Пути совершенствования управления товарными запасами в оптовой торговле

Автор: Пользователь скрыл имя, 22 Февраля 2012 в 12:39, курсовая работа

Описание работы

Цель исследования - изучить особенности управления запасами торгового предприятия.
Задачи исследования:
1. Рассмотреть сущность теории управления запасами.
2. Определить структуру товарных запасов.
3. Проанализировать факторы, влияющие на величину товарных запасов.

Содержание

Введение 3
1 Теоретические основы управления товарными запасами в торговле 5
1.1 Предприятия оптовой торговли 5
1.2 Управление товарными запасами на предприятии оптовой торговли 18
2 Организационно – экономическая характеристика предприятия 22
2.1 Организационная структура и общая характеристика конкретного предприятия 22
2.2 Управление товарными запасами на предприятии оптовой торговли 29
3 Пути совершенствования управления товарными запасами в оптовой торговле 33
3.1 Анализ товарных запасов ООО «Метро Кэш энд Керри» 33
3.2 Результаты инвентаризации 36
3.3 Совершенствование управления товарными запасами на ООО «Метро Кэш энд Керри» 41
Заключение 43
Список литературы 45

Работа содержит 1 файл

курсовая.doc

— 341.00 Кб (Скачать)

 

Эффективность использования основных средств определяется следующими показателями: фондоотдача, фондоёмкость, фондовооружённость и рентабельность.

Фондоотдача – это наиболее важный показатель и определяется отношением выручки от реализации продукции (товарооборот) к среднегодовой стоимости основных средств. Он показывает величину выручки, снимаемую с единицы основных фондов.

Так в 2009году по сравнению с прошлыми годами улучшились показатели эффективности использования материально-технической базы ООО «Метро Кэш энд Керри». Фондоотдача составила 1,2 рубля с единицы используемых основных фондов, что превысило значения этого же показателя на 21,2% по сравнению с 2008 годом и на 5,3% или 0,06 рубля по сравнению с  2007 годом. Это связано со значительным ростом товарооборота в отчетном году, на 22%. Но, не смотря, на увеличение среднегодовой стоимости основных производственных фондов этот показатель остается самым высоким за  период с 2007по 2009 годы. Темп роста товарооборота превышает темп роста среднегодовой стоимости ОПФ.

В 2008 году происходит резкое снижение товарооборота райпо, на 3 131,5 тыс. руб. или на 12,2% и одновременное увеличение среднегодовой стоимости  основных средств на 0,4%, что в конечном итоге отразилось на фондоотдаче. Таким образом, фондоотдача в 2008 году составила лишь 0,99 руб. Это даже ниже показателя за 2007 год на 13,2%, что свидетельствует о снижении эффективности использования основных средств в 2008 году.

Фондоемкость – это обратный показатель фондоотдачи и показывает, сколько основных средств приходится на единицу продукции. Так фондоемкость в 2007 году составила 0,99 рубля стоимости основных фондов, приходящихся на рубль товарооборота, в 2008 году – 1,0 руб., в 2009 году – 0,83 руб. Эти показатели говорят о том, что лучшее использование основных средств было в 2009 году, наихудшее – в 2008 году.

Фондовооруженность – это показатель наглядный и он не свидетельствует об эффективности использования основных средств, лишь только показывая, сколько приходится основных фондов на одного работника. Численность работников в торговой сфере райпо не была постоянной, поэтому показатель фондовооруженности имеет следующую тенденцию. В 2008 году  по сравнению с 2007 годом фондовооруженность увеличилась на 7,4%  и составила 92,2 тыс. руб. на одного работника, тогда как в 2007 году она составляла 87,7 тыс. руб. Это связано не только с увеличением среднегодовой стоимости основных средств, но и с сокращением среднесписочной численности работников на 17 человек. В 2009 году продолжается тенденция роста фондовооруженности, но уже более быстрыми темпами, чем в прошлом году – на 13,4% и составила 106,8 тыс. руб. Такой рост объясняется резким снижением среднесписочной численности работников на 26 человек.

Последний показатель эффективности использования основных средств является рентабельность,  показывает, сколько прибыли (убытка) приходится на единицу основных средств. Так как  у райпо финансовый результат – убыток, то показатель рентабельности  рассчитывается  не от прибыли, а от убытка. Его рассчитывают для того, чтобы выявить, идет ли  тенденция к увеличению или же к снижению доли убытка.

Таким образом, за период с 2007 по 2009 год наблюдается положительная тенденция по снижению доли убытка. Если в 2007 году доля убытка, полученная с каждого рубля основных средств, составила 0,033 рубля или 3,3%, то уже в 2009 году – 0,008 рубля или 0,8%. Это свидетельствует об увеличении эффективности использования основных фондов.

