Автор: Вадим Моролзов, 14 Октября 2010 в 15:19, реферат
Понятие себестоимости и её анализ
Введение
1. Понятие себестоимости продукции и её анализ.
2. Методы учёта затрат и калькуляции себестоимости.
3. Планирование себестоимости продукции.
4. Снижения себестоимости продукции.
5. Расчетная часть
Заключение
Себестоимость
продукции характеризуется
Себестоимость продукции является качественным показателем, характеризующим производственно-хозяйственную деятельность производственного объединения, предприятия. Себестоимость продукции - это затраты предприятия в денежном выражении на ее производство и сбыт. В себестоимости как в обобщающем экономическом показателе находят свое отражение все стороны деятельности предприятия: степень технологического оснащения производства и освоения технологических процессов; уровень организации производства и труда, степень использования производственных мощностей; экономичность использования материальных и трудовых ресурсов и другие условия и факторы, характеризующие производственно-хозяйственную деятельность.
В зависимости от объема включаемых затрат различают цеховую, производственную и полную себестоимость. В цеховую себестоимость входят затраты отдельных цехов на изготовление продукции. Она является исходной базой для определения промежуточных внутризаводских планово-расчетных цен при организации внутризаводского хозяйственного расчета. Производственная себестоимость охватывает затраты предприятия на производство продукции. Помимо цеховой себестоимости в нее входят общезаводские расходы. Полная себестоимость продукции включает все затраты, связанные с ее производством и реализацией. Она отличается от производственной себестоимости на величину внепроизводственных расходов и исчисляется только по товарной продукции.
Снижение себестоимости планируется по двум показателям: по сравнимой товарной продукции; по затратам на 1 руб. товарной продукции, если в общем объеме выпуска удельный вес сравнимой с предыдущим годом продукции невелик. К сравнимой товарной продукции относят все ее виды, производимые на данном предприятии в предыдущем периоде в массовом или серийном порядке.
Планируемый размер снижения себестоимости определяется на основе следующих расчетов.
По показателю сравнимой товарной продукции. Сначала определяется абсолютный размер экономии по формуле:
Эабс.ср.т.п = NniCbi - NniCni.
Определив размер абсолютной экономии в планируемом периоде, рассчитывают искомый процент снижения себестоимости в плановом периоде (Sср.т.п):
Sср.т.п = Эабс.ср.т.п х100,
NniCbi
где Эабс.ср.т.п - абсолютная экономия от снижения себестоимости сравнимой товарной продукции, тыс. руб.; NniCbi - плановый выпуск сравнимой товарной продукции по себестоимости отчетного периода; NniCni - то же, по себестоимости планового периода; n - число видов сравнимой товарной продукции.
По показателю затрат на 1 руб. товарной продукции. Абсолютная экономия от снижения себестоимости товарной продукции в планируемом периоде рассчитывается по формуле:
Эабс.т.п = Зтнб - ЗтппТП х100
Исходя
из тех же данных определяют процент
снижения затрат на 1 руб. товарной продукции
в планируемом периоде в
S’т.п= Зтпб - Зтпп х100,
где Зтпб - затраты на 1 руб. товарной продукции в отчетном периоде, коп.; Зтпп - то же, в плановом периоде; ТП - стоимость товарной продукции в плановом периоде, тыс. руб.
Следует иметь в виду, что на уровень затрат оказывает влияние целый ряд факторов, в том числе изменение норм расхода и цен на материалы, рост производительности труда, изменение объема производства и др. В связи с этим при расчете необходимо определить влияние каждого из них в общем эффекте.
Себестоимость представляет собой суммарные затраты на производство и реализацию продукции. Их можно считать как по фактическим расходам, так и по нормативным. В западных фирмах также имеются нормативы на расходы, но они рассчитываются в рамках каждой отдельной фирмы и представляют коммерческую тайну. В России на госпредприятиях нормативы носят отраслевой характер и никакой коммерческой тайны не представляют. К сожалению, во многих случаях нормативы не играют роль стимула в снижении расходов предприятий на производство продукции. Практика позволяет утверждать, что они зачастую являются среднеотраслевыми. Предприятия всегда имеют возможность доказать, что они работают в особых условиях и отраслевые нормативы для них неприемлемы.
