Автор: Пользователь скрыл имя, 20 Января 2012 в 11:50, курсовая работа
Цели данной работы состоят в том, чтобы выявить достоинства и недостатки существующего положения на фирме.
Предприятие
– это самостоятельный, организационно
обособленный хозяйствующий субъект производственной
сферы народного хозяйства, который производит
и реализует продукцию, выполняет работы
промышленного характера или представляет
платные услуги.
Главной целью (миссией) создания и функционирования предприятия является получение максимально возможной прибыли за счет реализации потребителям производимой продукции (выполненных работ, оказанных услуг), на основе которой удовлетворяются социальные и экономические запросы трудового коллектива и владельцев средств производства.
Управление рассматривается как процесс, потому что работа по достижению целей с помощью других - это не какое-то единовременное действие, а серия непрерывных взаимосвязанных действий. Эти действия, каждое из которых само по себе является процессом, очень важны для успеха организации. Их называют управленческими функциями. Каждая управленческая функция тоже представляет собой процесс, потому что также состоит из серии взаимосвязанных действий. Процесс управления является общей суммой всех функций.
Исследоваться будет ОАО «Беловежские сыры».
Предприятие создано в 1938 году, как завод по переработке молока от сдатчиков на масло. За период своего существования заводом производилась различная молочная продукция: масло животное, сыр твердый и мягкий, творог , казеин, молоко цельное, сметана. С первоначального названия «сырзавод» переименование в зависимости от видов деятельности происходило на «маслосырзавод», затем на «сырзавод». В результате акционирования в 1996 году государственное предприятие «Высоковский сырзавод» было переименовано в ОАО «Высоковский сырзавод» и в 2003 году – в связи с приобретением в ходе открытой подписки иностранным инвестором акций – в совместное белорусско-российское открытое акционерное общество «Беловежские сыры».
Цели
данной работы состоят в том, чтобы
выявить достоинства и
1.Функция планирования
и принятия решения
на предприятии
Первым и, может быть, самым существенным решением при планировании будет выбор целей организации.
Основная общая цель организации - четко выраженная причина ее существования - обозначается как ее миссия. Цели вырабатываются для осуществления этой миссии.
Миссия
детализирует статус фирмы и обеспечивает
направление и ориентиры для определения
целей и стратегий на различных организационных
уровнях.
1.1 Миссия и основная цель деятельности предприятии
Формулировка миссии
1. Задача фирмы с точки зрения ее основных услуг или изделий, ее основных рынков и основных технологий. Проще говоря, какой предпринимательской деятельностью занимается фирма?
2. Внешняя
Среда по отношению к фирме,
которая определяет рабочие
3. Культура организации. Какого типа рабочий климат существует внутри фирмы? Какого типа людей привлекает этот климат?
Чтобы
выбрать соответствующую
Миссией предприятия ОАО «Беловежские
сыры» является концепция развития маркетинга,
в результате чего мы производим и реализуем
продукцию потребителям по доступным
ценам, осуществляем комплекс мероприятий
по продвижению товара, выявляем потребности
потребителей.
1.2 Иерархия целей ОАО «»Беловежские сыры» по функциональным подсистемам
Общефирменные цели формулируются и устанавливаются на основе общей миссии организации и определенных ценностей и целей, на которые ориентируется высшее руководство. Чтобы внести истинный вклад в успех организации, цели должны обладать рядом характеристик.
2. Конкретный горизонт прогнозирования представляет собой другую характеристику эффективных целей. Цели обычно устанавливаются на длительные или краткие временные промежутки. Долгосрочная цель имеет горизонт планирования приблизительно равный пяти годам. Краткосрочная цель в большинстве случаев представляет один из планов организации, который следует завершить в пределах года. Среднесрочные цели имеют горизонт планирования от одного до пяти лет.
3. Цель должна быть достижимой, - чтобы служить повышению эффективности организации.
4. Чтобы быть эффективными, множественные цели организации должны быть взаимно поддерживающими - т. е. действия и решения, необходимые для достижения одной цели, не должны мешать достижению других целей.
