Автор: Пользователь скрыл имя, 10 Ноября 2011 в 18:17, реферат
Предпринимательские способности (предпринимательство) можно определить как экономический ресурс, в состав которого следует включать предпринимателей, предпринимательскую инфраструктуру, а также предпринимательскую этику и культуру.В свою очередь, к предпринимателям относятся прежде всего владельцы компаний, менеджеры, неявляющиеся их собственниками, а также организаторы бизнеса, сочетающие в одном лице владельцев и управляющих. Используют также термин «предпринимательский потенциал».
Производственные запасы (сырье, основные и вспомогательные материалы, покупные полуфабрикаты и комплектующие изделия, топливо, тара, запасные части для ремонта оборудования, малоценные и быстроизнашивающиеся предметы). К категории малоценных и быстроизнашивающихся предметов относят: предметы, служащие менее одного года и стоимостью на дату приобретения не более 100-кратного (для бюджетных учреждений - 50-кратного) установленного законодательством Российской Федерации минимального размера месячной оплаты труда за единицу; специальные инструменты и специальные приспособления, сменное оборудование независимо от их стоимости; специальная одежда, специальная обувь независимо от их стоимости и срока службы и др.
Незавершенное производство и полуфабрикаты собственного производства (НЗП). Незавершенное производство представляет собой продукцию, не законченную производством и подлежащую дальнейшей обработке.
Расходы будущих периодов – это затраты на освоение новой продукции, плата за подписные издания, оплата на несколько месяцев вперед арендной платы и др. Эти расходы списываются на себестоимость продукции в будущих периодах.
Фонды обращения - это совокупность всех средств, функционирующих в сфере обращения.
Структура оборотных средств – это удельный вес стоимости отдельных элементов оборотных средств в их общей стоимости. На рис. 1 приведены состав и примерная структура оборотных средств на машиностроительном предприятии.
В структуру оборотных средств входят: сырье, основные и вспомогательные материалы, покупные полуфабрикаты, топливо, тара, запасные части для ремонта, незавершенное производство, расходы будущих периодов, денежные средства в расчетах и т.п. Наиболее высокая доля приходится на производственные запасы (сырье, основные материалы, покупные полуфабрикаты) и незавершенное производство.
Рис. 1 Состав и структура оборотных
средств
ВЫВОД по пункту 2.2:
Ритмичность,
слаженность и высокая
Поскольку
оборотные средства включают как
материальные, так и денежные ресурсы,
от их организации и эффективности
использования зависит не только
процесс материального
Эффективность производства – важнейшая качественная характеристика хозяйствования на всех уровнях. Под экономической эффективностью производства понимается степень использования производственного потенциала, которая выявляется соотношением результатов и затрат общественного производства. Чем выше результат при тех же затратах, чем быстрее он растет в расчете на единицу затрат общественно необходимого труда, или чем меньше затрат на единицу полезного эффекта, тем выше эффективность производства. Обобщающим критерием экономической эффективности общественного производства служит уровень производительности общественного труда.В современной России на протяжении последних лет становление малого предпринимательства проходит на фоне серьезных социально-политических преобразований, внося существенный вклад в экономическую жизнь общества. Сегодня каждый гражданин России в той или иной степени столкнулся с феноменом малого предпринимательства. Этому экономическому явлению даются различные, порой полярные оценки. Однако отрицать реальную многогранную значимость малого предпринимательства для решения социально-экономических проблем никто не станет. Вместе с тем, пройдя определенный путь развития, малое предпринимательство в России не стало еще конкурентоспособным сектором экономики. Эта проблема остается насущной на обозримое будущее и все усилия, направленные на поддержание малого предпринимательства, должны исходить из этой прерогативы. Предыстория развития современного малого предпринимательства связана с 70-80 годами советского периода социально-экономического развития общества. Конституция СССР 1977 года 17-ой статьей подтвердила право граждан на осуществление трудовой деятельности, основанной на личном труде граждан и членов их семей в сфере кустарно-ремесленных промыслов, сельского хозяйства и бытового обслуживания. Однако преобладание крупных предприятий, управление всеми другими предприятиями как крупными, отсутствие дифференцированного подхода в определении места и роли различных предприятий в экономике страны снижало эффективность деятельности существующих малых предприятий. Фактическое отсутствие