Оптимизация процесса взаимодействия классного руководителя с родительским активом

Автор: Пользователь скрыл имя, 22 Октября 2011 в 11:54, реферат

Описание работы

Основными воспитательными функциями, которыми должна руководствоваться школа во взаимодействии с родителями это:
Приобщение к культуре общества в целом.
Создание условий для индивидуального развития.
Пропаганда норм поведения, выработанных обществом.
Компенсаторная функция (защита от потрясений и неприятностей).
Формирование морально-нравственных качеств.

Содержание

ОСНОВНЫЕ ВОСПИТАТЕЛЬНЫЕ ФУНКЦИИ ШКОЛЫ И СЕМЬИ.

ЗАДАЧИ ВОСПИТАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА.

ИЗ ОПЫТА РАБОТЫ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ С РОДИТЕЛЯМИ.

РОДИТЕЛЬСКОЕ СОБРАНИЕ, КАК ОСНОВНАЯ ФОРМА РЕШЕНИЯ
ВОЗНИКАЮЩИХ ПРОБЛЕМ.
ПРАВИЛА ЭФФЕКТИВНОГО ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ КЛАССНОГО РУКОВОДИТЕЛЯ С СЕМЬЯМИ УЧАЩИХСЯ.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ.

Работа содержит 1 файл

opyt_rab(1).doc

— 52.50 Кб (Скачать)

Из опыта  работы классного руководителя СШ №53

Сафроновой  Людмилы Федоровны

«Оптимизация  процесса взаимодействия классного руководителя с родительским активом»

Мое педагогическое кредо:

            «В  любых делах при  максимуме сложностей

            Подход  к проблеме все-таки один:

            Желанье – это множество  возможностей,

            А нежеланье – множество  причин».

                                                Э. Асадов

 

СОДЕРЖАНИЕ

  1. ОСНОВНЫЕ ВОСПИТАТЕЛЬНЫЕ ФУНКЦИИ ШКОЛЫ И СЕМЬИ.
 
  1. ЗАДАЧИ ВОСПИТАТЕЛЬНОГО  ПРОЦЕССА.
 
  1. ИЗ ОПЫТА  РАБОТЫ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ С РОДИТЕЛЯМИ.
 
  1. РОДИТЕЛЬСКОЕ  СОБРАНИЕ, КАК ОСНОВНАЯ ФОРМА РЕШЕНИЯ

    ВОЗНИКАЮЩИХ ПРОБЛЕМ. 

  1. ПРАВИЛА ЭФФЕКТИВНОГО ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ КЛАССНОГО РУКОВОДИТЕЛЯ С СЕМЬЯМИ УЧАЩИХСЯ.
 
  1. ЗАКЛЮЧЕНИЕ.

ОСНОВНЫЕ  ВОСПИТАТЕЛЬНЫЕ ФУНКЦИИ.

 

   Основными воспитательными функциями, которыми должна руководствоваться школа во взаимодействии с родителями это:

  1. Приобщение к культуре общества в целом.
  2. Создание условий для индивидуального развития.
  3. Пропаганда норм поведения, выработанных обществом.
  4. Компенсаторная функция (защита от потрясений и неприятностей).
  5. Формирование морально-нравственных качеств.

ЗАДАЧИ  ВОСПИТАТЕЛЬНОГО  ПРОЦЕССА.

 
  1. Воспитывать личность социально ценную и социально  защищенную.
  2. Формировать социально-полезную деятельность. Для этого:
    • дать соответствующие возрасту общеобразовательные знания, сведения о проблемах своей страны, представление о своем месте в общественной жизни;
    • научить подростка применять имеющиеся знания, умения и навыки человеческого общения в конкретных делах.

ИЗ  ОПЫТА РАБОТЫ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ С РОДИТЕЛЯМИ.

 

      Темпы развития современного общества ставят перед родителями все новые и новые проблемы, решить которые в одиночку зачастую бывает очень непросто. Большую помощь в решении возникающих проблем могут оказать службы, работающие в школе и на школу.

      В своей работе с родителями мне  приходилось привлекать социальных педагогов, психологов, административный совет, инспекцию по делам несовершеннолетних, центры профориентации и центры занятости, молодежные организации и другие службы. Но решение любого вопроса всегда начинала с обсуждения на родительском комитете  или на родительском собрании.

      Существуют  различные формы работы с родителями. Но устанавливать контакт и взаимопонимание  надо стараться, опираясь на родительский актив, на их поддержку и помощь.

      Знакомство  с «моими» родителями состоялось еще тогда, когда их дети были в 5-ом классе. В настоящее время они дошли до 11-го – выпускного.

      А начиналось все с праздника - Первого  звонка. Тогда мы только посмотрели в глаза друг другу (фотография 1). Ближе наше знакомство продолжилось на первом родительском собрании, тогда же и появились мои первые помощники – «родительский комитет», который и в настоящее время находится рядом со мной (фотография 2).

РОДИТЕЛЬСКОЕ  СОБРАНИЕ, КАК ОСНОВНАЯ ФОРМА РЕШЕНИЯ

ВОЗНИКАЮЩИХ ПРОБЛЕМ.

      Работу  надо вести с учетом уровня образования родителей и возрастных особенностей детей. Для того чтобы использовать помощь всех родителей в своей работе, необходимо знать интересы, наклонности и сферу деятельности каждого родителя. Такую возможность дает родительское собрание на тему «Свободное время для души и с пользой».

      Цель: 1) Выявление способностей и интересов родителей.

      2) Выявление способностей и наклонностей детей.

      К празднику готовятся различные  выставки и презентации каждой семьи.