Цели будут значимой частью процесса стратегического управления только в том случае, если высшее руководство правильно их сформулирует, информирует о них и стимулирует их осуществление во всей организации. Процесс стратегического управления будет успешным в той степени, в какой высшее руководство участвует в формулировании целей и в какой мере эти цели отражают ценности руководства и реалии фирмы.
Основная цель деятельности ОАО «Беловежские сыры» – получение прибыли, для чего объединяются : производство, финансы, маркетинг, персонал, НИОКР.
Так же целями организации являются:
1.3 Типы планирования и их характеристика
Единого метода планирования, который бы соответствовал каждой ситуации, не существует. Тип планирования и акцент, который делает менеджер в процессе планирования, зависит от его положения в организационной иерархии фирмы, т.е. процесс планирования осуществляется соответственно уровням организации. Так, стратегическое планирование (высший уровень) - это попытка взглянуть в долгосрочной перспективе на основополагающие составляющие организации.
На среднем уровне управления занимаются тактическим планированием, т.е. определяются промежуточные цели на пути достижения стратегических целей и задач. Тактическое планирование по своей сути сходно со стратегическим.
Планирование осуществляется и на нижнем уровне организации. Оно называется оперативным планированием. Это - основа основ планирования.
Все три типа планов составляют общую систему, которая называется генеральным, или общим, планом, или бизнес-планом функционирования организации.
На ОАО «Беловежские сыры» с помощью функции планирования в определенной мере решается проблема неопределенности в организации. Планирование помогает менеджерам лучше справиться с неопределенностью и более эффективно на нее реагировать.
В течение недели на фирме проводятся оперативные совещания, которые непродолжительны по времени и проводятся только с теми лицами, которые необходимы для решения рассматриваемых вопросов. Каждую неделю директор собирает совещания начальников отделов, на которых рассматриваются результаты работы за неделю.
Каждый руководитель в своем подразделении выполняет следующие функции:
Принятие решения – это выбор одного варианта среди некоторого их количества.
Управленческое
решение – это вид
1. Неформальные (эвристические методы) – это совокупность логических приёмов и методики выбора оптимальных решений руководителями путём теоретического сравнения альтернатив с учётом накопленного опыта. Данные методы основаны на опыте, интуиции, аналитических способностях лица, которое принимает решение. Преимущество неформальных методов заключается в том, что они принимаются оперативно, а недостаток – не оберегают от выбора ошибочных решений, поскольку интуиция порой может подвести менеджера. К данным методам относятся дерево принятия решений, метод платежной матрицы.
2. Коллективные методы. Основным моментом в процессе коллективной работы над реализацией управленческих решений является определение круга лиц, участников данной процедуры. Чаще всего это коллектив, в состав которого включаются, как правило, и руководители, и исполнители. Коллективные формы групповой работы могут быть разными: заседание, совещание и т.п. Наиболее распространён метод «мозговой штурм» (совместное генерирование новых идей и последующее принятие решений). Также используется метод экспертного опроса и обработки данных.
3. Количественные методы. Данные методы предполагают обработку массивов информации, использование математических функций. В их основе лежит научно-практический подход, предполагающий выбор оптимальных решений путём обработки (с помощью ЭВМ и ЭММ) большого количества информации. К количественным методам относятся линейное моделирование, динамическое программирование, имитационные методы, методы чувствительности. Данные методы получили распространение на предприятии сравнительно недавно. С помощью компьютеров проводится анализ финансового состояния предприятия, трудовых ресурсов, производства и реализации продукции.
Существуют следующие стили принятия решений:
1. Решения уравновешенного типа – свойственны людям, которые приступают к проблеме с уже сформулированной исходной идеей, возникшей в результате предварительного анализа условий и требований задачи. Подобная тактика принятия решений наиболее продуктивна.
2. Инертные решения – являются результатом очень неуверенного и осторожного поиска. После проявления исходной гипотезы её уточнение идёт крайне медленно. Оценки сверхкритичны, каждый свой шаг человек проверяет неоднократно. Это ведёт к растягиванию во времени процесса принятия решений.
