Обязательные резервы коммерческих
банков, операции центрального банка
на открытом рынке ценных бумаг.
Прямые методы:
Прямое и непосредственное регулирование
государством кредитов и тем самым
- денежной массы;
Государственное регулирование цен;
Государственное (по соглашению с
профсоюзами) регулирование заработной
платы;
Государственное регулирование внешней
торговли, ввоза и вывоза капитала
и валютного курса.
Существует несколько классификаций
антиинфляционной политики, например:
ортодоксальную и гетеродоксальную
антиинфляционную политику.
Ортодоксальный вариант основан
на неоклассической концепции- минимальное
вмешательство в экономику со
стороны государства. Предполагает
ограничение сферы его деятельности
решением проблем сбалансированности
бюджета и поддержание темпов
прироста денежной массы в обращении
в соответствии с реальными возможностями
увеличения производства.
Гетеродоксальный вариант предусматривает
более активное государственное
вмешательство в ход экономических
процессов, в том числе: временное
замораживание роста цен и
заработной платы; меры по стимулированию
предпринимательства и сбережений
населения, прежде всего посредством
снижения налогового бремени; развитие
рыночной инфраструктуры и поддержку
жизненно важных отраслей и производств;
регулирование внешней торговли
и валютных операций.
Важнейшей частью антиинфляционной стратегии
является гашение адаптивных инфляционных
ожиданий. При постоянном соблюдении
обещаний со стороны правительства
в течение достаточно продолжительного
срока начинает действовать эффект
объявления, который стал весьма эффективным
элементом антиинфляционной стратегии
в таких странах, как США, Германия,
Великобритания.
Также правительство должно принимать
меры, способствующие укреплению механизмов
рыночной системы: установление конкурентно-рыночного
климата в стране, систематический
контроль за состоянием рынков, антимонопольная
политика; отказ от государственных
мер по поддержке и защите неконкурентных
отраслей, поощрение и поддержка
малого бизнеса; стимулирование диверсификации
производства и продаж; гибкая налоговая
политика, направленная на снижение налогового
пресса и применение прогрессивной
шкалы налогообложения. Кроме того,
все эти меры должны сочетаться с
мероприятиями в области денежного
обращения: жесткие лимиты прироста
денежной массы, контроль со стороны
Центрального банка над изменением
денежной массы (политика таргетирования,
предложенная монетаристами).
Имеется также немонетаристский подход,
который предусматривает необходимость
возрождения производства, обеспечивающего
макроэкономическую стабилизацию. Этот
подход рекомендуется сторонниками
кейнсианства, теории «экономического
предложения» и неоклассического синтеза.
Важнейшие из них – более активное
регулирующее воздействие государства,
включая временное замораживание
или сдерживание роста цен
и зарплаты (политику доходов) с целью
предотвращения высокого уровня инфляции,
участие в создании рыночной инфраструктуры,
налоговое стимулирование производства,
поддержка жизненно важных отраслей
и производств, регулирование внешней
торговли и валютных операций.
Стоит выделить также надежные элементы
антиинфляционной стратегии: государственное
стимулирование научно-технического прогресса
и структурной перестройки производства;
переориентацию инвестиционных потоков
на отрасли промышленности группы «А»;
конверсию военных секторов экономики.
Окончательно преодолеть инфляцию
можно, только перестоив хозяйственный
механизм, включив рыночные регуляторы.
Решение этой весьма непростой проблемы
предполагает достижение политической
стабильности и договоренности, согласия
и поддержки населением мер регулирования.
Без этого самые разумные рецепты
и рекомендации не способны дать желаемого
результата.
3. Особенности инфляции в России.
Экономика России имеет переходный
характер. Это предполагает иное, отличное
от практики развитых стран, протекание
инфляционных процессов. До 1992 года инфляция
в России носила скрытый характер.
Сфера проявления инфляционных процессов
была ограничена наличным денежным оборотом,
так как в сфере безналичного
оборота ситуация жестко контролировалась
финансовыми органами государства.
Инфляция издержек была отодвинута на
задний план, так как государство
регулировало зарплату и цены на природные
ресурсы, но проявлялась в форме
отказа от выпуска дешевых товаров,
снижению их качества без компенсирующего
удешевления. Решающее значение играли
факторы, ведущие к превышению денежного
спроса над товарным предложением –
факторы инфляции спроса. Ведущая
роль принадлежала эмиссии бумажных
денег, потому что эта функция
полностью находилась в руках
исполнительной власти и отсутствовал
такой важный сдерживающий фактор,
как независимый Центральный
банк. Это дополнялось выдачей
безвозмездных или крайне дешевых
кредитов, а также гигантским отвлечением
материальных ресурсов от насыщения
рынков, прежде всего потребительских
товаров и услуг (гипертрофированное
развитие военно-промышленного комплекса
и отраслей тяжелой промышленности).