естественного конкурентного механизма функционирования предприятий в экономике обедняло советский товарный рынок. Такое положение наряду с другими социально-экономическими проблемами привело к необходимости использования кооперативной формы в качестве малого предпринимательства в условиях реформирования экономики в 80-е годы. Принципиальное значение в эти годы для развития малого предпринимательства имели принятые в 1986 году Закон «Об индивидуальной трудовой деятельности», в 1987 году Закон «О государственном предприятии» (распространенный на все предприятия с 1989 года), Постановление ЦК КПСС и Совета Министров СССР о создании совместных предприятий с участием иностранного капитала (1987 год). В ноябре 1986 года и мае 1988 года закон легализует частную предпринимательскую деятельность в ряде производственных областей и сфере услуг. Начался рост кооперативного движения, получивший мощный стимул к развитию с принятием Закона «О кооперации» (1988 год). В этом законе нашел законодательное воплощение новый подход к экономической политике, так как закон выражал и брал под защиту сердцевину кооперативного строя — демократизм. С принятием этого закона начинает расширяться сфера частной инициативы в сельском хозяйстве, особенно с введением аграрных договоров на землю (на срок до 50 лет), что заложило основу для формирования фермерства, которое однако не получило широкого развития. В июне 1990 года был принят Закон «О предприятиях в СССР». В этом законе предусматривалось дальнейшее расширение самостоятельности предприятий и хозяйственного расчета, перечислялись следующие виды предприятий: индивидуальные, кооперативные в форме кооперативного или иного хозяйственного общества или товарищества. Закон давал возможность создавать совместные предприятия, арендные и малые государственные предприятия. Предприятия могли объединяться в союзы, хозяйственные ассоциации, концерны по отраслевому, территориальному и другим признакам. Государственные предприятия делились на союзные, республиканские, областные, окружные и коммунальные. Предприятие само могло устанавливать цены на свою продукцию. В 1989 году прошел I Всесоюзный съезд объединенных кооперативов в сфере производства товаров и услуг. На этом съезде был организован «Союз кооперативов СССР в сфере производства и услуг». Союз определил своей главной целью создание параллельной экономики, которая бы в конкурентной борьбе с существующей хозяйственной системой помогла оздоровить ее. Необходимость ограждения кооперации от случайных и недобросовестных людей, преступных элементов, ринувшихся в новую экономику ради наживы, — была выдвинута как одна из важнейших задач этого процесса. Конец 80-х годов очень противоречив, что являлось отражением сложной социально-политической обстановки в стране и охарактеризовать его однозначно по этой причине трудно. Складывается впечатление, что «одна рука созидала, а другая разрушала». В самом деле, с одной стороны, предпринимались попытки создания малых кооперативных форм в сфере производства и услуг, с другой стороны, существующий хозяйственный механизм с массой запретов ограничивал развитие новых экономических явлений, прежде всего, мелкого частного хозяйства. С одной стороны, наблюдалось интенсивное развитие кооперативов, производящих товары производственно-технического назначения, строительных, сельскохозяйственных и научно-технических, торговых, медицинских, обслуживающих население (на перечисленных предприятиях наблюдались элементы предпринимательства). С другой стороны, имело место отсутствие гибкой экономической политики в этой области, быстро реагирующей на потребности нового экономического явления, защищающей потребителя и стимулирующей производителя. Ужесточение и регламентация, а то и запрещение деятельности кооперативов привели к усилению теневого сектора экономики. В начале 90-х годов кооперация как форма малого предпринимательства сводится на нет, хотя именно эта форма соответствует сложившимся хозяйственным традициям отечественного производителя, весьма перспективна вообще и чрезвычайно активно используется всеми странами с развитым рыночным механизмом хозяйствования. Конечно, притеснение кооперативов в тот период можно объяснить и тем, что они продемонстрировали в некоторых случаях нечистоплотность в хозяйственной деятельности, приоритет краткосрочных интересов над долгосрочными перспективами и т.