Анализ социального развития предприятия

Автор: Пользователь скрыл имя, 28 Апреля 2012 в 15:47, реферат

Описание работы

Вопросы экономики, организации и социологии труда тесным образом взаимосвязаны и составляют непосредственный предмет рассмотрения процессов социального развития трудовых коллективов.

В зависимости от наличия тех или иных социальных групп образуются различные социальные срезы коллектива предприятия, а в связи с этим выделяются следующие разновидности социальной структуры: функционально-производственная, профессиональная, профессионально - квалификационная, демографическая, национальная, социально-психологическая и др.

Содержание

Введение…………………………………………………………………………...2

1. Социологическое исследование……………………………………………….4

2. Цели, задачи и принципы планирования социального развития предприятия……………………………………………………………………….6

3. Этапы разработки плана социального развития……………………………..9

4. Служба социального развития: ее состав и функции………………………12

Заключение……………………………………………………………………….15

Список использованной литературы…………………………………………...16

Работа содержит 1 файл

анализ результатов соцразвития.docx

— 27.62 Кб (Скачать)

4. Воспитание  дисциплины труда, развитие трудовой  активности и творческой инициативы. Мероприятия этого раздела плана  разрабатываются на основе анализа  ценностных ориентаций работников  и должны быть направлены на  стимулирование высокой трудовой  и производственной дисциплины, на развитие различных форм  вовлечения трудящихся в дело  совершенствования производства.

 

4. Служба  социального развития: ее состав  и функции

Служба  социального развития призвана проводить  социологические исследования на предприятии  и на основе всестороннего изучения социально-психологических проблем  организации труда, быта и отдыха трудящихся разрабатывать и реализовывать  мероприятия, обеспечивающие всемерное  выявление и использование резервов роста производительности труда  и повышения эффективности производства, совершенствование управления социальными  процессами, улучшение воспитательной работы и развитие творческой активности трудящихся. Она организует работу по управлению социальным развитием трудовых коллективов, методическое обеспечение, координацию разработки и реализации планов, целевых комплексных программ социального развития.

Исходя  из социальных проблем и задач, стоящих  перед социологами предприятия  по решению этих проблем разрабатывается  положение о службе социального  развития предприятия, предусматривающее  выполнение следующих функций:

- информационно-исследовательской  (познавательной) функции, которая  обеспечивает руководство предприятия  достоверной и полной информацией  о состоянии и тенденциях изменения  социальных явлений и процессов  на производстве. Для этого служба  социального развития должна  систематически исследовать и  анализировать узкие места, разрабатывать  социальные карты работников  и социальные паспорта коллективов,  которые представляют собой систему  характеризующих их социально-экономических  показателей. Эта функция носит  творческий характер, она основывается  на сборе, обработке и анализе  социальной информации, изучении  результатов других социологический  исследований и определении тенденций  развития социальных явлений  и процессов;

- управленческо-прогнозной функции, выражающейся в обязанностях работников службы прогнозировать развитие социальных явлений, процессов и управлять ими в производственных коллективах;

- организационно-контрольной  функции, которая сводится к  организации и внедрению в  практику научных рекомендаций  по управлению социальными процессами, контролю реализации этих рекомендаций;

- консультационной  функции, состоящей в оказании  социологами предприятия практических  советов членам коллектива по  различным социальным вопросам, проведении консультаций по социальной  тематике;

- функции  социальной оценки, заключающейся  в определении социальной эффективности  внедряемых мероприятий;

- педагогико-воспитательной функции, возлагающей на социологов обязанности распространения передового опыта, организации социологической учебы кадров, изучения и доведения до коллектива, в том числе и администрации.

Служба  социального развития является самостоятельным  подразделением, подчиняющимся руководителю предприятия или его заместителю  по социальным вопросам. В состав подразделений  служб социального развития включаются социологи, психологи, специалисты  по профориентации, организации и  управлению производством.

Профессиональным  содержанием деятельности работников службы является проведение прикладных социологических исследований производственных коллективов, планирование и прогнозирование  показателей их развития, а также  разработка и внедрение мероприятий, направленных на решение социальных проблем.

Взаимодействуя  со всеми производственными подразделениями, служба социального развития предприятия  организует и координирует социологическую  работу, запрашивает и анализирует  социальную информацию, необходимую  для проведения плановых работ, проводит конкретные социологические исследования, ознакамливает и передает подразделениям рекомендации и результаты проводимых исследовательских работ, контролирует их внедрение, проводит научно-поисковые работы по дальнейшему решению социальных проблем, разрабатывает научно-методические и учебно-методические материалы по исследуемым проблемам, пропагандирует социологические и психологические знания среди работников предприятия. Служба социального развития устанавливает деловые взаимосвязи, необходимые для выполнения работ по тематическому плану с другими родственными службами предприятий, научными учреждениями, вузами, организует и проводит семинары, совещания, стажировку специалистов родственных служб и предприятий.

 

Заключение

Параллельно с планом социального развития коллектива многими предприятиями разрабатывались  так называемые социальные паспорта предприятий. Этот опыт целесообразно  использовать и в настоящее время.

Социальный  паспорт предприятия представляет собой совокупность показателей, отражающих состояние и перспективу социального  развития. В нем характеризуются  социальная структура коллектива предприятия, его функции, условия труда, обеспеченность работников жильем, детскими дошкольными  учреждениями, подразделениями социальной инфраструктуры на самом предприятии. В паспорте отражаются внутри коллективные отношения, социальная активность работников и другие вопросы. Данные из социального паспорта используются при разработке плана социального развития.

В дополнение к планам социального развития могут  разрабатываться специализированные социальные программы, такие, например, как "Здоровье", "Женский труд", "Молодежь", "Жилье" и др.

Планирование  социального развития трудовых коллективов  обеспечивает рост социальной эффективности, которая, наряду с экономической  эффективностью, является важнейшей  предпосылкой и условием благополучия предприятия и его работников.

Социологическое исследование - основной источник информации, необходимой при составлении планов социального развития производственного коллектива, а также для оперативной работы службы социального развития предприятия. В последнем случае социологическое исследование проводится, когда имеющейся информации недостаточно для объяснения изменения уровня тех или иных показателей деятельности предприятия.

Список использованной литературы:

1. Горемыкин  В. А. Планирование на предприятии. - М.: Филинъ, 2008. - 322 с.

2. Завельский М. Г. Экономика и социология труда. - М.: Catallaxy, 2009. - 208 с.

3. Егоров Ю.  Н., Варакута С. А. Планирование на предприятии. - М.: ИНФРА-М, 2010. - 176 с.

4. Маркович Д.  Ж. Социология труда. - М.: РУДН, 2007. - 512 с.

5. Пивоваров  М. А. Планирование на предприятии. - М.: Дашков и К0, 2008. - 232 с.

6. Рофе А. И. Экономика и социология труда - М.: МИК, 2006. - 128с.

7. Черныш Е.  А., Молчанова Н. П., Новикова А.  А. Салтанова Т. А. Прогнозирование  и планирование в условиях рынка. - М.: ПРИОР, 2010. - 176 с.

8. Экономика  труда и социально-трудовые отношения / Под ред. Г.Г. Меликьяна, Р.П. Колосовой. - М.: Изд-во Моск.ун-та, 2006. - 623с. 


Информация о работе Анализ социального развития предприятия