Прогнозирование и планирование в социальной работе организации

Автор: Пользователь скрыл имя, 26 Марта 2012 в 17:53, реферат

Описание работы

Ведущие страны рыночной экономики большое внимание уделяют эффективному функционированию таких отраслей, как образование, культура, здравоохранение, туризм и отдых, жилищно-коммунальное хозяйство, экология. Совокупность этих отраслей обычно определяется как социальная сфера. По мере развития рыночной экономики значение социальной сферы постоянно возрастает.

Содержание

Введение
1.Социальная сфера и ее роль в современном обществе
2.Социальная политика. Показатели, характеризующие уровень жизни населения…. 10
3.Социальные нормативы. Минимальный потребительский бюджет и минимальная заработная плата
4.Прогнозирование и регулирование оплаты труда
5.Баланс денежных доходов и расходов населения, его роль и методика разработки…… 22
6.Реформирование общественных фондов потребления и прогнозирование реальных доходов населения
7.Проблемы прогнозирования и меры улучшения планирования развития социальной сферы
Заключение 30
Библиографический список 31
Введение

Работа содержит 1 файл

Прогнозирование и планирование в социальной работе организации.doc

— 246.50 Кб (Скачать)

 

4. Прогнозирование и регулирование оплаты труда

Основная цель оплаты труда – обеспечить объективно необходимое воспроизводство рабочей силы в соответствии с ее стоимостью и повысить уровень мотивации исполнителей к эффективному труду.

Оценка ситуации при прогнозировании и регулировании оплаты труда производится путем сравнения изменения средней заработной платы семьи из четырех человек с изменением ВВП (ВНП). При этом возможны следующие варианты соотношения:

1. Рост средней заработной платы совпадает с ростом ВВП (ВНП) или близок к нему. В этом случае сохраняется достигнутое рыночное равновесие между спросом и предложением товаров, а при улучшении экономической ситуации в государстве повышается материальный достаток работников.

2. Рост средней заработной платы опережает рост ВВП (ВНП). В этом случае спрос на товары превышает предложение и, тем самым, возникают предпосылки к увеличению инфляционных процессов, снижению социальной стабильности в обществе.

3. Рост средней заработной платы меньше по сравнению с ростом ВВП (ВНП). Имеет место затоваривание рынка продукцией.

Принятие за основу любого из перечисленных вариантов определяется общими макроэкономическими процессами в стране.

При наличии общегосударственной собственности на средства производства и директивном планировании проблема решается путем применения прямых регуляторов, т.е. установления жестких, единых по стране систем оплаты труда, тарифных ставок и должностных окладов, правом изменения которых обладают только центральные органы управления.

В рыночной экономике государство также на основе макроэкономических показателей развития рассчитывает величину средней заработной платы по народному хозяйству.

В большинстве государств мира действуют две модели поведения при формировании политики оплаты труда[7].

1. Модель вспомогательной роли государства, которая включает:

      принятие минимально защищающего законодательства (в основном при определении минимального уровня заработной платы);

      создание благоприятных условий и участие государственных институтов (учреждений) при разрешении трудовых споров;

      оказание опосредованного воздействия на процесс переговоров по заключению коллективных договоров, т.е. моральное убеждение сторон в необходимости установления размера оплаты труда исходя из национальных интересов и общего благополучия нации.

В соответствии с этой моделью органы, представляющие рабочих и работодателей, решают вопросы оплаты труда через свободные переговоры при заключении коллективных договоров (тарифных соглашений) на уровне отдельных предприятий, отраслей и народного хозяйства в целом.

2. Модель корпоратизма (трипартизма) предусматривает вовлечение государством лидеров групп с особыми социальными интересами (работодатели и профсоюзы) в формирование политики оплаты труда в обмен на гарантии, что они будут обеспечивать согласованную в ходе трехсторонних переговоров (государство, работодатели, профсоюзы) политику. Т.е. политика в области заработной платы является результатом согласия между государством и организациями, которые монопольно представляют некоторые функциональные интересы. Такой подход сосредоточивает внимание на консенсусе, а не на конфликтах и во многом базируется на доверии между участниками переговоров.

