Введение
3
Глава 1 Земельные
правонарушения: понятие и классификации
5
1.1 Понятие и
классификация земельных правонарушений
5
1.2 Ответственность
за земельные правонарушения
10
Глава 2 Проблемы
определения земельных правонарушений
и реализации ответственности
16
2.1 Нарушения
в области охраны земель
16
2.2 Нарушения
в области землепользования
20
Заключение
31
Список литературы
33
Введение
Актуальность
выбранной темы для раскрытия
в выпускной работе объ-ясняется
тем, что в последние годы отмечается
заметное ухудшение состоя-ния земель
в России, рост их загрязнения. Научно-технический
прогресс и усиление антропогенного воздействия
на земельные ресурсы, безусловно, приводят
к обострению экологической ситуации.
Однако негативные изме-нения качества
земель часто происходят также и вследствие
различных на-рушений земельного и природоохранного
законодательства, допускаемых не только
юридическими и физическими лицами, но
и органами государствен-ного управления.
Добиться сокращения количества земельных
правонаруше-ний возможно, помимо иных
мер охраны земель, при эффективном примене-нии
мер юридической ответственности.
Проблема
регламентации земельных правонарушений
стоит сегодня чрезвычайно остро.
Так, за последние 25 лет площадь
кислых почв увеличи-лась на 32,1 млн га,
в том числе пашни - на 21,5; площадь земель,
подвер-женных водной эрозии, - на 28,4, засоленных
- на 12,0, заболоченных и пере-увлажненных
- на 20,0 млн га. Содержание гумуса в почвах
России снизилось в среднем на 20%. Статистические
данные, касающиеся правонарушений, также
свидетельствуют об их стабильно высоком
числе. За 1999 г. в России было выявлено
около 200 тысяч нарушений земельного законодательства,
в 2000 г. - 210 тысяч; в 2001 г. - 200 тысяч; в 2002
г. - приблизительно 150 тысяч нарушений
(причем снижение количества выявленных
правона-рушений в 2002 г. произошло вследствие
уменьшения количества проведен-ных проверок
контролирующими органами в связи с переходом
к новому за-конодательству) .
Объект исследования
квалификационной работы — земельные
право-нарушения.
Предмет исследования
работы — специфика и особенности
классифи-кации земельных правонарушений.
Цель работы
— рассмотреть и охарактеризовать
специфику земельных правонарушений
в диалектической связи с существующими
видами и фор-мами земельной ответственности.
Задачи работы:
–дать понятие
и классификацию земельных правонарушений,
–рассомтреть
ответственность за земельные
правонарушения,
–рассмотреть
нарушения в области охраны
земель,
–охарактеризовать
нарушения в области землепользования.
В теоретическом
плане актуальность темы подтверждается
серьезным аргументом в пользу
необходимости обособления земельного
права как са-мостоятельной отрасли
права и, соответственно, признания
земельных пра-вонарушений и земельно-правовой
ответственности в качестве самостоя-тельных
юридических институтов. Об этом говорит
и мнение видного учено-го-юриста Г. Шершеневича,
высказанное им около века назад: «Казалось
бы, особенности крестьянского землевладения
в России, под действием которых живет
большая часть русского народа, должны
бы вызвать выделение из ча-стного права
самостоятельного отдела в виде поземельного
права. К сожале-нию, русская юридическая
мысль находится под сильным влиянием
герман-ской науки, которое не допускает
обособления норм права в законодательст-ве
и науке, не известного немецким ученым,
по той причине, что на Западе нет к тому
достаточной побудительной причины» .
В последнее
время в юридической литературе
значительно возрос ин-терес к
институту земельно-правовой ответственности
и земельных правона-рушений.
Глава 1 Земельные
правонарушения: понятие и классификации
1.1 Понятие и
классификация земельных правонарушений
С принятием
и вступлением в силу нового
КоАП РФ многие проблемы административной
ответственности за земельные правонарушения
были ре-шены. В кодексе составы земельных
правонарушений охватывают большин-ство
прежних составов ЗК РСФСР 1991 г., а в ряде
случаев излагают их в обобщенной форме.
Предусматривается также ряд новых составов
админист-ративных правонарушений в этой
области, существенно увеличены размеры
штрафных санкций, в число субъектов административной
ответственности за земельные правонарушения,
наряду с гражданами и должностными лицами,
включены также и юридические лица. Но
в то же время не обошлось и без потерь,
которые не были вызваны объективными
причинами. Примерами мо-гут служить: неполное
регулирование ответственности должностных
лиц, нарушающих земельное законодательство;
невключение специальных норм об ответственности
за захламление земель, нерациональное
использование земель и др. Существенным
недостатком законодателя также является
раз-бросанность статей о земельных правонарушениях
по двум главам КоАП РФ и расположение
их вперемежку со статьями, относящимися
к нарушениям в сфере других отраслей
законодательства, что значительно усложняет
их при-менение на практике.
Анализ законодательства
и практики проведения проверок
соблюдения природоохранного законодательства
показал, что такой распространенный
вид земельного правонарушения, как
захламление земель не нашел самостоя-тельного
закрепления в КоАП РФ. В настоящее время
на уровне субъектов Федерации, в частности
в Саратовской области, предпринимаются
попытки ликвидировать данный пробел
в законодательстве. Однако пока закон
не принят, органы, осуществляющие государственный
контроль за использова-нием и охраной
земель по Саратовской области, при обнаружении
признаков захламления земель привлекают
виновных лиц к ответственности по общей
норме за несоблюдение экологических
и санитарно-эпидемиологических требований
при обращении с отходами производства
и потребления или иными опасными веществами
по ст. 8.2 КоАП РФ.
