Автор: Пользователь скрыл имя, 23 Февраля 2013 в 21:16, курсовая работа
В той или иной форме вопросы, связанные с внутренним контролем бизнес-процессов организации, ее финансово-хозяйственной деятельности и информационными технологиями возникают постоянно. В поиске ответов на эти вопросы руководители организаций создают собственные службы внутреннего аудита, приглашаются аудиторские компании, обращаются к консультантам.
1. Введение
2. ISACA
3. Управление и аудит ИТ. Стандарт CobiT
4. Аудит информационных систем и технологий
5. Цели и задачи аудита ИТ
6. Виды услуг по аудиту ИТ на российском рынке
7. Стандарты ИТ-аудита
8. Заключение
9. Список использованных источников информации
Тема: «Управление и аудит информационных технологий»
Содержание
Введение
В условиях стремительно возрастающей
роли ИТ-составляющей профессиональный
подход к управлению и систематическое
обследование информационных технологий
(ИТ) по международным стандартам позволяют
компенсировать на первый взгляд невидимые,
но существенные недостатки в организации
производственных процессов. Построение
грамотной структуры
Эффективная система управления и
контроля над ИТ решает не только внутренние
проблемы, но и позволяет повысить
инвестиционную привлекательность
организации, позиционируя ее для инвестора
как "открытую" финансовую систему.
С другой стороны достаточно трудно
подобрать комплексное решение
для таких задач. Одно из решений
— внедрение стандарта CobiT, который
формализует не только конкретные проекты
в сфере ИТ, но и создает то
ядро управления и контроля ИТ, вокруг
которого выстраиваются производственные
процессы организации с максимально
возможным уровнем
Управление и аудит ИТ — это нечто большее, чем традиционный термин — управление и аудит информационной безопасности, в том числе на соответствие требованиям ФАПСИ, BS7799 (ISO 17799) или другим разработанным критериям.
В той или иной форме вопросы, связанные с внутренним контролем бизнес-процессов организации, ее финансово-хозяйственной деятельности и информационными технологиями возникают постоянно. В поиске ответов на эти вопросы руководители организаций создают собственные службы внутреннего аудита, приглашаются аудиторские компании, обращаются к консультантам.
Ассоциация Аудита и Контроля
Информационных Систем (ISACA) была основана
в 1969 году для финансовых аудиторов
в контроле ИТ. Ассоциация Аудита и
Контроля Информационных Систем является
ведущей мировой
Ассоциация занимает уникальную позицию мирового лидера в области разработки и распространения стандартов по аудиту ИТ, ее стратегический альянс с другими ассоциациями и консалтинговыми компаниями в областях финансово-хозяйственной деятельности, бухгалтерского учета и аудита ИТ обеспечивает не имеющий равных уровень интеграции и соответствия требованиям владельцев бизнес-процессов.
Управление и аудит ИТ. Стандарт CobiT
Аббревиатура CobiT расшифровывается как Контрольные ОБъекты для Информационных и смежных Технологий. За этой аббревиатурой скрывается набор документов, в которых изложены принципы управления и аудита информационных технологий. CobiT позиционируется как открытый стандарт "де-факто", в настоящее время переживающий свое третье издание.
В состав стандарта входят шесть книг, ориентированных на разные аудитории:
Рисунок 1. Состав книг CobiT
Модель процессов, выстраиваемая на базе CobiT, предпочтительней других подходов, в основе которых не лежат бизнес-процессы организации (методики и стандарты аудита производителей программно-аппаратных средств), по нескольким причинам:
CobiT — это сохранение
единого подхода к сбору,
Аудит информационных систем и технологий (Аудит ИТ)- системный процесс получения и оценки объективных данных о текущем состоянии информационных систем и технологий, действиях и событиях происходящих в них, устанавливающий уровень их соответствия определенному критерию и предоставляющий результаты заказчику.
Аудит ИТ позволит ответить на нижеприведенные вопросы, а также предложить пути решения обнаруженных проблем:
Какие вопросы может решить аудит ИТ:
1. Принято решение о необходимости в организации ИС, что дальше? (Наличие стратегического плана развития организации, место и роль ИС в этом плане, прогнозирование проблемных ситуаций);
2. Соответствуют ли применяемые информационные системы и технологии целям и задачам бизнеса? Не превратился ли бизнес в придаток информационной системы? Как оптимизировать инвестиции в ИТ?
3. Что происходит внутри этого "черного ящика" – информационных системах и технологиях организации?
4. Сбои в работе ИТ, как выявить и локализовать проблемы?
5. Как решаются вопросы безопасности и контроля доступа?
6. Подрядные организации провели поставку, монтаж, пуско-наладку. Как оценить их работу? Есть ли недостатки?
7. Когда необходимо проводить модернизацию оборудования и программного обеспечения? Как обосновать необходимость модернизации?
8. Как установить единую систему управления и мониторинга ИС? Какие выгоды она предоставит?
9. Руководитель организации, Директор по ИТ (CIO) должен иметь возможность получать достоверную информацию о текущем состоянии ИС в кратчайшие сроки. Возможно ли это?
10. Почему все время производится закупка дополнительного оборудования?
11. Сотрудники подразделения ИТ постоянно чему-либо учатся, есть ли в этом необходимость?
12. Что делать в случае возникновения внештатной ситуации?
13. Какие возникают риски при размещении конфиденциальной информации в ИС организации? Как их минимизировать?
14. Как снизить стоимость владения ИС?
15. Как оптимально использовать сложившуюся ИС при развитии бизнеса?
На эти и
другие подобные вопросы нельзя мгновенно
дать однозначный ответ. Только рассматривая
все взаимосвязи между
Ключевыми этапами проведения аудита ИС могут стать следующие шаги:
1. Определение границ проведения аудита
2. Сбор информации
3. Анализ информации
4. Выработка рекомендаций
5. Составление аудиторского отчета и заключения
6. Контроль выполнения ключевых рекомендаций
Рассмотрим эти этапы поподробнее.
На этапе подготовки и подписания исходно-разрешительной документации определяются границы проведения аудита:
Далее проводится
сбор информации о текущем состоянии
ИС с применением стандарта CoBiT, объекты
контроля которого получают информацию
обо всех нюансах функционирования
ИС как в двоичной форме (Да/Нет),
так и форме развернутых
Проведение анализа - наиболее ответственная часть проведения аудита ИС. Использование при анализе недостоверных, устаревших данных недопустимо, поэтому возможно уточнение данных, углубленный сбор информации. Требования к проведению анализа определяются на этапе сбора информации. Методики анализа информации существуют в стандарте CoBiT, но если их не хватает, не возбраняется использовать разрешенные ISACA разработки других компаний.
Результаты проведенного анализа являются базой для выработки рекомендаций, которые после предварительного согласования с Заказчиком должны быть проверены на выполнимость, актуальность с учётом рисков внедрения. Контроль выполнения рекомендаций - немаловажный этап, требующий непрерывного отслеживания хода выполнения рекомендаций. На этапе разработки дополнительной документации проводится работа, направленная на создание документов, отсутствие или недочеты в которых могут вызвать сбои в работе ИС. Например, отдельное углубленное рассмотрение вопросов обеспечения безопасности ИС. Постоянное проведение аудита гарантирует стабильность функционирования ИС, поэтому создание план-графика проведения последующих проверок является одним из результатов профессионального аудита.
Цели и задачи аудита ИТ
Целью ИТ-аудита является совершенствование системы контроля за ИТ. Для этого аудиторы:
Информация о работе Управление и аудит информационных технологий