Автор: Пользователь скрыл имя, 19 Апреля 2011 в 22:13, реферат
Стремительный рост объема долга, критической величины расходов на его обслуживание заставляет искать первопричины подобной динамики. Отметим три фактора: высокая доля государственных расходов в структуре ВВП; неточный финансовый счет бюджетного дефицита, приводящего к его двукратному занижению; высокая доходность государственных ценных бумаг.
Современное состояние внутреннего долга России
Стремительный рост объема долга, критической величины расходов на его обслуживание заставляет искать первопричины подобной динамики. Отметим три фактора: высокая доля государственных расходов в структуре ВВП; неточный финансовый счет бюджетного дефицита, приводящего к его двукратному занижению; высокая доходность государственных ценных бумаг.
Государственный внутренний долг РФ на 1 ноября 2003 года составил 660,37 млрд. руб., уменьшившись за месяц на 9,31 млрд. руб.
На 1 января 2004 года - 663,53 млрд. руб., увеличившись за месяц на 3,16 млрд. руб.
Государственный внутренний долг РФ на 1 марта 2004 года составил 685,506 млрд. руб., увеличившись за месяц на 13,897 млрд. руб.
Финансирование расходов на обслуживание государственного внутреннего долга РФ в январе - августе 2005 года составили 33,4 млрд. руб. Государственный внутренний долг РФ на 1 января 2006г составил порядка 850 млрд. руб. против 756,82 млрд. руб. на 1 января 2005г
В 2006г Минфин планирует привлечь посредством выпуска государственных ценных бумаг 238,197 млрд. руб., чистое привлечение в 2006г составит 170 млрд. руб. Общее привлечение в 2007г составит 290 млрд. руб., чистое привлечение - 200 млрд. руб. Общее привлечение в 2008г составит 340 млрд. руб., чистое привлечение - 230 млрд. руб.
Общее привлечение за период 2006-2008 гг. составит 870 млрд. руб., Говоря о размещении государственных облигаций в 2006г, Минфин будет размещать новые выпуски десятилетних ОФЗ с амортизацией долга в течение 2 лет, 15-летние бумаги - в течение 3 лет. При этом объем в обращении 10-летних облигаций будет доводиться до 80-85 млрд. руб., 15-летних - до 90-100 млрд. руб. Кроме того, Минфин планирует проводить доразмещения государственных ценных бумаг. За 11 месяцев 2005г Минфин провел на первичном рынке ОФЗ 18 аукционов, в ходе которых было привлечено средств 103,2 млрд. руб., и осуществил размещение на сумму 46,3 млрд. руб.[21;56].
Глава 6. Проблемы управления российским долгом и пути их решения
6.1 Основные задачи по управлению долгом:
· сокращение объемов внешних долговых обязательств и, соответственно, стоимости их обслуживания;
· оптимизация структуры внешнего долга, увеличение доли его рыночной составляющей;
· оптимизация графика платежей по внешнему долгу, устранение пиков платежей;
· рефинансирование
внешнего долга за счет внутренних
заимствований без
· повышение
эффективности использования
Существует необходимость законодательного реформирования системы управления госдолгом Российской Федерации и первоочередного проведения необходимых мероприятий, к которым можно отнести: · разработку и принятие Федерального закона о внесении в Бюджетный кодекс Российской Федерации по внесению поправок в части, касающейся вопросов управления государственным долгом;
· разработку и принятие федерального закона о государственном долге Российской Федерации;
· разработку и
утверждение нормативных
· создание единой базы данных по государственному долгу Российской Федерации;
· разработку и утверждение единого порядка ведения Государственной долговой книги Российской Федерации, субъекта Российской Федерации и муниципальной долговой книги;
· разработку критериев
и механизмов оценки эффективности
заемной и долговой политики.
5.2 Пути преодоления
Существуют два
основных пути решения: - усиление административного
контроля за финансовыми потоками, дополненное
ужесточением законодательства и осуществление
системных институциональных изменений,
создающих благоприятный инвестиционный
климат.
Первый путь
- это осуществление
Второй путь
для России предпочтительнее. Меры
по укреплению доверия к российской экономике
должны включать в себя: улучшение налоговой
системы и налогового администрирования;
сбалансированность бюджета; обеспечение
надежной работы банковской системы; защиту
прав кредиторов и инвесторов; прозрачность
финансовой отчетности всех предприятий
и организаций; борьба с преступностью
и коррупцией, резкое улучшение работы
прокуратуры и судебной системы; строгое
соблюдение федеральных законов на всей
территории РФ, прекращение произвола
и избирательных привилегий со стороны
региональных и местных властей.
Россия может
продержаться максимум год без рефинансирования
и реструктуризации своих внешних
долгов, без новых займов на погашение
старых, списания части долга и
рассрочки платежа. Федеральный бюджет
не приходится рассматривать в качестве
основного гаранта платежеспособности,
поскольку нагрузку в 12-15 млрд. долл. в
год он не выдержит. В противном случае
все надежды на экономический рост, за
счет которого и может пополняться доходная
часть бюджета, можно оставить. Другие
факторы платежеспособности тоже не работают.
Следовательно - нужно вести переговоры
до победного конца.[5;3]
Заключение
В Бюджетном
послании президента РФ "О бю-джетной
политике на 2002 год" отмечалось: "Стратегия
в области управления государствен-ным
долгом остается важнейшим направлением
бюджетной политики. Она должна быть нацеле-на
на смягчение пиков платежей, на улучшение
структуры долга и снижение стоимости
его об-служивания. Для этого следует создать
единую систему управления государственным
долгом, включающую в себя всеобъемлющую
и унифи-цированную систему учета государственных
дол-говых обязательств, выработку и реализацию
единой стратегии управления государственным
долгом. Потребуется внести существенные
изме-нения в нормативные документы, касающиеся
го-сударственного долга и государственных
заимст-вований, активно использовать
известные в меж-дународной практике рыночные
механизмы для улучшения структуры долга"[2;32].
