Автор: Пользователь скрыл имя, 02 Ноября 2012 в 18:24, реферат
Сравнительное преимущество — концепция, согласно которой экономические субъекты, будь то отдельные люди или целые страны, оказываются наиболее производительными, когда они специализируются на производстве тех товаров и услуг, в изготовлении которых они проявляют особую эффективность или располагают значительным опытом и квалификацией.
Концепция сравнительных преимуществ служит теоретическим обоснованием международного разделения труда.
Давид Рикардо разработал теорию сравнительных преимуществ, которая обосновывала выгодность внешней торговли и специализации для любой страны, даже если она ни в чем не располагает преимуществами или, напротив, имеет преимущества перед другими в производстве абсолютно всех товаров.
Сравнительное преимущество.
Сравнительное преимущество — концепция, согласно которой экономические субъекты, будь то отдельные люди или целые страны, оказываются наиболее производительными, когда они специализируются на производстве тех товаров и услуг, в изготовлении которых они проявляют особую эффективность или располагают значительным опытом и квалификацией.
Концепция сравнительных преимуществ служит теоретическим обоснованием международного разделения труда.
Давид Рикардо разработал теорию сравнительных преимуществ, которая обосновывала выгодность внешней торговли и специализации для любой страны, даже если она ни в чем не располагает преимуществами или, напротив, имеет преимущества перед другими в производстве абсолютно всех товаров.
Теория сравнительных преимуществ основана на ряде допущений. Она исходит из наличия двух стран и двух товаров; издержек производства только в виде заработной платы, которая к тому же одинакова для всех профессий; игнорирования различий в уровне заработной платы между странами; отсутствия транспортных издержек и наличия свободной торговли. Эти исходные предпосылки были необходимы для выявления основных принципов развития международной торговли.
Специализация, основанная на использовании принципа сравнительных преимуществ, обеспечивает более эффективное размещение мировых ресурсов и рост мирового производства соответствующих товаров.
Однако следует иметь в виду, что рассматриваемая модель разделения труда основана на ряде упрощений. Она исходит из наличия лишь двух стран и двух товаров; свободной торговли; рабочей силы внутри каждой; постоянных издержек производства; полной взаимозаменяемости ресурсов при альтернативном использовании; игнорирования различий в уровне заработной платы между странами, а также отсутствия транспортных затрат и технических изменений.
Эти исходные предпосылки необходимы для выявления основных принципов развития международной торговли. На практике расширение производства во многих отраслях связано с ростом предельных издержек, поэтому выпуск каждой последующей единицы данного товара требовал отказа от всего возрастающего количества всех остальных. Особенно наглядно эта закономерность проявляется в отраслях добывающей промышленности, где по мере истощения богатых и удобно расположенных месторождений приходиться переходить к разработке более бедных и трудно доступных месторождений.
Кроме того, далеко
не всегда производственные ресурсы
взаимозаменяемы при переходе к
производству альтернативных товаров.
Издержки могут возрастать при перемещении
ресурсов из одной отрасли в другую,
поскольку производство разных товаров
требует разного сочетания
Рост издержек при
увеличении объемов производства товаров
ставит границы специализации. В
силу всех этих обстоятельств на практике
в большинстве случаев
Теория относительных преимуществ рекомендует стране импортировать тот товар, издержки, производства которого в стране выше, чем по экспортируемому товару. В последующем экономисты доказали, что это распространяется не только на две страны и два товара, но и на любое количество стран и товаров.
Главным достоинством теории сравнительных преимуществ является убедительное доказательство того, что международная торговля выгодна всем ее участникам, хотя одним она может давать меньше выгоды, а другим - больше. В этом - огромное достижение риккардианской теории, которая доказывает, что и во внешней торговле подтверждается идея Смита о выгодности разделения труда для всех его участников. Основным недостатком теории Риккардо можно считать то, что она не объясняет, почему сложились сравнительные преимущества.
Конкурентное преимущество.
Конкурентоспособность организаций
– это способность
Конкурентоспособность означает степень преимущества продукта на рынке по сравнению с другими, конкурирующими продуктами, аналогичного назначения.
Конкурентное преимущество – это эксклюзивная ценность, которой обладает организация и которая дает ей превосходство перед конкурентами.
Выделяют следующие общие принципы которые дают конкурентные преимущества производителям:
1. Нацеленность всех и каждого работника на действие, на продолжение начатого дела.
2. Близость предприятия к клиенту. .
3. Создание автономии и творческой атмосферы на предприятии.
4. Рост производительности
благодаря использованию
6. Умение твердо стоять на своем,
7. Простота организации, минимум уровней управления и служебного персонала.
8. Умение, быть одновременно мягким и жестким. Держать под жестким контролем наиболее важные проблемы и передавать подчиненным менее важные.
Как показывает мировая практика рыночных отношений, взаимосвязанное решение этих проблем и использование данных принципов гарантирует повышение конкурентоспособности предприятий.
Главными направлениями
обеспечения конкурентного
Конкурентное преимущество, которым обладают на конкретных рынках различные соперники (конкуренты), является существенным фактором климата, или конкурентной ситуации, на рынке товара. Конкурентное преимущество определяется набором характеристик, свойств товара или марки, который создает для фирмы определенное превосходство над своими прямыми конкурентами.
Превосходство оценивается относительным, сравнительным состоянием, положением организации по отношению к конкуренту, занимающему наилучшую позицию на рынке товара или в сегменте рынка. Оно может быть внешним и внутренним.
Конкурентное преимущество является внешним, если оно основано на отличительных качествах товара, которые образуют «ценность для покупателя» ввиду сокращения издержек или повышения эффективности. Внешнее конкурентное преимущество увеличивает рыночную силу фирмы, т. е. способность фирмы заставить рынок принять цену товара, более высокую, чем у приоритетных (самых опасных) конкурентов, не обеспечивающих соответствующего отличительного качества.
Внутреннее конкурентное преимущество базируется на превосходстве фирмы в отношении издержек производства, управления фирмой или товаром, которое создает «ценность для изготовителя» и меньшую себестоимость, чем у конкурента. Это преимущество может создаваться благодаря проведению стратегии доминирования по издержкам за счет внедрения организационного и производственного нововведения фирмы.
Таким образом, соотношение
«рыночной силы» и «