Деятельность предпринимателя по отбору, анализу и реализации предпринимательских идей

Автор: Пользователь скрыл имя, 11 Ноября 2011 в 16:15, контрольная работа

Описание работы

В основе предпринимательской деятельности всегда должна лежать предпринимательская идея. Идея является потенциалом предпринимательства. Удачно сформулированная идея может определить деятельность предпринимателя на всю жизнь. Однако чище для продолжения предпринимательства требуются все новые и новые идеи.

Разработка (придумывание) идей не является основой профессиональной деятельности предпринимателя. Но предпринимателем может быть лишь тот, кто способен на «рождение» идей или чуток к их восприятию.

Работа содержит 1 файл

контрольная Организация предприним.деят.-ти.doc

— 87.00 Кб (Скачать)

1. ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЯ ПО ОТБОРУ, АНАЛИЗУ И РЕАЛИЗАЦИИ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСКИХ ИДЕЙ 

В основе предпринимательской  деятельности всегда должна лежать предпринимательская  идея. Идея является потенциалом предпринимательства. Удачно сформулированная идея может определить деятельность предпринимателя на всю жизнь. Однако чище для продолжения предпринимательства требуются все новые и новые идеи.

Разработка (придумывание) идей не является основой  профессиональной деятельности предпринимателя. Но предпринимателем может быть лишь тот, кто способен на «рождение» идей или чуток к их восприятию.

Анализ идей, оценка реальности воплощения при определенных обстоятельствах вполне может выступать  как профессиональная деятельность. Она может осуществляться в качестве деятельности консультантов или советников,

Необходимость в идеях, их формулировании, накоплении, отборе и анализе обусловлена  потребностями, присущими предпринимателю. Это стремление к постоянному  обновлению производства; опасение упустить эффективный вид деятельности; стремление к приращению капитала и производства; повышение прибыльности производства.

Формирование  новой идеи есть построение новой  комбинации, системы логических умозаключений, основанных на новых (появившихся пли  ранее не принимаемых во внимание) фактах.

Источниками формирования предпринимательских  идей обычно считают:

1)        товарный рынок;

2)         географический или структурный «разрывы» в системе общественного производства;

3) достижения  науки и техники;

4) новые возможности  применения уже производимого товара или продукта;

5) не осознанные  потребителем или пока не удовлетворенные

потребительские запросы.

Сущность  использования товарного рынка  как источника идей сводится к  выявлению существующего на рынке  дефицита и прибыльности своих усилии по возможной ликвидации такого дефицита. Обычно к этому источнику прибегают начинающие предприниматели, имеющие малый опыт. Опытный предприниматель тоже анализирует товарный рынок, но обычно имеет другие цели.

При использовании  в качестве источника идей географических или структурных «разрывов» в системе общественного производства предприниматель анализирует:

1)         процесс производства товара, его отдельных компонентов или даже целой товарной группы;

2)         источник и «маршрут» продвижения товара от производителя к потребителю;

3)         форму предложения товара потребителю.

Цель этого  анализа: обнаружение разрывов»  в процессе производства — структурных (это производится, то не производится) или в процессе постановок — географических (это производится в нашей стране, а то ввозится из-за рубежа, почему?). Если в результате обнаружения «разрывов» предприниматель формирует идею и реализует ее, то это означает, что он сумел интегрироваться в процесс производства.

Обычно это  происходит в форме организации производства товара или отдельных его компонентов взамен ввозимых из-за рубежа, налаживания прямых связей с производителем взамен существующих, включающих ряд посредников.

Достижения  науки и техники в качестве источника идей требуют хорошей  информированности в этой области и значительного интеллектуального труда. С одной стороны, такой подход направлен на поиск конкретных форм совмещения имеющихся достижении науки, техники и технологии, с другой — возможностей производства новых товаров.

Планирование производства новых товаров осуществляется на основе внедрения в производство достижений науки, техники и технологии. Этой деятельностью должны заниматься профессионалы.