3. Импульсивные решения – характерны для людей, у которых процесс построения гипотез резко преобладает над действиями по их проверке и уточнению. Такой человек относительно легко генерирует идеи, но мало заботится об их оценке. В практической работе импульсивность решений может привести к тому, что руководитель будет стремиться внедрить в жизнь решения, которые недостаточно осмыслены и обоснованы.
4. Рискованные решения – напоминают импульсивные, но отличаются от них некоторыми особенностями индивидуальной тактики. Если импульсивные решения перескакивают через этап обоснования гипотезы, то рискованные всё же его не обходят, но к оценке человек приходит лишь после того, как обнаружена несообразность.
5. Решения осторожного типа – характеризуются особой тщательностью оценки гипотез, критичностью. Прежде чем прийти к выводу, человек совершает множество разнообразных подготовительных действий. Осторожные люди более чувствительны к отрицательным последствиям своих действий, чем к положительным. Их более пугают ошибки, чем радуют успехи.
На ОАО «Беловежские сыры» применяются
неформальные, коллективные методы. Стиль
принятия решений преимущественно уравновешенного
типа.
2.
Функция организации
Организовать - значит создать некую структуру. Организация - это процесс создания структуры предприятия, которая дает возможность людям эффективно работать вместе для достижения его целей.
2.1 Организационная структура предприятия и ее тип
Организационная структура – это совокупность управленческих звеньев, расположенных в строгой соподчиненности и обеспечивающие взаимосвязь между управляющей и управляемой системами.
В зависимости от связей между подразделениями организации различают следующие типы организационных структур:
Линейная – это одна из простейших организационных структур управления, которая характеризуется тем, что во главе каждого структурного подразделения находится руководитель, наделенный всеми полномочиями и осуществляющий единоличное руководство подчинёнными ему работниками и сосредотачивающий в своих руках все функции управления. Все управленческие решения в линейной структуре передаются по цепочке «сверху вниз», а сам руководитель нижнего звена управления подчинён руководителю более высокого над ним уровня.
Функциональная – это организационная структура, которая характеризуется тем, что управление осуществляется некоторой совокупностью подразделений, специализированных на выполнении конкретных видов работ, необходимых для принятия решений.
Линейно-функциональная – это самый распространенный вид структуры иерархического типа. В ее основу положен линейная вертикаль управления и специализация управленческого труда по функциональным подсистемам организации (финансы, производство, маркетинг, персонал, исследования и разработки).
Матричная – это организационная структура, которая представляет собой решетчатую организацию, построенную на принципе двойного подчинения исполнителей: с одной стороны – непосредственному руководителю базового подразделения, которое выделяет ресурсы и иную помощь руководителю проекта или целевой программы; с другой – руководителю временной целевой группы, который наделен необходимыми полномочиями для организации работ по конкретной программе.
Дивизиональная – это организационная структура, при которой производственные подразделения выделяются как самостоятельные объекты управления. Структуризация организаций производится, как правило, по одному из трех критериев: по выпускаемой продукции (услугам, по рынкам с ориентацией на потребителя, по обслуживаемым географическим регионам.
На
предприятии « Беловежские
Преимущества линейно-функциональной системы управления:
Во-первых, она обеспечивает быстрое осуществление действий по распоряжениям, указаниям, дающимся вышестоящими руководителями нижестоящим, чему способствует иерархичность такой структуры управления.
Во-вторых, она предполагает формирование функциональных подразделений на основе их оптимизации. Каждый из них выполняет строго определенные функции, а вместе - весь комплекс функций, обеспечивающих бесперебойную работу производства.
В-третьих разделение труда между функциональными подразделениями облегчают работу по повышению деловой квалификации, способствует общему расширению знаний в рамках каждого функционального подразделения в ходе постепенного накопления опыта.
В-четвертых, происходит быстрое осуществление действий по принимаемым распоряжениям, спускаемым "сверху вниз", и быстрее реализовывается обратная связь.
В-пятых, создается возможность для быстрого маневрирования производственными, трудовыми и материальными ресурсами, исходя из задач руководителей верхнего уровня.
