Автор: Пользователь скрыл имя, 27 Февраля 2013 в 18:51, статья
Усиление конкуренции на мировых и отечественных рынках, стремительное развитие и смена технологий, растущая диверсификация бизнеса, усложнение бизнес-проектов и другие факторы обусловливают новые требования к системе внутреннего контроля предприятия.
Совершенствование управление
Организация контроля
результатов финансово- | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Токаренко Г.С, | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Предлагаемая читателю статья
включает в себя две части: в первой
части рассматриваются цели, задачи
и модель контроля результатов финансово- 1. Цели контроля
результатов деятельности Усиление конкуренции
на мировых и отечественных Контроль должен быть направлен на обеспечение основных показателей эффективности на всех этапах управления предприятием. В связи с этим целью контроля на предприятии является выявление возможных отклонений запланированных показателей, установление причин этих отклонений и разработка мероприятий по их устранению. Анализ деятельности ряда
российских предприятий показал, что
при построении системы контроля
на предприятии рекомендуется Рис. 1. Место контроля в цикле управления предприятием Это позволит существенно
усилить оперативность 2. Задачи контроля
результатов деятельности Для достижения поставленной цели контроля необходимо сформировать задачи контроля на предприятии применительно к этапам цикла управления. На этапе предварительного контроля осуществляется контроль:
Контроль планирования позволяе На этапе реализации поставленных целей и планов осуществляется текущий контроль:
Контроль реализации поставленных
целей и задач позволяет На этапе итогового контроля деятельности предприятия подводятся итоги в целом по предприятию по достижению поставленных целей и разрабатываются мероприятия по ликвидации возможных отклонений в будущем. Таким образом, в широком
смысле функция контроля содержит в
себе анализ и измерение количественных
и качественных характеристик (показателей)
деятельности предприятия, а также
выявление причин отклонений контрольных
величин от плановых, с тем чтобы
повысить адаптивность предприятия
к появлению возможных Отсюда следует, что основными задачами контрол
Для успешной реализации поставленной
цели и задач необходимо разработать
модель контроля, формализовать порядок
оценки отклонений интегрального показателя
деятельности предприятия, задать предельные
отклонения для частных показателей
и величин и разработать Как было ранее показано, на предприятии акценты должны быть смещены с простого фиксирования фактов отклонений в сторону перспективного, в некотором смысле опережающего контроля, ориентированного на будущее. При этом контроль должен ответить на следующие вопросы:
При организации контроля за результатами деятельности предприятия необходимо соблюдать ряд принципов:
Реализация первых двух принципов направлена на приспособление процесса контроля под менеджера, несущего установленную руководством ответственность за достижение цели и реализуемость планов предприятия. Поэтому необходима определенная модификация контура устранения отклонений при традиционной обратной связи (рис. 2а) к контуру устранения отклонений, конкретизированного под менеджера (рис. 2б). Это будет возможно, если менеджер будет наделен соответствующими полномочиями по осуществлению корректирующего воздействия. Рис. 2. Устранение отклонения при: а) традиционной и б) децентрализованной обратной связи Переход к более эффективному контуру управления сокращает не только количество этапов при устранении отклонения, но и потери во времени, возникающие, когда менеджер ждет указания от руководства относительно корректирующего действия. 3. Модель контроля
результатов деятельности С учетом сделанных замечаний модель контроля в рамках системы управления предприятием целесообразно представить в виде рис. 3. Рис. 3. Модель организации контроля Основными элементами модели системы контроля являются:
На первом этапе определяются
объекты контроля и совокупность
контролируемых показателей и величин,
а также устанавливаются На втором этапе осуществляется
выявление отклонений контролируемых
показателей и величин и На третьем этапе определяются