Немало важным показателем, характеризующим эффективность использования материально-технической базы, является коэффициент использования торговых площадей. Он рассчитывается как отношение объёма товарооборота к используемой торговой площади и показывает, сколько рублей товарооборота приходится на 1 м² торговой площади. Чем выше коэффициент, тем эффективнее используется торговая площадь. Таким образом, подтверждается всё та же тенденция к улучшению использования материально-технической базы ООО «Метро Кэш энд Керри» к 2009 году.

В 2007году коэффициент использования торговых площадей составил 4,8 тыс. руб. с 1 м², что выше соответствующего показателя в 2002 году на 0,6 тыс. руб. Такое его снижение объясняется уменьшением объёма товарооборота. Уже в 2009 году эффективность использования торговых площадей возросла на 19%  и составила 5,0 тыс. руб. Такой рост связан не только с повышением товарооборота, но и с увеличением используемых торговых площадей на 151 тыс. руб. Все показатели отражены в таблице 12.

Таблица 12 – Показатели эффективности использования основных фондов ООО «Метро Кэш энд Керри»

Показатели

годы

2008г в % к 2007г

2009г в % к 2008г

2007

2008

2009

А

1

2

3

4

5

Товарооборот, тыс. руб.

Прибыль (убыток), тыс. руб.

Среднегодовая стоимость ОПФ, тыс. руб.

Торговая площадь, м²

Среднесписочная численность работников, чел.

Фондоотдача, руб.

Фондоёмкость, руб.

Фондовооруженность, тыс. руб.

Рентабельность, %

Товарооборот с 1 м² торговой площади, тыс. руб.

25 724,0

-752,4

 

22 628,5

5 300

 

258

1,14

0,99

 

87,7

-3,33

4,8

22 592,5

-254,6

 

22 707,5

5363

 

241

0,99

1,0

 

94,2

-1,12

4,2

27 572,9

-200,0

 

22 963,5

5 514

 

215

1,2

0,83

 

106,8

-0,87

5,0

87,8

33,8

 

100,4

101,2

 

93,4

86,8

101,0

 

107,4

33,6

87,5

122,0

78,6

 

102,8

101,1

 

89,2

121,2

83,3

 

113,4

77,7

119,0

 

Таковы показатели эффективности использования материально-технической базы ООО «Метро Кэш энд Керри»

 

3.3 Совершенствование управления товарными запасами на ООО «Метро Кэш энд Керри»

Огромным преимуществом в работе торгового центра является кавист- специалист по вину и крепкому алкоголю, который проходит ежегодную аттестацию, на профессиональную пригодность и без труда поможет в выборе не только любого алкогольного напитка, эксклюзивно для каждого покупателя, но и поможет подобрать лучшее гастрономическое сочетание, подскажет при какой температуре следует подавать спиртной напиток, какие коктейли из него можно сделать и конечно, что еще можно попробовать для сравнения.

ООО «Метро Кэш энд Керри» успешно ведет свою коммерческую деятельность. Магазин постоянно увеличивает объем продаж за счет самых низких цен в городе на алкогольную продукцию, широкого ассортиментного перечня, который удовлетворит самый изысканный вкус, высокого качества обслуживания, дополнительных рекламных затрат, дегустаций алкогольной продукции. Все это увеличивает чистую прибыль, которая направляется на формирование различных фондов, обеспечивающих устойчивость предприятия на рынке.

На основе вышесказанного логично внести следующие предложения:

1.      Коммерческой службе магазина необходимо систематично изучать покупательский спрос с целью выявления покупательских предпочтений и использовать результаты исследований при формировании ассортимента (опрос, анкетирование).

2.      Широко осуществлять рекламные мероприятия с целью формирования общественного мнения (местное радио, телевидение, вывески, стендеры).

3.      Проводить гибкую ценовую политику при реализации коньяка (накопительная система скидок, акции по снижению цены, акции одного дня).

4.      Проводить сравнительный мониторинг цен конкурентов.

5.      Использовать разнообразные способы и методы неценовой конкуренции для активного стимулирования сбыта (консультации, акции).

6.      Проводить тренинги сотрудникам для повышения их квалификации

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение

В настоящее время потребитель со средним уровнем достатка ищет в товарах удовлетворение не просто первичных потребностей, а, ориентируясь на моду и, стремясь к приобретению более качественных товаров, ищет в них удовлетворение уже растущих вторичных потребностей. Поэтому товары и продукция, которые продает райпо, пользуется меньшим спросом, нежели товары и услуги конкурентов, отсюда и потери в товарообороте. Следовательно, нужно пересмотреть ассортиментный перечень реализуемых товаров, делать закупку только тех товаров, которые пользуются наибольшим спросом у покупателей. А для того, чтобы выявить, какие товары пользуются спросом, нужно постоянно проводить опросы населения и маркетинговые исследования, чем ООО «Метро Кэш энд Керри» в последнее время не  занимается.

