Современное состояние внутреннего долга России

Автор: Пользователь скрыл имя, 19 Апреля 2011 в 22:13, реферат

Описание работы

Стремительный рост объема долга, критической величины расходов на его обслуживание заставляет искать первопричины подобной динамики. Отметим три фактора: высокая доля государственных расходов в структуре ВВП; неточный финансовый счет бюджетного дефицита, приводящего к его двукратному занижению; высокая доходность государственных ценных бумаг.

Работа содержит 1 файл

Современное состояние внутреннего долга России.doc

— 51.50 Кб (Скачать)

Современное состояние  внутреннего долга России

Стремительный рост объема долга, критической величины расходов на его обслуживание заставляет искать первопричины подобной динамики. Отметим три фактора: высокая  доля государственных расходов в  структуре ВВП; неточный финансовый счет бюджетного дефицита, приводящего к его двукратному занижению; высокая доходность государственных ценных бумаг.

Государственный внутренний долг РФ на 1 ноября 2003 года составил 660,37 млрд. руб., уменьшившись за месяц на 9,31 млрд. руб.

 На 1 января 2004 года - 663,53 млрд. руб., увеличившись за  месяц на 3,16 млрд. руб. 

   Государственный  внутренний долг РФ на 1 марта  2004 года составил 685,506 млрд. руб., увеличившись  за месяц на 13,897 млрд. руб.

Финансирование  расходов на обслуживание государственного внутреннего долга РФ в январе - августе 2005 года составили 33,4 млрд. руб. Государственный внутренний долг РФ на 1 января 2006г составил порядка 850 млрд. руб. против 756,82 млрд. руб. на 1 января 2005г

В 2006г Минфин планирует привлечь посредством выпуска государственных ценных бумаг 238,197 млрд. руб., чистое привлечение в 2006г составит 170 млрд. руб. Общее привлечение в 2007г составит 290 млрд. руб., чистое привлечение - 200 млрд. руб. Общее привлечение в 2008г составит 340 млрд. руб., чистое привлечение - 230 млрд. руб.

Общее привлечение  за период 2006-2008 гг. составит 870 млрд. руб., Говоря о размещении государственных  облигаций в 2006г, Минфин будет размещать  новые выпуски десятилетних ОФЗ  с амортизацией долга в течение 2 лет, 15-летние бумаги - в течение 3 лет. При этом объем в обращении 10-летних облигаций будет доводиться до 80-85 млрд. руб., 15-летних - до 90-100 млрд. руб. Кроме того, Минфин планирует проводить доразмещения государственных ценных бумаг. За 11 месяцев 2005г Минфин провел на первичном рынке ОФЗ 18 аукционов, в ходе которых было привлечено средств 103,2 млрд. руб., и осуществил размещение на сумму 46,3 млрд. руб.[21;56].

Глава 6. Проблемы управления российским долгом и пути их решения

6.1 Основные задачи  по управлению долгом:

· сокращение объемов  внешних долговых обязательств и, соответственно, стоимости их обслуживания;

· оптимизация  структуры внешнего долга, увеличение доли его рыночной составляющей;

· оптимизация  графика платежей по внешнему долгу, устранение пиков платежей;

· рефинансирование внешнего долга за счет внутренних заимствований без существенного  ухудшения структуры долга по срокам платежей;

· повышение  эффективности использования заемных  средств.

Существует необходимость  законодательного реформирования системы управления госдолгом Российской Федерации и первоочередного проведения необходимых мероприятий, к которым можно отнести: · разработку и принятие Федерального закона о внесении в Бюджетный кодекс Российской Федерации по внесению поправок в части, касающейся вопросов управления государственным долгом;

· разработку и  принятие федерального закона о государственном  долге Российской Федерации;

· разработку и  утверждение нормативных документов, регламентирующих деятельность Внешэкономбанка в качестве агента по обслуживанию государственного внешнего долга и государственных внешних финансовых активов;

· создание единой базы данных по государственному долгу  Российской Федерации;

· разработку и  утверждение единого порядка  ведения Государственной долговой книги Российской Федерации, субъекта Российской Федерации и муниципальной долговой книги;

· разработку критериев  и механизмов оценки эффективности  заемной и долговой политики. 

5.2 Пути преодоления 
 

Существуют два  основных пути решения: - усиление административного контроля за финансовыми потоками, дополненное ужесточением законодательства и осуществление системных институциональных изменений, создающих благоприятный инвестиционный климат.  

Первый путь - это осуществление административных мер против стандартных схем нелегального вывоза капитала - занижения экспортных цен, невозврата валютной выручки, фиктивных импортных контрактов с авансовой оплатой и завышенными ценами, коррупции на таможне, расчетов через оффшоры.  

