Организация аналитического исследования финансового состояния предприятия

Автор: Пользователь скрыл имя, 05 Марта 2013 в 09:36, контрольная работа

Описание работы

Важной характеристикой анализа является возможность мысленного разложения целого на составляющие его части. Смысл этой характеристики состоит в выяснении причин, приведших объект исследования (предприятие) к сложившейся хозяйственной ситуации или, что более важно, к той хозяйственной ситуации, что может сложиться в перспективе [10, С.27]. Анализ финансово-хозяйственной деятельности предприятия является основой для принятия решений на уровне субъекта хозяйствования, с помощью которого выделяют наиболее значимые характеристики и показатели деятельности предприятия и составляются прогнозы его дальнейшего развития.

Работа содержит 1 файл

контрольная.doc

— 63.50 Кб (Скачать)

1. Организация аналитического исследования финансового состояния предприятия

 

Анализ финансово-хозяйственной  деятельности представляет собой целенаправленную деятельность аналитика, состоящую  в идентификации показателей, факторов и алгоритмов, позволяющую дать формализованную характеристику, факторное объяснение и обоснование фактов хозяйственной жизни предприятия, как имевших место в прошлом, так и планируемых к осуществлению в будущем.

Важной характеристикой анализа  является возможность мысленного разложения целого на составляющие его части. Смысл этой характеристики состоит в выяснении причин, приведших объект исследования (предприятие) к сложившейся хозяйственной ситуации или, что более важно, к той хозяйственной ситуации, что может сложиться в перспективе [10, С.27]. Анализ финансово-хозяйственной деятельности предприятия является основой для принятия решений на уровне субъекта хозяйствования, с помощью которого выделяют наиболее значимые характеристики и показатели деятельности предприятия и составляются прогнозы его дальнейшего развития.

Предметом анализа финансово-хозяйственной  деятельности предприятия являются причинно-следственные связи экономических  явлений и процессов, возникающих  в производственной и финансово-экономической  сфере деятельности предприятия.

Объектом анализа финансово-хозяйственной  деятельности предприятия являются результаты хозяйственной деятельности предприятия или отдельные стороны  его финансово-хозяйственной деятельности [8, С.7].

Результаты экономических процессов  планируются и прогнозируются на будущее в соответствующих показателях, учитываются по мере фактического формирования и затем анализируются. Но результаты как следствия процессов являются не предметом анализа финансово-хозяйственной деятельности, а объектами. Предметом же анализа являются причины образования и изменения результатов хозяйственной деятельности.

Выделение отдельных элементов  анализа финансово-хозяйственной  деятельности является достаточно условным, так как все элементы тесно  взаимосвязаны и при проведении анализа их не разделяют [8, С. 61]. На предприятиях формируется как публичная финансовая (бухгалтерская) отчетность, адресованная внешним пользователям, так управленческая отчетность, используемая менеджерами предприятия для принятия решений по управлению бизнесом. Анализ хозяйственной деятельности предприятия является составной частью бухгалтерского учета в широком смысле. В зависимости от того, какой вид отчетности служит источником для аналитических процедур и оценок, выделяют финансовый и управленческий анализ.

В рамках управленческого анализа происходит углубление выводов и оценок финансового анализа за счет использования аналитических (детализированных) данных управленческого учета. Развернутый управленческий анализ называют также комплексным экономическим анализом, в рамках которого производится управленческая оценка эффективности хозяйственной деятельности предприятия [34, С. 4]

Помимо разделения на внешний и  внутренний анализ финансово-хозяйственной  деятельности, в экономической литературе предлагается несколько вариантов его классификации: В зависимости от направления деятельности предприятия:

-анализ операционной (основной) деятельности

-анализ инвестиционной деятельности

-анализ финансовой деятельности

По горизонту проведения анализа:

-ретроспективный - предполагает исследование явлений и фактов в прошлом,

-текущий - основан на использовании  информации о текущем состоянии  предприятия,

-перспективный (прогнозный) - ориентирован  на изучение возможных вариантов  развития событий и явлений.  Обычно разделяется на оперативный, тактический и долгосрочный.

