Сущность банковского аудита и его цели

Автор: Пользователь скрыл имя, 14 Июня 2012 в 11:29, реферат

Описание работы

Российский банковский аудит, в данное время, находится на стадии развития и становления. Нахождение банковской аудиторской системы в такой ситуации подразумевает наличие множества проблем и нерешенных вопросов. Отсутствие сбалансированной законодательной среды тормозит развитие аудита в России. Правительством страны делаются решительные шаги для поддержания аудиторской деятельности, в частности банковского аудита, так как состояние банковской системы России напрямую зависит от состояния банковского аудита.
Одной их основных проблем становления аудиторской системы в России является, наличие хорошо подготовленного, высоко квалифицированного персонала, как аудиторских фирм проверяющих банки и кредитные организации, так и профессионального состава самих банков. Формирование единой централизованной системы подготовки кадров для банковского аудита за счет отчислений коммерческих банков с участием иностранного капитала, значительно ускорит развитие аудиторской системы и окажется более эффективным, чем создание множества мелких, несогласованных между собой аудиторских школ.

Работа содержит 1 файл

аудит.docx

— 48.62 Кб (Скачать)
  • норматив достаточности капитала, который определяется как соотношение всего капитала банка и суммы активов, взвешенных с учетом риска, и не должен быть менее 0,04;
  • норматив ликвидности баланса, который исчисляется как отношение всего капитала к обязательствам банка, но не менее 0,04;
  • минимальный размер обязательных резервов и других фондов, депонируемых в Центральном банке;
  • максимальный размер риска на одного заемщика, который не может превышать 10% суммы активов банка.
 

 Выданные  одному заемщику кредиты, превышающие  20% капитала банка, рассматриваются  в качестве ‘’крупных’’. Решение  о выдаче такого кредита должно  приниматься правлением  коммерческого  банка либо периодически создаваемым  комитетом с учетом мнения  кредитного отдела. О выдаче такого  кредита ставится в известность  учреждение ЦБ по месту нахождения  корреспондентского счета коммерческого  банка. Суммарный остаток задолжности по всем крупным кредитам не должен превышать размеры капитала банка более чем в 15 раз. Сумма кредитов, относящихся для данного банка к категории ‘’крупных’’, не может быть выше собственных средств этого заемщика.

 Некоторые коммерческие банки еще не придают должного значения этим вопросам и даже не рассматривают баланс заемщиков перед выдачей ссуды, ссылаясь при этом на то, что кредитование совершается на основании договоров, в которых определяются права, обязанности и ответственность сторон, сроки и процентные ставки, санкции и др. Но договор не может заменить экономический анализ.

 Экономисты - служащие мелких банков еще  недостаточно владеют приемами  анализа финансового состояния  ссудозаемщиков в условиях новой бухгалтерской отчетности предприятий. Существовавшая же ранее методика анализа баланса практических неприемлема для измененных форм отчетности. Аудитор должен владеть методикой анализа бухгалтерской отчетности с тем, чтобы делать правильные выводы о кредитной политике банка.

 Коммерческие  банки для повышения ликвидности,  а так же для защиты интересов  вкладчиков, пайщиков, акционеров формируют  обязательные фонды. При аудите  следует рассмотреть полноту  создания следующих фондов:

  • фонда обязательных резервов,  который создается в пределах 20% от объема привлеченных ресурсов (кредиты, полученные от других банков, и облагаемые займы в расчет не принимаются). Регулирование величены остатка средств, подлежащего резервированию, производится ЦБ на 1-ое и 16-ое числа путем сверки сумм фактически внесенных средств и сумм, подлежащих внесению;
  • фонда страхования депозитов, создаваемого в целях представления гарантии и обеспечения защиты интересов вкладчиков (формирование этого фонда позволяет коммерческим банкам в случае неплатежеспособности банка компенсировать вклады и депозиты своим клиентам);
  • фонда страхования от банкротства. Указанный фонд дает право банкам получать ссуды от ЦБ на восполнение временного недостатка ликвидности в 20 кратном размере к фактически сформированной величине данного фонда.

 Государственный  надзор ЦБ за деятельностью  коммерческих банков позволяет  им быть более уверенными в  своих действиях, а также гарантировать  интересы вкладчиков, акционеров  и пайщиков. 

2.1 АУДИТ РАСЧЕТНЫХ ОТНОШЕНИЙ. 

 Аудит  расчетных отношений позволяет  находить пути ускорения расчетов. Этому должны способствовать  изменения в организации расчетов: отмена календарной очередности  платежей, выбор очередности по  усмотрению предприятия, отмена  ответственности банков за начисление  и взыскание пени за задержку  платежей, ограничение расчетов  платежными требованиями. Огромные  неплатежи, часть из которых  вызвана недостатками системы  расчетов, во многих случаях связанны  с упущениями коммерческих банков.