Главный мотив деятельности любой фирмы в рыночных условиях - максимизация прибыли. Реальные возможности реализации этой стратегической цели во всех случаях ограничены издержками производства и спросом на выпускаемую продукцию. Поскольку издержки это основной ограничитель прибыли и одновременно главный фактор, влияющий на объем предложения, то принятие решений руководством фирмы невозможно без анализа уже имеющихся издержек производства и их величины на перспективу.
С позиций трудовой теории стоимости К.Маркс в “Капитале” рассматривал издержки как затраты на заработную плату, материалы, топливо, амортизацию средств труда, т.е. на производство товара. К ним он добавлял затраты на заработную плату работникам торговли (оптовой и розничной), содержание торговых помещений, транспорт и т.п. Первые издержки Маркс называл издержками производства, вторые - издержками обращения. При этом он не учитывал рыночной ситуации и ряда других обстоятельств. Маркс исходил из того, что стоимость товара образуют издержки производства и те издержки обращения, которые представляют собой продолжение процесса производства в сфере обращения, например упаковка, фасовка и т.п.
Современная
экономическая теория совершенно по
иному подходит к трактовке издержек.
Она исходит из редкости используемых
ресурсов и возможности их альтернативного
использования. Под альтернативным использованием
понимается, например, возможность производства
из дерева строительных материалов, мебели,
бумаги, ряда химических продуктов. Поэтому
когда фирма решает производить какой-то
определенный товар, например мебель из
дерева, то она тем самым отказывается
от производства из дерева блоков для
дачных домиков. Отсюда делается вывод,
что экономические, или вмененные, издержки
определенного ресурса, используемого
в данном производстве равны его стоимости
(ценности) при наиболее оптимальном способе
его использования для производства товаров.
Таким образом экономические издержки
- это плата поставщику, осуществляемая
фирмой, или доходы поставщика ресерсов,
обеспечиваемые фирмой, а также внутренние
издержки на то, чтобы ресурсы были применены
именно данной фирмой и для определенного
варианта производства.
5. Себестоимости
продукции - расчетная
часть.
Рассмотрим характер изменения себестоимости продукции под влиянием объема производства на конкретном примере:
Таблица
1. Зависимость общей суммы затрат
и себестоимости единицы
Объем производства продукции | Себестоимость всего выпуска,
тыс. у.е. |
Себестоимость единицы продукции, тыс. у.е. | ||||
Постоянные расходы | переменные расходы | всего | Постоянные расходы | переменные расходы | всего | |
500 | 50 | 40 | 90 | 100 | 80 | 180 |
1000 | 50 | 80 | 130 | 50 | 80 | 130 |
1500 | 50 | 120 | 170 | 33 | 80 | 113 |
2000 | 50 | 160 | 210 | 25 | 80 | 105 |
2500 | 50 | 200 | 250 | 20 | 80 | 100 |
Из таблицы видно, что общая сумма постоянных расходов в размере 50 тыс. у.е. является фиксированной для всех объемов производства. Абсолютная ее величина не изменяется с увеличением объемов производства продукции, однако на единицу продукции затраты уменьшаются пропорционально его росту: объем производства увеличился в 5 раз и постоянные расходы на единицу продукции уменьшились в 5 раз.
Таблица 2. Затраты на производство продукции.
Элемент затрат | Сумма, тыс. у.е. | Структура затрат, % | ||||
план | факт | +, - | план | факт | +, - | |
Материальные затраты | 28168 | 31746 | 3578 | 36,14 | 37,72 | 1,58 |
Зарплата | 20500 | 21465 | 965 | 26,3 | 25,5 | -0,8 |
Отчисления в фонд социальной защиты | 6150 | 6440 | 290 | 7,89 | 7,65 | -0,24 |
Амортизация основных средств | 3150 | 3500 | 350 | 4,04 | 4,16 | 0,12 |
Прочие производственные расходы | 15564 | 15967 | 403 | 19,96 | 18,97 | -0,99 |
Итого производственных затрат | 73532 | 79118 | 5586 | 94,33 | 94,0 | -0,33 |
Коммерческие расходы | 4420 | 5050 | 630 | 5,67 | 6,0 | 0,33 |
Полная себестоимость | 77952 | 84168 | 6216 | 100,0 | 100,0 | |
В том числе: | ||||||
переменные расходы | 54567 | 59338 | 4771 | 70,0 | 70,5 | 0,5 |
постоянные расходы | 23385 | 24830 | 1445 | 30,0 | 29,5 | -0,5 |