Автор: Екатерина Дунюшкина, 11 Декабря 2010 в 00:02, контрольная работа
рынка предприятие получает обратную информацию: данные о конкурирующих товарах, потребностях и возможностях покупателей, объемах и темпах продажи товаров. В результате возникает замкнутая система связи, функционирующая как единое целое, где предприятие взаимодействует с внешней средой.
Коммерческие позиции складываются под влиянием внешней и внутренней среды. Основу внешней среды в пределах деятельности торгового предприятия составляют: экономические тенденции, социальная среда, покупатели и поставщики товаров, конкуренты, субъекты партнерских связей, банки, финансовые учреждения, контрольно-инспекционные органы (налоговые службы, инспекции по торговле и качеству товаров, ценам), товарные и фондовые биржи, ярмарки, выставки, действующие законодательные и нормативные акты.
1. Факторы внешней и внутренней среды, влияющие на развитие коммерческой деятельности 3
1.1 Факторы внешней среды предприятия 3
1.2. Факторы внутренней среды предприятия 6
2. Основные факторы влияющие на конкурентоспособность товара и торгового предприятия 12
2.1 Факторы, определяющие конкурентоспособность товаров и услуг 12
2.2 Факторы влияющие на конкурентоспособность торгового предприятия 18
Список использованной литературы 27
Ну, и наконец, последний фактор, оказывающий влияние на конкурентоспособность предприятий – насыщенность рынка, спрос и предложение.
Насыщенность рынка, спрос и предложение. Если в стране удовлетворен спрос только на хлеб, то это нижняя ступень насыщенности. Когда же полностью удовлетворены запросы основных групп потребителей на разнообразные виды хлебобулочных изделий, можно говорить о нормальной насыщенности рынка. Иногда употребляемые термины «рынок продавца» и «рынок покупателя», к сожалению, несколько расплывчаты. В прямом значении первый из них относится к рынку, где спрос существенно превышает предложение, а второй—к обратному случаю. Но о деформациях спроса, связанных с отсутствием разнообразия товаров на данном рынке, можно судить только на основе более углубленных исследований рынка.
Конкретная потребность покупателя может быть более или менее настоятельной — это зависит от огромного числа факторов. Заметим, кстати: умение определить настоятельность потребности — важное преимущество грамотных маркетологов. Необходимость в определенных потребностях как бы ранжирует для покупателя его готовность платить деньги за те или иные товары и услуги. Соответственно возникает индивидуальный спрос, который на рынке превращается в рыночный спрос, зависящий как от количества покупателей, данного товара, так и от их доходов и настоятельности соответствующей потребности.
Конкурентоспособность предприятия - это сложная экономическая категория, которая отражает состояние, характеризующее реальную или потенциальную возможность выполнения своих функциональных обязанностей в условиях возможного противодействия соперников.
На
конкурентоспособность
-динамика
масштабов долгосрочного
-динамика
структуры спроса. Эти изменения
представляют собой причину
-технологические
инновации. Частые
-маркетинговые
инновации. Периодически фирмы
предлагают рынку свою
-динамика лидерства. Означает вход в конкуренцию и вход из нее крупных фирм. То есть новый раунд конкурентной борьбы: перераспределение ролей и выделение новых ключевых игроков, изменение структуры рынка;
-диффузия
достижений. Если новая технология
становится известной
-динамика
эффективности. При появлении
в отрасли новых эффективных
масштабов производства, которые
уменьшат издержки на единицу
продукции, крупные
-покупательские
предпочтения. Зачастую растущее
число покупателей решает, что
товары массового потребления
по низким ценам вполне
-государственное
регулирование рынка. Действия
государства через свои
-рост
детерминации. Означает уменьшение
неопределенности и риска.
Голубков
Е.П. предлагает для проведения оценки
конкурентоспособности
В работе всю совокупность факторов, влияющих на конкурентоспособность предприятия, предлагается разделить на три группы:
-цели, которые ставит перед собой предприятие;
-ресурсы,
которыми располагает
-факторы внешней среды.
В
свою очередь в работе констатируется,
что конкурентоспособность
Предлагается также учитывать в качестве критериев, определяющих конкурентоспособность организации следующие:
·-критерий, отражающий в динамике степень удовлетворения потребителя;
-временной
критерий эффективности
-в
качестве полезного эффекта
-итоговым
критерием оценки
Насколько серьезной является угроза со стороны возможного появления на рынке новых конкурентов, зависит от двух групп факторов:
-барьеры для входа;
-ожидаемая реакция предприятия на вновь входящих в отрасль.
М. Портер отмечает существование следующих основных барьеров для входа:
-эффективный масштаб производства;
-эффект
жизненного цикла продукции (
-предпочтения и преданность потребителей к определенным торговым маркам;
-потребность
в капитале (чем больше величина
требуемых инвестиций для
-препятствия
в виде дополнительных затрат,
связанных с доступом к более
дешевым источникам сырья,
-доступ к каналам распределения;
-государственные
меры и политика (здесь имеются
в виду законодательные
Ожидаемая реакция предприятий на вновь входящих в отрасль будет более агрессивной, если:
-существующие предприятия и раньше были агрессивны, защищая свои рыночные позиции;
-существующие
предприятия владеют
-существующие
предприятия имеют прочные
-существующие
предприятия хотят и могут
использовать политику
-спрос на товар и/или услугу растет медленно;
-для существующих предприятий уход с рынка гораздо дороже, чем борьба до конца (из-за дорогих вложений в специальное оборудование, договоров с профсоюзами, тесных связей с производством других продуктов).
Индикатором
реакции предприятия является и
ориентированность высшего
Следует
добавить, что угроза входа на рынок
новых предприятий имеет
Конкурентное влияние со стороны поставщиков главным образом зависит от того, насколько важными являются эти составляющие затрат для покупателя (если поставки определенной группы поставщиков занимают ощутимую долю от общих затрат, то степень влияния со стороны поставщиков увеличивается)
Влияние поставщиков сильнее, если имеют место следующие факторы:
-затраты на производство играют важную роль для покупателя;
-поставщики
представляют собой несколько
крупных предприятий, не
-продукция
поставщиков дифференцирована
-покупатели не являются важными клиентами для предприятий-поставщиков, т. е. поставщики не замкнуты на определенную отрасль;
-поставщики
не конкурируют с
-со
стороны одного или нескольких
поставщиков существует
-предприятия-покупатели
не проявляют склонности к
интеграции в рынки
Сила влияния на производителей товаров/услуг и их способность вести торговлю со стороны покупателей сильнее, когда:
-потребители значимы и их немного, они покупают товар в большом количестве;
-объем
потребления представляет
-отрасль,
поставляющая товар на рынок
состоит из большого числа
относительно некрупных
-товары, предлагаемые на продажу разными продавцами, относительно хорошо стандартизированы, и потребители легко могут найти альтернативный вариант покупки, стоимость их перехода к новому продавцу практически равна нулю;
-покупаемые изделия не являются важной составляющей комплектующих изделий покупателя;
-экономически
выгодной для потребителя
Фактор
конкурентоспособности –
При оценке возможностей предприятия в сравнении с конкурентами определяются такие факторы, как технические и организационные возможности повышения качества продукции и совершенствования ассортимента, также играют роль техническая оснащенность производства, особенно износ и срок службы оборудования, имидж предприятия и товаров на рынке, наличие рабочей силы и состав коллектива, размеры предприятия и его доходность, различия в практике управления предприятиями, протекционистская политика правительства по отношению к отечественным товаропроизводителям, поддержка местных органов власти, инвесторов, наличие спонсоров и т.д.