектов.
Альтернативным методом для получения исходной информации можно считать метод выборочного углубленного интервьюирования хозяйствующих субъектов.
Сложности: должны хорошо знать объект, система очень трудоемкая
Что должно быть в опроснике:
При планирования посещения любого объекта необходимо прежде всего четко выделить перечень задач, которые должны быть решены путем проведения интервьюирования:
Информация о работе Финансовая среда предпринимательства и предпринимательские риски