Автор: Пользователь скрыл имя, 12 Декабря 2010 в 11:06, курсовая работа
Реструктурирование - часто употребляемое в экономической литературе понятие. Однако под реструктурированием зачастую понимаются частные преобразования, касающиеся лишь отдельных аспектов работы предприятия. Примером могут служить мероприятия по его финансовой реструктуризации (прежде всего по сокращению дебиторской задолженности и обеспечению нормального финансового состояния) или организационной перестройке (изменение организационно-правовых форм, оргструктуры, сокращение числа иерархических уровней управления, изменения в направлениях соподчиненности, координации, обмена информации), совершенствование отдельных систем управления предприятия. Иногда реструктурирование сводят к дроблению, слиянию или изменению состава юридических лиц предприятии, реструктурированию существующего имущественного комплекса
Введение 2
1. Содержание процесса реструктуризации предприятия 4
2. Необходимость проведения реструктуризации предприятия 8
3. Виды и формы реструктуризации предприятия… …………………….9
4. Реструктуризации предприятия: обоснование выбора концепции 11
Заключение 16
Литература 17
Различают также две формы проведения реструктуризации: оперативную и стратегическую. Оперативная предполагает реструктуризацию материальных активов и долговых обязательств, в ходе которой требуется разработка схем поставок сырья, определение методов увеличения объемов продаж, снижения стоимости привлеченного капитала, оптимизация основных производственных процессов и организационной структуры. Оперативная реструктуризация направлена на улучшение результатов деятельности предприятия в краткосрочном периоде и создание предпосылок для реализации стратегической реструктуризации [8, с. 95].
Содержанием стратегической реструктуризации является анализ сфер деятельности; создание необходимой информационной системы; разработка маркетинговой стратегии и организация маркетингового исследования; выработка стратегии закупок сырья; планирование бизнеса на основе наиболее эффективного варианта развития. Реализация стратегической реструктуризации - это комплексный процесс, результатом которого является возросший поток доходов, увеличение конкурентоспособности и рыночной стоимости компании в долгосрочном периоде [3, с. 10].
В зависимости от того, какая сфера деятельности предприятия подвергается реформированию, реструктуризация может быть управленческой, производственной, маркетинговой, финансовой, кадровой.
Изменения в стратегии, производственных процессах, структуре фирмы могут осуществляться постепенно или радикально [2, с. 117]. Для революционного метода управления изменениями характерно радикальное общее преобразование производственно-хозяйственных процессов. Эволюционные изменения осуществляются как долгосрочный непрерывный процесс развития организации с целью повышения эффективности ее деятельности. По стадиям жизненного цикла компании реструктуризацию можно разделить на два вида. Превентивная реструктуризация направлена на увеличение стоимости активов, сохранение собственности и другие цели, связанные с поддержанием конкурентного статуса и повышением эффективности функционирования предприятия. Кризисная реструктуризация сконцентрирована на восстановлении платежеспособности, преодолении кризиса.
Различают также наступательную и оборонительную стратегии реструктуризации. Оборонительная стратегия выражается в том, что предприятие, испытывая в течение определенного времени трудности с реализацией своей продукции, стремится сократить объем производства, отказывается от убыточной продукции, сокращая численность работников, распродавая излишние производственные мощности для улучшения своего финансового положения. Наступательная стратегия реструктуризации включает диверсификацию деятельности, продукции, рынка сбыта. По уровню факторов, вызывающих проведение реструктуризации, она может быть внешней (факторы макросреды) и внутренней (факторы микросреды). В конечном итоге, целью процесса реструктуризации является увеличение рыночной стоимости фирмы, достижение высокого уровня инвестиционной привлекательности и конкурентоспособности, обеспечение устойчивого функционирования в условиях меняющейся внешней среды.
Преобразование деятельности предприятия требует формирования целостной концепции реструктуризации, призванной дать ответы на вопросы примерно следующего содержания:
Каково положение предприятия в настоящее время, в чем состоят «узкие места» и «ведущие звенья» его деятельности?
Каким предприятие видит себя в краткосрочной и долгосрочной перспективе, каковы цели и задачи для достижения желаемого состояния?
Какие ресурсы необходимо задействовать, чтобы достичь поставленных целей?
Как будет оцениваться уровень достигнутых результатов?
Каков механизм обратной связи «планирование - реализация - контроль»?
Формулирование
этих вопросов и возможных ответов на
них позволяет создать схему проведения
реструктуризации конкретного предприятия,
обобщенный алгоритм которой представлен
нами на рис. 1.
Составлено по: [3, 10]
Рис.
1. Алгоритм реструктуризации предприятия
Реструктуризация является высокоэффективным рыночным инструментом повышения конкурентоспособности предприятия, так как позволяет при минимальных издержках добиться существенного повышения эффективности [6, с. 22]. Процесс реструктурирования предприятия можно представить в виде трех этапов (рис. 2).
Составлено по: [2; 6; 8]
Рис.
