Автор: Пользователь скрыл имя, 22 Октября 2012 в 10:33, реферат
Экономический анализ хозяйственной деятельности как наука представляет собой систему знаний, связанную с исследованием взаимозависимости экономических явлений, выявлением положительных и отрицательных факторов и измерением степени их влияния, резервов, упущенных выгод, изучением тенденций и закономерностей в деятельности организаций.
Введение………………………………………….3
Часть I. Теоретические основы анализа объема производства и реализации продук-ции…6
1.1 Цели и задачи анализа объема производства и реализации продукции …………………6
Часть II. Методы исследования анализа объ-ема производства и реализации продукции на примере предприятия ООО «Смарт»………14
2.1 Анализ динамики и выполнения плана по выпуску и реализации продук-ции…………….14
2.2 Анализ ассортимента и структуры продук-ции…………………………………………………26
2.3 Анализ качества произведенной продук-ции…………………………………………………32
2.4 Анализ ритмичности работы предприя-тия……………….……………………………….38
2.5 Анализ факторов и резервов увеличения объема производства и реализации продук-ции…………………………………………………41
Заключе-ние………………………………………54
Список литерату-ры………………………….….58
Анализируя данные таблицы видно, что объем производства увеличился на 53,2%, а объем продаж на 42,05%. Цепные темпы роста показывают, что в 2008 году объем производства увеличился относительно предыдущего года на 16,12%, а в 2009 году на 31,37% относительно 2008 года. Наглядно эти процессы представлены на рисунке 2.
Рис. 2. Динамика производства и продажи товаров
Цепные темпы роста объема продаж показывают, что рост составлял 24,6% и 13,84% по годам соответственно.
Таблица 2.Анализ роста и прироста производства и продаж товаров, %
Из данных таблицы следует, что среднегодовое значение цепных темпов роста продаж ниже на 3,67%, чем производства продукции, наблюдаются неравномерность изменения показателей по годам(темп роста производства товаров в 2008 году составил 18%, а продаж – 25%, в то время как в 2009 году - 33% и 15% соответственно). Среднеарифметическое значение также показывает превышение темпов роста объема производства над темпами роста объемов продаж на 3,67 %. Объем продаж возрастал, при падении темпов роста, предприятие в 2008 году не удержало превышение объемов продаж над объемом производства товаров. Вывод следующий: у предприятия проблемы в маркетинговой сфере.
Продажа товаров является связующим звеном между производителем и потребителем. От спроса на товары зависят объем производства и объем продаж. Объем продаж в плане определяется как стоимость товаров, предназначенных к поставке и подлежащих оплате в плановом периоде: готовых изделий, полуфабрикатов собственного производства, работ промышленного характера, которые предназначены для продажи на сторону. Анализ продажи товаров проводят каждый месяц, квартал, полугодие, год. Рассчитывают процент выполнения плана, абсолютное отклонение от плана, темпы роста и прироста.
Пример схемы анализа продаж товаров приведен в таблице 3.
Таблица 3.Анализ соотношения планового и фактического объема производства и продаж товаров в сопоставимых ценах 2009г.
Вид товара |
Объем производства, тыс.руб. |
Объем продаж, тыс.руб. | ||||||
план |
факт |
отклонение (+, -) |
в % к плану |
план |
факт |
отклонение (+, -) |
в % к плану | |
А |
335218 |
432600 |
97382 |
129,05 |
400211 |
434817 |
34606 |
108,65 |
Б |
113984 |
131394 |
17410 |
115,27 |
122331 |
132211 |
9880 |
108,08 |
В |
59184 |
73362 |
14178 |
123,96 |
63538 |
64599 |
1061 |
101,67 |
Г |
39195 |
51325 |
12130 |
130,95 |
40921 |
42797 |
1876 |
104,58 |
Д |
17297 |
22609 |
5312 |
130,71 |
20233 |
22102 |
1869 |
109,24 |
Е |
5853 |
5246 |
-607 |
89,63 |
5000 |
5879 |
879 |
117,58 |
Итого: |
570731 |
716536 |
145805 |
119,93 |
652234 |
702405 |
50171 |
108,30 |
Вывод: организация успешно справляется с планами производства и продаж, кроме отклонения от плана производства товара Е в сторону снижения на 607 тыс.руб. Перевыполнение плана производства на 19,93% не подкрепляется соответствующим перевыполнением плана по продажам, которое составляет лишь 8,30%. Руководству предприятия следует обратить внимание на повышение обоснованности планирования производства и продаж. Пример анализа выполнения плана по производству продукции приведен в таблице 4, где представлены показатели по каждому виду товара.
Таблица 4.Анализ выполнения плана по производству продукции в сопоставимых ценах 2009 года.