Недостатками такой системы управления являются:
Общее
собрание акционеров является высшим
органом управления в Обществе. Наблюдательный
совет является органом управления (характерной
для штабной организационной структуры
управления), осуществляющим руководство
деятельностью Общества в период между
собраниями акционеров. Руководство текущей
деятельностью Общества осуществляет
дирекция и директор. Директор и дирекция
подотчетны по всем вопросам своей
деятельности наблюдательному совету
и собранию акционеров. Директор возглавляет
дирекцию, осуществляет текущее руководство
деятельностью Общества, обеспечивает
выполнение решений собрания акционеров
и наблюдательного совета, несет ответственность
за деятельность Общества.
2.2 Виды департаментализации
Департаментализация – это процесс группировки подобных и логически связанных действий в отдельные подразделения с определенным штатом сотрудников и набором заданий.
Существуют следующие виды департаментализации:
Иногда встречаются еще 3 вида департаментализации:
В состав основного производства на предприятии входит приемно-аппаратный цех и цех ЦМП, сыродельный цех, производственная лаборатория.
Вспомогательное производство
Фирменная торговля отдельный
участок, работающий на
3. Функция мотивации
Мотивация труда – это стимулирование работника или группы работников к деятельности по достижению целей предприятия через удовлетворение их собственных потребностей.
На
предприятии необходимо создавать
такие условия, чтобы работники
воспринимали свой труд как осознанную
деятельность, являющуюся источником
самосовершенствования, основой их профессионального
и служебного роста.
3.1 Виды мотивирования, используемые на предприятии
Система мотивации на уровне предприятия должна гарантировать:
служебного роста;
др.
Методы
мотивации можно
1)
экономические (прямые) – повременная
и сдельная оплата труда;
2) экономические (непрямые) – предоставление льгот в оплате жилья, транспортного обслуживания, питания на предприятии;
3)
не денежные – повышение
Основными формами мотивации работников предприятия являются:
1.Заработная плата, как объективная оценка вклада работника в результате деятельности предприятия.
2.Система
внутрифирменных льгот
3.Мероприятия,
повышающие привлекательность
4.Устранение
статусных, административных и
психологических барьеров
5.Моральное поощрение работников.
6.Повышение
квалификации и продвижение
Систему стимулирования формируют постоянные и переменные элементы, льготы и факторы мотивации. Изначально стимулирующие факторы можно разделить на моральные и материальные. В данной таблице представлена система стимулирования,
применяемая на ОАО «Беловежские сыры»:
Табл.
3.1 Система стимулирования
на ОАО «Беловежские
сыры»
Стимулирование | |
Материальное | Моральное |
-заработная плата | - информирование о том, что происходит в компании |
- премии | - отслеживание
и учет потребностей персонала, |
- участие в прибыли | - планирование карьеры сотрудников |
- льготы и дотации | - предоставление работы (интересной, творческой, сложной и т.д.) |
- обучение персонала | - оценка и поощрение хорошо выполненной работы |
- подарки | - делегирование полномочий, повышение ответственности сотрудников |
- социальные программы | - персональное внимание (прямое/косвенное) |
- машины (служебные) | -профессиональное развитие/карьерный рост/внедолжностная карьера |
- сертификация сотрудников | - имидж компании (престиж) |
Высокие требования предъявляются руководством фирмы к профессионализму и компетентности своих работников. Поэтому особое внимание на предприятии уделяется регулярному обучению и повышению квалификации сотрудников.
Среди
материальных льгот, которые предоставляются
сотрудникам – это подписка на
периодические издания, однако ее обеспечивают
не всем сотрудникам, а только тем, кому
это необходимо
для работы.
3.2 Формы власти присущие менеджерам
Власть- это инструмент социального управления, оказывающий на поведение людей воздействие, которое приводит к возникновению, изменению и прекращению общественных отношений, связанных с достижением определенной цели.
Хороший менеджер должен обладать следующими качествами: способностью управлять собой; разумным восприятием личных ценностей; целеустремленностью; стремлением к совершенствованию; умением влиять на окружающих; способностью руководить; умением обучать.
Формы власти на предприятии:
1.Законная (формальная) власть. Исполнитель верит, что влияющий имеет право отдавать приказания и что его долг — подчиняться им. Это власть, гарантированная организационной иерархией, которой наделены люди, занимающие определенную должность на предприятии.