2. Схема реструктуризации предприятия
Первый этап включает диагностику внешней и внутренней среды с целью выявления «узких мест» (факторов, сдерживающих развитие предприятия) и «ведущих звеньев» (факторов, способствующих успешному функционированию предприятия) во всех сферах деятельности фирмы. При этом «ведущие звенья» могут стать основой для формирования конкурентных преимуществ. Программа реструктуризации предусматривает постановку целей и задач, выбор стратегической либо оперативной формы ее проведения, определение стратегии (наступательной или оборонительной), модели (эволюционной или революционной) и методов ее осуществления. Методы реструктуризации целесообразно группировать по функциональным областям деятельности предприятия в соответствии с поставленными целями:
производство - анализ затрат на производство с целью выявления внутренних резервов снижения себестоимости, контроль качества продукции, анализ уровня брака, загрузки основных производственных фондов, степени их износа и обновления, анализ использования производственных площадей, организации производственного процесса;
маркетинг - исследование рынка для получения информации о запросах
потребителей, действиях конкурентов, уровне цен; организация снабжения производства в соответствии с потребностями рынка; сбыт и продвижение готовой продукции; гибкое ценообразование; налаживание отношений с контрагентами; имидж предприятия;
финансы - анализ динамики показателей ликвидности, платежеспособности, деловой активности, финансовой устойчивости предприятия, стоимости чистых активов, обеспеченности собственными оборотными средствами, рентабельности основной деятельности, динамики прибыли, кредиторской и дебиторской задолженности; дивидендная политика;
кадры - уровень производительности труда, квалификации работников различных категорий, использования материальных и нематериальных методов стимулирования работников, затрат на развитие персонала, его готовности к изменениям; авторитет руководства; организационная культура; социальный имидж предприятия в глазах работников, органов власти и общественности.
Программа реструктуризации должна также содержать информацию о сроках ее проведения и лицах, ответственных за обеспечение процесса реструктурирования предприятия. В программу также обязательно включается смета (бюджет) осуществления мероприятий по реструктуризации с указанием плановых значений экономических показателей в соответствии с поставленными целями. В качестве подобных значений могут выступать величины снижения себестоимости, уровня брака, затрат на один рубль товарной продукции, повышения производительности труда, рентабельности продукции и основной деятельности, финансовых коэффициентов, чистой прибыли, достижимые в результате проводимой реструктуризации и выраженные в процентном измерении.
Вторым этапом является собственно реструктуризация предприятия, в ходе которой происходит непосредственное осуществление запланированных мероприятий. Так как контроль может быть предварительным, текущим и заключительным, то третий этап реструктуризации должен идти параллельно со вторым. Он подразумевает раннее обнаружение возможных проблем (нехватка финансовых, материальных, трудовых ресурсов, сопротивление персонала, отсутствие взаимопонимания между подразделениями) и их решение. На данном этапе необходимо оценить экономический эффект реструктуризации и целесообразность ее дальнейшего проведения.
Положительный
экономический эффект подразумевает превышение
финансовых результатов над понесенными
затратами или достижение запланированных
значений показателей деятельности предприятия
(выручка, себестоимость, прибыль, рентабельность).
В ходе всего процесса реструктуризации
необходимо обеспечивать наличие обратной
связи «планирование - реализация - контроль»
(рис. 2), которая позволяет своевременно
вносить коррективы в процесс осуществления
реструктуризации предприятия для достижения
максимального экономического эффекта.
Реформирование экономических отношений может осуществляться на уровне предприятия, отрасли, региона или всей страны. Этот процесс не может быть успешным, если не принимать во внимание все имеющиеся теоретические и практические достижения в области управления, одним из которых является реструктуризация. Главной особенностью реструктуризации как процесса преобразования деятельности предприятия можно считать то, что она носит постоянный характер, охватывает все сферы деятельности предприятия, как находящегося в кризисной ситуации, так и благополучного и быстроразвивающегося.
Для
проведения эффективной реструктуризации
требуется комплексный подход, включающий
анализ и диагностику текущего положения
предприятия, постановку целей реструктуризации,
разработку и осуществление ее программы,
контроль хода и результатов проводимых
мероприятий, направленных на формирование
и поддержание конкурентных преимуществ
организации в долгосрочной перспективе.
1. Аистова М.Д. Реструктуризация предприятий. Вопросы управления: стратегии, координация структурных параметров, снижение сопротивления преобразованиям / Под науч. ред. Г.А.Александрова. - М.: Альпина Паблишер, 2002. - 287 с.
2. Антикризисное управление: теория, практика, инфраструктура: Учебно-практ. пособие /Отв. ред. Г.А. Александров. - М.: Изд-во БЕК, 2002. - 544 с.
3. Белых Л.П., Федотова М.А. Реструктуризация предприятия: Учеб. пособ. для вузов. - М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2001. - 399 с.
4. Кац И. Антикризисное управление предприятием //Проблемы теории и практики управления. - 2003. - N 2. - С.82-85.
5. Карлик А., Гришпун Е. Реструктуризация в стратегии развития промышленных предприятий // Пробл. теории и практики управления. - 2000. - N 6. - С.87-91.
6. Мазур И.И., Шапиро В.Д. Реструктуризация предприятий и компаний: Учеб. пособие для вузов /Под общ. ред. И.И. Мазура. - М.: ЗАО Изд-во «Экономика», 2001. - 456 с.
7. Москалев Ю.А. Исследование факторов развития предприятия машиностроения //Экономика и производство. - 2004. - N 1. - С.31-35.
8. Попович А. Оперативная и стратегическая реструктуризация предприятия // Проблемы теории и практики управления. - 2006. - N 9. - С.94-104.
9. Сухарев О.С. Экономическая методология и политика реструктуризации промышленности: Механизмы реализации инвестиционных программ. - М.: Изд-во Академии наук о Земле, 2000. - 179 с.
10. Тутунджян А.К. Реструктуризация предприятий в условиях перехода к рыночной экономике: проблемы теории и практики. - М.: ЗАО Изд-во «Экономика», 2000. - 262 с.
11. Реструктуризация предприятий: направления, цели, средства /И. Фрезе, Л. Тойфсен, Т. Беекен, М. Энгельс, П. Леманн // Пробл. теории и практ. управления. - 1996. - N 1. - С.116-121.
12. Шишов А.К. Изменения - основа развития предприятий // Экономика и производство. - 2005. - N 4. - С.26-29.