Автор: Пользователь скрыл имя, 25 Февраля 2013 в 18:04, контрольная работа
В условиях мирового финансового кризиса проблема экономической безопасности России встает особенно остро. В сложившейся ситуации преимущество получили те страны, которые заблаговременно подготовились к негативным последствиям кризисного падения производства и спроса на продаваемую продукцию. К числу таких стран, например, можно отнести Китай, который благодаря продуманной экономической политике смог сохранить высокие темпы роста своей экономики даже в период кризиса.
Введение
Глава 1. Общие положения об экономической безопасности России
1.1 Понятие экономической безопасности государства
1.2 Основные факторы определяющие уровень экономической безопасности России
1.3 Экономическая безопасность и приоритеты инвестиционной политики
Глава 2. Современные угрозы национальной безопасности России и пути их преодоления
2.1 Наиболее значимые угрозы национальной безопасности России
2.2 Пути обеспечения экономической безопасности России
Заключение
Список литературы
оказание поддержки финансово-
стимулирование частных инвестиций путем налоговых льгот;
стабилизация падающих цен путем девальвации доллара и усиления инфляционных тенденций;
государственное регулирование уровня промышленного производства;
принудительное картелирование (объединение) промышленных предприятий;
введение отраслевых «кодексов честной конкуренции», определявших единую политику цен, распределявших рынки сбыта, рекомендовавших уровень заработной платы.
Для координации работы в этой области решением президента Ф. Рузвельта 29 июня 1934 года был образован федеральный Комитет по экономической безопасности (КЭБ). В состав Комитета входили также министры юстиции, финансов, торговли и глава федеральной службы по чрезвычайной помощи. КЭБ фактически возглавил всю работу по нормализации и стабилизации социальной обстановки в стране, по выработке законодательства о государственном пенсионном обеспечении и социальном страховании безработных.
Вышеуказанные меры «нового
курса» Рузвельта могли бы быть применимы
и в современной России, с учетом
ее социально-экономической
Россия сейчас находится
в очень сложных условиях: кроме
глубочайшего экономического кризиса,
у нас имеется сложная
С точки зрения экономической
безопасности Россия далеко вышла за
пределы безопасного состояния.
Как и во всех странах, проблемы экономической
безопасности начали рассматриваться
только тогда, когда экономика приблизилась,
а потом и превысила пороговые
значения показателей экономической
безопасности. Сейчас экономическая
политика не отличается ясностью. Во-первых,
нет четкой продуманной политики,
нет детально разработанных программ
по обеспечению экономической
Затрудненность обеспечения
роста экономики, на мой взгляд, обусловлена
следующими основными причинами: 1)
диспаритетом цен (завышением цен на
сырьевые товары и энергоносители относительно
цен на готовую продукцию), вследствие
чего большая часть обрабатывающей
промышленности и сельского хозяйства
убыточна или низкорентабельна 2) недоступность
кредитных ресурсов для производителей
из-за их крайней дороговизны; 3) инфляционным
обесценением собственных средств
предприятий и массовыми
В этих условиях основой государственной
стратегии экономической и в
целом национальной безопасности должна
быть политика развития, которая бы
учитывала стратегические приоритеты,
национальные интересы. Если рыночные
силы (так называемая «невидимая рука
рынка») не могут сами по себе вывести
страну из кризиса, то нужно, на базе глубокого
анализа рыночной ситуации, заложить
основы подъема производства. Ведь
без культивирования
Нужно установить контроль за ценами в высокомонополизированных отраслях (в особенности, в естественных монополиях) для снижения издержек производства и достижения паритета цен. Завышение цены на электроэнергию, воду, ресурсы существенно снижают рентабельность производства, приводят к удорожанию продукции, что, в свою очередь, ведет к снижению спроса на неё.
Необходимо также провести
глубокую налоговую реформу, которая,
в частности, должна снизить нагрузку
на производство. Во-первых, следует
снизить уровень налоговых
Во-вторых, необходимо изменение таможенной политики: ликвидировать все льготы и исключения по уплате таможенных пошлин, налога на добавленную стоимость и акцизов на импортируемые товары, которые российская промышленность в состоянии производить сама. Исключение, по-моему, нужно сделать только для ввоза не производящегося в России наукоемкого оборудования и неприменяемых в стране новых технологий. Необходимо значительно повысить акцизы на предметы роскоши. Таможенные пошлины на экспорт сырьевых ресурсов должны быть повышены, при одновременном стимулировании вывоза продукции обрабатывающей промышленности. Япония и новые индустриальные страны для подъема своего производства проводили политику экспортного ориентирования промышленности с использованием мер протекционизма, имевшими цель защитить местных производителей и одновременно побудить их к совершенствованию производства и повышению производительности труда. Разумеется это невозможно без наличия новых технологий. Поэтому, например, Япония тратила огромные средства на закупку за рубежом запатентованной технологии и ноу-хау для своей промышленности.
