Учет и анализ движения основных средств

Автор: Пользователь скрыл имя, 12 Апреля 2012 в 19:37, курсовая работа

Описание работы

Актуальность выбранной темы данной курсовой работы связана, прежде всего с тем, что с основными средствами как объектом учета связаны многие проблемы современной российской экономики: недостаточная конкурентоспособность продукции в связи с чрезмерным физическим и моральным износом оборудования, незагрузка производственных мощностей, необоснованное дробление имущественных комплексов, низкие фондоотдача и инвестиционная активность, недостаточно реальная оценка активов, завышенная налоговая нагрузка при избыточном имуществе.

Работа содержит 1 файл

курсова по ос. ср.2012.doc

— 199.50 Кб (Скачать)

10 "Недвижимое имущество учреждения";     

20 "Особо ценное движимое имущество  учреждения";    

30 "Иное движимое имущество учреждения";     

40 "Имущество - предметы лизинга".     

Таким образом, с 1 января 2011 года бюджетные и автономные учреждения обязаны в бухгалтерском учете из состава объектов нефинансовых активов выделять объекты, относимые к особо ценному движимому имуществу (далее - ОЦДИ).     

Особенность этого объекта учета заключается  в том, что к ОЦДИ относятся объекты нефинансовых активов не только по их экономическому смыслу (основные средства, нематериальные активы, материальные запасы), но и по другим критериям. Отметим, что жестких критериев отнесения объектов к ОЦДИ в целях бухгалтерского учета не существует. Порядок отнесения объектов к ОЦДИ устанавливается соответствующим органом исполнительной власти, реализующим функции и полномочия Учредителя по отношению к данным автономным и бюджетным учреждениям. Так, критерии отнесения имущества автономных и бюджетных учреждений, подведомственных Министерству образования и науки Российской Федерации, утверждены приказом Минобрнауки России от 31.12.2010 № 2261 (зарегистрирован в Минюсте России от 01.02.2011 за № 19656).     

В нем определены виды особо ценного  движимого имущества автономных или бюджетных учреждений, без которого осуществление автономным или бюджетным учреждением предусмотренных его уставом основных видов деятельности будет существенно затруднено, а именно движимое имущество независимо от его балансовой стоимости:     

1) необходимое для осуществления  видов деятельности, определенных  уставом автономных или бюджетных  учреждений, отсутствие которого  приведет к прекращению деятельности  указанных учреждений, восполнение  которого не представляется возможным  в связи с уникальностью и (или) отсутствием достаточных средств у автономных или бюджетных учреждений на его приобретение;     

2) необходимое для обеспечения  безопасности содержания и эксплуатации  ядерных, радиационных, химически  и (или) биологически опасных объектов, а также содержания, охраны жизни и здоровья обучающихся и работников, воспитанников, в том числе для организации питания, медицинского обслуживания, отсутствие которого приведет к прекращению деятельности автономных или бюджетных учреждений, восполнение которого не представляется возможным в связи с уникальностью и (или) отсутствием достаточных средств у автономных или бюджетных учреждений на его приобретение;     

3) отнесенное к исключительным  правам.    

При определении перечней особо ценного движимого имущества:     

а) автономных или бюджетных образовательных  учреждений высшего профессионального  образования и научных организаций, подведомственных Министерству образования  и науки Российской Федерации, подлежит включению в состав такого имущества движимое имущество, балансовая стоимость которого превышает 500 тыс. рублей;    

б) иных автономных или бюджетных учреждений, подведомственных Минобрнауки России, подлежит включению в состав такого имущества движимое имущество, балансовая стоимость которого превышает 200 тыс. рублей;    

в) автономных или бюджетных учреждений подлежит включению в состав такого имущества движимое имущество, отчуждение которого осуществляется в специальном  порядке, установленном законами и  иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, в том числе музейные коллекции и предметы, находящиеся в федеральной собственности и включенные в состав государственной части Музейного фонда Российской Федерации, а также документы Архивного фонда Российской Федерации и национального библиотечного фонда.    

Большинство министерств и ведомств, являющихся Учредителями, уже издало соответствующие  приказы и распоряжения. При отнесении  имущества к ОЦДИ, как правило, рассматриваются три основных критерия:     

а) балансовая стоимость имущества;    

б) возможность осуществления уставной деятельности без данного имущества;     

в) специальный порядок отчуждения имущества.    

Очевидно, что бухгалтер не может самостоятельно, руководствуясь только экономическим  предназначением имущества, отнести тот или иной объект движимого имущества к ОЦДИ. Следовательно, первичные документы, поступающие в бухгалтерию и являющиеся основанием для отражения операций по поступлению основных средств, должны содержать указание на то, относится ли данный объект к ОЦДИ или нет.     

Поскольку одним из критериев отнесения  объекта к ОЦДИ является сформированная балансовая стоимость, то в целях  бухгалтерского учета отражение  операций по поступлению объектов ОЦДИ, на наш взгляд, должно осуществляться при одновременном выполнении двух условий:    

первое - принято соответствующее решение  комиссией по поступлению и выбытию  активов;    

второе - сформирована балансовая стоимость  объекта основного средства.    

Напомним, что балансовая стоимость объектов основных средств формируется в соответствии с требованиями пункта 27 Инструкции № 157н. При этом в балансовой стоимости учитываются затраты, непосредственно связанные с приобретением данного объекта основного средства (п. 47 Инструкции № 157н), также она может изменяться с учетом достройки, дооборудования, реконструкции, модернизации, частичной ликвидации (разукомплектации) и переоценки объектов нефинансовых активов. Очевидно, что формирование первоначальной стоимости объекта основного средства до постановки его на балансовый учет может занять некоторое время.    