Под действием вышеназванных факторов
к началу 90-х годов в российской
экономике сформировался мощнейший
инфляционный навес, который включал
три составляющие: общее превышение
спроса над предложением; искаженные
ценовые пропорции, вызванные деформированной
структурой экономики; высокие инфляционные
ожидания как следствие предшествующей
экономической политики.
Российские реформаторы опирались
на прямолинейную монетаристскую интерпретацию
зависимости инфляции лишь от избыточного
выпуска денег, бюджетного дефицита
и нестабильного валютного курса.
Антиинфляционная политика осуществлялась
тремя методами монетаристского
подхода: ограничение эмиссии денег
Центральным банком РФ; сокращение
бюджетного дефицита путем секвестирования
государственных расходов; сдерживание
колебание курса рубля по отношению
к иностранным валютам путем
установления их пределов и использования
валютной интервенции. Монетаристская
антиинфляционная политика привела
не к подавлению или сдерживанию
инфляции издержек, а к острой нехватке
платежных средств, что обусловило
кризисное сокращение производства
и другие сопутствующие явления
(такие, как задержка в выплате
заработной платы, взаимная задолженность
предприятий или неплатежи). Денежная
масса в период реформ Гайдара
составляла 10-12 % от ВВП, что послужило
к возникновению бартерных сделок.
Другим следствием проводимой политики
стало кризисное сокращение производства.
В период с 1996 года до конца августа
1998 года в России наблюдалось снижение
темпа инфляции. Валютно-финансовый
кризис, разразившийся вслед за другими
странами в России в августе 1998 года,
показал эфемерность официально
объявленной финансовой стабилизации
и победы над инфляцией. Глубокие
экономические и социальные потрясения
в их числе: замораживание выплат
по внутренним и внешним долгам;
крах рынка ценных бумаг и финансовых
пирамид; блокирование вкладов в
крупных банках, кризис банковской
системы и безналичных расчетов;
увеличение безработицы; «бегство»
капитала за рубеж; девальвация рубля
привели к усилению инфляции с 11
% в 1997 году до 70 % в 1998 году. В 1999 году темп
инфляции составил 36,5 %. Замедление темпов
инфляции было обусловлено снижением
платежеспособного спроса в связи
с падением реальных располагаемых
денежных доходов населения (в декабре
1998 г. на 31,8 % по сравнению с декабрем
1997 г.), контролем за денежной эмиссией
и динамикой денежных агрегатов
относительной стабилизацией валютного
курса рубля. В июле 2002 года на потребительском
рынке не произошло ожидавшегося
сокращения динамики цен, не говоря уже
об их абсолютном снижении. Хотя инфляция,
в общем-то, невелика, обращает на себя
внимание ее тенденция: вместо сезонного
спада, индекс потребительских цен
даже чуть вырос – со 100.5% в июне
до 100.7% в июле (2001 г., соответственно:
101.6% и 100.5%). Базовая инфляция тоже несколько
увеличилась – со 100.6% до 100.9% (самый
высокий уровень, начиная с января)
– см. график. Такая динамика цен
определялась в основном конъюнктурными
факторами.
Учитывая складывающиеся тенденции,
за год рост потребительских цен
прогнозировался на уровне 114.5-115%.
Темпы инфляции в России в конце
лета 2003 г. полностью оправдали ожидания
экономистов и правительственных
чиновников. По данным Госкомстата, в
августе 2003 года прирост цен в
промышленности упал до 1,4 процента, а
в потребительском секторе впервые
с сентября прошлого года произошло,
пусть незначительное, но снижение
уровня цен на 0,4 процента. В сентябре,
по нашей оценке, динамика инфляционных
процессов несколько ускорится,
но все равно останется минимальной.
В то же время низкие значения инфляции
последнего времени можно связать
и с динамикой монетарных процессов.
С начала 2003 года в России, как, впрочем,
и во всем мире, происходило неуклонное
ослабление доллара. Поскольку основная
масса доходов от отечественного
экспорта поступает в американской
валюте, негативная динамика доллара
вела к непрерывному росту золотовалютных
резервов Центрального банка и укреплению
рубля. А оборотной стороной этого
процесса являлось ускоренное наращивание
рублевой денежной массы в обращении.
Однако в конце лета ситуация изменилась.
В США началось экономическое
оживление, что привело к усилению
доллара на мировом валютном рынке.
И Центральному банку потребовалось
осуществить довольно значительные
валютные интервенции, чтобы удержать
курс рубля на относительно стабильном
уровне. Только с начала сентября золотовалютные
резервы снизились на 0,7 миллиарда
долларов. Это автоматически означало
изъятие избыточных рублей из обращения
и соответственно уменьшение инфляционного
давления на потребительском рынке.