2.Власть, основанная на принуждении. Исполнитель верит, что влияющий имеет возможность наказывать, таким образом, который помешает удовлетворению какой-то насущной потребности, или вообще может причинить какие-то другие неприятности. На ОАО «Брестский чулочный комбинат» данная форма власти не используется.
3.Экспертная власть. Исполнитель верит, что влияющий обладает специальными знаниями, которые позволяют удовлетворить потребность. Данной властью, например, обладает начальник производства.
4.Власть, основанная на вознаграждении. Исполнитель верит, что влияющий имеет возможность удовлетворить насущную потребность или доставить удовольствие. Данная форма власти присутствует на предприятии, часто работники стремятся выполнить задание именно потому, что знают, что их ждет вознаграждение (премия, повышение по службе).
5.Эталонная власть (власть примера). Характеристики или свойства влияющего настолько привлекательны для исполнителя, что он хочет быть таким же, как влияющий. Части руководителей предприятия присуща данная форма власти, так как эти люди с уважения относятся ко всем работникам, имеют легкий характер и всегда готовы встать наместо другого и помочь в трудной ситуации.
На
ОАО «Беловежские сыры» применяется
законная и основанная на вознаграждении
власть.
3.3 Типы организационных конфликтов и их характеристика
Конфликт- это противоречие, возникающее между людьми или группами людей в процессе общения, в том числе в совместной трудовой деятельности, переросшее в противостояние.
Конфликт возникает между двумя или несколькими сторонами.
Конфликты оказывают негативное воздействие на жизнеспособность любой организации. Главным дестабилизирующем факторе в конфликте является неправильное представление о целях и намерениях другой стороны. Поэтому при работе менеджеров в ОАО анализируется структура конфликта, что позволяет качественно оценить поведение сторон.
В
зависимости от сторон конфликты
бывают межличностные, между личностью
и группой, межгрупповые. Основными
причинами возникновения
Вне зависимости от конфликтующих сторон конфликты можно разделить на две группы: спонтанные и сознательно провоцируемые.
Спонтанный конфликт возникает на эмоциональной почве. Поэтому опытный менеджер может предотвратить его, апеллируя к здравому смыслу сторон.
Мотивацией провоцируемого конфликта является желание заострить внимание на нарушении договорных обязательств, личная выгода, комплекс неполноценности. Поэтому предотвратить его гораздо труднее.
Разгоревшиеся конфликты на предприятии «Беловежские сыры» преодолевается с применением методов убеждения и принуждения. Убеждение наиболее предпочтительно и успех его применения зависит от аргументации, способности субъектов конфликта выслушать и понять оппонентов, готовности признать свою неправоту, умении вести дискуссию, соблюдения этики общения.
Принуждение
применяется руководителями после
того, как убеждение не даст нужных
результатов. Принудительными методами
могут быть наказание в форме
перевода в другое подразделение, понижение
в должности, увольнение.
4. Функция координации
Координация
в менеджменте -согласованность
работ всех звеньев системы управления,
аппарата управления и специалистов.
Координация обеспечивает единство
отношений объекта управления, субъекта
управления, аппарата управления и отдельного
работника.
4.1 Горизонтальные и вертикальные коммуникации на предприятии
Информация перемещается внутри организации с уровня на уровень в рамках вертикальных коммуникаций. Она может передаваться по нисходящей, т.е. с высших уровней на низшие. Таким путем подчиненным уровням управления сообщается о текущих задачах, изменении приоритетов, конкретных заданиях, рекомендуемых процедурах и т.п. Например, вице-президент по производству может сообщать управляющему заводом (руководитель среднего уровня) о предстоящих изменениях в производстве продукта. В свою очередь, управляющий заводом должен проинформировать подчиненных ему руководителей об особенностях готовящихся изменений.
КОММУНИКАЦИИ ПО ВОСХОДЯЩЕЙ, т.е. снизу вверх, также выполняют функцию оповещения верха о том, что делается на низших уровнях. Таким путем руководство узнает о текущих или назревающих проблемах и предлагает возможные варианты исправления положения дел. Обмен информацией по восходящей на ОАО «Беловежские сыры» происходит в форме отчетов, предложений и объяснительных записок.
