Развитие предпринимательства в Республике Казахстан

Автор: Пользователь скрыл имя, 26 Сентября 2011 в 21:13, курсовая работа

Описание работы

Цель данной работы – показать основную тенденцию развития предпринимательства в Казахстане, проблемы его развития и возможные пути их решения.

Предпринимательство как одна из конкретных форм проявления общественных отношений способствует повышению материального и духовного потенциала общества, создает благоприятную почву для практической реализации способностей и талантов каждого индивида, ведет к единению нации, сохранению ее национального духа и национальной гордости.

Содержание

Введение………………………………………………………………...3
Глава I. Предпринимательство как вид деятельности.
1.1 Экономическое содержание предпринимательства……………………….5
1.2 Предпринимательство как элемент бизнеса и тип хозяйствования………8
1.3 Виды и характер предпринимательской деятельности……………………9
Глава II. Пути становления и развития предпринимательства
в Казахстане.
2.1 Методы государственного регулирования и их роль в повышении
эффективности предпринимательской деятельности……………………13
2.2 Становление и развитие предпринимательства в Казахстане…………...18
2.3 Состояние и тенденции развития предпринимательства в Казахстане…..20
Глава III. Проблемы предпринимательства в РК и пути их
решения.
3.1 Анализ развития предпринимательства в Акмолинской области………..22
3.2 Оценка экономической эффективности программ малого бизнеса
в Акмолинской области……………………………………………………..23
3.3 Проблемы казахстанского предпринимательства и пути их
преодоления…………………………………………………………………..24
Заключение…………………………………………………………….30
Список использованной литературы………………………………………....31
Приложения…………….………………………………….…………………….32

Работа содержит 1 файл

КУРСОВАЯ 2.doc

— 225.50 Кб (Скачать)

     В экономике области доля субъектов  малого предпринимательства, в общем, объеме выпуска товаров и услуг, общей численности работающих, объеме налоговых доходов областного бюджета  составит 20-25%. Предусмотренные темпы развития малого предпринимательства увеличат в обществе слой граждан, самостоятельно обеспечивающих своё достойное благосостояние, насытят рынок товарами и услугами, повысят устойчивость, гибкость и адаптивность экономики области, усилят влияние малого бизнеса на структурные преобразования в экономике, формирование оптимального отраслевого состава областного хозяйства. Этим самым,  малое предпринимательство Акмолинской области выйдет на качественно новый уровень. 

3.2  Оценка экономической эффективности программ малого бизнеса

в Акмолинской области 

     Основной  задачей для региона на ближайшие  годы является привлечение прямых инвестиций и займов для организации производства.

     Следует заметить, что  по итогам 2005 года Акмолинская область занимает  передовые позиции  в республике по реализации Стратегии  индустриально-инновационного  развитии (см. Приложение 2). 

     Была  продолжена работа по реализации ряда  крупных инвестиционных проектов,  направленных на развитие  высокотехнологичных  производств и внедрение новых переделов в цепочке добавленных стоимостей (см. Приложение 3).

     Акиматом  области установлены прямые контакты с институтами развития РК, проводятся информационно-консультационные работы бизнес структурами области по финансированию инвестпроектов.

     В рамках Стратегии индустриально-инновационного развития Республики Казахстан на 2003-2015 годы предполагается проведение активной государственной научной и инновационной политики, направленной на стимулирование науки и инновационной деятельности в стране. Для достижения поставленных целей предполагается дальнейшее развитие финансового рынка и совершенствование фискальной, образовательной, антимонопольной, инфраструктурной политики. В рамках политики стандартизации предусматривается переход на мировые стандарты во всех отраслях экономики и управления.

     Успешная  реализация Стратегии должна способствовать проведению качественных изменений  в структуре экономики, которые  приведут к ее устойчивому росту, основанному на эффективном использовании человеческого, произведенного и природного капитала, выходу Казахстана на новый уровень социального развития и устройства общества.