Объектом  внимания может быть не только собственно товар, но и технология его производства, производственный процесс.

Новые возможности  применения уже производимого товара или продукта являются специфическим  источником идей. В значительной степени  появление идей на базе этого источника  носит случайный характер. Однако целенаправленный поиск в этом направлении, основанный на творческом подходе, тоже эффективный метод. Например, приборы ночного видения, ранее используемые только в военной технике, в результате конверсии ВПК стали широко применяться для гражданских целей (в охранных системах или для прицелов охотничьих ружей).

Не осознанные потребителем и пока не удовлетворенные  запросы, угадываемые предпринимателем, представляют собой практически  неисчерпаемый источник идей. Это  основывается на том, что любая удовлетворенная  потребность порождает новую. Если рассуждать в масштабах рынка, то обеспечение им видимых общественных потребностей приводит к созреванию новых, которые еще могут не сознаваться потенциальными потребителями. Поэтому предпринимателю важно прогнозировать будущее развитие рынка. Такой прогноз возможен на основе тенденций предыдущего периода развития рынка и основных направлений НТП, имеющих место в данный период. Однако следует иметь в виду, что идеи, основанные на данном источнике, приводят к проектам с повышенным риском. Зато успешная реализация таких проектов позволяет обеспечить долговременное устойчивое положение на рынке и высокий доход. 

Новые идеи, отбираемые для реализации, должны быть обоснованы экономически. Этот выбор  осуществляется на базе сравнительного анализа нескольких возможных для реализации идей. Перед проведением такого анализа следует оценить достаточность условий и наличие технических возможностей для реализации идей. Уже на этом этапе некоторые идеи могут быть отвергнуты.

Основным  элементом сравнения идей является их экономическая эффективность.

Кроме указанного оцениваются сроки окупаемости. Но такой подход является чисто экономическим. В реальной деятельности следует  учитывать и ряд других рыночных факторов, связанных с целями предпринимателя. Например, устойчивое положение на рынке может обеспечить проект, имеющий максимальный срок окупаемости.

Отсюда следует, что при отборе предпринимательских  идей важную роль играет та цель, которая  руководит предпринимателем.

Любая идея может  быть реализована с различной эффективностью. В этом аспекте для предпринимателя важно не упустить имеющиеся возможности. Последние не всегда ясно просматриваются.

Каждый предприниматель  избирает свою технику реализации идеи. Однако в этом направлении можно  предложить общий подход. При готовности реализовать идею целесообразно составить общую схему этой реализации.

Составленная  схема позволяет выявить, все  ли в нее включено, дает возможность  сформулировать конкретные вопросы  по каждому этапу и найти пути их решения.

Когда общая  схема ясна во всех позициях, можно переходить к точным расчетам предварительного характера. Эти расчеты удобнее всего выполнять в рамках бизнес-плана.

 

2. ОРГАНИЗАЦИЯ УПРАВЛЕНИЯ ПРЕДПРИЯТИЕМ

 
 
 Современное предприятие — это сложная производственная система, включающая такие элементы,                        как основные фонды, сырье и материалы, трудовые и финансовые ресурсы. Важнейшая задача управления — использование перечисленных элементов таким образом, чтобы обеспечить эффективное функционирование всей производственной системы, выживание и развитие в условиях жесткой конкурентной борьбы.

  В связи с тем, что работа предприятия разделяется на составляющие части, выполняется различными работниками, кто-то должен координировать и направлять усилия. Деятельность по координации работы других людей составляет сущность управления. Для того, чтобы предприятие действовало успешно, управленческая работа должна четко отделяться от неуправленческой. На предприятии должны быть назначены руководители и определен круг их обязанностей и ответственности. В зависимости от уровня управления выделяют руководителей низового звена (или операционных управляющих), среднего звена и высшего звена. К руководителям низового звена относятся младшие начальники, находящиеся непосредственно над рабочими. Они организуют и контролируют выполнение производственных заданий, отвечают за непосредственное использование сырья и оборудования. Это должности, например, мастера, старшей медсестры, заведующего кафедрой и т. п. Большая часть руководителей относится к руководителям низового звена.