КОММУНИКАЦИИ МЕЖДУ РАЗЛИЧНЫМИ ОТДЕЛАМИ (ПОДРАЗДЕЛЕНИЯМИ). В дополнение к обмену информацией по нисходящей или восходящей организации нуждаются в горизонтальных коммуникациях. Организация состоит из множества подразделений, поэтому обмен информацией между ними нужен для координации задач и действий. Поскольку организация — это система взаимосвязанных элементов, руководство должно добиваться, чтобы специализированные элементы работали совместно, продвигая организацию в нужном направлении.
Управляющие сбытом периодически встречаться для обсуждения общих проблем, координации стратегии сбыта и обмена информацией о продукции.
КОММУНИКАЦИИ РУКОВОДИТЕЛЬ-ПОДЧИНЕННЫЙ. Возможно, наиболее очевидным компонентом коммуникаций в организации являются отношения между руководителем и подчиненным. Хотя они служат примером обмена информацией по вертикали, о чем говорилось выше, мы рассматриваем этот вид обмена информацией отдельно, поскольку он составляет основную часть коммуникативной деятельности руководителя. Исследования показали, что 2/3 этой деятельности реализуется между управляющими и управляемыми.
Дополнительные
выгоды от коммуникаций по горизонтали
заключаются в формировании равноправных
отношений. Доказано, что такие отношения
являются важной составляющей удовлетворенности
работников организации.
4.2 Эффективность коммуникаций на предприятии и меры ее повышения
Рассмотрим теперь некоторые
способы совершенствования
РЕГУЛИРОВАНИЕ
ИНФОРМАЦИОННЫХ ПОТОКОВ. Руководители
на всех уровнях организации должны
представлять потребности в информации
собственные, своих начальников, коллег
и подчиненных. Руководитель должен
научиться оценивать
Руководитель ОАО «Беловежские сыры» выбрал вариант периодических встреч с подчиненными для рассмотрения вопросов.
Обсуждение
и прояснение новых планов, вариантов
стратегии, целей и назначений, необходимых
для более эффективной
СИСТЕМЫ ОБРАТНОЙ СВЯЗИ. В той же мере, в какой обратная связь может способствовать совершенствованию межличностного обмена информацией, могут действовать и системы обратной связи, создаваемые в организации. Такие системы составляют часть системы контрольно-управленческой информационной системы в организации.
Опрос
работников — еще один вариант
системы обратной связи. Такие опросы
можно проводить с целью
Кроме
того, менеджеры исследуемого предприятия
должны учитывать, что в процессе коммуникации
большую роль играют невербальные коммуникации
и умение слушать собеседника.
5. Функция контроля
Контроль - это процесс, обеспечивающий достижение целей организации. Он необходим для обнаружения и разрешения возникающих проблем раньше, чем они станут слишком серьезными, и может также использоваться для стимулирования успешной деятельности.
Процесс
контроля состоит из установки стандартов,
изменения фактически достигнутых
результатов и проведения корректировок
в том случае, если достигнутые результаты
существенно отличаются от установленных
стандартов.
5.1 Система контроля по следующим сферам: материальные, финансовые, человеческие, информационные ресурсы
Человеческие ресурсы.
Люди являются неотъемлемым элементом контроля, как, впрочем, и всех других стадий управления. Поэтому при разработке процедуры контроля менеджер должен принимать во внимание поведение людей.
Конечно, то обстоятельство, что контроль оказывает сильное и непосредственное воздействие на поведение, не должно вызывать никакого удивления. Менеджеры часто намеренно делают процесс контроля нарочито видимым, чтобы оказать воздействие на поведение сотрудников и заставить их направить свои усилия на достижение целей организации.
На ОАО «Беловежские сыры» количество специалистов небольшое, их удельный вес в общей численности составляет 15,8%.
Предприятие полностью обеспечено высококвалифицированными кадрами.
На предприятии внедрена система аттестации. Она не только позволяет руководителю узнать, что на самом деле представляют собой их сотрудники, как они используют свое рабочее время и отрабатывают ли свою зарплату, но и решить проблему баланса стимулов в каждом индивидуальном случае.