По методу изучения объектов анализа:

-качественный анализ

-количественный (факторный) анализ

-экспресс-анализ

-трендовый анализ

-экономико-математический анализ  и др.

По степени охвата изучаемых объектов:

-сплошной (комплексный)  анализ

-выборочный анализ [8, С. 11]

Основная функция анализа  финансово-хозяйственной деятельности, которую он выполняет на предприятии, - поиск резервов повышения эффективности  производства на основе изучения передового опыта и достижений науки и практики и оценка результатов деятельности предприятия по выполнению планов, достигнутому уровню развития экономики, использованию имеющихся возможностей.

 

2.Управление издержками  производства, его задачи и влияние  на  конкурентоспособность продукции

 

 

Проблема управления затратами в современных условиях актуальна для большинства российских компаний. Высокая себестоимость  продукции и услуг снижает  ее конкурентоспособность и заставляет менеджмент искать причины и резервы  снижения затрат.

Эффективное управление затратами является действенным инструментом повышения прозрачности и эффективности деятельности компании и ее структурных подразделений и возможно только на основе комплексного и системного подхода к решению проблемы, т.е. на основе единой системы управления затратами компании.

Система управления затратами  позволяет получать точную и своевременную  информацию о затратах с любой  необходимой для управления степенью детализации; создать единый контур управления затратами компании, ее филиалов и дочерних предприятий, включающий планирование, учет, контроль и анализ затрат; сделать прозрачными затраты каждого структурного подразделения компании; проводить обоснованную тарифную политику, выявлять и расширять высокорентабельные направления деятельности, и на этой основе повысить эффективность деятельности компании.

В период формирования экономики эффективное  управление издержками производства и  результатами деятельности предприятий представляет собой важную и сложную задачу. Методика исчисления себестоимости существенно влияет на финансовые результаты работы, а также на управленческие решения, направленные на повышение прибыльности за счет снижения издержек производства.

При распределении накладных  расходов могут возникнуть различного рода сложности. Например, если конкретный цех должен производить конкретную операцию по конкретной работе или если работа должна быть передана в другой процесс, некоторые счета накладных расходов должны быть распределены по цехам и затем на работы (другие могут быть сразу отнесены на заказы, т.е. специальные инструменты или канцелярские расходы по заключению контракта). Статьи накладных расходов каждого цеха должны быть изучены в целях установления их роли в изменениях данного конкретного объема производства, причем как для их распределения по цехам, так и для последующего их перераспределения на заказы или продукты. Такое распределение должно быть проведено с учетом выявленных изменений объема производства. При данном подходе более точно определяются причинно - следственные связи как база для распределения накладных расходов.

Себестоимость - это стоимостная  оценка используемых в процессе производства продукции (работ, услуг) природных  ресурсов, сырья, топлива, материалов, энергии, основных фондов, трудовых ресурсов, а также других затрат на ее производство и реализацию.

Получение наибольшего эффекта  с наименьшими затратами, экономия трудовых, материальных и финансовых ресурсов зависят от того, как решает предприятие вопросы снижения себестоимости  продукции.

Непосредственной задачей анализа являются:

    • проверка обоснованности плана по себестоимости, прогрессивности норм затрат;
    • оценка выполнения плана и изучение причин отклонений от него, динамических изменений;
    • выявление резервов снижения себестоимости;
    • изыскание путей их мобилизации.

Затраты живого и овеществленного  труда в процессе производства составляют издержки производства. В условиях товарно-денежных отношений и хозяйственной  обособленности предприятия неизбежно  сохраняются различия между общественными  издержками производства и издержками предприятия. Общественные издержки производства - это совокупность живого и овеществленного труда, находящая выражение в стоимости продукции. Издержки предприятия состоят из всей суммы расходов предприятия на производство продукции и ее реализацию. Эти издержки, выраженные в денежной форме, называются себестоимостью и являются частью стоимости продукта. В нее включают стоимость сырья, материалов, топлива, электроэнергии и других предметов труда, амортизационные отчисления, заработную плату производственного персонала и прочие денежные расходы. Снижение себестоимости продукции означает экономию овеществленного и живого труда и является важнейшим фактором повышения эффективности производства, роста накоплений.