Полезно дать оценку
имеющейся на сегодняшний момент долговой
ситуации в российской экономике, поскольку
периодически возникает дискуссия о до-пустимости
дефицита российского бюджета. Дейст-вительно,
зачем сводить федеральный бюджет с про-фицитом,
если в фазе устойчивого экономического
роста такая стратегия не приносит пользы?
До 2012г. профицит бюджета необходим. Дело
в том, что в нашей стране на протяжении
длительного периода (вплоть до де-фолта
1998г.) управление долгом было ошибочным
-- федеральный бюджет сводился с дефицитом
в фазе длительного экономического спада.
Нарушался целый перечень макроэкономических
ограничений на размер долга. Заемные
денежные ресурсы тратились на по-требительские
цели, а не на инвестиционные. Нару-шался
критерий социальной справедливости.
Нару-шался критерий устойчивости динамики
объема дол-га. Займы на рынке внутреннего
долга истощали ин-вестиционные и кредитные
потоки в реальный сектор экономики. Отсутствовали
механизмы ограничения размера внешнего
долга. Для трансформации госдолга в механизм
ускорения эконо-мического развития необходимо
погасить ту часть долга, которая образовалась
в ходе реформ с наруше-нием практически
всех макроэкономических критери-ев. Для
этого необходим профицит бюджета. Новые
государственные займы необходимо использовать
в соответствии с макроэкономической
теорией. Пога-сить указанную часть госдолга,
по оценкам, ранее 2012г. не представляется
возможным. Если оценивать не только текущее
состояние феде-рального бюджета, а его
перспективы хотя бы на де-сятилетний
период, то выгода от досрочного погаше-ния
долга очевидна.
Если же от такой
стратегии отказаться, т. е. эту часть
госдолга не погашать, а рефи-нансировать,
то в обозримой перспективе
Список использованной
литературы
1. Бюджетный
кодекс РФ.: Федеральный закон
от 31.07.1998№ 145-ФЗ (ред. от 02.02.2006)/ Российская
газета. - 1998.- 12 августа
2. Астапов К.Л.
Управление внешним и
3. Балацкий Е.В.
Прогнозирование внешнего
4. Бескова И.А.
Анализ управления
5. Вавилов А.П..
Внутренние проблемы внешнего
долга/ А.П. Вавилов// КоммерсантЪ.-
2004.-№59.-с.3.
6. Воронин Ю.С. Управление
государственным долгом/ Ю.С. Воронин//
Экономист.-2006-№1.-с.58-67.
7. Гаврилова
Н. К вопросу о
8. Государственный
долг РФ// Колпакова Г.М. Финансы.
Денежное обращение. Кредит/ Г.М.
Колпакова.- М.: Финансы и статистика.2005.-с.275-292.
9. Жигаев А.Ю.
Роль государственного долга
в рыночной экономике/ А.Ю.
10. Жигаев А.
Ю. Система макроэкономических
ограничений на размер
11. Карелин О.
В. Регулирование
12. Колпакова
Г.М. Финансы. Денежное
13. Красавина
Л.Н. Внешний долг России: уроки
и перспективы/ Л.Н. Красавина,
14. Красс М.С.
Модель управления динамикой государственного
долга/ М.С. Красс, С.Э. Цвирко// Мировая
экономика и международные отношения.-2002.-№4.-с.48-55.
15. Махмутова
Э.Х. Законодательная база
16. Подвинская
Е.С. Об управлении внешним
долгом/ Е.С. Подвинская// Финансы.-2002.№3.-с.22-24.
17. Рагозин В.
Государственные гарантии - составная
часть государственного долга
России/ В. Рогозин// Вопросы экономики.-2002.№10.-
18. Селезнёв А.
Государственный долг: иллюзии и реальность/
А. Селезнёв// Эконмист.-2004.-№3.-с30-40.
19. Смирнов Государственный
внешний долг России: проблемы
и перспективы/ Смирнов// Финансы.-2001.-№8.-с.72-73.
20. Соснин А.Е.
Тяжесть бремени
21. Стахович Л.В.
Необходимость и сущность
22. Столяров А.
Некоторые проблемы обслуживания государственного
долга России/ А. Столяров// Общества и
экономика.-2001.-№5.-с.163-170
23. Третьяк А.
Категории валового и чистого
госдолга в анализе
24. Финансы/ под
ред. А.Г. Грязновой, Е.В.
25. Хейфец Б.А.
Управление государственным
26. Хоминич И.П.
Из истории государственного долга
России/ И.П. Хоминич// Вестник Российской
экономической академии имени Г.В. Плеханова.-2005.№4.-с.107-115.
27. Шабалин А.
Динамика государственного и
корпоративного долга/А.
28. Шенаев В.П.
Проблема внешнего долга России/ В.Н. Шенаев//
Бизнес и банки.-2005.-№26.-с.1-3.
29. Экономика
переходного периода: очерки
30. Министерство
финансов Российской Федерации/ www.minfin.ru
31. Счётная палата
Российской Федерации// www.ach.gov.ru/ bulletins
32. Аналитическая
лаборатория «Веди»/www.vedi.ru
33. Центральный
Банк Российской Федерации//www
Информация о работе Современное состояние внутреннего долга России