 

 Следует  отметить случаи, когда некоторые  коммерческие банки, используя  деньги клиентов в качестве  кредитных ресурсов, без меры  выдают кредиты, не обращая  внимания на ликвидность своего  баланса. Например, когда потребность в кредите одного ссудозаемщика в 5 раз превышала норматив ликвидности баланса, для обхода установленных ограничений коммерческий банк выдавал кредит пяти фирмам, которые переводили эти деньги на счет данного ссудозаемщика, последний же осуществлял расчеты, не располагая достаточными ресурсами для возврата кредита. Ряд банков брал у своей клиентуры в последний день месяца средства с депозитных счетов на два дня, а в первых числах следующего месяца возвращал клиентам деньги, имея при этом минимальные задержки и благоприятные показатели баланса. Иногда вместо того, чтобы относить непогашенные в сроки кредиты на счет просроченных ссуд, банки заключали договора с хозяйствами о пролонгации ссуд, иногда доже односторонне, без согласия заемщика. Такие неправильные действия банков направлены на то, чтобы ‘’удержаться на плаву’’, особенно мелким коммерческим банкам, аудиторский контроль за которыми осуществлять гораздо сложнее. В этой связи изданная в августе 1992 г. директива ЦБ о том, что коммерческие банки могут создаваться лишь тогда, когда их уставный фонд составляет не менее 100 млн. руб.,  упорядочить деятельность коммерческих банков, их ресурсное обеспечение и усилит действенность контроля, как внутреннего, так и внешнего. 
 
 
 
 
 
 
 

3. АУДИТ  КАССЫ И КАССОВЫХ ОПЕРАЦИЙ. 

Большое место в аудите банков занимают ревизии  кассы и кассовых операций. Главной  особенностью проверки кассы является ее внезапность. Аудиторская служба обязана произвести проверку наличных денег, ценных бумаг и бланков  строгой отчетности, находящихся  в кассе, в присутствии главного бухгалтера и кассира. Полный пересчет денег обязателен. После пересчета  денег составляется акт о сумме  наличных и их соответствии кассовому  журналу, а также бухгалтерскому учету. Проверяется полнота оприходования  денег, полученных по каждому чеку из банка (при этом сравниваются суммы, отраженные в ведомости аналитического учета по дебету счета ‘’Касса’’, с данными журнала ордера №2 и  по кредиту счета №51 ‘’Расчетный  счет’’). В кассовых документах не допускается никаких подчисток. 

 Кассовые  операции по списанию денег  в расход проверяются по документам, приложенным к кассовым отчетам.  При проверке используются следующие  документы: кассовый ордер   №1 ‘’Приходный кассовый ордер’’;  кассовый ордер №3-а - журнала  регистрации приходных и расходных  кассовых документов; документы  без ордерного оформления приема  и выдачи денег; учетные регистры  по счету №50 ‘’Касса’’; Главная  книга; балансы на соответствующую  дату.

 Аудитор  также должен удостовериться  в следующем: 

  • обслуживается ли клиентура одним кассиром или несколькими;
  • работает ли кассир только в проверяемом банке или совмещает свои обязанности с другими;
  • имеется ли обязательство кассира материальной ответственности и ознакомлен ли он с правилами ведения кассовых операций;
  • имеется ли его расписка об этом.
 

К сожалению, не во всех банках кассовые помещения  изолированы, некоторые банки (редко) не имеют сигнализации. Наличные деньги и другие денежные документы должны хоронится в несгораемом шкафу. В помещении для пересчета денег клиентами обязательно должен находится представитель банка.

 Аудиторам  необходимо проконтролировать, проводились  ли внезапные проверки кассы,  производилась ли ежедневная  сдача в бухгалтерию кассовых  документов кассирами и есть  ли на них расписка главного  бухгалтера или его заместителя,  имелись ли случаи подписки  руководителем или главным бухгалтером  незаполненных чеков и выдача  их кассиру для самостоятельного  заполнения при получении денег  в банке. Обращается внимание  на наличие журнала регистрации  приходных и расходных кассовых  ордеров, а также кассовой книги,  которая должна быть пронумерована, прошнурована и опечатана сургучной печатью, а все листы - заверены подписями руководителя и главного бухгалтера.

 Следует  иметь в виду, что в кассовой  работе не может быть неточностей  и ошибок. Даже мелкий просчет  в кассе приносит помимо материальных  потерь страдания лицам, их  допустившим. К большому сожалению,  аудиторами выявляются многочисленные  нарушения в кассовой работе: хранение денег в неисправных  шкафах, которые по окончании  работы не опечатываются, отсутствие  охранной сигнализации, дубликатов  к ключам от сейфов, всевозможные  подчистки в кассовых книгах. Нередко в помещениях для пересчета  денег клиентами - нет представителя  банка. Выявленные факты, когда  к работе с ценностями в  банках допускались лица, находящиеся  в родственных отношениях. Руководители  таких банков мотивировали подобное  положение тем, что изданная  инструкция №23 по эмисионно-кассовой работе этого не оговаривает. Однако следует заметить, что эта инструкция не отменяла указаний инструкции №42, где четко оговорен запрет на работу с ценностями лиц, находящихся в родственных отношениях.  
 
 

  3.1 ПОЛОЖЕНИЕ ОБ АУДИТОРСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В БАНКОВСКОЙ СИСТЕМЕ РФ. 
 