Второй путь для России предпочтительнее. Меры по укреплению доверия к российской экономике должны включать в себя: улучшение налоговой системы и налогового администрирования; сбалансированность бюджета; обеспечение надежной работы банковской системы; защиту прав кредиторов и инвесторов; прозрачность финансовой отчетности всех предприятий и организаций; борьба с преступностью и коррупцией, резкое улучшение работы прокуратуры и судебной системы; строгое соблюдение федеральных законов на всей территории РФ, прекращение произвола и избирательных привилегий со стороны региональных и местных властей.  

Россия может  продержаться максимум год без рефинансирования и реструктуризации своих внешних  долгов, без новых займов на погашение  старых, списания части долга и  рассрочки платежа. Федеральный бюджет не приходится рассматривать в качестве основного гаранта платежеспособности, поскольку нагрузку в 12-15 млрд. долл. в год он не выдержит. В противном случае все надежды на экономический рост, за счет которого и может пополняться доходная часть бюджета, можно оставить. Другие факторы платежеспособности тоже не работают. Следовательно - нужно вести переговоры до победного конца.[5;3]  

Заключение 
 

В Бюджетном  послании президента РФ "О бю-джетной  политике на 2002 год" отмечалось: "Стратегия  в области управления государствен-ным долгом остается важнейшим направлением бюджетной политики. Она должна быть нацеле-на на смягчение пиков платежей, на улучшение структуры долга и снижение стоимости его об-служивания. Для этого следует создать единую систему управления государственным долгом, включающую в себя всеобъемлющую и унифи-цированную систему учета государственных дол-говых обязательств, выработку и реализацию единой стратегии управления государственным долгом. Потребуется внести существенные изме-нения в нормативные документы, касающиеся го-сударственного долга и государственных заимст-вований, активно использовать известные в меж-дународной практике рыночные механизмы для улучшения структуры долга"[2;32]. 

Полезно дать оценку имеющейся на сегодняшний момент долговой ситуации в российской экономике, поскольку периодически возникает дискуссия о до-пустимости дефицита российского бюджета. Дейст-вительно, зачем сводить федеральный бюджет с про-фицитом, если в фазе устойчивого экономического роста такая стратегия не приносит пользы? До 2012г. профицит бюджета необходим. Дело в том, что в нашей стране на протяжении длительного периода (вплоть до де-фолта 1998г.) управление долгом было ошибочным -- федеральный бюджет сводился с дефицитом в фазе длительного экономического спада. Нарушался целый перечень макроэкономических ограничений на размер долга. Заемные денежные ресурсы тратились на по-требительские цели, а не на инвестиционные. Нару-шался критерий социальной справедливости. Нару-шался критерий устойчивости динамики объема дол-га. Займы на рынке внутреннего долга истощали ин-вестиционные и кредитные потоки в реальный сектор экономики. Отсутствовали механизмы ограничения размера внешнего долга. Для трансформации госдолга в механизм ускорения эконо-мического развития необходимо погасить ту часть долга, которая образовалась в ходе реформ с наруше-нием практически всех макроэкономических критери-ев. Для этого необходим профицит бюджета. Новые государственные займы необходимо использовать в соответствии с макроэкономической теорией. Пога-сить указанную часть госдолга, по оценкам, ранее 2012г. не представляется возможным. Если оценивать не только текущее состояние феде-рального бюджета, а его перспективы хотя бы на де-сятилетний период, то выгода от досрочного погаше-ния долга очевидна. 

Если же от такой  стратегии отказаться, т. е. эту часть  госдолга не погашать, а рефи-нансировать, то в обозримой перспективе госдолг  останется проблемным элементом. Не-эффективное  использование заемных денежных ре-сурсов в период реформ превратило госдолг в чужеродный элемент в структуре российской экономики. Возможность обслуживания внутренней и внешней задолженности сохранится, но для трансформирования госдолга в механизм ускорения экономического развития этого недостаточ-но. Нужны проработанная научная теория государст-венного долга и план ее реализации на практике. 

Список использованной литературы 
 

1. Бюджетный  кодекс РФ.: Федеральный закон  от 31.07.1998№ 145-ФЗ (ред. от 02.02.2006)/ Российская  газета. - 1998.- 12 августа 

2. Астапов К.Л.  Управление внешним и внутренним  долгом в России/ К.Л. Астапов// Мировая экономика и международные  отношения.-2003.-№2.-с.26-35. 

3. Балацкий Е.В.  Прогнозирование внешнего долга:  модели и оценки/ Е.В. Балацкий// Мировая экономика и международные отношения.-2001.№2.-с.3. 

4. Бескова И.А.  Анализ управления государственным  внутренним долгом РФ/ Финансы.-2001.№2.-с.72-73. 

