Автор: Пользователь скрыл имя, 21 Февраля 2012 в 23:42, курсовая работа
Цель: исследовать особенности организационной структуры государственного управления Республики Беларусь.
Задачи:
1. Осуществить анализ литературы по проблеме организационной структуры государственного управления в политике.
2.Рассмотреть особенности государственного управления в Республике Беларусь.
ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………… 3
1.ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ СТРУКТУРЫ ГОСУДАРСТВЕННОГО УПРАВЛЕНИЯ……………………………… 5
1.1.Организационная структура государственного управления.. 5
1.2.Организационные структуры в истории государственного управления………………………………………………………………….
2.ОРГАНИЗАЦИОННАЯ СТРУКТУРА ГОСУДАРСТВЕННОГО УПРАВЛЕНИЯ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ………………………….
2.1.Правительство Республики Беларусь в системе государственного управления………………………………………………………………..
2.2. Структура государственного управления Республики
Беларусь………………………………………………………………
ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………...
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ…………………….
Территориальные (линейно-территориальные) структуры благоприятствуют комплексному использованию ресурсных и производственных возможностей регионов, созданию интегрированных систем обслуживания (транспортного, коммунального и т. д.). Среди негативных моментов необходимо назвать отсутствие квалифицированного руководства, трудности в осуществлении научно-технического прогресса, проведении единой технической политики в отраслях. К тому же территориальная структура благоприятствует развитию местничества.
Достоинства отраслевых и недостатки территориальных структур, и наоборот, достоинства территориальных и недостатки отраслевых совпадают. Поэтому в линейных системах нужно разумно комбинировать отраслевые и территориальные начала с учетом конкретной ситуации, чтобы максимально использовать преимущества первого и второго и нейтрализовать их недостатки [12].
2. ОРГАНИЗАЦИОННАЯ СТРУКТУРА ГОСУДАРСТВЕННОГО УПРАВЛЕНИЯ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ
2.1. Правительство Республики Беларусь в системе
государственного управления
Совет Министров (Правительство Республики Беларусь) является центральным органом государственного управления Республики Беларусь. Компетенция Совета Министров определена Конституцией Республики Беларусь и Законом Республики Беларусь от 7 июля 1998 года "О Совете Министров Республики Беларусь" [15,с.116].
Правительство Республики Беларусь состоит из Премьер-министра, его заместителей и министров. В состав Правительства могут входить и руководители иных республиканских органов государственного управления.
Работой Правительства руководит Премьер-министр, который назначается на эту должность Президентом Республики Беларусь с согласия Палаты представителей. Премьер-министр осуществляет непосредственное руководство деятельностью Правительства и несет персональную ответственность за его работу; подписывает постановления Правительства; в двухмесячный срок после своего назначения представляет Парламенту программу деятельности Правительства, а в случае ее отклонения представляет повторную программу деятельности Правительства в течение двух месяцев; информирует Президента об основных направлениях деятельности Правительства и о всех его важнейших решениях; выполняет другие функции, связанные с организацией и деятельностью Правительства.
Правительство или любой член Правительства вправе заявить Президенту о своей отставке, если считают невозможным дальнейшее осуществление возложенных на них обязанностей. Правительство заявляет Президенту об отставке в случае выражения Палатой представителей вотума недоверия Правительству.
В своей деятельности Совет Министров подотчетен Президенту Республики Беларусь (по мере необходимости, но не реже одного раза в квартал представляет Президенту отчет о своей деятельности) и ответствен перед Национальным собранием Республики Беларусь [8,с.119].
Совет Министров в пределах своей компетенции обеспечивает исполнение Конституции, законов, актов Президента Республики Беларусь, осуществляет контроль за их исполнением подчиненными ему органами государственного управления и другими органами исполнительной власти, физическими и юридическими лицами. Правительство Республики Беларусь:
* руководит системой подчиненных ему органов государственного управления и других органов исполнительной власти;
* разрабатывает основные направления внутренней и внешней политики и принимает меры по их реализации;
* разрабатывает и представляет Президенту для внесения в Парламент проект республиканского бюджета и отчет о его исполнении;
* обеспечивает проведение единой экономической, финансовой, кредитной и денежной политики, государственной политики в области науки, культуры, образования, здравоохранения, экологии, социального обеспечения и оплаты труда;
* принимает меры по обеспечению прав и свобод граждан, защите интересов государства, национальной безопасности и обороноспособности, охране собственности и общественного порядка, борьбе с преступностью;
* выступает от имени собственника в отношении имущества, являющегося собственностью Республики Беларусь, организует управление государственной собственностью;
* обеспечивает исполнение Конституции, законов и декретов, указов и распоряжений Президента;
* отменяет акты министерств и иных республиканских органов государственного управления;
* осуществляет иные полномочия, возложенные на него Конституцией, законами и актами Президента [12,с.47].