Впрочем, перспективы снижения темпов
инфляции в России не следует переоценивать.
Стремительный подъем экономики
и связанная с ним конкуренция
между предприятиями за дополнительные
объемы ресурсов, необходимые для
наращивания производства, способствовали
опережающему росту сырьевых цен
относительно цен на конечную продукцию.
Как свидетельствуют результаты
опросов руководителей промышленных
предприятий, регулярно проводимые
Центром экономической конъюнктуры
при Правительстве РФ (ЦЭК), к началу
осени рост цен на сырье, материалы
и энергоносители отмечали 45 процентов
директоров, тогда как аналогичная
оценка для отпускных цен составила
всего 20 процентов. Не случайно прирост
индекса цен производителей в
промышленности в целом за август
оказался почти в пять раз ниже
увеличения цен в топливной промышленности
(1,4 против 7,9 процента). Инфляция за 2003
г. составила примерно 15%
Второй фактор возможного ускорения
цен - инфляционные ожидания в промышленности.
На фоне роста затрат все больше
предприятий переходит к более
агрессивной ценовой политике. Тем
более что этому способствует
спросовая ситуация. Как свидетельствуют
результаты опросов руководителей
промышленных предприятий, проведенных
лабораторией конъюнктурных опросов
Института экономики переходного
периода (ИЭПП), к началу сентября доля
предприятий с увеличивающимся
платежеспособным спросом превышала
долю предприятий со снижающимся
платежеспособным спросом на 18 процентов
(в июне-июле разница составляла
7-12 процентов). И это максимальное
значение за последние 3 года. При этом
уровень запасов готовой продукции
упал сразу на 8 процентных пунктов
и достиг минимума с начала года.
В результате доля предприятий, повысивших
цены на свою продукцию, составила 21 процент
(в июле - 20).
В 2005 г. чиновники планируют инфляцию
8-8,5 %. Большинство же независимых
экспертов считает, что потребительские
цены вырастут в 2005 г. на 9-10%, если, конечно,
правительство не придумает какую-нибудь
новую реформу. Из нынешней сложнейшей
ситуации вытекают простые выводы.
Управлять инфляцией как экономическим
инструментом во благо страны и точно
прогнозировать ее нынешняя власть не
умеет. В таких условиях планировать
свою деятельность российским предприятиям
чрезвычайно сложно. Кроме того,
что для десятков миллионов россиян,
считающих каждый рубль, каждый процент
инфляции – удар по кошельку.
Таким образом, даже незначительные уровни
современной российской инфляции оказывают
в целом негативное воздействие
на темпы промышленного производства.
В отличие от развитых капиталистических
стран снижение темпов инфляции в
России приводит к росту материального
производства и занятости. Вызываемый
инфляционный рост цен неизбежно
приводит к снижению доходов потребителей.
Доходы же производителей товаров при
наличии инфляции, как показывают
расчеты, могут изменяться как в
сторону их увеличения, так и снижения.
Для сдерживания инфляции необходима
системная, комплексная антиинфляционная
политика с учетом многофакторности
инфляционного процесса, порождаемого
деформацией воспроизводства во
всех сферах, а не только монетарными
факторами. Цель такой политики –
не подавление инфляции любой ценой,
а управление инфляционным процессом
как рыночными, так и государственными
методами в интересах подъема
национального производства и экономической
безопасности народа.
Заключение.
Инфляция является сравнительно новым
экономическим фактором, несмотря на
то, что отдельные случаи инфляции
имели место в истории. Инфляция
– это многофакторный процесс, и
точка зрения монетаристов, что инфляция
– чисто денежное явление, есть не
что иное, как современная трактовка
первоначальных форм проявления инфляции.
Инфляция в существенной степени
определяется особенностями конкретного
этапа экономического развития той
или иной страны. В развивающихся
странах со слабой экономикой инфляционный
процесс находится под определяющим
воздействием избыточной денежной эмиссии,
вызываемой резким повышением бюджетных
расходов над доходами. В развитых
странах инфляция может рассматриваться
в качестве неотъемлемого элемента
хозяйственного механизма. Однако для
них она не представляет серьезной
угрозы, поскольку там отработаны
и достаточно широко используются методы
ограничения и регулирования
инфляционных процессов. В США, Японии,
странах Западной Европы преобладает
тенденция замедления темпов инфляции,
денежная масса, находящаяся в обращении,
попадает под жесткий контроль центральных
банков и может увеличиваться
лишь темпами, адекватными темпам роста
ВНП. Поэтому переполнения каналов
обращения денежной массой не происходит.