Вид товара |
Объем производства товаров, тыс. руб. |
Изменение плана производства отчетного года относительно плана прошлого года |
Изменение фактического объема производства в отчетном году | |||||||
прошлый год |
отчетный год |
относительно плана |
относительно прошлого года | |||||||
план |
факт |
план |
факт |
тыс. руб. |
% |
тыс. руб. |
% |
тыс. руб. |
% | |
А |
261230 |
276463 |
337218 |
433600 |
75988 |
129,09 |
96382 |
128,58 |
157137 |
156,84 |
Б |
97520 |
101356 |
114834 |
131384 |
15414 |
117,55 |
17440 |
115,31 |
30018 |
129,62 |
В |
36570 |
40097 |
59184 |
73362 |
22614 |
161,84 |
14178 |
123,96 |
33265 |
182,96 |
Г |
14520 |
15991 |
17297 |
22609 |
2777 |
119,13 |
5312 |
130,71 |
6618 |
141,39 |
Д |
21220 |
24228 |
39184 |
51375 |
17975 |
187,51 |
12130 |
132,75 |
27097 |
211,84 |
Е |
3600 |
3820 |
5833 |
5146 |
2233 |
162,03 |
-725 |
89,52 |
1326 |
134,71 |
Итого: |
434660 |
461955 |
572661 |
717416 |
137001 |
131,45 |
144754 |
124,38 |
255461 |
155,30 |
Анализ выполнения плана производства и продаж товаров проводится как в целях оценки качества планирования, так и для контроля плановой дисциплины, т.е. способности организации выполнять плановые показатели. Из данных предыдущей таблицы следует, что организация наращивает объем производства всех видов товаров. Наблюдается значительное отклонение планов производства отчетного и предыдущего года от 117,55% до 187,51% для разных видов товаров. Выявлено существенное отличие фактического объема производства от планового как в предыдущем году, так и отчетном. Отклонения фактического объема производства от планового в отчетном году изменяются от 132,75% до 89,52%. Отклонение итогового показателя составляет 124,38%. Выводы: присутствуют ошибки планирования в сторону занижения планов производства и нарушение плановой дисциплины. По товару Е в предыдущем году план был перевыполнен, и в отчетном году был запланирован объем производства, составляющий 162,03% от плана предыдущего года. Этот показатель является завышенным, и план был недовыполнен в отчетном году на 725 тыс.руб., т.е. на 13,54%.
Для определения объема валовой продукции i-го периода в ценах базисного периода, нужно его величину разделить на произведение индексов цен за n предыдущих периодов. Динамику продукции характеризуют следующие показатели: абсолютный прирост, темп роста, темп прироста и абсолютный размер 1 % прироста. На основе полученных данных можно рассчитать по среднегеометрической среднегодовые темпы роста (Тр ) и прироста (Тпр ):
Тр=n-1√ nП Трi (1.8)
i=1
Тпр = Тр −1 (1.9)
Выполнение плана по производству и реализации продукции характеризуют абсолютное отклонение от плана и % его выполнения. На величину выпуска продукции влияет ряд факторов. Производственные факторы: численность работников и их квалификация, производительность труда, обеспеченность средствами труда, предметами труда, использование оборудования, сырья и материалов, организация производства, внедрение новой техники. Для анализа выполнения плана по объему реализации продукции составляется баланс товарной продукции по себестоимости и по отпускным ценам. Балансовое уравнение имеет вид:
РП = ГПзап.I + ВП - ГПзап.II ,
где РП - объем реализованной продукции;
ГПзап.I, ГПзап.II - запасы готовой продукции на начало и конец периода;
ВП - объем выпуска продукции за период.
Анализ реализации продукции связан с анализом выполнения договорных обязательств по поставкам продукции. Недовыполнение плана по договорам для предприятия несет уменьшение прибыли, штрафные санкции, оно может потерять рынки сбыта продукции, что повлечет за собой спад производства.
При анализе определяется выполнение плана поставок за месяц и с нарастающим итогом по предприятию, по отдельным потребителям и видам продукции, анализируются причины недовыполнения плана и производится оценка деятельности по выполнению договорных обязательств (Таблица 5.).
Таблица 5.Анализ выполнения договорных обязательств по отгрузке продукции за июнь 2009 года, млн. руб.
Процент выполнения договорных обязательств рассчитывается делением разности между плановым объемом отгрузки по договорным обязательствам ( ) и его недовыполнением ( ) на плановый объем ( ):
или 90% (1.10)
Из табл. 5. видно, что за июнь месяц 2009 года недопоставлено продукции по договорам на сумму 800 млн. руб., или на 10 %, а в целом за год - на 5 %.
Анализ выполнения договорных обязательств ведется работниками отдела сбыта предприятия. Он должен быть организован в разрезе отдельных договоров, видов продукции, сроков поставки. При этом производится оценка выполнения договорных обязательств нарастающим итогом с начала года.