     Для обоснования отдельных предложений  по совершенствованию методов и механизмов государственного регулирования экономики в соответствующих разделах Стратегии приводится опыт зарубежных стран по реализации импортозамещающей и экспортоориентированной политики, включая различные виды и стадии экспортной политики, а также факторы, которые способствуют достижению конкурентного преимущества на мировых рынках. Приоритетами индустриально-инновационной политики являются развитие и создание потенциально конкурентоспособных, в том числе экспортоориентированных, производств, работающих в отраслях экономики несырьевой направленности. В целях решения долгосрочных стратегических задач особое внимание необходимо уделять созданию условий для развития наукоемких и высокотехнологичных производств. [11] 

3.3 Проблемы казахстанского  предпринимательства и пути их

преодоления.

    В последнее время предпринимательство  Казахстана характеризовалось неустойчивой динамикой роста числа предприятий  и занятых в них работников. Отраслевая и региональная структура  нерациональны. Усиливается криминализация бизнеса. Попытки управления становлением предпринимательства часто носят эпизодический и ненаучный характер. Не отработана денежная система защиты предпринимателя и его собственности от посягательств.

    Причины этого не только в ограниченности финансовых средств, выделяемых на поддержку предпринимательской деятельности, слабом развитии рыночной инфраструктуры, но и в том, что вовремя не была выработана последовательная государственная стратегия поддержки предпринимательства. Не были выявлены отраслевые, региональные приоритеты. Предпринимательство не было определено как  «полюс интенсивного роста», на который следовало бы воздействовать, чтобы вызвать бурный подъем экономики. Кроме того, отсутствовала обратная связь с предпринимательскими структурами. Не проводился мониторинг происходящих процессов, их идентификация и системный анализ. Не была налажена адекватная статистика. Налицо просчеты как стратегического, так и тактического характера.

    В создавшихся условиях Президентом  Республики Казахстан был своевременно подписан Указ №3036 «О дополнительных мерах по реализации государственных гарантий предпринимательской деятельности». [12] Данным указом гражданам Казахстана были предоставлены дополнительные государственные гарантии по либерализации предпринимательской деятельности, приняты меры по защите от незаконного вмешательства в бизнес бюрократических структур.

    Ученым  советом Института экономики  Министерства образования и науки  Республики Казахстан была произведена  систематизация проблем развития предпринимательства и предложен механизм совершенствования политики государственной поддержки на данном этапе реформ. Рекомендации сведены в таблице:

Существующие  трудности и барьеры на пути предпринимательства. Предлагаемые  способы преодоления трудностей и барьеров.
1. Финансовые: отсутствие основного капитала (служебных и производственных помещений, машин, оборудования , земли и др.), отсутствие или недостаток оборотных средств.
  • Участие в завершающейся стадии приватизации государственной собственности, в денежной приватизации.
  • Продажа (возможно в рассрочку) неиспользуемых приватизированных помещений, объектов незавершенного строительства, земельных участков, выявленных по результатам инвентаризации недвижимости и земли, субъектам малого предпринимательства на тендерной основе.
  • Передача в аренду с последующим выкупом неиспользуемых объектов, выявленных по информации предпринимателя (предусмотреть меры по совершенствованию законодательства).
  • Подготовка предложений по стимулированию целевого использования приватизированного имущества, полученного на льготных условиях. В случае, если имущество, полученное на льготных условиях не используется, то применение меры лишения предоставленных ранее льгот с предложением выкупить объект за деньги, в случае отказа - переход к процедуре изъятия (разработка соответствующих законодательных механизмов).
  • Привлечение займов международных финансовых, экономических, частных фондов и грантов общественных и благотворительных организаций (Всемирного банка, Международного валютного фонда, Международной финансовой корпорации, Европейского банка реконструкции и развития и др.) для финансирования проектов предпринимательства.
  • Выработка мер по стимулированию банков второго уровня в кредитовании субъектов малого предпринимательства.
  • Целевое кредитование из Фонда развития малого предпринимательства по приоритетным направлениям.
  • Развитие микрокредитования предпринимательства
  • Внедрение механизмов страхования рисков при финансировании объектов предпринимательства.
2. Институциональные: отсутствие или недостаточное развитие института предпринимательства, неразвитая рыночная инфраструктура.
  • Внедрение института предпринимательства в Казахстане.
  • Разработка кодекса предпринимателя в Казахстане
  • Создание условий для расширения сети юридических, консультационных и аудиторских фирм
  • Поддержка развития коммерческих банков, специализирующихся на предоставлении кредитов и займов для бизнеса.
  • Поддержка и развитие системы бирж и торговых домов.
  • Развитие и поддержка сети гостиничных хозяйств, коммуникационных служб.
  • Поддержка и организация сети бизнес центров, бизнес инкубаторов, информационно-аналитических центров, научно-исследовательских и консультационных центров.
3. Образовательные:  недостаток систематических знаний, навыков и опыта организации  и управления бизнесом в рыночных условиях.
  • Разработка и внедрение новых программ обучения основам бизнеса; углубленные курсы подготовки; адаптация существующих программ начального и среднего, высшего образования к новым требованиям; совершенствование программ ежегодной переподготовки специалистов.
  • Повышение эффективности использования технической помощи контрактной системы и обязательств по распространению полученных знаний.
  • Развитие центров инкубации знаний и опыта организации и управления бизнесом, инновационных кластеров.
  • Открытие в каждом областном и городском акимате дежурных консультационных пунктов для предпринимателей.
4. Государственные: бюрократизм, волокита, коррупция, вымогательство.
  • Дальнейшее углубление реформы государственной службы.
  • Совершенствование работы Высшего дисциплинарного совета Республики Казахстан.
  • Обеспечение строгого соблюдения и верховенства законов. Введение упрощенной системы регистрации, страхования, лицензирования, бухгалтерского учета и процедур согласований для субъектов предпринимательства.
  • Достижение прозрачности работы всех органов государственной власти, задействованных в сфере малого и  среднего бизнеса. Каждый регистрирующий и контролирующий орган должен иметь список необходимых документов, который вывешивается в доступном для посетителей месте. Отмена для отдельных государственных органов прав по оказанию платных услуг, не предусмотренных законодательством Республики Казахстан.
  • Упрощение системы обслуживания субъектов предпринимательства в соответствующих государственных органах, банках, страховых, нотариальных, юридических фирмах и др.
  • Обеспечение правопорядка и налаживания взаимодействия служб МВД по принятию оперативных мер по заявлениям предпринимателей на противоправные действия отдельных лиц и групп, а также по фактам вымогательства (рэкета) и шантажа под угрозой применения силы.
  • Создание структур по защите собственности и бизнеса.
5. Информационные: слабый уровень отражения проблем  предпринимательства и распространения  положительного опыта с СМИ,  слабая информированность предпринимателей  и общества, экономическая, правовая и налоговая культура.
  • Усиление пропаганды развития предпринимательства в СМИ и в сети электронной информации.
  • Издание специальных брошюр, буклетов, информационных листков, дайджестов, создание страничек малого бизнеса в сети Интернет.
  • Организация специальных циклов передач по радио и телевидению.
  • Подготовка газетных и журнальных публикаций по актуальным вопросам предпринимательства*.
 

    Содействие  предпринимателям в решении проблемы основного капитала предполагается оказывать посредством введения мер по продаже, упрощенной передаче в аренду и управление субъектам предпринимательства, оставшихся в государственной собственности основных фондов. Речь идет о продаже и передаче зданий, сооружений, земельных участков, неиспользуемых или неэффективно используемых производственных площадей и оборудования, объектов незавершенного строительства.

    В соответствии  с Указом Президента, в Республике проводилась инвентаризация неиспользуемых производственных объектов и площадей, офисных помещений и объектов незавершенного строительства на государственных предприятиях. Всего по Республике выявлено 1343 неиспользуемых и 524 недостроенных объектов. Неиспользуемые помещения передаются на тендерной основе.