п. Однако во многом это объяснялось объективными причинами — не сложившейся рыночной средой и специфическими социально-политическими условиями, приспособленными к административно-командной системе. Аналогичную участь постигла и индивидуальная трудовая деятельность. Для функционирования индивидуальной трудовой деятельности (ИТД) как важнейшей формы малого предпринимательства необходима развитая рыночная экономическая система, которой в конце 80-х — начале 90-х еще не сформировалось, да и не могло сформироваться. Начало 90-х годов характеризуется дальнейшим ростом внимания широкой общественности и экономистов к возможностям малого предпринимательства как важнейшего фактора формирования рыночных отношений. Появляется ряд основополагающих документов: Постановление СМ СССР №790 «О мерах по созданию и развитию малых предприятий» от 08.08.1990 г., Постановление СМ РСФСР «О мерах по поддержке и развитию малых предприятий в РСФСР» от 18.07.1991 г. № 404. Этими документами были определены стартовые условия малого предпринимательства. Происходит перерегистрация кооперативов, возникших во второй половине 80-х годов, в малые предприятия; вводится ограничение видов деятельности для малых предприятий; упрощается их регистрация; расширяются возможности выхода на внешний рынок, что способствует появлению оффшорных предприятий; предусматриваются ряд льгот по материально-техническому снабжению для малых предприятий. В результате предпринятых государством мер в этот период наблюдается бурный рост малых предприятий и предпринимательской активности, которая сопровождалась быстрым и легким накоплением капиталов, активной деятельностью в торгово-посреднической сфере. Такие хозяйственные преобразования позволили удовлетворить спрос населения на дефицитные тогда товары широкого потребления, бытовые услуги и общественное питание. Тем не менее, на малые предприятия начинает оказываться очень тяжелое финансовое давление: 28% НДС, 35% налог на прибыль, от 50% и выше — на коммерческий кредит. Еще одной характерной чертой этого, в общем-то, благополучного периода для малого бизнеса было то, что малые предприятия выполняли роль канала перекачки ресурсов командно-управляемых госпредприятий в теневую экономику, в пользу полукриминального и просто криминального псевдорыночного предпринимательства. Самое печальное последствие такой перекачки заключалось и заключается в том, что средства, накапливаемые в малом предпринимательстве методом «доразграбления» госсектора, за небольшим исключением практически навсегда уходили из сферы накопления и не использовались для развития национального производства и его инфраструктуры. В условиях проведения радикальных рыночных реформ малое предпринимательство прошло следующие этапы. ПЕРВЫЙ ЭТАП: 1992—1994 гг. Этот этап характеризуется продвижением вперед в понимании сути экономических проблем малого предпринимательства. Констатируется значение роли и места малого предпринимательства в создании конкурентоспособной экономической среды новой хозяйственной системы. Вызревают контуры концепции поддержки малого предпринимательства, определяются приоритеты в его развитии. Выходят следующие документы: Указ Президента РФ «Об организационных мерах по развитию малого и среднего бизнеса в РФ» № 1485 от 30.11.1992 г., Постановление СМ и Правительства РФ «О первоочередных мерах по развитию и государственной поддержке малого предпринимательства в РФ» от 11.05.1993 г. № 446, Указ Президента РФ «О кадровом обеспечении экономических реформ» № 272 от 22.02.1993 г., Приказ федеральной службы занятости России «Об утверждении положения о порядке работы органов службы занятости с безработными гражданами, желающими организовать собственное дело в условиях выдачи им субсидий» № 37 от 30.03.1993 г., Постановление Правительства РФ от 29.04.1994 г. № 409 «О мерах по государственной поддержке малого предпринимательства в РФ на 1994—1995 гг.», Указ Президента РФ «О некоторых вопросах налоговой политики» № 1004 от 23.05.1994 г., Постановление Правительства РФ «О сети региональных агентств поддержки малого бизнеса» от 29.12.1994 г. № 1434. Во всех этих документах поддержка малого предпринимательства признается одним из важнейших направлений экономической реформы; устанавливаются отраслевые приоритеты развития малого предпринимательства; предусматривается освобождение от налогов суммы прибыли, используемой для развития производства, устанавливаются льготные ставки налогов на прибыль малых предприятий в третий и четвертый годы работ; предусматривается выделение кредитных ресурсов на первостепенное производство товаров народного потребления и продовольствия, организуется сеть специальных банков с участием государственных средств, предполагается страхование программ с высокой степенью риска из государственных фондов и резервов, планируется обеспечение гарантий для иностранных инвестиций и использование зарубежного опыта, а также привлечение зарубежных специалистов. Однако, как не печально, эти постановления остались только декларацией. И хотя в начале этого этапа наблюдался процесс массового учредительства малых предприятий (в сфере науки и научно-технического обслуживания число малых предприятий возросло в 3 раза, в сельском