  Руководители среднего звена координируют и контролируют работу младших начальников. Примерами должностей руководителей среднего звена могут быть должности начальника производства, начальника отдела, управляющего сбытом на промышленном предприятии, декана или директора филиала учебного заведения. Руководители среднего звена — это своеобразный буфер между руководителями высшего и низового звеньев. Они подготавливают информацию для принятия решений руководителями высшего звена и доводят эти решения в виде конкретных заданий низовым руководителям.

  Руководство высшего звена представляет высший организационный уровень управления. В предпринимательстве примеры руководителей высшего звена — это президент компании, председатель Совета директоров, вице-президент корпорации и др. Руководители такого уровня принимают важнейшие для предприятия решения и несут за них ответственность.

  Процесс управления состоит из следующих функций: планирования, организации, мотивации и контроля.

 Функция планирования связана с выработкой решения относительно целен бизнеса и действий для достижения этих целей.

 Функция организации состоит в создании определенной структуры для выполнения стратегических и тактических планов предприятия.

 Задача функции мотивации состоит в том, чтобы работники хорошо выполняли трудовые обязанности и благодаря этому имели возможность удовлетворять своп материальные и духовные потребности.

 Функция контроля направлена на своевременное выявление отклонений в выполнении первоначального плана и принятие действенных мер для исправления ситуации.

 Результативность управления в значительной мере связана с выбором организационной структуры предприятия.

 Классической пли традиционной организационной структурой является бюрократическая структура, которую называют иногда механистической. Бюрократическая организационная структура отличается высокой степенью разделения управленческого труда, стройной иерархией управления ".'Сверху вниз», формализованными правилами и нормами поведения персонала, четко сформулированными принципами подбора и расстановки кадров. Бюрократическая модель управления включает два варианта: функциональный и дивизионный.

 Простейший вариант бюрократической модели — функциональная структура организации, дополняемый понятием «департаментализация». Департаментализация означает процесс деления организации на отдельные блоки, которые могут называться отделами, отделениями или секторами.

 Функциональной департаментализацией называют деление организации на отдельные элементы, имеющие свои определенные задачи и обязанности. Традиционными функциональными элементами предприятия являются отделы производства, маркетинга, финансов, хотя называться эти отделы могут иначе в зависимости от направления деятельности предприятия. Функциональные отделы могут делиться на более мелкие, называемые вторичными, или производными, подразделениями. Считается целесообразным использование функциональной структуры управления на предприятиях с ограниченной номенклатурой продукции, работающих в стабильных внешних условиях.

 На предприятиях с многономенклатурным производством, вынужденных приспосабливаться к частым изменениям запросов покупателей, в рамках бюрократической модели более подходящей является дивизиональная организационная структура, при которой деление на элементы и блоки осуществляется по видам товаров или услуг, группам покупателей или регионам. Соответственно выделяют: 

♦          продуктовую структуру;

♦          организационную структуру, ориентированную на потребителя;

♦          региональную организационную структуру.

 При создании продуктовой организационной структуры назначается руководитель, ответственный за производство и сбыт конкретного вида продукции. Предприятия с такой структурой способны быстро реагировать на изменения условий покупательского спроса, технологии и конкуренции. Координация работ улучшается за счет того, что вся деятельность по данному продукту находится под руководством одного человека.

 При организационной структуре, ориентированной на потребителя, все подразделения концентрируются вокруг определенных групп потребителей. Такие организационные структуры характерны для торговых фирм, коммерческих банков, других финансово-кредитных учреждений.

 Предприятия с большим территориальным разбросом своих подразделений имеют региональную организационную структуру. Примером предприятий с такой структурой могут быть крупные фирмы, имеющие сбытовые подразделения на территории своей страны и на территориях других государств.

