Автор: Пользователь скрыл имя, 04 Ноября 2012 в 09:16, доклад
«Предприятие» и «фирма» — различные экономические категории, хотя в обыденной действительности и зачастую в литературе эти понятия рассматриваются как синонимичные, как некоторая форма организации производственной деятельности и прочих видов предпринимательской активности. В строгом смысле слова под предприятием следует понимать совокупность факторов производства, расположенных в одном месте и связанных единым технологическим процессом, т. е. форму производственной деятельности. Иными словами, предприятие — обособленная хозяйственная единица, осуществляющая производство товаров и услуг в любой отрасли экономики. Предприятием является и крупный металлургический завод, и обувная фабрика, ателье, косметический салон, магазин тоже являются предприятиями.
«Предприятие» и «фирма»
— различные экономические
Под фирмой обычно понимают все или почти все формы организации предпринимательской деятельности. Фирма — единица предпринимательства, понятие это более широкое, чем «предприятие». Предпринимательская фирма представляет собой организацию, осуществляющую хозяйственную деятельность на одном или более предприятиях, т. е. фирма может включать в себя несколько обособленных хозяйственных единиц. Понятия «фирма» и «предприятие» будут идентичны в том случае, если фирма включает одно производственное предприятие. Современные фирмы обычно объединяют предприятия в группу. Естественно, что рамки предприятия не совпадут в этом случае с организационными рамками фирмы.
Обобщая существующие в экономической науке взгляды на природу фирмы, причины ее возникновения и развития, можно выделить следующие три позиции:
1. Фирма, с точки зрения
2. С точки зрения социально-
3. И наконец, фирма —
С каким бы способом организации хозяйственной деятельности мы не сталкивались, в любом случае ее реализация будет связана с трансакциями и трансакционными издержками. Поясним. При осуществлении производственной деятельности у фирмы возникают затраты, связанные с привлечением необходимых экономических ресурсов, без которых невозможно осуществить производство, — производственные затраты или издержки производства. Кроме затрат, связанных непосредственно с производством, фирма сталкивается и с непроизводственными затратами, получившими название трансакционных издержек (от лат. transaktio — договор), которые включают в себя всевозможные затраты на подготовку, заключение и реализацию сделок, на заключение и выполнение контрактов. Это затраты на поиск необходимой информации о потенциальных партнерах (поставщиках и покупателях), о рыночных ценах, маркетинговые и рекламные усилия, направленные на убеждение потенциальных партнеров в выгодности заключения сделки, затраты на заключение сделки, связанные с проведением переговоров и подписанием договора, затраты, направленные на обеспечение гарантий выполнения договора. По некоторым данным, в странах с развитым рыночным механизмом трансакционные издержки достигают 50 % стоимости готовой продукции. Огромные затраты на осуществление бесчисленного количества контрактов — причина возникновения фирм, если это обеспечивает возможность минимизации трансакционных издержек (издержек на проведение трансакций, под которыми понимаются хозяйственные сделки). Здесь необходимо четко разграничить внутрифирменные трансакции, охватывающие многогранную деятельность фирмы по организации производства и эффективному использованию экономических ресурсов, и внутрифирменные трансакционные издержки, с одной стороны, и внешние (рыночные) трансакции и трансакционные издержки, с другой стороны. Допустим, фирма при осуществлении рекламной компании по продвижению новой продукции на рынок для выработки новой рекламной концепции может пойти двумя путями. Первый из них — обратиться к специалистам собственной рекламной службы, второй — разместить заказ на стороне, не осуществляя собственные разработки. В первом случае возникнут трансакционные издержки, обусловленные необходимостью обеспечения качества и заданных параметров, соблюдения сроков исполнения и приемлемой стоимости реализации данной идеи и т. п. (внутрифирменные трансакционные издержки). Во втором случае фирма также столкнется с некоторыми трансакционными издержками (внешние или рыночные трансакционные издержки). Фирмы, как способ организации хозяйственной деятельности, выживают в том случае, если трансакционные издержки внутри фирмы оказываются ниже аналогичных рыночных издержек. Рыночные и внутрифирменные трансакции тесно взаимосвязаны. Их соотношением и соотношением внешних и внутренних трансакционных издержек определяется выбор способа экономической организации — либо иерархический (фирма), либо спонтанный порядок (рынок), а также оптимальный размер самой фирмы.
Как показывает практика, фирмы в
рыночной экономике широко распространены
и являются господствующей формой осуществления
предпринимательской
С понятиями «предприятие» и «фирма» связана ещё одна экономическая категория — отрасль, как совокупность предприятий и фирм, производящих одинаковую или похожую продукцию. Сейчас границы отраслей несколько размыты из-за всеобщей диверсификации и научно-технического прогресса, что проявляется в увеличении числа отраслей и подотраслей в современных экономиках.
Информация о работе Понятие фирмы, предприятия в современной экономической литературе