Совет Министров обладает правом законодательной инициативы. По поручению Президента, по собственной инициативе, а также в случаях, предусмотренных законами, Совет Министров организует разработку проектов законов Республики Беларусь.
С согласия Президента Правительство вправе требовать от Палаты представителей и Совета Республики Национального собрания принятия решения путем голосования в целом за весь внесенный Правительством проект или часть его с сохранением лишь тех поправок, которые предложены или приняты Президентом либо Правительством. Совет Министров по поручению Президента может требовать принятия Палатой представителей Национального собрания окончательного решения, если согласительной комиссией, созданной в соответствии с Конституцией, вследствие отклонения Советом Республики Национального собрания законопроекта не принят согласованный текст законопроекта. Совет Министров в порядке, определенном законодательством, представляет в палаты Национального собрания и их органы по их требованию, а также по собственной инициативе документы и материалы, связанные с деятельностью Правительства. Премьер-министр и другие члены Совета Министров имеют право принимать участие в заседаниях Палаты представителей и Совета Республики и их органов, выступать на этих заседаниях вне очереди, а также обязаны отвечать на специальных заседаниях палат Национального собрания на вопросы депутатов, а также в установленном порядке – на их запросы.
Совет Министров взаимодействует с Национальным банком Республики Беларусь в разработке и проведении единой экономической, финансовой и денежно-кредитной политики Республики Беларусь и по другим вопросам в соответствии с законодательными актами Республики Беларусь. Национальный банк принимает участие в разработке и выполнении государственной программы социально-экономического развития Республики Беларусь.
Совет Министров в целях учета интересов Республики Беларусь и ее административно-
В области отношений с местными исполнительными и распорядительными органами Совет Министров руководит их деятельностью по вопросам, входящим в его компетенцию; организует контроль за исполнением местными исполнительными и распорядительными органами Конституции, законов, актов Президента Республики Беларусь, постановлений Совета Министров, распоряжений Премьер-министра, получает и заслушивает по этим вопросам их отчеты и информацию, принимает соответствующие решения; реализует в соответствии с законодательством ряд других полномочий.
2.2. Структура государственного управления Республики Беларусь
Наиболее четко рассмотреть особенности структуры государственного управления РБ можно при помощи схемы.
Рассмотрим основные особенности оптимизации органов государственного управления, принятые в нормативных документах (указах президента) Республики Беларусь.
В целях оптимизации системы республиканских органов государственного управления и иных государственных организаций, подчиненных Правительству Республики Беларусь, и в соответствии с пунктом 5 статьи 84 Конституции Республики Беларусь: 1.Установить, что:
1.1. в систему республиканских органов государственного управления и иных государственных организаций, подчиненных Правительству Республики Беларусь, входят:
* министерства, государственные комитеты, являющиеся республиканскими органами государственного управления;
* объединения юридических лиц, иные государственные организации, подчиненные Правительству Республики Беларусь (далее – государственные организации);
1.2. председатели государственных комитетов по статусу являются министрами;
1.3. министерства, государственные комитеты образуются Президентом Республики Беларусь, государственные организации, подчиненные Правительству Республики Беларусь, – Советом Министров Республики Беларусь с согласия Президента Республики Беларусь;
1.4. в центральных аппаратах министерств, государственных комитетов по решению Президента Республики Беларусь могут создаваться департаменты, являющиеся их структурными подразделениями с правами юридического лица. Департаменты осуществляют специальные (исполнительные, контрольные, регулирующие и другие) функции в определенных сферах ведения, отнесенных к компетенции соответствующего министерства, государственного комитета. Положения о департаментах утверждаются Советом Министров Республики Беларусь, если иное не установлено Президентом Республики Беларусь;
1.5. министерства, государственные комитеты по отдельным вопросам деятельности, предусмотренным законодательными актами, могут подчиняться исключительно Президенту Республики Беларусь;