 В последние десятилетия стали все шире развиваться организационные структуры, которые по сравнению с бюрократическими лучше приспосабливаются к изменению спроса и появлению новых технологий. Их называют адаптивными, или органическими, структурами.

 Органические структуры включают два основных типа: проектные и матричные. Для управления разработкой и осуществлением крупных проектов используют специальную проектную организацию — временную структуру, создаваемую для решения конкретной задачи. В одну команду собирают самых квалифицированных сотрудников, которым поручается осуществление сложного проекта. Когда проект реализован, члены команды либо возвращаются на свои прежние места, либо приступают к осуществлению очередного проекта.

 Проектные организации целесообразно создавать на крупных предприятиях. На многих средних, а тем более малых предприятиях создание чисто проектных организаций малоэффективно и даже убыточно. Поэтому проектная структура как бы накладывается на постоянную для данной организации функциональную структуру. Такая совмещенная организационная структура называется матричной. Работники, входящие в состав проектной группы, находятся в двойном подчинении: с одной стороны — подчинение руководителю проекта, с другой — руководителям функциональных структур, в которых они работают постоянно.

 Матричные организационные структуры позволяют использовать преимущества как функциональных, так и дивизионных структур. С адаптивными организационными структурами связаны организации типа конгломерата. Эта организация не является какой-то установившейся структурой. Она может в одном случае использовать матричную структуру, в другом — дивизиональную, в третьем — функциональную. На высшее руководство корпорации возлагается ответственность за разработку стратегии и долгосрочных планов, за координацию и контроль действий в рамках всех корпораций. Вокруг центрального руководства концентрируются подразделения, которые являются либо независимыми экономическими единицами, либо фактически независимыми фирмами. Они вправе самостоятельно принимать оперативные решения, а головной компании подчинены в основном в финансовых вопросах. Показатели издержек производства и рентабельности экономической единицы должны быть в пределах, установленных для конгломерата высшим руководством. 
 

             3. Государственная поддержка малого бизнеса 

  Формы государственной  поддержки малых предприятий. Вклад малых предприятий в оздоровление экономики сегодня явно недостаточен. Объясняется это как общим спадом производства и разрывом хозяйственных связей, так и тем, что не получила развития государственная поддержка этих предприятий. Между тем малые предприятия как неустойчивая предпринимательская структура, наиболее зависимая от колебаний рынка, нуждаются в разносторонней государственной поддержке.

Во многих странах рыночной экономики существуют особые фонды государственной поддержки  малого бизнеса. В Японии, например, на эти цели в расходной части бюджета выделяется 2-3 млрд. долл. У нас государственная поддержка малых форм производства с первых шагов малого бизнеса сводилась,   в  основном,   к  системе   налоговых  льгот  на  прибыль

Одной из важнейших  проблем малого бизнеса в России является кредитование. Кредиты предоставляются  только под залог или поручительство, которые не всегда могут предоставить малые предприятия. Союзы малых  предприятий, как и специальные  фонды,- в настоящее время не выступают поручителями по кредитам, получаемым этими предприятиями. Отсутствуют специальные банки, которые бы обслуживали малый бизнес. В особо трудном положении оказываются частные малые предприятия. Невозможность получения кредита исключает способность конкурировать с иными предприятиями.

Во многих зарубежных странах малому бизнесу  оказывается серьезная финансово-кредитная  поддержка со стороны государства  через специальные структуры и фоццы,, например, через "Администрацию по дел;ш мелкого бизнеса" (США), "Корпорацию страхового кредитования малого бизнеса" (Япония), "Кредит для средних и мелких фирм" (Франция).

В России также  существуют различные организационные  формы поддержки и защиты интересов малых предприятий. С этой целью созданы и ассоциации малых предприятий, Федерация развития и поддержки малого предпринимательства, Всемирная ассамблея мелких и средних предприятий, различные фонды развития и поддержки малого бизнеса. Однако, как правило, многочисленные фонды поддержки малого предпринимательства озабочены своими собственными проблемами и реальной помощи малым предприятиям не оказывают.