финансово-хозяйственные На четвертом этапе в случае изменения целевых параметров, а также прогноза изменений сильных и слабых сторон самого предприятия осуществляется корректировка целевых показателей и величин, а также выбор корректирующих мероприятий по достижению целей из совокупности альтернативных. Выбор корректирующих и регулирующих мероприятий по достижению целей и пересмотренный план предлагаются руководству для воплощения в жизнь, тем самым цикл управления замыкается. Данная модель контроля должна опираться на информационное обеспечение контрольной деятельности, включающее оперативную, плановую, нормативно-справочную информацию, классификаторы технико-экономической информации, системы документации (унифицированные и специальные). Трудоемкость сбора реальной информации о финансово-хозяйственной деятельности зависит от наличия автоматизированной бухгалтерии, развитости информационных технологий в целом. Таким образом, для успешного функционирования данной модели необходимо решить следующие задачи:
Состав этих задач в
зависимости от возникающих ситуаций
на предприятии может Выработка корректирующих и
регулирующих мероприятий при реализации
контроля достигнет наибольшего
эффекта, если все виды стратегий
разрабатываются и 4. Общая схема
технологии контроля Технологически в наиболее общем виде процесс контроля включает в себя выполнение мероприятий, представленных на рис. 4. Рис. 4. Технологическая схема процесса контроля А. Определение контрольных показателей и величин. При определении контрольных величин следует ответить на два важнейших вопроса: сколько и какие показатели и величины должны контролироваться. Дело в том, что планы
и бюджеты предприятия включают
в себя большое количество показателей,
из которых складываются доходы и
расходы, денежные потоки, активы и
пассивы и т.д. На первый взгляд большое
количество показателей не является
фактором, ухудшающим качество управления
предприятием в связи с тем, что
желательно иметь больше информации
о состоянии предприятия. В то
же время осуществлять контроль по
каждой бюджетной строке (например,
с точностью до расходов на потребление
отдельного вида вспомогательных материалов
в конкретном подразделении) сложно
да и нецелесообразно. Большое количество
проверяемых и оцениваемых Поэтому менеджменту следует
попытаться найти приемлемый подход
к определению рационального
количества показателей, назначаемого
персонально менеджеру для <*> Елисеева И.И., Рукавишников В.О. Группировка, корреляция, распознавание образов. — М.: Финансы и статистика, 1977. Структура контролируемых величин практически определяется структурой показателей финансового плана с учетом контролируемых статей баланса. Поэтому желательно, чтобы структура показателей финансового плана отвечала бы не только интересам простоты методики планирования, но и требованиям процесса контроля. Например, в качестве ориентира для формирования примерной совокупности показателей, контролируемых на низших уровнях управления и, как правило, измеряемых в абсолютных величинах, могут использоваться показатели согласно рабочему плану счетов бухгалтерского учета. Причем каждую группу интегральных показателей, в свою очередь, можно дополнительно разбить на ряд частных показателей, используемых в операционных и финансовых бюджетах. Таблица 1 Показатели согласно рабочему плану счетов бухгалтерского учета<*>
<*> В соответствии с
Типовыми рекомендациями и Например, затраты на производство (группа III табл. 1) могут быть разбиты по операциям (работам) пропорционально их величине. На базе данных показателей уже несложно определить и проконтролировать производные показатели эффективности деятельности предприятия: показатели платежеспособности, ликвидности, финансовой устойчивости и независимости, рентабельности, оборачиваемости и т. д., определяемых на основе результатов выполнения планов и бюджетов. Для оптимизации структуры контролируемых показателей внутри интегральных показателей целесообразно использовать метод АВС—анализа, в основе которого лежит принцип Парето. Например, проведенный анализ структуры затрат фабрики фотопечати «Экспертфото» (табл. 2) выявил 10 интегральных видов затрат (показателей), из которых по методу АВС—анализа рекомендуется оставить 4 контролируемых показателя: затраты на производство, хранение сырья, сортировка готовой продукции и получение заказа, дающих более 90% затрат. Таблица 2 Структура затрат фабрики фотопечати «Экспертфото»<*>
<*> Финансовый директор. — 2003. — № 1. Б. Выявление отклонений. Следующим шагом в технологии
контроля является выявление отклонений.