Таким образом, сумма затрат на приобретение объекта основного средства не может  быть единственным ориентиром, основанием для отнесения (или неотнесения) его к объектам ОЦДИ.     

Правильное  формирование балансовой (первоначальной) стоимости основного средства весьма существенно для автономных и бюджетных учреждений. Ведь финансовое обеспечение содержания имущества таких учреждений осуществляется как на недвижимое, так и на особо ценное движимое имущество, находящееся на балансе учреждений. Следовательно, чем большее число объектов ОЦДИ числится на балансе учреждения, тем на больший объем финансового обеспечения, выделяемого Учредителем, оно может рассчитывать.

Основное  средство - предмет лизинга    

Инструкцией № 157н с 2011 года введен еще один новый объект учета основных средств - это основные средства, являющиеся предметами лизинга.     

В настоящий момент государственные (муниципальные) учреждения еще активно  не заключают договоры лизинга, поэтому  в рамках данной статьи эти операции мы рассматривать не будем.

Решение комиссии     

Согласно  пункту 25 Инструкции № 157н в каждом государственном (муниципальном) учреждении независимо от его типа должна быть создана комиссия по поступлению  и выбытию активов. Такая комиссия создается приказом руководителя учреждения и должна состоять из сотрудников учреждения, обладающих соответствующими знаниями и навыками.     

У этой комиссии довольно обширные полномочия. Согласно Инструкции № 157н члены  комиссии должны принимать решения о судьбе основного средства в разные моменты использования его в деятельности учреждения (Таблица № 1).  

Таблица № 1 

Действия  комиссии по поступлению и выбытию  нефинансовых активов при принятии к учету объектов основных средств   

№ п/п Хозяйственная операция Решение комиссии Основание для принятия решения
1 Принятие  к бухгалтерскому учету объекта  основного средства — определение  текущей рыночной стоимости Пункт 34 Инструкции № 157н
— определение срока полезного  использования  Пункт 44 Инструкции № 157н
2 Изменение первоначально принятых нормативных  показателей функционирования объекта  основных средств — уточнение  срока полезного использования Пункт 44 Инструкции № 157н

 

     Отметим, что "комиссионное" определение  рыночной стоимости наиболее актуально при поступлении основных средств по договору дарения в целях их принятия к бухгалтерскому учету.    

Кроме того, согласно пункту 46 Инструкции № 157н процедура прикрепления жетона или нанесения краской (иным способом) присвоенного объекту основных средств инвентарного номера должна проводиться материально ответственным лицом в присутствии уполномоченного члена комиссии по поступлению и выбытию активов.     

В соответствии с пунктом 34 Инструкции № 157н принятие к учету объектов основных средств осуществляется, как правило, на основании решения постоянно действующей комиссии по поступлению и выбытию активов, которое оформляется Актом о приеме-передаче объекта основных средств (кроме зданий, сооружений) (ф. 0306001) или Актом о приеме-передаче здания (сооружения) (ф. 0306030), а также Актом о приеме-сдаче отремонтированных, реконструированных, модернизированных объектов основных средств (ф. 0306002).    

Следовательно, бухгалтер не может отразить в  учете операции по поступлению основных средств при отсутствии решения комиссии и соответствующего акта, оформленного в соответствии с требованиями. Напомним, что требования по оформлению первичных учетных документов установлены приказом Минфина России от 15.12.2010 № 173н.     

В Инструкции № 157н нет указания о том, в какой момент комиссия по поступлению и выбытию нефинансовых активов должна выносить свои решения. На первый взгляд, может сложиться впечатление, что комиссия должна созываться для принятия соответствующих решений каждый раз при совершении определенных хозяйственных операций с основными средствами, а именно:    

— при поступлении объектов;    

— после формирования первоначальной стоимости объекта при постановке на балансовый учет;    

— в случае необходимости отнесения  объектов к ОЦДИ.    

Очевидно, что все эти операции могут  происходить в разное время. Следовательно, для принятия решения по одному и  тому же объекту комиссии, возможно, придется собираться несколько раз.     

Напомним, что принятие решения о приобретении тех или иных объектов основных средств, как правило, осуществляется на основании утвержденной бюджетной сметы или плана финансово-хозяйственной деятельности. Поэтому, на наш взгляд, соответствующие решения комиссией по поступлению и выбытию нефинансовых активов должны приниматься на этапе санкционирования расходов учреждением.     

Другими словами, после того как руководителем  будет принято решение о приобретении того или иного объекта основного  средства, должно состояться заседание  комиссии, на котором будет принято  решение об отнесении (неотнесении) данного основного средства к ОЦДИ. Отметим, что, как правило, основные решения о приобретении основных средств, как и проведение мероприятий по размещению заказов, принимаются в первом полугодии. Следовательно, именно в этот период чаще всего придется собираться членам комиссии для вынесения решения.     

При этом, на наш взгляд, существенно, чтобы  в бухгалтерию передавались не только соответствующие акты, но и выписки  из протокола заседания комиссии о принятых ею решениях в отношении конкретных объектов основных средств.     

Таким образом, с учетом рассмотренных  выше особенностей применения в 2011 году Единого плана счетов порядок  оприходования объектов основных средств  в государственных (муниципальных) учреждениях попробуем представить в виде последовательно осуществляемых операций.

Алгоритм  оприходования основных средств    

Приобретение  основного средства, как и любого иного нефинансового актива, происходит в несколько этапов. При этом все  операции, связанные с приобретением  основного средства, можно разбить на несколько групп, а именно:  

Информация о работе Учет и анализ движения основных средств