хозяйстве — в 3,1 раза, в материально-техническом снабжении — в 2,9 раза, в сфере образования — в 2,8), доля малых предприятий в сфере материального производства в общей структуре отечественного малого предпринимательства резко сократилась. Количественный рост малых предприятий характеризуется следующими показателями: 1992 г. — 560 тыс. малых предприятий, 1993 — 865 тыс., 1994 — 896,6 тыс. В этот период утверждается Комитет по развитию кредитных союзов (октябрь 1992 года). Кредитные союзы как система крупных, средних и мелких кредитных союзов — традиционная форма предоставления пайщикам финансовых услуг. К концу 1993 года в России было зарегистрировано и действовало 15 кредитных союзов, объединяющих более 3,5 тыс. человек. Во Владимире и Владимирской области их было 5, в Кемеровской области — 2, в Москве — 2, в Екатеринбурге — 2, в Санкт-Петербурге, Петрозаводске, Челябинске, Туапсе — по одному. Эти кредитные союзы регистрировались на основе Закона РФ «О потребительской кооперации». Общая сумма всех вкладов превышала 40,5 млн. руб., ссуды пайщикам — 40 млн. руб. В этот период закладываются интересные перспективные начинания в разных регионах страны. С 1992 года успешно функционирует в Приволжье России Международный торговый караван «Великий Российский путь» как специфическая форма поддержки малых предприятий, направленная на развитие инфраструктуры малого предпринимательства, позволяющая восстанавливать и расширять хозяйственные связи поволжских регионов с другими субъектами федерации, странами СНГ и зарубежными странами. В результате доля малых предприятий этого региона (всего Поволжского) в общем числе малых предприятий страны составляет более 12%. Этот период совпал с массовой (ваучерной) приватизацией, которая в целом для малого производства имела скорее негативные последствия. Период чековой приватизации (1992 —1994 гг.) привел к созданию «командного номенклатурного капитализма». Это полностью отвечает интересам очень узкого круга лиц, при целенаправленном сокращении возможностей участия широких масс населения в формировании среднего класса частных собственников. Либерализация цен фактически полностью уничтожила накопленные средства и сбережения, что могло бы стать необходимым источником капитала для ведения собственного дела. Необратимого и эффективного перелома в развитии малого бизнеса в этот противоречивый период не произошло. К концу 1994 года начался спад в деятельности малых предприятий — многие научно-консультационные, торгово-посреднические предприятия распались, либо диверсифицировались. Не дало желаемых результатов и развитие фермерского хозяйства. На федеральном уровне не была достаточно четко определена управленческая структура малого бизнеса. Функции поддержки малого бизнеса возлагались на Комитет по промышленной политике, который не в состоянии был охватить всего многообразия проблем, а также форм и видов малого предпринимательства. В результате картина развития предпринимательства уже в 1993 году характеризуется следующими показателями: 50% регистрируемых предприятий не начали работать, 30% едва сводили концы с концами, 40% не платили налоги, 10% жили более или менее сносно, 3—4% процветали, 37% из успешно действующих предприятий связаны с теневой экономикой. Еще одной отличительной чертой этого этапа является рождение массы различных структурных подразделений: фондов, ассоциаций и пр. Планировалось, что главная функция этих фондов должна заключаться не в том, чтобы раздавать деньги, а в том, чтобы привлекать средства — и не только российских, но и иностранных партнеров. Фондам дается самостоятельность в выработке механизма привлечения этих средств. Фонды поддержки призваны создавать инфраструктуру — благоприятные условия для развития малого предпринимательства, такие условия, при которых оно будет доходным, выгодным, стабильным вне зависимости от каких-то конъюнктурных внешних факторов и условий. В начале 1994 года создается Фонд содействия развитию малых форм предприятий в научно-технической сфере (утвержденный Правительством РФ). Этот Фонд является некоммерческой организацией, которой отчисляется 0,5% средств федерального бюджета, направляемого на науку, а с 1996 года — 1,0%. Деятельность этого Фонда направляется на «содействие проведению государственной политики формирования рыночных отношений в научно-технической сфере путем поддержки, создания и развития инфраструктуры малого инновационного предпринимательства, поощрения конкуренции через привлечение финансовых ресурсов и их целевое и эффективное использование для реализации программ и проектов по созданию производства наукоемких продуктов». Фонд должен принимать участие в проведении экспертизы, конкурсном отборе и реализации федеральной, отраслевых и региональных программ и проектов развития малого бизнеса.