  1. Настоящее положение разработано в соответствии с Федеральными законами “О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)”, “О банках и банковской деятельности”, Указом Президента Российской Федерации от 22 декабря 1993г. номер 2263 “Об аудиторской деятельности в Российской Федерации” и постановлением Правительства Российской Федерации от 6 мая 1994г. номер 482 “Об утверждении нормативных документов по регулированию аудиторской деятельности в Российской Федерации”.

  2. В соответствии с Федеральным  законом “О банках и банковской  деятельности” деятельность кредитной  организации подлежит ежегодной  аудиторской проверке аудиторской  фирмой (самостоятельно работающим  аудитором), имеющей лицензию Банка  России на осуществление аудита  кредитных организаций.

  3. Банковский аудит является одним  из видов аудиторской деятельности. 

  Основной  целью банковского аудита является установление достоверности бухгалтерской (финансовой) отчетности кредитных  организаций и соответствия совершенных  ими операций действующему законодательству Российской Федерации.

  Основные  показатели (содержание, объем и  формы) бухгалтерского учета и отчетности для банковской системы устанавливаются  в соответствии с Федеральным законом “О Центральном банке Российской Федерации” нормативными актами Центрального банка Российской Федерации. 
 

  3.2 ПОРЯДОК ЛИЦЕНЗИРОВАНИЯ БАНКОВСКОГО АУДИТА. 

  Аудит кредитных организаций могут  осуществлять аудиторские фирмы  и самостоятельно работающие аудиторы (далее аудиторская фирма (аудитор)), имеющие лицензию Банка России.

  Вопрос  о выдаче лицензии на осуществление  аудиторской деятельности (далее  лицензия) аудитору, работающему самостоятельно, рассматривается Банком России при  условии стажа работы на постоянной основе не менее трех лет из последних  пяти в качестве специалиста в  банковской системе или аудитора, осуществляющего аудит кредитных  организаций.

  Рассмотрение  вопроса о выдаче лицензии аудиторской фирме осуществляется Банком России при соблюдении следующих условий:

  • минимальный уставный капитал аудиторской фирмы, имеющей организационно-правовой статус “закрытое акционерное общество”, должен составлять не менее 100-кратной суммы минимального размера оплаты труда, установленного федеральным законом на дату государственной регистрации общества;
  • не менее двух аудиторов, имеющих квалификационный аттестат на право осуществления банковского аудита, состоят в штате фирмы или, занимая профессорско-преподавательские должности в высших учебных заведениях экономического профиля, работают в ней по совместительству.

  В уставном капитале аудиторской фирмы  доля, принадлежащая аттестованным  аудиторам и (или) получившим лицензии аудиторскими фирмами, составляет не мене 51 процента.

  Для решения вопроса о выдаче лицензий в территориальное учреждение Банка  России по месту регистрации аудиторской фирмы (аудитора) представляются документы согласно приложению номер 4 к Положению об аудиторской деятельности в банковской системе Российской Федерации.

  В случае представления документов, не соответствующих требованиям Банка  России, они  не позднее чем через 10 рабочих дней со дня представления  возвращаются на переоформление.

  Представленные  аудиторской фирмой (аудитором) документы  проходят регистрацию в общем  отделе (канцелярии, управлении делами) территориального Банка России. Срок рассмотрения документов аудиторской  фирмы (аудитора) исчисляется от даты их регистрации.

  Исправленные  и повторно направленные в территориальное  учреждение Банка России документы  считаются вновь поступившими и  рассматриваются в установленный  срок в общем порядке.

  По  результатам рассмотрения документов территориальным учреждением Банка  России подготавливается заключение о  возможности предоставления аудиторской  фирме (аудитору) лицензии.

  При подготовке заключения территориальное  учреждение Банка России может запросить  территориальные учреждения Банка  России по месту нахождения проаудированных фирмой (аудитором) кредитных организаций информацию об аудиторской деятельности фирмы в других регионах.

  Заключение  территориального учреждения Банка  России о возможности предоставления лицензии и подлинный экземпляр  пакета документов в соответствии с  приложением номер 4 к настоящему Положению направляются Департаменту лицензирования банковской и аудиторской деятельности Банка России письменно сообщает аудиторской фирме (аудитору) о направлении документов в Банк России.

  После получения сообщения от территориального учреждения Банка России о направлении  документов аудиторская фирма (аудитор) представляет в Департамент лицензирования банковской деятельности Банка России копию квитанции (платежного поручения) об оплате сбора за выдачу лицензии.

  За  выдачу лицензии на осуществление аудиторской  деятельности в области банковского  аудита сроком на один год с аудиторской  фирмы (аудитора) взимается сбор соответственно в 150-кратном и 30-кратном размере  минимальной оплаты труда, установленной  законодательством Российской Федерации  на дату представления в Департамент  лицензирования банковской и аудиторской  деятельности Банка России всех документов, необходимых для начала рассмотрения заявления о выдаче лицензии. При выдаче лицензии на срок более одного года размер сбора за выдачу пропорционально увеличивается.

Информация о работе Сущность банковского аудита и его цели