5. Вавилов А.П.. Внутренние проблемы внешнего  долга/ А.П. Вавилов// КоммерсантЪ.- 2004.-№59.-с.3. 

6. Воронин Ю.С. Управление государственным долгом/ Ю.С. Воронин// Экономист.-2006-№1.-с.58-67. 

7. Гаврилова  Н. К вопросу о государственном  долге/ Н.Гаврилова// Экономист.-2003.-№4.-с.45-48. 

8. Государственный  долг РФ// Колпакова Г.М. Финансы.  Денежное обращение. Кредит/ Г.М. Колпакова.- М.: Финансы и статистика.2005.-с.275-292. 

9. Жигаев А.Ю.  Роль государственного долга  в рыночной экономике/ А.Ю. Жигаев// Деньги и кредит.-2004.-№5.-с.43-49. 

10. Жигаев А.  Ю. Система макроэкономических  ограничений на размер государственного долга/ А. Ю. Жигаев// Деньги и кредит.-2004.№7.-с.54-61. 

11. Карелин О.  В. Регулирование международных  кредитных отношений России/ О.  В. Карелин. - М.: Финансы и статистика, 2003.-172с.  

12. Колпакова  Г.М. Финансы. Денежное обращение.  Кредит: Учеб. Пособие./ Ред. Колпакова Г.М. - 2-е изд., перераб. и доп.-М.: Финансы и статистика, 2003.-496с. 

13. Красавина  Л.Н. Внешний долг России: уроки  и перспективы/ Л.Н. Красавина,  Е.П. Баранова// Деньги и кредит.-2001.№9.-с.70-77. 

14. Красс М.С.  Модель управления динамикой государственного долга/ М.С. Красс, С.Э. Цвирко// Мировая экономика и международные отношения.-2002.-№4.-с.48-55. 

15. Махмутова  Э.Х. Законодательная база управления  государственным долгом РФ/ Э.Х.  Махмутова// Финасы.-2004.-№5.-с.20-22. 

16. Подвинская  Е.С. Об управлении внешним  долгом/ Е.С. Подвинская// Финансы.-2002.№3.-с.22-24. 

17. Рагозин В.  Государственные гарантии - составная  часть государственного долга  России/ В. Рогозин// Вопросы экономики.-2002.№10.-с. 111-113. 

18. Селезнёв А. Государственный долг: иллюзии и реальность/ А. Селезнёв// Эконмист.-2004.-№3.-с30-40. 

19. Смирнов Государственный  внешний долг России: проблемы  и перспективы/ Смирнов// Финансы.-2001.-№8.-с.72-73. 

20. Соснин А.Е.  Тяжесть бремени государственного  долга/ А.Е. Соснин// Мировая экономика и международные отношения.-2002.№1.-с.31-33. 

21. Стахович Л.В.  Необходимость и сущность управления  государственным внутренним долгом/ Л.В. Стахович, Л.Ю. Рыжаковская// Финансы  и кредит.-2006.-№15.-с.56-63. 

22. Столяров А.  Некоторые проблемы обслуживания государственного долга России/ А. Столяров// Общества и экономика.-2001.-№5.-с.163-170 

23. Третьяк А.  Категории валового и чистого  госдолга в анализе государственной  задолженности/ А. Третьяк// Российский  экономический журнал.-2000.№9.-с. 92-95. 

24. Финансы/ под  ред. А.Г. Грязновой, Е.В. Маркиной.- М.: Финансы и статистика. 2005.-501с. 

25. Хейфец Б.А.  Управление государственным долгом  в царской России/ Б.А. Хейфец//Финансы.-2003.-№11.- с.67-70. 

26. Хоминич И.П.  Из истории государственного долга России/ И.П. Хоминич// Вестник Российской экономической академии имени Г.В. Плеханова.-2005.№4.-с.107-115. 

27. Шабалин А.  Динамика государственного и  корпоративного долга/А.Шабалин// Экономист.-2006.-№4.-с.50-57. 

28. Шенаев В.П.  Проблема внешнего долга России/ В.Н. Шенаев// Бизнес и банки.-2005.-№26.-с.1-3. 

29. Экономика  переходного периода: очерки экономической  политики посткоммунистической  России 199802002гг./главный редактор  Е.Т. Гайдар. - М.: Дело.2003.-831с. 

30. Министерство финансов Российской Федерации/ www.minfin.ru  

31. Счётная палата  Российской Федерации// www.ach.gov.ru/ bulletins 

32. Аналитическая  лаборатория «Веди»/www.vedi.ru  

33. Центральный  Банк Российской Федерации//www.cbr.ru

Информация о работе Современное состояние внутреннего долга России