Объективной необходимостью и важным фактором повышения эффективности производства является создание у трудоспособных граждан высоких мотивов и стимулов к труду. Достигается это в основном путем широкой дифференциации оплаты труда исходя из уровня квалификации и личного трудового вклада в производство. Для решения такой весьма сложной задачи хозяйственные субъекты могут самостоятельно разрабатывать и устанавливать формы и системы оплаты труда, критерии оценки трудового вклада соответствующих исполнителей. Для тех предприятий, организаций, учреждений, финансирование которых осуществляется из бюджета, данные функции возложены на органы государственного управления.

Центральным звеном в регулировании оплаты труда является тарифная система. Она состоит из Единой тарифной сетки (ЕТС) и рассчитываемых на ее основе тарифных ставок и окладов работников по профессионально-квалификационным группам, а также тарифно-квалификационных справочников. Тарифная ставка первого разряда не может быть ниже минимальной заработной платы, устанавливается правительством и служит основой для дифференциации оплаты труда работников по профессионально-квалификационным группам.

На основе ЕТС обеспечивается дифференциация оплаты труда в зависимости от следующих факторов:

      сложность (квалификация) труда в пределах одной профессии, должности (внутрипрофессиональная, внутридолжностная дифференциация);

      содержание и характер труда рабочих, технических исполнителей, руководителей подразделений административно-хозяйственного обслуживания, специалистов, руководителей предприятий, учреждений и организаций, функциональных и производственных подразделений (междолжностная дифференциация);

      общие условия труда, сложность выпускаемой продукции (услуг), социально-бытовые условия, режимы труда и отдыха и другие специфические факторы, характерные для отрасли (подотрасли), видов деятельности и т.п. (межотраслевая дифференциация).

 

5. Баланс денежных доходов и расходов населения, его роль и методика разработки

Баланс денежных доходов и расходов населения относится к числу наиболее важных балансов, используемых в прогнозировании и планировании экономического и социального развития. Он отражает денежный оборот между населением, с одной стороны, и предприятиями, учреждениями, организациями – с другой. Используется баланс для установления в планах-прогнозах правильных соотношений между величиной денежных средств, товарных ресурсов, объемом платных услуг, сбережениями, достижения устойчивости денежного обращения и соответствующего регулирующего воздействия со стороны органов управления. Схема баланса денежных доходов и расходов населения приведена в таблице 4.

Разрабатывается баланс в целом по областям, районам, городам и социальным группам населения, что позволяет отразить экономические отношения между государством и населением, а также между отдельными социальными группами.

Таблица 4 – Баланс денежных доходов и расходов населения[8]

Доходы

Расходы и сбережения

Оплата труда рабочих, служащих и других категорий

 

Доходы от продажи продуктов сельского хозяйства

 

Социальные трансферты

 

Поступления от финансовой системы

 

Доходы от собственности

Покупка товаров

 

 

Оплата услуг и другие расходы

 

 

Обязательные платежи и добровольные взносы

 

Покупка жилых помещений

 

Прирост вкладов, приобретение ценных бумаг, покупка валюты

Всего денежных доходов

Всего денежных расходов и сбережений

Превышение расходов над доходами

Превышение доходов над расходами

Баланс

Баланс

 

В доходной части баланса отражаются все номинальные денежные поступления населению наличными деньгами и по безналичным перечислениям от предприятий и организаций.

На долю оплаты труда приходится значительная часть всех денежных доходов населения. Она включает все виды оплаты труда всех категорий работников. На прогнозируемый период ее величина определяется на основе соответствующих расчетов на макро-, мезо- и микроуровнях.

Доходы от продажи продуктов сельского хозяйства включают выручку, полученную населением от продажи этих продуктов в порядке государственных закупок, потребительской кооперации и различным организациям, на рынке, от продажи скота и сельскохозяйственных продуктов колхозам и совхозам и т.д. Их сумма определяется, как правило, эмпирически.

Величина пенсий, пособий и стипендий рассчитывается исходя из контингента, получающего указанные выплаты, и среднего размера пенсий, пособий, стипендий в прогнозируемом периоде. При этом учитываются ожидаемые изменения в законодательных и других нормативных документах по пересмотру условий выплат в предстоящем периоде.