Определение отклонений помогает выявить
области эффективности или Источником информации о
фактических значениях и Широко распространена практика определения для наиболее важных контрольных величин допустимых пределов отклонений. Для каждого контролируемого показателя устанавливается свой предел отклонения. Для некоторых финансовых потоков, объем которых значительно влияет на финансовое состояние предприятия, например поступления от продажи готовых изделий, даже низкие процентные показатели отклонений могут иметь большее значение с точки зрения влияния на конечный результат (конечную цель), в то время как у финансовых потоков меньшего объема более высокие процентные показатели отклонений существенного влияния иметь не будут. Это означает, что для некоторых показателей предельное отклонение и в 1% будет велико, а для других и 10% — не такая большая цифра. При назначении пределов отклонений контролируемых показателей необходимо учитывать следующие факторы:
Допустимые пределы После проведения анализа причин отклонений возможны следующие основные варианты действий (рис. 5): Рис. 5. Динамика изменения контролируемого показателя а) решение по анализу отклонений принимается только после установления факта выхода контролируемого показателя за пределы отклонений [Xmin / Xmax]. В связи с этим возможен вариантный подход к планированию; б) решение по анализу причин отклонений принимается только после установления устойчивой тенденции (прогноза) изменения контролируемого показателя в сторону выхода за пределы одной из контролируемых границ Xmax или Xmin. В этом случае целесообразен адаптивный подход к планированию деятельности предприятия; в) решение по анализу
причин отклонений принимается по некоторым,
менее важным, показателям только
после выхода контролируемого показателя
за пределы отклонений [Xmin / Xmax], а
по другим, более важным, — только
после установления устойчивой тенденции
изменения контролируемого Для этого случая желателен адаптивно-ситуационный подход к планированию деятельности предприятия. Использование того или иного из приведенных вариантов зависит от конкретной ситуации, складывающейся на предприятии. Если задержка по времени с рассмотрением причин отклонений не так важна, то, наверно, вариант а) будет более предпочтителен, чем другие, так как не требует применения достаточно сложных и дорогостоящих методов прогнозирования. И наоборот, если задержка по времени с выявлением причин отклонений крайне нежелательна, то более предпочтительным будет вариант б). Естественно, что вариант в) более универсален, так как в соответствии с ним вся совокупность показателей разбивается на две группы: менее и более важные, решения по которым принимаются индивидуально. Достоинством такого подхода является также и то, что анализ причин отклонений и разработка мероприятий по ликвидации отклонений осуществляются заранее. Однако использование этого варианта затруднено, если на предприятии неразвита информационная база о его состоянии и отсутствуют отработанные методы прогнозирования изменения показателей. Контрольные показатели и величины и их отклонения должны быть структурированы так, чтобы можно было путем сравнения фактических и плановых показателей оценить, например, реальное состояние процесса функционирования предприятия и обнаружить причинные связи его развития. Хорошим приемом упорядочения контрольных величин является их представление в виде дерева или пирамиды показателей, основанное на последовательном разложении показателя, находящегося на вершине пирамиды и характеризующего степень достижения поставленной цели, на частные показатели и величины, расположенные на нижних уровнях пирамиды. Пирамидальная структура очень удобна для определения степени влияния отклонений показателей и величин на интегральный показатель. Выстраивание показателей и величин в виде пирамиды позволяет одновременно следить за отклонениями общих и частных величин и за отношениями между отклонениями. Каждый показатель верхнего уровня является функцией показателей низшего уровня. Отклонение величин нижнего уровня пирамиды — объяснение отклонения величины другого — ближайшего высшего уровня. Расщепление ключевых показателей на факторы (множители), их составляющие, позволяет определить и дать сравнительную характеристику основных причин, повлиявших на отклонение того или иного частного показателя и предъявить требования к величине его отклонения. Кроме того, пирамидальная структура показателей и их отклонений позволяет оперативно получать и доводить информацию о достигнутых показателях в каждом подразделении до вышестоящего руководителя и принимать соответствующие меры. Используя идею пирамидальной структуры показателей, можно рассмотреть порядок ее построения на примере двухуровневой системы контроля показателей и их отклонений (рис.6). Рис. 6. Схема контроля показателей по уровням управления Большое внимание при контроле показателей должно уделяться контролю затрат. Для того чтобы представленная система контроля затрат и их отклонений была более удобной и наглядной, необходимо решить по крайней мере две проблемы:
Для начала целесообразно
выделить 5—10 самых крупных видов
затрат собственно предприятия, чтобы
в дальнейшем учитывать их отдельно.
Остальные затраты можно При группировании затрат применяются следующие правила. 1. Рассматривать в первую
очередь те виды затрат, которые
на предприятии имеют 2. Самые большие в стоимостном
выражении затраты должны быть
одновременно самыми важными.