1.6. положения о Министерстве внутренних дел, Министерстве обороны, Министерстве по чрезвычайным ситуациям, Комитете государственной безопасности, Государственном комитете пограничных войск, Государственном таможенном комитете, Государственном военно-промышленном комитете утверждаются Президентом Республики Беларусь, положения об иных министерствах, государственных комитетах – Советом Министров Республики Беларусь;
1.7. министры, председатели государственных комитетов, заместители Министра внутренних дел, Министра обороны, Министра по чрезвычайным ситуациям, Председателя Комитета государственной безопасности, Председателя Государственного комитета пограничных войск, Председателя Государственного таможенного комитета, Председателя Государственного военно-промышленного комитета назначаются Президентом Республики Беларусь, заместители иных министров, председателей государственных комитетов, руководители департаментов – Советом Министров Республики Беларусь по согласованию с Президентом Республики Беларусь;
1.8. в состав Совета Министров Республики Беларусь входят Премьер-министр Республики Беларусь, Глава Администрации Президента Республики Беларусь, Председатель Комитета государственного контроля, Председатель Правления Национального банка, заместители Премьер-министра Республики Беларусь, министры, председатели государственных комитетов, Председатель Президиума Национальной академии наук Беларуси, Председатель Правления Белорусского республиканского союза потребительских обществ;
1.9. постоянно действующим органом Совета Министров Республики Беларусь является его Президиум в составе Премьер-министра Республики Беларусь, Главы Администрации Президента Республики Беларусь, Председателя Комитета государственного контроля, Председателя Правления Национального банка, заместителей Премьер-министра Республики Беларусь, Министра экономики, Министра финансов, Министра иностранных дел.
2. Учредить должность Уполномоченного по делам религий и национальностей, который подчиняется Правительству Республики Беларусь.
Для обеспечения его деятельности создается аппарат на базе Комитета по делам религий и национальностей при Совете Министров Республики Беларусь.
3.Присоединить: Государственный комитет по авиации к Министерству транспорта и коммуникаций;
Комитет по ценным бумагам при Совете Министров Республики Беларусь к Министерству финансов;
Комитет по архивам и делопроизводству при Совете Министров Республики Беларусь к Министерству юстиции;
Комитет по материальным резервам при Совете Министров Республики Беларусь и Комитет по проблемам последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС при Совете Министров Республики Беларусь к Министерству по чрезвычайным ситуациям.
4.Создать:
4.1. Государственный комитет по имуществу путем присоединения фонда государственного имущества Министерства экономики к Комитету по земельным ресурсам, геодезии и картографии при Совете Министров Республики Беларусь;
4.2. Государственный комитет по стандартизации путем слияния Комитета по стандартизации, метрологии и сертификации при Совете Министров Республики Беларусь, Комитета по энергоэффективности при Совете Министров Республики Беларусь и департамента государственного строительного надзора Министерства архитектуры и строительства;
4.3.департаменты:
* в Министерстве иностранных дел – внешнеэкономической деятельности;
* в Министерстве по чрезвычайным ситуациям – по ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС, а также по материальным резервам;
* в Министерстве спорта и туризма – по туризму;
* в Министерстве транспорта и коммуникаций – по авиации;
* в Министерстве финансов – по ценным бумагам;
* в Министерстве юстиции – по архивам и делопроизводству;
* в Государственном комитете по имуществу – фонд государственного имущества;
* в Государственном комитете по стандартизации – по энергоэффективности, а также контроля и надзора за строительством.
5.Подчинить:
Республиканский центр по оздоровлению и санаторно-курортному лечению населения – Совету Министров Республики Беларусь; Белорусскую железную дорогу – Министерству транспорта и коммуникаций.
6.Ликвидировать Белорусский государственный концерн по производству и реализации товаров народного потребления (концерн «Белместпром»).
7.Возложить функции:
* на Государственный комитет по имуществу – проведения единой государственной политики в области земельных отношений, геодезии, картографии, по вопросам имущественных отношений (включая управление, распоряжение, приватизацию, оценку и учет имущества, находящегося в собственности Республики Беларусь), а также ведения соответствующих кадастров и реестров, сохранив за Министерством экономики функции по выработке государственной политики в сфере управления государственным имуществом и приватизации;
Информация о работе Структура государственного управления Республики