Информационные ресурсы.
Современная
динамика совершения деловых операций
требует инструмента
Данный подход позволил:
Финансовые ресурсы.
Основной целью финансового контроля является получение небольшого числа ключевых параметров, дающих объективную и точную картину финансового состояния предприятия, его прибылей и убытков, изменений в структуре активов и пассивов, в расчетах с дебиторами и кредиторами. При этом менеджера может интересовать как текущее финансовое состояние предприятия, так и его проекция на ближайшую или более отдаленную перспективу, т.е. ожидаемые параметры финансового состояния.
Степень финансовой устойчивости всегда учитываться при выработке стратегических решений в управлении предприятием на ОАО «Беловежские сыры».Оценка финансовой деятельности предприятия осуществляется на основе бухгалтерской отчетности.
Материальные ресурсы.
Основным
приемуществам ОАО «Беловежские сыры»
является высокое и стабильное качество
вырабатываемой продукции. Поэтому на
предприятии установлен обязательный
контроль используемых материальных ресурсов.
Контроль осуществляется путем выработки
стандартов минимально допустимых уровней
качества. Один из способов контроля состоит
в выборе такого поставщика, который убедительно
доказал свои возможности поставлять
сырье, соответствующие
техническим условиям. Основными поставщиками
сырья для производства сыра являются
сельхозпредприятия Каменецкого, Жабинковского
и Брестского районов. Предприятие
с ними работает на основе договоров-контрактации
на поставку молока.
5.2 Формы контроля на предприятии
Различают следующие виды контроля:
В процессе предварительного контроля можно выявить и предвидеть отклонения от стандартов в различные моменты. Он имеет разновидности: диагностический и терапевтический.
Диагностический контроль включает такие категории, как измерители, эталоны, предупреждающие сигналы и т.п., указывающие на то, что в организации что-то не в порядке.
Терапевтический контроль позволяет не только выявить отклонения от нормативов, но и принять исправительные меры.
2. Текущий контроль. Он осуществляется в ходе проведения работ. Чаще всего его объект - сотрудники, а сам он является прерогативой их непосредственного начальника. Он позволяет исключить отклонения от намеченных планов и инструкций.
Для того, чтобы осуществить текущий контроль, аппарату управления необходима обратная связь. Все системы с обратной связью имеют цели, используют внешние ресурсы для внутреннего применения, следят за отклонениями для достижения этих целей.
3.
Заключительный контроль. Цель такого
контроля - помочь предотвратить
ошибки в будущем. В рамках
заключительного контроля
Хотя заключительный контроль осуществляется слишком поздно, чтобы отреагировать на проблемы в момент их возникновения, он, во-первых, дает руководству ОАО «Беловежские сыры» информацию для планирования в случае, если аналогичные работы предлагается проводить в будущем, во-вторых, способствует мотивации.
Контроль хотя и важен, но может быть весьма дорогостоящим. Поэтому решение о том, какой тип контроля применить, требует тщательного обдумывания.
Функция
контроля не является конечным пунктом
всего процесса управления организацией.
На практике такого конечного пункта не
существует вообще, т.к. каждая управленческая
функция движима другой. Возникает своего
рода постепенное круговое движение. Например,
информация, полученная в процессе контроля,
может использоваться на этапе планирования,
организации и мотивации сотрудников.
6. Формирование и выбор стратегии
Предприятие действует в
6.1 Анализ внешней среды предприятия
Маркетинговая деятельность фирмы осуществляется в условиях
внутренней и внешней среды (микро- и макросреды).
Внутренняя среда маркетинга - это часть общей среды, которая
находится внутри предприятия и контролируется им. Она заключает в
себе тот потенциал, который дает возможность фирме функционировать и
выживать в определенном промежутке времени.
Исследование внутренней среды маркетинга необходимо для выявления
сильных и слабых сторон фирмы. Сильные стороны служат базой, на которую
фирма опирается в конкурентной борьбе и которую она должна расширять и укреплять. Слабые стороны необходимо выявлять для того, чтобы избавиться
от них как можно скорее. Внутренняя среда определяет возможности
эффективного функционирования фирмы.
