Автор: Пользователь скрыл имя, 03 Апреля 2013 в 03:04, курсовая работа
Рыночное равновесие проявляется в количественном соответствии спроса и предложения товаров, услуг и ресурсов и затрагивает интересы домохозяйств как поставщиков ресурсов и потребителей товаров и услуг и предприятий как потребителей ресурсов и производителей товаров и услуг. Другими словами, это оптимальная реализация совокупных экономических интересов в обществе. Здесь можно привести сравнение со здоровым "экономич
Введение……………………………………………………………………….. 4
1 Цена равновесия…………………………………………………………….. 5
2 Условия стабильности равновесия………………………………………… 10
3 Последствия отклонения цены от равновесного уровня…………………. 13
4 Изменение спроса и предложения и их влияние на цену………………… 16
Заключение……………………………………………………………………... 23
Литература
Если же рыночная цена P2 окажется ниже равновесной, то величина спроса превысит величину предложения и возникнет товарный дефицит, равный Qr1Qr2. В этом случае конкуренция покупателей будет способствовать повышению рыночной цены, что будет побуждать производителей расширять производство данного товара. Дефицит станет постепенно исчезать. В точке E опять произойдет уравновешивание интересов покупателей и продавцов, и цена установится на уровне Pe.
Избыток товара. Предположим, что по какой - то причине покупатели и продавцы ожидают, что цена будет выше равновесной и соответственно этим ожиданиям планируют свою деятельность. Когда величина предложения превосходит величину спроса на товар, то возникает избыток.
Избыток и товарные запасы. Когда существует избыток продукта, то продавцы не могут продать все, что они надеялись продать по данной цене. В результате их товарные запасы увеличиваются и вскоре превышают тот уровень, который был запланирован на случай нормальных изменений спроса. Продавцы ответят на рост запасов изменением своих планов. Одни из них сократят выпуск товара. Другие понизят цены, чтобы поощрить покупателя потреблять больше, и таким образом уменьшат свои чрезмерные запасы. Третьи сделают и то, и другое. В результате этих изменений произойдет перемещение влево и вниз по кривой предложения. Так как чрезмерные товарные запасы оказывают давление на цену сверху, то покупатели также меняют свои планы. Убедившись, что товар стоит дешевле, чем они ожидали, они двигаются вниз и вправо по кривой спроса, рынок приходит в состояние равновесия (рисунок 1).
Товарный дефицит. Когда величина спроса превосходит величину предложения товара, то разница называется величиной избыточного спроса, или дефицитом. На большинстве рынков первым признаком дефицита является резкое уменьшение товарных запасов, то есть тех фондов товаров, которые уже произведены и готовы к продаже или использованию. Продавцы обычно держат часть товаров в запасе, чтобы оперативно реагировать на незначительные изменения спроса. Когда количество запасов уменьшается и падает ниже запланированного, то продавцы меняют свои планы. Они могут попытаться восполнить запасы, наращивая выпуск или, если они сами не производят товар, они могут увеличить заказ производителю. Некоторые продавцы будут извлекать выгоду из возросшего спроса, увеличивая цену, так как они знают, что покупатели готовы заплатить больше. Но каковы бы ни были детали, в результате произойдет движение вверх по кривой предложения, так как цена и количество товара возрастут. Так как дефицит оказывает давление на цену снизу, то покупатели тоже будут вынуждены менять свои планы. Двигаясь влево и вверх по кривой спроса, они будут урезать свое потребление. В результате изменения планов покупателей и продавцов рынок приходит к равновесию (рисунок 1).
Дефицит и очереди. На большинстве рынков продавцы обладают товарными запасами. Однако существуют и исключения. Запасы невозможны на рынках услуг - в парикмахерских, прачечных и тому подобных предприятиях. Также и многие товары, такие как здания, строящиеся по заказу, машинное оборудование для специальных целей, не могут храниться в запасе. Продавцы на рынках этих товаров не начинают производства, пока не заключат договор с покупателями.
На рынках, где не существует товарных запасов, признаком дефицита является очередь покупателей. Очередь - это признак того, что при существующей преобладающей цене покупатели желают потреблять товар быстрее, чем производители планируют его предлагать на рынок.
4 ИЗМЕНЕНИЕ СПРОСА И ПРЕДЛОЖЕНИЯ И ИХ ВЛИЯНИЕ НА ЦЕНУ
Проанализируем нарушение рыночного равновесия вследствие сдвигов кривых спроса и предложения.