    Другая  проблема состоит в том, что многие объекты и основные средства, приватизированные на начальных этапах реформ, попали в руки лиц, весьма далеких от предпринимательства в подлинном смысле слова. В итоге этот капитал простаивает, и нередко добротные здания и помещения разрушаются от бесхозяйственности. Государство не может оставаться в стороне от этой проблемы. Объекты будут передаваться им в аренду с последующим выкупом и с обязательным условием организации производства и создания новых рабочих мест. Установлен порядок предоставления субъектам предпринимательства в аренду или доверительное управление неиспользуемых производственных помещений.

    Необходимо  также доработать действующее законодательство и нормативно-правовую базу с целью  устранения дискриминационных по отношению  к предпринимателям положений, и одновременно усилить борьбу против практики создания бюрократических преград и установления незаконных поборов контролирующими и инспектирующими органами.

    Целесообразно обеспечить координацию технической  помощи, поступающей со стороны иностранных государств, неправительственных организаций и международных институтов, для повышения эффективности ее использования. Требуется расширить деятельность специальных фондов, программ обучения и консультирования, осуществляемых в Республике Казахстан.

    Агентство по стратегическому планированию и реформам совместно с акимами областей на базе утвержденных приоритетов, учитывающих местные условия, устанавливает объемы финансирования предпринимательства по регионам. Наблюдательный совет Фонда рассматривает приемлемость распределения и утверждает условия размещения ресурсов в данных регионах, исходя из анализа активов и пассивов Фонда. Фонд проводит тендер, отбирает уполномоченные банки и заключает с ними кредитные отношения.

    Кроме того, Постановлением об образовании Фонда установлено, что средства, предусмотренные в бюджете Фонда занятости в размере 1,2 млрд. тенге, также пойдут на создание рабочих мест в бизнесе.

     Следующим важным направлением поддержки предпринимательства  в Казахстане является законотворческая деятельность с целью создания для предпринимателя комфортной институциональной среды, избавления его от искусственных труднопреодолимых барьеров, необоснованно устанавливаемых со стороны государственных органов. В соответствии с Законом «О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты по вопросам упрощения регистрации субъектов малого предпринимательства» вводится упрощенный порядок регистрации бизнеса. (Приложение 4)

    Схема иллюстрирует, как трудно предпринимателю пробиваться со своим бизнесом через частокол установленных преград.

    Законы, в которых в свое время необоснованно  были заложены контролирующие и регулирующие функции таких организаций, как  Госветнадзор, санэпидемслужба, экологическая  экспертиза, подлежат корректировке, над  чем сейчас работает Правительство. На рассмотрении также находится проект постановления по изъятию прав на оказание платных услуг у Госэнергонадзора, Минтранскома, паспортно-визовой службы, хлебной инспекции, комиссии по испытанию и регистрации химических и биологических средств. [13] 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Заключение.

    Предпринимательство в сегодняшнем Казахстане, хотя и  испытывает значительные трудности, - уже свершившийся факт. Оно защищено законом и будет развиваться. В настоящее время многое говорится о возрождении Казахстанского предпринимательства. Однако, если быть точным, то, что сегодня происходит в социально-экономической жизни Казахстана, есть попытка вторичного возрождения предпринимательства в нашей стране. Основа для становления и развития предпринимательства была заложена еще в ходе реализации государственных программ развития и поддержки предпринимательства, начиная с 1992 года.

    Сегодня предпринимательская деятельность в Казахстане бурно развивается, основываясь на государственной  поддержке ее роста. Решение важнейших проблем, обеспечивающих развития предпринимательства заложено в Государственной программе развития и поддержи предпринимательской деятельности, утвержденной Указом Президента РК от 7 мая 2001г. №597. Одним их приоритетов, обозначенных в Указе Президента РК «О мерах по реализации стратегии развития Казахстана до 2030 года», является развитие инфраструктуры поддержки предпринимательства в стране.         

Информация о работе Развитие предпринимательства в Республике Казахстан