Макросреда в большинстве случаев не носит специфического
характера
по отношению к отдельно
них испытывает на себе ее влияние и не может ею управлять.
К основным факторам макросреды относятся следующие факторы:
6.2 Возможности и угрозы внешней среды
Возможности
и угрозы находятся вне зоны контроля
организации. Таким образом, они
могут рассматриваться как
Возможности ОАО «Беловежские сыры»:
Для ОАО «Беловежские сыры» существуют следующие угрозы:
6.3 Матрица возможностей и матрица угроз
Матрица возможностей применяется для оценки возможностей внешнего окружения с точки зрения важности и степени влияния на функционирование предприятия.
Таблица 6.1 Матрица возможностей
Вероятность | Влияние | ||
Сильное | Среднее | Слабое | |
Высокая | Появление новых технологий | Снижение торговых барьеров на привлекательных зарубежных рынках | Ускорение темпов НТП |
Средняя | Увеличение в отрасли квалифицированных работников | Поддержка правительства (дотации государства отрасли) | Изменение законов(снижение налогов). |
Низкая | Снижение торговых барьеров на привлекательных зарубежных рынках | Возможность расширить ассортимент продукции для удовлетворения запросов потребителей | Расширение границ Европейского союза |
Таблица 6.2 Матрица угроз
Вероятность | Влияние | ||
Сильное | Среднее | Слабое | |
Высокая | Появление конкурентов с более низкими издержками | замедление роста рынка. | Усиление государственного регулирования |
Средняя | Подорожание сырья. | Дорогостоящее ужесточение технических требований | Неблагоприятные демографические изменения |
Низкая | Инфляционные процессы | Снижение общего уровня покупательной способности. | неблагоприятные законодательные требования. |
6.4 Сильные и слабые стороны предприятия
Под сильными
и слабыми сторонами могут
скрываться самые
Сильные стороны – это опыт, ресурсы, которыми владеет предприятие, а также стратегически важные сферы деятельности, позволяющие побеждать в конкурентной борьбе.
К числу сильных сторон ОАО «Беловежские сыры» относятся:
1.Установка нового оборудования.
2.Посещение работниками курсов повышения квалификации.
3.Эффективная рекламная кампания.
4.Опыт работы в отрасли.
5. возможность снижения издержек.
Слабые стороны – это недостатки и ограничения, препятствующие успеху деятельности предприятия.
К числу слабых сторон предприятия относятся:
1.Неразвитая сбытовая сеть.
2.Несовершенная организационная структура.
3.Отстование
научных исследований и
4. слабая мотивация работников
5. слабая сплоченность рабочего коллектива.
6.5 SWOT-анализ предприятия
SWOT-анализ позволяет
выявить и структурировать
ЗАКЛЮЧЕНИЕ.
Подводя итоги проделанной работы, можно отметить, что для обеспечения эффективного функционирования предприятия специфика современной жизни требует от субъектов экономических отношений проведения глубокого анализа протекающих процессов.
Четыре функции управления - планирование, организация, мотивация и контроль - имеют две общих характеристики: все они требуют принятия решений, и для всех необходима коммуникация, обмен информацией, чтобы получить информацию для принятия правильного решения и сделать это решение понятным для других членов организации. Из-за этого, а также вследствие того, что эти две характеристики связывают все четыре управленческие функции, обеспечивая их взаимозависимость, коммуникации и принятие решений часто называют связующими процессами.
Любое
сегментирование начинается со всестороннего
изучения рыночной ситуации, в которой
работает компания, и оценки типов возможностей
и угроз, с которыми она может столкнуться.
Отправной точкой для подобного обзора
служит SWOT-анализ, один из самых распространенных
видов анализа в маркетинге. Проще говоря,
SWOT-анализ позволяет выявить и структурировать
сильные и слабые стороны фирмы, а также
потенциальные возможности и угрозы. Достигается
это за счет того, что менеджеры должны
сравнивать внутренние силы и слабости
своей компании с возможностями, которые
дает им рынок. Исходя из качества соответствия
делается вывод о том, в каком направлении
организация должна развивать свой бизнес.