Допустим, что уменьшение доходов потребителей вызвало сдвиг кривой спроса влево: из положения D в положение D1 (рисунок 3,а). При начальной цене P1 и том же объеме предложения появится избыток товаров, равный Q1Q3,станут расти товарные запасы. Цена не может и далее оставаться на уровне P1. В результате конкуренции производителей начнется «давление» на нее сверху, и она станет снижаться. С падением цены производители станут сокращать объем производства. Двигаясь по кривой S сверху вниз, они достигнут точки Е2, где их планы опять совпадут с планами потребителей. Точка Е2 станет новой точкой равновесия.
а
Рисунок 3 – Сдвиги кривой спроса
Если же доходы потребителей увеличатся, это вызовет сдвиг кривой спроса вправо: из положения D в положение D1(рисунок 3,б). При начальной цене Р1 и том же объеме предложения (Q1) возникает товарный дефицит, равный Q1Q3. Повышенный спрос будет стимулировать рост объема производства, но одновременно и рост цен. В результате установится новая равновесная цена (P2) и новый равновесный объем производства (Q2).
Таким образом, увеличение спроса при прочих равных условиях вызывает рост равновесной цены и рост объема производства; уменьшение спроса — соответственно снижение равновесной цены и уменьшение объема производства.
Теперь предположим, что изменяется предложение, а спрос остается постоянным.
Допустим, что удорожание топливно-энергетических ресурсов привело к росту производственных издержек, и предложение какого-то товара сократилось. Кривая предложения сдвинулась из положения S в положение S1(рисунок 4,а). При прежней рыночной цене P1 и том же спросе возникает товарный дефицит, равный Q1Q3. Товарные запасы станут сокращаться, спрос превысит предложение. В результате конкуренции потребителей начнется «давление» на цену снизу, и она станет расти. По мере роста цен, в соответствии с законом предложения, производители будут наращивать производство, а потребители, двигаясь по кривой D снизу вверх, должны будут соглашаться на более высокую цену. Со временем растущие цены вызовут сокращение объема спроса. В итоге рынок придет к новому равновесному состоянию Е2 при цене Р2 и объеме производства Q2.
а
Рисунок 4 – Сдвиги кривой предложения
На рисунке 4,б показана обратная ситуация. Если, например, произошло усовершенствование технологии производства какого-то товара, то его предложение увеличится, то есть кривая предложения S сместится в положение S1. При прежней рыночной цене Р1 и том же спросе возникнет товарный излишек, равный Q1Q3. Станут нарастать товарные запасы, обострится проблема реализации товаров. Предложение превысит спрос. В результате конкуренции производителей начнется «давление» на цену сверху, и она станет снижаться. Снижение цены вызовет сокращение производства и, естественно, уменьшение предложения. В итоге рынок придет к новому равновесному состоянию E2 при цене Р2 и объеме производства, равном Q2.
Итак, увеличение предложения, при прочих равных условиях, ведет к понижению цены и росту количества производимого продукта; уменьшение предложения — соответственно к росту цены и понижению объема предложения. Мы наблюдаем обратную связь между изменением предложения и вызванным им изменением равновесной цены, однако связь между изменением предложения и вызванным им изменением объема производства останется прямой.
Вполне реальна ситуация, когда под воздействием различных неценовых факторов происходит одновременный сдвиг кривых спроса и предложения. При этом могут иметь место следующие, ситуации.
Предположим, что спрос и предложение изменяются в противоположных направлениях. Здесь возможны два случая. Сначала рассмотрим вариант, когда спрос увеличивается, а предложение снижается (рисунок 5,а).
Что касается цены, то в данном случае наблюдаются два эффекта ее повышения: эффект увеличения спроса и эффект снижения предложения. Если же говорить о равновесном объеме производства, то воздействие на него со стороны изменения спроса и предложения разнонаправлено и зависит от соотношения параметров изменения спроса и предложения. Если в большей степени возрос спрос, чем снизилось предложение (как это показано на рисунке 5,а), равновесный объем производства увеличится по сравнению с первоначальным. Если же возрастание спроса относительно меньше, чем падение предложения, то равновесный объем производства окажется меньше первоначального.
Рисунок 5 – Одновременные сдвиги кривых спроса и предложения
Рисунок 5,б показывает ситуацию, когда спрос падает, а предложение растет. Как это скажется на равновесной цене? В данном случае имеют место два эффекта ее снижения: эффект уменьшения спроса и эффект повышения предложения. Что же касается равновесного объема производства, то последствия изменений спроса и предложения разнонаправлены: уменьшение спроса ведет к снижению равновесного объема выпуска, тогда как увеличение предложения — к его увеличению. В конечном итоге направление изменения равновесного объема производства будет зависеть от соотношения параметров изменения спроса и предложения.
Что происходит с равновесной ценой и равновесным объемом производства, если спрос и предложение изменяются в одном и том же направлении?
