Автор: Пользователь скрыл имя, 15 Января 2011 в 16:25, реферат
С начала 90-х годов эти проблемы остро стали перед Россией: без принятия твердых и последовательных мер против монополизма нельзя надеяться на успех экономической реформы и переход к рыночной экономике. Успех экономических преобразований в немалой степени зависит от взвешенной, выверенной системы регулирования государством монопольных процессов и конкурентных отношений.
Как правило, американские
суды допускают возможность
. Рынок, на котором
действует компания, против которой
выдвигается иск по обвинению
в сбивании цен, должен
. Данная компания
должна занимать выраженные
В каждом антитрестовском
деле, в котором был установлен
факт монополизации, имеется не только
виновная, но и потерпевшая сторона,
понесшая конкретный ущерб. Это ставит
вопрос о его компенсации, процедура
решения которого также входит в
инструментарий противодействия монополизму.
Доказательство факта нанесения ущерба осуществляется в соответствии с буквой раздела 4 Акта Клейтона и требует достоверного свидетельства, отвечающего двум критериям. Прежде всего, требуется подтвердить, что
«бизнесу или собственности»
потерпевшей стороны
В большинстве случаев
в качестве соискателя компенсации
выступает конкурент ответчика.
В этом случае простейшим для суда
способом доказательства нанесения
ущерба является сопоставление объема
продаж истца до нарушения антитрестовского
законодательства ответчиком и после.
Но существует возможность также
доказать, что истец потерпел убытки
даже в том случае, если в период
нарушения ответчиком антитрестовского
законодательства уровень доходов
истца не снижался и даже возрастал.
Помимо самого факта
ущерба, истец, чтобы получить компенсацию,
должен также доказать, что этот
ущерб был понесен им в результате
нарушения ответчиком именно антитрестовского
законодательства. То есть истец должен
убедить суд в существовании
причинно-следственной связи между
противоречащим интересам развития
конкуренции поведением ответчика
и возникновением ущерба. Как правило,
такая зависимость выявляется на
основе тщательного анализа сложившейся
конкретной ситуации и опроса многочисленных
свидетелей. При этом принципиальное значение
имеет доказательство того, что истец
потерял, например, часть рынка сбыта именно
вследствие действий ответчика, а не в
результате своей более низкой конкурентоспособности.
Наконец заключительным
шагом в решении вопроса о
возмещении ущерба является определение
его объема. Традиционно американские
суды стремятся избежать произвольного
или основанного на догадках заинтересованных
сторон определения ущерба от ущемления
конкуренции. В то же время установление
ущерба как бесспорного факта
также практически невозможно, так
как оно основывается на сопоставлении
фактических данных с гипотетическими,
например, с объемом продаж, который
был бы у истца, не нарушь его конкурент-ответчик
антитрестовского законодательства .
Поэтому суды всегда тщательно рассматривают
выкладки соискателя возмещения ущерба,
учитывая выкладки противоположной
стороны.
Исполнительные органы власти ведут не только «карательную», но и профилактическую работу по предотвращению монополистических ограничений.
Например, министерством
юстиции издаются справочные материалы,
содержащие параметры сделок по слиянию
и поглощению компаний, которые попадают
под действие антитрестовского законодательства.
Так, интересен критерий, на основе
которого делается заключение о факте
установления на рынке монополистического
превосходства одного или нескольких
предприятий: 33%- для одного предприятия,
50%- для трех, 66,6%- для пяти.
Антитрестовское, как
впрочем, и большинство других видов
законодательств, нацелено не только и
не столько на то, чтобы покарать
его нарушителей, сколько на то, чтобы
предотвратить сами нарушения . По сути,
оно является инструментом регулирования,
нацеленного на формирование социально
приемлемого распределения
В настоящее время
подход к проблеме законности стратегического
поведения той или иной компании
формулируется судами США следующим
образом. Для доказательства его
противоправности необходимо наличие
в действиях ответчика трех признаков:
. Намерения получить
монопольную силу, способность влиять
на хозяйственные решения
. Исключить конкуренцию;
. Предпринять действие,
трактуемое в практике
Когда намерение
установить монополию исходит со
стороны доминирующей или одной
из ведущих фирм, имеющих на данном
рынке реальную возможность его
осуществить, американским судопроизводством
определяется «опасная вероятность
успеха» монополистических
Основная особенность
антитрестовского законодательства США
заключается в принципе запрета
монополий как таковых, то есть признания
их незаконными изначально, в то
время как западноевропейское антимонопольное
законодательство строилось на принципе
регулирования
Верховный суд постановил, что Закон Шермана основывается на доктринах общего права об ограничении торговли и что его следует толковать в пользу запрета только тех ограничений, которые можно классифицировать как
«неразумные» согласно
принципам общего права.
Кроме этого, американские
суды со временем стали использовать
и другие средства регулирования
конкуренции, что в целом открыло
для них и возможность более
гибкого подхода к
Однако сам режим
антитрестовского регулирования время
от времени претерпевает определенные
изменения (смягчение или ужесточение),
связанные с различными факторами,
в частности со сменой экономической
политики после прихода к власти
определенной администрации, ослаблением
или усилением государственного
вмешательства в дела частного сектора.
Преобладающей в настоящее
Как видно, в США
достаточно высокий уровень организации
процесса государственного регулирования
монополии, основанный на букве закона.
Среди всех рассмотренных моментов
государственного регулирования особое
внимание привлекает то, что частные
компании допускаются в регулируемые
отрасли на конкурсной основе. С
одной стороны это позволяет
государственным органам
Область проблем
антимонопольного регулирования в
России
Пожалуй, наиболее важной
проблемой антимонопольного регулирования
является высокая степень
К элементам чрезмерного
государственного монополизма в
настоящее время можно отнести
сохранение всё ещё весьма высокой
доли государственного сектора в
ведущих отраслях индустрии, замедленные
темпы разгосударствления в деревне,
сохранение за государством контрольного
пакета акций значительной части
приватизированных предприятий, сохранение
возможностей для значительной части
государственных предприятий
Одним из специфических
обстоятельств, характерных для
современного периода осуществления
антимонопольной политики в России,
является то, что решение задачи
преодоления элементов
В условиях перехода к рынку, точнее, при тех обстоятельствах, в которых сейчас находится экономика России, при решении вопроса о допустимости или недопустимости использования тех или иных элементов государственного административного монополизма целесообразно, не упуская, безусловно, из виду критерий ущерба для конкурентной борьбы, учитывать всё же в первую очередь критерий оздоровления экономики. То есть, решая вопрос о том, прогрессивна или не прогрессивна та или иная конкретная форма государственного административного монополизма в наших условиях, необходимо
(хотя бы в ближайшие
годы) руководствоваться, прежде
всего, оценкой способности
Безусловно, трудности
перехода к рынку многим предприятиям
легче переносить в рамках различного
рода объединений и холдингов. Но
в условиях современной отечественной
экономики важно не допускать
таких форм, которые позволяли
бы предприятиям возвращаться опять
к удобному и привычному для них
административному
Сложности встают перед
антимонопольной политикой
Безусловно, формирование
концернов, обеспечивающих более рациональную
и эффективную организацию