Автор: Пользователь скрыл имя, 09 Декабря 2010 в 11:22, доклад
Важное условие, которое нужно соблюдать при анализе, — необходимость обеспечения сопоставимости показателей, поскольку сравнивать можно только качественно однородные величины.
Важное условие, которое нужно соблюдать при анализе, — необходимость обеспечения сопоставимости показателей, поскольку сравнивать можно только качественно однородные величины. При этом должны быть учтены следующие требования:
- единство объемных, стоимостных, качественных, структурных факторов;
- единство промежутков или моментов времени, за которые были исчислены сравниваемые показатели;
- сопоставимость исходных условий производства (технических, природных, климатических и т.д.);
-
единство методики исчисления показателей
и их состава.
Несоответствие
объемного фактора может
Такая проблема возникает и
при оценке изменений в объеме
валовой продукции. Здесь из-
В
нашем случае (табл. 4.12) действительный
прирост объема производства валовой
продукции равен:
Если
же определить его, не обращая внимание
на разную стоимостную оценку, то получаем
завышенный показатель прироста:
Для нейтрализации воздействия
качественного фактора чаще
Как видно из таблицы, показатели, определенные с учетом жирности молока, существенно отличаются от показателей, определенных без нейтрализации качественного фактора: объем производства молока по фактической жирности выше планового на 20 %, а в пересчете на базисную жирность - на 13,1 %. Фактический уровень себестоимости 1ц молока при фактической его жирности составляет 660 тыс. руб., а в пересчете на базисную - 680 тыс. руб. В первом случае она выше плановой на 10 %, а во втором - на 16,6 %.
В тех случаях, когда отсутствует базисный показатель качества и оно определяется распределением полученной продукции по сортам (например, упитанностью животного), то проблема нейтрализации качественных отличий может быть решена как нейтрализация структурного фактора.
Рассмотрим
методику решения этой задачи. Когда
учитывают структуру, то формула
валовой продукции имеет вид
где УДi - - удельный вес i-ro вида продукции в общем объеме, %; Vобщ -общий объем производства продукции.
Для
достижения сопоставимости следует использовать
одинаковые цены, например плановые (Цпл).
Потом объем продукции как по плану, так
и фактически нужно определить в одинаковом
составе. Последний получается путем распределения
фактического общего объема продукции
по видам соответственно плановой структуре.
Сопоставление полученных таким образом
показателей валовой продукции после
исключения влияния структурного и стоимостного
факторов позволяет правильнее оценить
прирост объема продукции (табл. 4.14).
Если не обращать внимания
на изменения в составе
На самом деле он равен:
Когда показатели, взятые для
сравнения, охватывают разные
промежутки времени, то это
несоответствие легко
Сопоставимость показателей в ряде случаев может быть достигнута, если вместо абсолютных величин взять средние или относительные. Нельзя, например, сравнивать такие абсолютные показатели разных хозяйств, как объем производства продукции, стоимость основных средств, сумму прибыли и т.д. без учета их земельной площади. Но если вместо абсолютных показателей взять относительные, например производство продукции на 100 га сельскохозяйственной площади, то их можно сопоставлять.
В
некоторых случаях для
Особенно нужно быть внимательным в отношении методического несоответствия показателей. Оно не только может исказить результаты сравнения, но и вообще изменить смысл. Например, фондоотдача может быть исчислена по всей сумме основных фондов, по основным производственным фондам или только по активной их части. Поэтому не проверив тождества методики расчета показателей в плане и отчете текущего года, а также за прошлые периоды, можно дать неверную оценку динамики, поскольку в основу изменения изучаемого показателя будет положено различие в способе его расчета. Чтобы обеспечить правильность выводов, нужно добиться тождества показателей по методике их расчета.
Очень
важно также при сравнении
показателей обеспечить их сопоставимость
по природно-климатическим
Нельзя также допускать, чтобы сравниваемые показатели были неоднородны по составу затрат, количеству учитываемых объектов и др. Нельзя, например, сопоставлять показатели цеха с показателями завода в целом, себестоимость валовой и себестоимость реализованной продукции, балансовую и чистую прибыль предприятия и т.д.
Таким
образом, основными способами приведения
показателей в сопоставимый вид
являются нейтрализация воздействия
стоимостного, объемного, качественного
и структурного факторов путем приведения
их к единому базису, а также
использование средних и
Метод поправочных
коэффициентов позволяет
Поправочный коэффициент
рассчитывается как отношение фактической
стоимости к данной балансовой (искаженной
переоценками), поэтому применение
полученного коэффициента ко всем остальным
единицам данной группы позволяет устранить
систематическую ошибку.
Метод поправочных коэффициентов не устраняет ранее допущенных на предприятии ошибок в балансовых стоимостях, которые могут перейти и на новую восстановительную стоимость.
Информация о работе Способы приведения показателей в сопоставимый вид