Поступления из финансовой системы включают возмещения по государственному страхованию, ссуды банков на индивидуальное жилищное строительство, обзаведение хозяйственным инвентарем, ремонт домов и другие цели, проценты по вкладам, выигрыши и пр. При их прогнозировании широко применяются методы экстраполяции в сочетании с методами экспертных оценок.

Дивиденды и прочие поступления определяются с использованием методов экстраполяции и экспертных оценок.

В расходной части баланса показываются все расходы, связанные с покупкой товаров по всем каналам их реализации. К оплате услуг и другим расходам относятся квартирная плата, платежи за коммунальные услуги, оплата бытовых услуг, взносы в детские учреждения, расходы на путевки, лечение в платных поликлиниках, туризм, кино, спорт, оплата услуг транспорта, связи и прочие расходы. Обязательные платежи и добровольные взносы связаны с налоговыми выплатами, оказанием спонсорской помощи и др. При прогнозировании оплаты услуг, обязательных платежей и добровольных взносов широко применяются методы экстраполяции с экспертными оценками, нормативный метод. Могут применяться факторные модели. На предварительных этапах производятся укрупненные расчеты, на стадии уточнения планов-прогнозов рассчитываются расходы по каждому их направлению. Прирост вкладов, приобретение облигаций и других ценных бумаг, покупка жилых помещений, валюты определяются эмпирически.

Размер средств на покупку товаров определяется как разница между денежными доходами населения и расходами на оплату услуг и другими расходами по всем статьям расходной части баланса. По территориально-административным единицам учитывается сальдо миграции денег.

При разработке баланса денежных доходов и расходов населения по общественным группам в доходной части учитываются также поступления от продажи товаров и оказания услуг одной группы населения другой, а в расходной – расходы на оплату таких товаров и услуг.

 

6. Реформирование общественных фондов потребления и прогнозирование реальных доходов населения

Общественные фонды потребления (ОФП) — это расходы на текущее содержание учреждений и организаций здравоохранения, образования, культуры; выплаты по временной нетрудоспособности, пособий семьям с детьми, оплата очередных отпусков; расходы государства на содержание общественного жилищного фонда, не покрываемые квартирной платой, являющиеся неотъемлемой частью прежней экономической системы. Доля прямых и косвенных выплат из ОФП в доходах различных слоев населения колебалась от 30 до 70 %, что давало основание рассматривать ОФП как один из основных финансовых источников удовлетворения потребностей людей. ОФП считались наиболее перспективным способом распределения общественного продукта, однако их цели и задачи в прежнем виде несовместимы с принципами рыночной экономики. В условиях рынка главным источником, обеспечивающим потребление всех материальных благ, включая и социальные услуги, становится доход граждан. И только граждане, не имеющие возможности обеспечивать свое материальное существование и социальное развитие за счет собственных средств, должны получать со стороны государства социальную поддержку, финансовым источником которой могут оставаться ОФП. Таким образом, рыночные отношения не исключают ОФП как таковые, а только меняют их целевое назначение. ОФП должны использоваться исключительно в целях социальной защиты населения.

ОФП должны распределяться между регионами по нормативам на душу населения с учетом климатических, экологических, социальных и экономических условий в каждом из них.

Переход отраслей социальной сферы к рыночным отношениям – наиболее сложная задача. Если социальные услуги становятся платными, то «бесплатными» они окажутся только для тех, за кого расплатится государство. Эффективность такого механизма адресности в использовании ОФП будет возрастать по мере повышения жизненного уровня населения, когда все больше и больше людей будут в состоянии самостоятельно расплачиваться за потребление социальных услуг. Вместе с тем введение платности невозможно без серьезной структурной перестройки.

Основное направление реформирования в системе здравоохранения связано с переходом к бюджетно-страховому принципу финансирования медицинских учреждений. При этом источником финансирования для неработающего населения и занятых в бюджетных организациях остается бюджет, а для работающего – средства предприятий. Финансирование добровольного страхования будет осуществляться за счет как прибыли предприятий, так и личных средств граждан. Ключевыми субъектами нового хозяйственного механизма системы здравоохранения становятся независимые страховые компании, деятельность которых позволит реализовать конкурентные принципы организации рынка медицинских услуг.

Информация о работе Прогнозирование и планирование в социальной работе организации