Малые предприятия  нуждаются также в информационном обслуживании, подготовке кадров, в  льготном банковском кредите и другой помощи.

Заслуживает серьезного внимания опыт финансово-кредитной  поддержки малого бизнеса со стороны  государства через прямые и гарантированные  займы. Прямые займы выдаются небольшим  фирмам на определенный срок под более низкие процентные ставки, чем кредит на частном рынке ссудного капитала. Гарантированные займы дают кредиторам государственные гарантии до 90% заемного капитала. Таким образом государство старается заинтересовать частные банки, торговые и промышленные корпорации, страховые компании, пенсионные фонды в предоставлении капитала мелким фирмам.

Имеются и  другие формы государственной поддержки: обеспечение малых предприятий  госзаказом (если возникает такая  необходимость), предоставление особых льгот предприятиям, создаваемым в отсталых областях со слабо развитой промышленностью, и др.

Развитие  малых предпринимательских форм происходит сейчас в основном в посреднической сфере и отраслях, не требующих  значительных капитальных вложений — торговле, общественном питании, строительстве гражданских объектов, мелком ремонте техники и машин, сельском хозяйстве. Между тем такой мощный рынок, как сфера научно-технических новшеств и информации, не осваивается. С одной стороны, это обусловлено недостаточным вниманием к данным проблемам государственных структур управления, отсутствием правовых актов, обеспечивающих развитие малого научно-технического 'бизнеса, с другой — монополией государственных научно-исследовательских институтов, сосредоточивших у себя весь объем финансирования научной сферы. В результате это привело к монополизму госсектора в науке и отсутствию внедренческих структур в материальной сфере.

■  Поддержка  малого бизнеса за рубежом. С этих позиций

■          интересен опыт развития инновационного бизнеса в США.

■          80-е годы отмечены в США резким ростом индивидуаль

ного и  группового инновационного бизнеса. Мелкое инноваци

онное производство организовано на основе собственного тру

да ученых, инженеров, изобретателей — небольшие  инноваци

онные предприятия, базирующиеся на производстве, освоении,

коммерциализации  новых  научно-технических  идей.   По раз

личным оценкам, в конце 80-х — начале 90-х гг. в наукоемком

: секторе  промышленности США насчитывалось  от 30 до 40 тыс. компаний с численностью  занятых менее 100 человек. Сегодня из 600—700 тыс. ежегодно создаваемых в США новых фирм примерно 1/8 специализируется на производстве научно-технических нововведений.

Многочисленные  мелкие инновационные предприятия  стали в США своеобразным дополнением  к традиционным научно-исследовательским и конструкторским комплексам промышленных корпораций, университетов, бесприбыльным исследовательским организациям, государственным лабораториям, различным целевым структурам. Существенно проигрывая подобным организациям по ресурсному обеспечению, мелкие фирмы в сфере научно-технического прогресса выигрывают в возможности максимального раскрепощения творческого потенциала и инициативы научно-технических работников.

Опыт США  показывает, что в условиях ресурсной  необеспеченности мелкого инновационного бизнеса важнейшим фактором его существования является организация своеобразной сети его поддержки. Основные направления ее таковы:

•          финансовая поддержка (наличие многочисленных доступных источников рискового капитала);

•          материально-техническая (сдача в аренду и возможность покупки, в том числе на льготных условиях, средств производства — зданий и сооружений, техники, научного оборудования, транспортных средств, копировальной техники и т.д.);

•          информационная  (обеспечение  возможностей  пользования информационными сетями и техническими библиотеками, доступа к базам данных и т.д.);

•          консультативная   (развитие   специализированных   услуг консультирования, ориентированных на организаторов мелких инновационных предприятий, по вопросам налогообложения, страхования,  планирования,  маркетинга, ведения отчетности, оформления патентов).

На создание данной сети направлены сегодня усилия федерального правительства, штатов, местных  органов власти, общественности, университетов, частного бизнеса.