В ноябре 1994 года была учреждена Российская ассоциация развития малого предпринимательства (РАРМП). В 1993 году свою программу поддержки частного предпринимательства предлагает Европейский банк реконструкции и развития (ЕБРР). Для этой программы создается специальный Фонд поддержки, сумма которого определяется в размере 300 млн. долларов США. Фонд активно начинает финансировать как в столице, так и в регионах. Например, в 1994 году Кузбассоцбанк через Томский филиал успешно реализовал первый этап программы по кредитованию микробизнеса в объеме 200 тыс. долларов. Убедившись в эффективности складывающегося партнерства, ЕБРР неоднократно увеличивал объемы кредитных линий. К 1997 году в орбиту кредитования включены филиалы банка в Томске, Новосибирске, Санкт-Петербурге, Юрге и головной офис в Кемерове. Это — весьма положительное явление, учитывая специфические сложности очень важного экономического региона страны. ЕБРР на предоставление в рамках Программы кредитования российскому малому бизнесу аккредитовал «СБС-Агро». ЕБРР четко определил критерии, которым должны соответствовать претенденты на получение кредита. Кредиты не предоставляются малому предприятию, если его деятельность связана с производством экологически вредной продукции, алкоголя и табачных изделий, организацией игорных домов (и вообще популяризацией азартных игр), а также с финансовыми операциями и военным производством. Предусмотрены и финансовые условия кредитования. Под кредит необходимо предоставить обеспечение, в качестве которого может выступать оборудование заемщика, товары на складе, ценные бумаги, депозиты, драгоценные металлы или гарантии третьих лиц. Стандартная процентная ставка по предоставляемым «СБС-Агро» кредитам составляла 17—18% годовых в валюте. К середине 1997 года «СБС-Агро» прокредитовал 600 проектов на сумму 18 миллионов долларов США. Основная доля кредитов была предоставлена на открытие пекарен, магазинов, мясоперерабатывающих цехов, парикмахерских, стоматологических кабинетов, ателье, спортивных, тренажерных залов, несколько меньше — на развитие полиграфического бизнеса, автосервиса, открытие прачечных и ресторанов, около 10% — на наукоемкие производства. Однако, характеризуя положительно в целом этот этап, можно сказать, что решительного поворота в сторону развития малого предпринимательства не было сделано. В 1996 году, то есть по завершению первого этапа приватизации на долю малых предприятий приходилось 3% совокупной стоимости основных средств по всем отраслям экономики. Это объясняется тем, что условия для структурной перестройки промышленности России еще не созданы и вопрос о стабильном месте малого бизнеса в этом процессе еще не определен; не создана конкурентоспособная среда, являющаяся важнейшим условием развития малого предпринимательства; по-прежнему актуальным остается разворот к производственному предпринимательству. Острой общероссийской проблемой остается проблема возвратности кредитов. Кроме того малые предприятия России просто до сих пор еще не готовы брать кредиты, так как многие из них не умеют составить бизнес-планы, не имеют залога и т.п. На протяжении всего периода легализации малого предпринимательства наблюдалась борьба за его курирование и, прежде всего, за распределение государственных средств на его поддержку. Многочисленные государственные ведомства, государственные и общественные организации не стремились объединить свои усилия по поддержке малогопредпринимательства. Не было выработано механизма практической реализации предлагаемых направлений деятельности. Единая программа и соответственно система государственной поддержки малого предпринимательства в РФ до середины 1994 года отсутствовала. Картина будет не полной, если не отметить, что наблюдалось нарастание криминально-уголовного