В каждой отдельной ситуации
необходимо принимать во 3. Выбор нескольких видов
затрат дает возможность 4. Следует по возможности
объединять все, что можно 5. Необходимо различать:
6. Все остальные виды затрат, которые нельзя объединить в одну из важнейших групп, собираются в одну — прочие затраты. Пример такой группировки затрат приведен в табл. 3, где представлены возможные группы затрат и их названия. Таблица 3 Пример группировки затрат
Таким образом, группирование затрат в зависимости от «близости» к производству позволяет установить причинно-следственную связь величины затрат от принимаемых управленческих решений. При контроле на первом уровне
предприятие рассматривается В единичных случаях можно допустить использование данных системного учета в бухгалтерии лишь на предприятиях, специализирующихся на выпуске одного вида продукции, имеющих однородную технологию и организацию сбыта, ориентированных на ограниченное число постоянных заказчиков. Здесь можно осуществлять управление общими результатами деятельности на основе действующей отчетности, составленной в финансовой бухгалтерии. Во всех других случаях не только крупным предприятиям, но также мелким и средним следует выделить звенья, которые должны обособленно управляться на основе данных планирования, учета и анализа, характеризующих индивидуальные различия результатов их деятельности. Поэтому необходим второй уровень контроля, который позволил бы помимо общих результатов финансово-хозяйственной деятельности дать информацию об эффективности работы подразделений, разбитых с точки зрения ведения учета на звенья. Это выглядит так, как будто действуют разные фирмы, где учет ведется раздельно, но фирмы не являются отдельными юридическими лицами, их финансовые бухгалтерии не разграничены, обособленно учитываются только доходы и расходы производственной деятельности. Благодаря этому обстоятельству появляются различные центры учета и контроля. Как правило, учет и контроль на втором уровне осуществляется по сферам ответственности, хотя его можно организовать в зависимости от специфики деятельности предприятия по продукции или по группам продукции, а также по заказчикам (покупателям) или их группам. Членение по сферам ответственн
В случае возникновения потребности
в оптимизации показателей а) сферы деятельности, которые формируют прибыль, — центры прибыли; сюда относятся результаты по определенным видам деятельности (обороты по торговым операциям, выпуск продукции, производственные услуги, сервис); б) сферы деятельности, которые требуют только затрат, — центры затрат, например, руководство предприятием. Такое разделение поможет
сгруппировать раздробленные Прежде чем решить, по
какому принципу строить свою отчетность,
следует проанализировать и другие,
продумать классификацию Опыт показал, что при анализе отчетности на втором уровне необходимо соблюдать два правила. 1. Никогда не смешивать
три принципа дифференциации, о
которых говорилось выше, в одной
системе, так как в дальнейшем
это может привести к 2. Сконцентрировать свое
внимание на главном принципе:
число групп не должно Благодаря второму уровню
контроля отклонения от плановых показателей
фиксируются не только по месту возникновения,
но и по ответственному лицу или
подразделению. Появляются лица, ответственные
за полученный результат и за тот
вклад, который они вносят в общий
результат предприятия. Благодаря
контролю по центрам ответственности
можно количественно В. Анализ отклонений. Анализ отклонений — это
своего рода подсистема раннего предупреждения
нежелательных отклонений фактических
показателей и величин от запланированных.
Его задача заключается в том,
чтобы выявить причины Причем следует различать анализ, ориентированный на прошлое, и анализ, ориентированный на будущее. Анализ, ориентированный
на будущее, отличается от анализа, ориентированного
на прошлое, прежде всего необходимостью
разработки корректирующих мероприятий,
позволяющих вывести При анализе отклонений с
перспективой на будущее сравниваются
плановые прогнозные величины, в результате
чего оцениваются вероятные Как правило, причины отклонений
скрыты в неопределенности окружающей
среды предприятия, которая объективно
обусловлена отсутствием Ошибки при реализации плана могут быть вызваны:
Таким образом, причины возможных отклонений можно разделить на две основные группы:
Подобные причины должны
выявляться в процессе постоянного
действующего контроля за исполнением
планов и бюджетов и на их основе
разрабатываться Таким образом, в статье рассмотрены
цели, задачи и модель контроля результатов
финансово-хозяйственной |