2.2 Анализ ассортимента и структуры продукции
При формировании ассортимента и структуры выпуска продукции предприятие должно учитывать спрос на данные виды продукции и эффективное использование различных ресурсов, имеющихся в его распоряжении. Система формирования ассортимента включает в себя следующие основные моменты:
· определение текущих и перспективных потребностей покупателей;
· оценку уровня конкурентоспособности выпускаемой продукции;
· изучение жизненного цикла изделий и внедрению новых совершенных видов продукции и изъятие морально устаревших изделий;
· оценку экономической эффективности и степени риска изменений в ассортименте продукции5.
Увеличение объема производства по одним видам и сокращение по другим видам продукции приводит к изменению ее структуры. Выполнить план по структуре — значит сохранить в фактическом выпуске продукции соотношения отдельных ее видов запланированные. При увеличении удельного веса более дорогой продукции объем ее выпуска в стоимостном выражении возрастает, и наоборот. Расчет влияния структуры производства на уровень перечисленных показателей можно произвести способом цепной подстановки (табл. 6.):
(1.11)
(1.12)
(1.13)
где V ф.общ.-объем выпуска, УД –удельный вес.
Таблица 6. Анализ структуры товарной продукции ООО «Смарт»
Изделие |
Оптовая цена за 1 уп, тыс. руб. |
Объем производства продукции, уп. |
Товарная продукция в ценах плана, млн. руб. |
Изменение товарной продукции за счет структуры, млн. руб. | |||
план |
факт |
план |
Фактически при плановой структуре |
факт | |||
А Б В Г |
5000 8000 7500 7500 |
5760 5600 2750 1920 |
5040 5544 3188 2698 |
28800 44800 20625 14400 |
29550 34 475 19 700 14775 |
25200 44352 23910 20235 |
-4350 +9877 +4210 +5460 |
Итого |
- |
16030 |
16350 |
108625 |
98500 |
113697 |
+15197 |
Данные пятой графы получены умножением показателя четвертой графы по каждому виду продукции на коэффициент выполнения плана по товарной продукции в целом по предприятию в условно-натуральных единицах ( ):
= 16 470 / 16 030 = 1,027449.
При условии, что план производства был перевыполнен на 102,7 % по всем видам продукции и запланированная структура не изменилась, то общий объем производства в ценах плана составил бы 98 500 млн. руб. При фактической структуре он выше на 2450 млн. руб., значит увеличилась доля более дорогой продукции. Результат можно получить и более простым способом - способом процентных разностей. Для этого разность между коэффициентами выполнения плана по производству продукции, рассчитанными на основании стоимостных ( ) и условно-натуральных показателей ( ) умножим на запланированный выпуск валовой продукции в стоимостном выражении):
(1.14)
(1,05 - 1,027449) х 98500 млн. руб. = +2450 млн. руб.
Расчет влияния структурного фактора на изменение выпуска продукции в стоимостном выражении можно вычислить с помощью средневзвешенных цен, если продукция однородная. Нужно определить средневзвешенную цену при фактической структуре продукции, затем при плановой и разность между ними умножается на фактический общий объем производства продукции в условно-натуральном выражении:
(1.15)
6231 тыс. руб.
6081 тыс. руб.
+150 тыс. руб. х 16350 = +2450 млн. руб.
Аналогичным образом определяется влияние структуры реализованной продукции на сумму выручки (табл. 7.). Приведенные данные показывают, что за счет изменения структуры продукции выручка от ее реализации увеличилась на 2275 млн. руб. Это свидетельствует об увеличении удельного веса более дорогих изделий С и D в общем объеме продаж.
Таблица 7.Расчет влияния структуры реализованной продукции на сумму выручки
Изделие |
Оптовая цена 1 уп, млн. руб. |
Объем реализации продукции, уп. |
Выручка по плановым ценам, млн. руб. |
Изменение выручки за счет структуры продукции, млн. руб. | |||
план |
факт |
план |
Факт при план структуре |
факт | |||
A B C D |
5,0 6,0 7,0 7,5 |
5700 5600 2700 1900 |
4850 5300 3050 2560 |
28500 33600 18900 14250 |
28250 33305 18735 14035 |
24250 31800 21350 19200 |
-4000 -1505 +2615 +5165 |
Итого |
- |
15900 |
15760 |
95250 |
94325 |
96600 |
+2275 |
2.3 Анализ
качества произведенной продукц
Качество продукции является важным показателем деятельности промышленных предприятий, высокий его уровень способствует повышению спроса на продукцию и увеличению суммы прибыли. Различают обобщающие, индивидуальные и косвенные показатели качества продукции. Обобщающие показатели характеризуют качество всей произведенной продукции независимо от ее вида и назначения: удельный вес новой продукции в общем ее выпуске, удельный вес продукции высшей категории качества, средневзвешенный балл продукции, средний коэффициент сортности. Индивидуальные (единичные) показатели качества продукции характеризуют одно из ее свойств:
1.) полезность (содержание белка в продуктах питания, жирность молока);
2.) надежность (долговечность);
3.) технологичность,
т.е. эффективность конструктор
4.) эстетичность изделий.6