характера многих процессов в малом бизнесе, что связывается с отсутствием устойчивых, сложившихся норм и правил предпринимательской этики, наличием «государственного рэкета» и уголовного рэкета. Данный этап в развитии малого бизнеса все еще оставался этапом «проб и ошибок». Однако в целом сохранялось устойчивое понимание необходимости развития малого предпринимательства как важнейшего условия дальнейшего эффективного экономического развития страны. ВТОРОЙ ЭТАП: 1995—1998 гг. На этом этапе отчетливо прослеживается нацеленность экономической политики на создание концепции развития малого предпринимательства в нашей стране. Вырабатываются конкретные меры реальной помощи малому бизнесу по всей стране с предоставлением самостоятельности регионам в решении этих проблем. В 1995 году образовывается Государственный комитет РФ по поддержке и развитию малого предпринимательства (ГКРП РФ). Этот комитет получил достаточно широкие полномочия. На него возлагается разработка и реализация всей международной помощи в этой области. Вводится в практику хозяйственной деятельности новый Гражданский кодекс. 14 июня 1995 года был принят Федеральный закон РФ «О государственной поддержке малого предпринимательства в Российской Федерации» №88-ФЗ, который статьей 3 законодательно определил статус малого предприятия. В 1995 году положение в малом предпринимательстве характеризовалось следующими показателями: малых предприятий в Российской Федерации насчитывалось 877,3 тыс., доля прибыли, заработанная ими, составляла 1/5 часть всей прибыли, полученной российской экономикой. Занятость населения приведена в табл. 1. Таблица 1 Основные показатели, характеризующие развитие малого предпринимательства в 1995 г. Отрасль Среднесписочная численность занятых на МП, тыс. чел. Отраслевая структура занятости на МП, в % Удельный вес в общей численности занятых в отрасли, в %
ВСЕГО 8944,8 100 15,7
Промышленность 2589,7 29,0 15,6
Сельское хозяйство 93,4 1,0 1,3
Строительство 2624,4 29,3 48,5
Транспорт и связь 185,0 2,1 3,9
Торговля 2235,0 24,6 46,4
Общая коммерческая деятель- ность по обеспечению функ- ционирования рынка 320,8 3,6 93,9
ЖКХ, бытовое обслуживание 106,8 1,2 4,7
Наука и научное обслуживание 231,9 2,6 15,8
Государственный
комитет Российской Федерации по
поддержке и развитию малого предпринимательства
приводит следующие данные. На 1 октября
1996 года насчитывалось 829 442 предприятия
с численностью занятых 8 241 200 человек.
На 1 января 1997 года малых предприятий
стало более 842 тыс. с численностью
занятых 8 618 300 человек. Большая часть
малых предприятий приходится на
сферу торговли и общественного
питания — 43%, строительство и
промышленность уступает — 32% (17% и 15% соответственно).
Налоговая служба учитывает также
3,5 млн. предпринимателей без образования
юридического лица, которые по законодательству
являются субъектами малого предпринимательства.
Однако для создания нормальной конкурентной
среды малых предприятий должно
быть значительно больше. И тем
не менее с учетом временно занятых
и членов семей почти 15—18% населения
России было связано с деятельностью
малых предприятий. Направленность
деятельности государства в области
малого предпринимательства на этот
период определяет «Федеральная программа
государственной поддержки
производство, переработка и реализация сельскохозяйственной продукции и продовольственных товаров;
производство товаров народного потребления;
производство лекарственных препаратов и медтехники;
оказание различных видов услуг;
общественное питание;
строительство;
инновационная
и природоохранительная деятельность.
В 1996 году на поддержку предпринимательства
выделено 235 млрд. руб. Доля налоговых
поступлений от малых предприятий
в некоторых префектурах
Информация о работе Что такое предпринимательские способности