Главным управлением
природных ресурсов и охраны окружающей
среды МПР России по Саратовской области
при проведении проверки было выявлено,
что территория СМУ-45 ОАО "Саратовского
подшипникового за-вода" захламлена
металлоломом, шипами, строительным мусором.
Отходы хранятся в неустановленном месте
на площадке без твердого покрытия, что
приводит к загрязнению земель с окисью
железа. В связи с этим, руково-дствуясь
ст. 8.2 КоАП РФ, 23 апреля 2003 г. было вынесено
постановление о назначении наказания
начальнику СМУ-45 в виде штрафа 500 руб.
При проведении
другой проверки Главным управлением
природных ресурсов и охраны окружающей
среды МПР России по Саратовской области
было выявлено, что территория, прилегающая
к мазутохранилищу и цеху N 21 ООО НПО "Сигнал",
захламлена бытовым мусором, металлоломом.
На земле имеются разливы нефтепродуктов,
которые произошли по вине обслу-живающего
персонала котельной. В связи с этим, руководствуясь
ст. 8.2 Ко-АП РФ, 29 апреля 2003 г. было вынесено
постановление о назначении нака-зания
начальнику цеха N 21 ООО ЭПО "Сигнал"
в виде штрафа 1000 руб.
Данные примеры
показывают, что квалификация правонарушения,
вы-ражающегося в захламлении
земель, по общей ст. 8.2 КоАП РФ
не позволяет учесть при назначении
наказания такие существенные
стороны правонару-шения, как
площадь захламленной территории, размер
причиненного вреда и примерный срок,
необходимый на восстановление состояния
земель.
Средние размеры
штрафов, назначаемых за захламление
земель, при квалификации по ст.
8.2 КоАП РФ составляют 500-1000 руб., что
незначи-тельно влияет на поведение хозяйствующих
субъектов в сфере деятельности, связанной
с рациональным использованием и охраной
земель. Как видно из практики проведения
проверок соблюдения природоохранного
законодатель-ства, захламление земли
металлоломом, сухостоем, кирпичом, навозом
и другими отходами выявляется практически
на каждом предприятии, поэтому первостепенной
задачей на ближайшую перспективу является
принятие мер по предотвращению порчи
земель промышленными и бытовыми отходами.
В связи с этим представляется более целесообразным
включить в гл. 8 КоАП РФ ст. 8.61 "Захламление
земельного участка", установив за совершение
пре-дусмотренного в статье правонарушения
ответственность в виде наложения административного
штрафа на граждан - в размере от 5 до 10
МРОТ; на должностных лиц - от 10 до 20 МРОТ;
на юридических лиц - от 100 до 200 МРОТ.
Проблема
видится также в правоприменительной
деятельности. Анализ и сопоставление
данных о числе проводимых
проверок и выявленных право-нарушений
по годам и различным субъектам
РФ свидетельствуют о значи-тельном разрыве
в большинстве случаев между проверками,
выявленными нарушениями и наложенными
взысканиями. Следует заметить, что на
прак-тике основанием отмены судами постановлений
контролирующих органов о привлечении
к административной ответственности за
земельные правонару-шения часто оказывается
несоблюдение процессуального порядка.
Решением
Арбитражного суда Саратовской
области от 1 сентября 2004 г. постановление
по делу об административном
правонарушении N 012 от 22 апреля 2004 г.,
вынесенное Комитетом по земельным ресурсам
и земле-устройству Екатериновского района
г. Саратова о привлечении к админист-ративной
ответственности ОАО "Заря" за невыполнение
установленных тре-бований и обязательных
мероприятий по улучшению земель по ст.
8.8 Ко-АП РФ, было признано недействительным
в связи с несоблюдением контро-лирующим
органом порядка привлечения лица к административной
ответст-венности, предусмотренного ст.
25.1 КоАП РФ, в части извещения его о вре-мени
и месте рассмотрения дела и обязательного
присутствия его либо пред-ставителя при
рассмотрении дела .
Решением
Арбитражного суда Саратовской
области от 28 октября 2003 г. постановление
Государственного земельного инспектора
по Татищев-скому району N 8 от 31 июля
2003 г. о привлечении филиала ОАО "Сарато-воблгаз"
за использование земельного участка
без надлежаще оформленных на то документов
к административной ответственности в
виде штрафа по ст. 7.1 КоАП РФ в размере
10000 руб. было признано недействительным
также в связи с нарушением контролирующим
органом норм процессуального зако-нодательства:
постановление было вынесено в отношении
ненадлежащего субъекта, который не является
юридическим лицом (филиал), дело об адми-нистративном
нарушении рассматривалось без участия
представителя, не было осуществлено надлежащего
извещения сторон .
Решением
Арбитражного суда Саратовской
области от 26 октября 2004 г. постановление
N 10 от 7 июня 2004 г, вынесенное Главным
государ-ственным инспектором Комитета
по земельным ресурсам и землеустройству
о наложении административного штрафа
на ИП Пахомову С.П. за уничтоже-ние межевых
знаков было признано недействительным
в связи с тем, что по-становление было
необоснованно вынесено в отношении Пахомовой
С.П. как индивидуального предпринимателя,
документа, удостоверяющего факт реги-страции
Пахомовой С.П. в качестве главы крестьянского
фермерского хозяй-ства на момент привлечения
к ответственности не было .