В качестве рекомендаций, можно посоветовать либо вообще исключить из продажи нерентабельные товарные группы, либо сократить товарные запасы по ним до минимума, либо расширить и обновить ассортимент. Такими являются по группе непродовольственных товаров: “одежда и белье”, “чулки и носки”, “фарфорофаянсовая посуда”, “вычислительная техника”, “ковры и ковровые изделия” и другие сложнобытовые товары. Эти товары настолько устаревшего фасона и дизайна, что реализуются с трудом и порой теряют товарный вид от долгого хранения, поэтому их приходится списывать, а это ведет к потерям. Подобная ситуация наблюдается и по  некоторым группам продовольственных товаров: “варенье, джем, повидло и мед”, “овощи”, “алкогольная продукция”. Эти товары реализуются в небольшом объеме, так как основная часть потребителей – сельское население, которое не нуждается в них. Это нужно учитывать и не создавать большие размеры товарных запасов по этим товарным группам в сельских магазинах, а по возможности продавать их  в городе.

Проблема снижения товарооборота напрямую связана с товарными запасами. ООО «Метро Кэш энд Керри» обеспечено товарными запасами в полной мере, даже наблюдается затоваривание, особенно по группе непродовольственных товаров. Чтобы этого избежать в дальнейшем, нужно сокращать товарные запасы до оптимального уровня, а также необходимо чётко распределить товарные запасы с учётом потребностей (запроса) и нормативов по всем составляющим ООО «Метро Кэш энд Керри»  и организовывать планомерный завоз товаров по магазинам. Но при этом нужно учитывать и транспортные расходы, которые также растут на протяжении анализируемого периода. Высокая сумма и рост транспортных расходов объясняется тем, что на предприятии действует децентрализованная форма завоза товаров, то есть доставка товаров в ООО «Метро Кэш энд Керри»  собственными силами и средствами ООО «Метро Кэш энд Керри».

         Для сокращения расходов по этой статье необходимо в первую очередь перейти от децентрализованной формы к централизованной форме завоза товаров, то есть доставка товаров в магазины силами и средствами поставщика. Это позволит предприятию:

-         снизить издержки обращения по статье транспортные расходы;

-         повысить технико-эксплуатационные показатели машин;

-         уменьшатся издержки, так как уменьшатся штрафы за простой машин.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Список литературы

1.      Гаджинский А.М. Логистика: Учебник. – 11-е изд., перераб. и доп. – М.: Издательско-торговая корпорация «Дашков и К», 2005. – 432с.

2.      Балабанов И.Т. Финансовый анализ и планирование хозяйствующего субъекта. – 2-е изд. доп. М.: Финансы и статистика, 2006.

3.      Бланк И.А. Управление прибылью. Киев: НикаЦентр, Эльга, 2008.

4.      Банк С.В. Управленческий учет материальных запасов / С.В. Банк // Экономический анализ: теория и практика. - 2007. - № 14.

5.      Бухонова С.М., Дорошенко Ю.А., Бендерская О.Б. Комплексная методика анализа финансовой устойчивости предприятия. // Экономический анализ: теория и практика. - 2008. - №7.

6.      Гаджинский А.М. Логистика. - М.: Информационно-внедренческий центр "Маркетинг", 2009.

7.      Грачев А.В. Финансовая устойчивость предприятия: Анализ, оценка и управление. Учебное пособие. М.: Экономика, 2007.

8.      Гиляровская Л.Т., Ендовицкий Д.А. Финансово-инвестиционный анализ и аудит коммерческих организаций. Воронеж: Издательство Воронежского государственного университета, 2007.

9.      Глазунов В.Н. Критерии оценки рентабельности и платежеспособности.– М.: Дело, 2007. - №1. С.67-72

10. Друкер П. Эффективное управление = Managing for Results.: Экономические задачи и оптимальные решения / Пер. с англ. М. Котельниковой. М.: Фаир-пресс, 2008.

11. Денисова И. Н Розничная торговля непродовольственными товарами. М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2009.

12. Донцова Л.В., Никифорова Н.А. Анализ финансовой отчетности. - М.: Дело и сервис, 2009.

13. Еленева Ю.А., Зуева Т.С., Корниенко А.А. и др. Экономика и управление предприятием / Под ред. Ю.М. Соломенцева. - М.: Высшая школа, 2007.

Информация о работе Пути совершенствования управления товарными запасами в оптовой торговле