Здесь также возможны два случая. На рисунке 5,в представлена ситуация, когда и спрос, и предложение увеличиваются. Влияние этих процессов на направление изменения цены будет зависеть от соотношения эффекта повышения цены в результате повышения спроса и эффекта ее понижения в результате роста предложения. Если параметры увеличения спроса больше параметров роста предложения, равновесная цена будет расти; если же параметры повышения предложения будут больше параметров роста предложения, равновесная цена будет снижаться.
Из рисунка 5,г следует, что в данном случае и спрос, и предложение уменьшаются. Если параметры снижения предложения выше, чем параметры снижения спроса (эта ситуация показана на рисунке), то равновесная цена возрастает. Когда же имеет место обратная ситуация, то равновесная цена снижается. Что касается равновесного объема производства, то в данном случае можно однозначно утверждать, что он будет снижаться.
Приведем таблицу 1 в которой покажем зависимость изменения спроса и предложения от различных факторов и влияние на цену.
Таблица 1 - Условия, вызывающие общие изменения спроса и предложения.
№ |
Факторы |
Изменения |
Сдвиг графика (Л – влево, П – вправо) | ||
Цены |
Спроса, предложения | ||||
А. Влияющие на спрос | |||||
Возрастает число покупателей |
Рост |
Увел. |
П
| ||
Увеличиваются доходы покупателей: а) нормальный товар; б) низший товар |
Рост Сниж. |
Увел. Уменьш. |
П Л | ||
Растет предпочтение товара покупателям |
Рост |
Увел. |
П | ||
Рост цен замещающего товара |
Рост |
Увел. |
П | ||
Рост цен дополняющего товара |
Сниж. |
Уменьш. |
Л | ||
Ожидание потребителей |
Разное |
Разное |
Л или П | ||
Инфляция и инфляционное ожидание |
Рост |
Разное |
П | ||
Б. Влияющие на предложение | |||||
Увеличение числа поставщиков |
Сниж. |
Увел. |
П | ||
Рост цен на ресурсы |
Рост |
Уменьш. |
Л | ||
Появление эффективной технологии |
Сниж. |
Увел. |
П | ||
Рост цен замещающего товара |
Рост |
Увел. |
ЛП | ||
Рост цен дополняющего товара |
Сниж. |
Уменьш. |
Л | ||
Увеличение налогов |
Увел. |
Уменьш. |
Л | ||
Государственные дотации, кредит |
Сниж. |
Увел. |
П | ||
Ожидание поставщиков |
Разное |
Разное |
Л или П | ||
Инфляция и инфляционные ожидания |
Рост |
Разное |
Л или П |
Из таблицы видно, что график спроса смещается вправо(рисунок 3,б) под воздействием изменения следующих уровней: возрастания числа покупателей, увеличение доходов покупателей, при спросе на нормальный товар, возрастания предпочтение товара покупателями, при росте цен заменяющего товара, в условиях инфляции или инфляционного ожидания. Изменение этих условий можно конкретизировать или даже дополнить применительно к исследуемому рынку и предприятию.
Влево график смещается под влиянием таких условий, как уменьшение спроса на низшие товары (хлеб, картофель и т.д.) при росте доходов покупателей, а также тогда, когда растут цены на дополняющий товар(рисунок 3,а). Конечно, и здесь уместно более детальное изучение реакции цены и рынка применительно к данному предприятию.
Сдвиг вправо графика предложения(рисунок 4,б) означает рост предложения при данной цене, а влево, наоборот, его уменьшение в расчете на прежний уровень цен. Сдвиг вправо графика предложения происходит под влиянием увеличения числа поставщиков, появления более эффективной технологии, роста цен на заменяющие товары, предоставления государственных дотаций, субсидий или кредитов.
Влево график предложения смещается в силу роста цен на ресурсы, повешение цен на дополняющий товар, увеличение налогов, амортизационных норм(рисунок 4,а).
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Рыночный процесс состоит из множества актов обмена товарами и услугами. В каждом таком акте участвует продавец, на стороне которого выступает предложение товара, и покупатель, представляемый спросом на товары. Спрос и предложение выступает главным регулятором равновесной цены. Которая при равном объеме спроса и предложения приводит рынок к рыночному равновесию. Таким образом, рыночное равновесие — это состояние рынка, при котором объем спроса равен объему предложения.
В данной курсовой работе были раскрыты цены, условия стабильности рыночного равновесия. Также описаны последствия отклонения цены от равновесного уровня. предлагается изложение понятий как равновесия и цены равновесия, условия стабильности равновесия, дефицит и излишек, влияние на рыночную цену.
ЛИТЕРАТУРА
Книги
1. Борохов В. Б. Основы экономической теории, Москва, 2000.
2. Залесская Л.Е. Методические
указания и задания на