У нас, в России, необходимо защитить прежде всего сельское хозяйство, легкую и пищевую промышленность, повысив пошлины на ввозимые из-за рубежа товары этих отраслей, за исключением тех, которые мы не производим (например, тропические фрукты). Кроме того, необходимо ввести систему стандартов и качественных характеристик на импортируемые товары, что, во-первых, послужит средством ограничения импорта, а, с другой, улучшит его качество.
В области финансовой сферы необходимо ограничить иностранные инвестиции в уязвимые для национальной безопасности отрасли и сферы деятельности (финансы, торговля, обрабатывающая промышленность, недропользование, телекоммуникации, электроэнергетика и т.д.).
Эти действия по нормализации макроэкономической ситуации и стимулированию инвестиционной активности в сложившихся условиях значительной недогрузки производственных мощностей и падения спросовых возможностей населения должны дополняться специальными мерами по стимулированию спроса, восстановлению сбережений граждан и оборотных средств предприятий. Во-первых, как и предлагает Правительство, осуществить программу восстановления сбербанковских личных сбережений, обесценившихся в результате инфляции. Во-вторых, широко использовать государственные закупки оборудования, требующего длительного производственного цикла, с последующей передачей в лизинг эксплуатирующим коммерческим организациям (самолеты, суда, сельхозтехника, оборудование для добывающей промышленности, вычислительные центры и т.п.). В-третьих, ввести процедуры индексации находящихся в обороте средств коммерческих организаций (включая амортизационные отчисления), активно внедрять вексельное обращение и другие платежные средства для уменьшения денежной массы. Применение различных форм взаимозачета обязательств для уменьшения взаимных неплатежей предприятий, а также задействовать нормы индексации бюджетных расходов, предусматривающих возникновение государственных обязательств перед предприятием и населением.
Поскольку в стране наблюдается неэффективное управление собственностью и плюс к этому неадекватная приватизация, то я считаю необходимым провести пересмотр актов приватизации с отменой проведенных противозаконно, а также актов явно вредных для экономики страны; и окончательно закрепить и защитить права собственности в отношении остальных предприятий. Возможные случаи деприватизации нужно ограничить исключительно сферами естественных монополий, оборонной промышленности, топливно-энергетического сектора, производства наркотических средств (все эти случаи должны четко обосновываться интересами подъема обрабатывающей промышленности, защиты потребительских прав, пополнения госбюджета). Необходимо установить контроль за оборотом земли через сеть земельных банков, задействовать жесткую (вплоть до уголовной) систему ответственности за неэффективное управление госимуществом, а также норму ответственности наемных управляющих перед акционерами, трудовым коллективом и государством.
Но подъем производства нельзя
обеспечить без реализации ещё одного
элемента - создание условий для
конкуренции. Я думаю, в этой сфере
необходимо существенно увеличить
число малых и средних
Подъем производства, рост
его объемов - вот та архимедова точка
опоры, которая даст толчок к решению
проблем экономической
Нужно также создать специальные
институциональные основы для мониторинга
экономической безопасности России,
изучения угроз безопасности и разработки
мер для поддержания и усиления
экономической безопасности. Важной
чертой такого учреждения должно быть
наличие власти, а также тесный
контакт исполнительной и законодательной
властями. В США Билл Клинтон, став
президентом вновь, через 60 лет после
«нового курса» Ф.Рузвельта и
его Комитета по экономической безопасности,
создал подобный институт - Национальный
экономический совет (НЭС), главная
функция которого - разработка и
проведение мер по поддержанию национальной
экономической безопасности. Курирует
НЭС специальный помощник президента
по экономической политике, который
по должности включен в состав
правительственного кабинета. Ещё одним
примером может являться Япония, где
проблемами экономической безопасности
успешно занимается Министерство внешней
торговли и промышленности, которое
управляет всей экономической политикой
Японии, являясь вершиной отраслевой
структуры хозяйства страны. У
нас были попытки создания подобных
учреждений: Комитет по защите экономических
интересов России, рабочая группа
по экономической безопасности при
Правительстве РФ, и другие аналогичные
структуры. Но наша проблема здесь заключается
в том, что ни одно из них не обладало
не то что властью, а даже и сколько-нибудь
сильным авторитетом. Поэтому первым
шагом к обеспечению
В конце второй главы, еще раз повторим следующее:
1. В целом внутренние
угрозы большинству