 

 

3. Новые инструменты  финансирования

 

В инвестиционной деятельности, в особенности на рынке ценных бумаг, в число ключевых входит понятие финансового инструмента. Это одна из новых и весьма неоднозначно трактуемых экономических категорий, пришедших к нам с Запада с началом распространения элементов рыночной экономики. Сейчас эта категория не только активно используется в отечественной монографической литературе, но и упоминается в ряде нормативных документов. В частности, это относится к Федеральному закону от 22 апреля 1996 г. № 39-ФЗ «О рынке ценных бумаг» (с изменениями); кроме того, отдельные виды новомодных финансовых инструментов начинают применяться и на отечественных финансовых рынках. Существуют различные подходы к трактовке понятия «финансовый инструмент». Изначально было распространено достаточно упрощенное определение, согласно которому выделялись три основные категории финансовых инструментов:

- денежные средства (средства в кассе и на расчетном счете, валюта);

- кредитные инструменты (облигации, кредиты, депозиты);

- способы участия в уставном капитале (акции и паи).

 

К первичным относятся  финансовые инструменты, с определенностью предусматривающие покупку/продажу или поставку/получение некоторого финансового актива, в результате чего возникают взаимные финансовые требования. Иными словами, денежные потоки, формирующиеся в результате надлежащего исполнения этих договоров, предопределены. В качестве такого актива могут выступать денежные средства, ценные бумаги, дебиторская задолженность и др.

 Договор займа - Согласно ст. 807 Гражданского кодекса РФ по договору займа одна сторона (заимодавец) передает в собственность другой стороне (заемщику) деньги или другие вещи, определенные родовыми признаками, а заемщик обязуется возвратить заимодавцу такую же сумму денег (сумму займа) или равное количество других полученных им вещей того же рода и качества.

  Кредитный договор - представляет собой особый случай договора займа, когда кредитором выступает банк или иная кредитная организация. Особенностями кредитного договора являются: (а) договор всегда заключается в письменной форме - в противном случае он считается ничтожным; (б) предметом договора могут быть только деньги; (в) обязательным элементом договора является условие о процентах за пользование телом кредита.

Договор банковского вклада - Согласно ст. 834 ГК РФ по договору банковского вклада (депозита) одна сторона (банк), принявшая поступившую от другой стороны (вкладчика) или поступившую для нее денежную сумму (вклад), обязуется возвратить сумму вклада и выплатить проценты на нее на условиях и в порядке, предусмотренных договором.

Договор банковского счета. Согласно ст. 845 ГК РФ по договору банковского счета банк обязуется принимать и зачислять поступающие на счет, открытый клиенту (владельцу счета), денежные средства, выполнять распоряжения клиента о перечислении и выдаче соответствующих сумм со счета и проведении других операций по счету.

Договор финансовой аренды (лизинга). Согласно ст. 665 ГК РФ по договору лизинга арендодатель обязуется приобрести в собственность указанное арендатором имущество у определенного им продавца и предоставить арендатору это имущество за плату во временное владение и пользование.

Договоры  поручительства и банковской гарантии. По договору поручительства поручитель обязывается перед кредитором другого лица отвечать за исполнение последним его обязательства полностью или частично (ст. 361 ГК РФ).

 

                                  

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                                       Тест. Вариант 6

 

1. Лимит остатка  наличных денег в кассе организации  представляет собой:

а)  минимально допустимую сумму наличных денег, которая может  оставаться в кассе предпринимательской организации на конец рабочего дня;

б) максимально  допустимую сумму наличных денег, которая  может оставаться в кассе предпринимательской  организации на конец рабочего дня;

в) максимально допустимую сумму наличных денег, которую предпринимательская организация обязана сдать в обслуживающий ее коммерческий банк в конце рабочего дня;

Информация о работе Организация аналитического исследования финансового состояния предприятия