Политика  стимулирования инновационной активности мелкого бизнеса проводится на всех уровнях государственного управления — от федерального правительства  до муниципалитета. Главным в государственной  политике в этой области является создание своего рода "инновационного климата", т.е. обеспечение благоприятных экономических, правовых, организационных, психологических и других условий для возникновения и развития новых фирм, в первую очередь занятых генерированием, освоением и коммерциализацией научно -технических нововведений. Государство, в отличие от регулирования деятельности экономически и

организационно  сложившегося крупного бизнеса, основные усилия направляет на начальные и "предначалъные" периоды становления мелких инновационных предприятий.

Главным содержанием  государственной инновационной  политики в отношении мелкого  бизнеса является регулирование  финансовых потоков, направленное на облегчение доступа мелких фирм к источникам финансовых средств. Здесь выделяется два направления; целенаправленное субсидирование из бюджета (через федеральные агентства и ведомства) и привлечение частного капитала к финансированию инновационной деятельности мелких фирм.

Целенаправленное  бюджетное финансирование осуществляется в форме безвозвратного субсидирования, через предоставление льготных займов и заключение контрактов на разработку новой продукции и технологии.

В целом мелкий бизнес США получает 3,5 — 4% от общих  федеральных затрат на НИОКР. До трети  расходов мелких фирм на исследования и разработки в той или иной форме финансируется государством.

Программы безвозвратного субсидирования осуществляют  в основном два федеральных ведомства —  "Администрация по делам  мелкого  бизнеса"  (АМБ)  и   "Национальный  научный фонд" (ННФ).

Программы предоставления льготных займов осуществляются АМБ в виде прямых займов, долевого участия в займах коммерческих банков и гарантирования займов коммерческих банков. Прямые займы производятся АМБ из собственных кредитных источников. Размер займа не превышает 150 тыс. долл, максимальная ставка составляет 7%. Займы предоставляются на сроки: до 6 лет — на текущие нужды; до 20 лет — на приобретение оборудования, земельной собственности и строительство; до 30 лет — на восстановление предприятий, пострадавших от стихийных бедствий.

Однако, как  показывает американская практика, формы  прямого субсидирования через государственные  ведомства не обладают достаточной  гибкостью и оперативностью.

Вторым важнейшим  направлением государственной инновационной  политики в отношении мелкого инновационного бизнеса, осуществляемым на уровне федерального правительства, является привлечение частного капитала для финансирования. Реализуется оно преимущественно через компании венчурного капитала. Венчурное финансирование стало более или менее заметным в США в послевоенный период и широко распространилось в конце 70-х годов. Сегодня в США действуют компании венчурного финансирования трех типов;  корпоративные (дочерние компании крупных корпораций), независимые  и  частные   ИКМБ  (инновационные  компании  мелкого  бизнеса), действующие под эгидой АМБ. Венчурный - капитал размещается в форме акционерного капитала. Это значит, что инвесторы   становятся   акционерами  мелких   инновационных ,. фирм и, в зависимости от доли своего участия, имеют право на ' получение прибылей. Доля участия отдельных компаний венчурного капитала в мелких фирмах редко превышает 50%.

Что же касается налоговых и амортизационных  льгот, предоставляемых самому мелкому  инновационному бизнесу, то они применя-1 ются менее широко, поскольку для мелких фирм намного важнее; первоначальная и "предначальная" их поддержка. Поэтому налоговыми льготами традиционно больше пользовался более крупный бизнес. Однако с конца 70-х — начала 80-х гг. начали разрабатываться более льготные условия налогообложения и для мелкого бизнеса,; прежде всего инновационного с учетом его специфических потребностей.

Что касается амортизационных льгот, то в отношении  мелкого бизнеса действует только одна значительная мера: с 1981 г.мелким фирмам разрешено списывать стоимость основного капитала неравными частями или единовременно в течение амортизационного периода. 

 
 

Информация о работе Деятельность предпринимателя по отбору, анализу и реализации предпринимательских идей