      Каждая  встреча с родителями – серьезное  испытание для классного руководителя и в работе с ним  не должно быть мелочей. Поэтому я очень тщательно готовлюсь к родительским собраниям. В течение четверти определяю основной вопрос, который интересует родителей, который является актуальным на данный момент, а затем готовлю его сама или приглашаю профессионала.

      План  родительского собрания.

  1. Итоги I четверти:
    • рейтинг учебных достижений;
    • общественная работа детей и родителей;
    • питание, внешний вид, режим и поведение.
  1. «Что такое правовая культура?» Обсуждение вопроса.
  1. Резюме.

     Собрание  заканчиваю краткой характеристикой  каждого ученика и общими рекомендациями:

    • повысить  рейтинг учебных достижений;
    • учит, учить и еще раз учить;
    • следить за режимом питания и нагрузками;
    • работать только на себя;
    • решить для себя вопрос «Учить или не учить?»

      (фотография  3).

     Чтобы поддерживать свой авторитет среди  и учеников необходимо повышать свой профессиональный уровень, делать рекламу  своей работы родителям и быть объективной при оценке работы родителей  и их детей. А это: хозяйственные дела, подготовка дидактического материала, организация экскурсий, праздников, походов в театр, дежурство, работа в попечительском совете, а также посещение родительских собраний и многое-многое другое. В конце года в классе проводится праздник последнего звонка, на котором подводятся итоги работы детей, родителей и классного руководителя, проводится награждения (серия фотографий).

     Чтобы у классного руководителя складывались доверительные отношения с родителями, необходимо у детей постоянно  поддерживать авторитет родителей. Для этого необходимо детей знакомить  с профессиями и интересами не только собственных родителей, но и  родителей одноклассников, а также их бабушек и дедушек. Все классные часы (тематические), праздники проводятся в присутствии родителей. Ко дню Защитника Отечества ребята собрали материал об отце Мисюченко Алексея и подготовили папку «Срочная служба в Афгане» (папка). На классном часе «Я – минчанин» выступила бабушка-партизанка Майонова Сергея.

      В обязанности классного руководителя входят и «Родительские университеты». В этом году на зимних каникулах  совместно с классными руководителями школы прошел семинар-практикум по теме «Здоровьесберегающие технологии», который провели преподаватели кафедры «Содержание и методы воспитательной работы» Захожая Нина Николаевна и Краснова Татьяна Ивановна из Академии последипломного образования (фотографии 4,5).

     Сохраняя  преемственность и традиции в своей работе, мы успешно сдали экзамены за курс базовой школы, и дошли до 11-го класса. Всегда в радости и огорчениях  рядом были «мои» родители. Если дети достигали успехов, об этом узнавали все родители, если детям случалось оступиться, об этом знал только один родительский комитет. В прошлом учебном году у Анечки умерла мама. Все родители откликнулись на это горе, оказали материальную помощь, поддержали вниманием отца. Дети тоже сочувственно и с пониманием к трагической потере. На день рождения подарили Ане котенка со всеми аксессуарами. Теперь мы знаем, что мы одна семья, это ощущают дети, их родители и классный руководитель, то есть я.

ПРАВИЛА ЭФФЕКТИВНОГО ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ КЛАССНОГО РУКОВОДИТЕЛЯ С СЕМЬЯМИ УЧАЩИХСЯ.

 

      В работе с родительским активом классному руководителю необходимо много такта, терпения, выдержки и знаний, но самое главное родителей надо принимать такими, какие они есть.

      Существует  определенная этика общения с  родителями при подготовке и проведении индивидуальной работы с семьями учащихся:

  • родители должны быть приглашены на консультацию в доброжелательной и спокойной форме;
  • время консультации или беседы должно быть четко оговорено;
  • родители не должны ждать под дверью своей участи;
  • желательно, чтобы оба родителя присутствовали на встрече;
  • необходимо четко формулировать цели консультации, ее актуальность;
  • необходимо дать возможность родителям высказаться в полной мере по обсуждаемой проблеме;
  • все доводы родителей, их аргументы «за» и «против» должны быть внимательно выслушаны;
  • в ходе консультации родители должны получить четкие рекомендации и предложения по обсуждаемой проблеме;
  • если в этом есть необходимость, в ходе консультации родители получают возможность встретится со специалистами и организовать дополнительное консультирование ребенка;
  • если присутствие ребенка в ходе консультации обязательно, то он приглашается на встречу.

   А также «Правила эффективного взаимодействия классного руководителя с семьями  учащихся»:

  1. Родителям нужна поддержка, помощь и добрый совет. Если вы ими располагаете, создайте необходимые условия для общения.
  2. Не беседуйте с родителями второпях, набегу; если вы не располагаете временем, лучше договоритесь о встрече в другой раз.
  3. Разговаривайте с родителями спокойным тоном, не старайтесь назидать и поучать – это вызывает раздражение и негативную реакцию со стороны родителей.
  4. Умейте терпеливо слушать родителей, давайте возможность высказаться по всем наболевшим вопросам.
  5. Не спешите с выводами! Обдумайте хорошо то, что вы от родителей услышали.
  6. То, о чем родители вам поведали не должно стать достоянием других родителей, учащихся и педагогов.
  7. Если есть профессиональная необходимость поделиться той информацией, которую сообщили родители, еще с кем-то, родителей необходимо поставить об этом в известность.
  8. Готовясь к встрече с семьей ученика, необходимо помнить, что любой родитель хочет услышать не только плохое, но в первую очередь  хорошее, дающее шанс на будущее.
  9. Каждая встреча с семьей ученика должна заканчиваться конструктивными рекомендациями для родителей самого ученика.
  10. Если педагог в какой-то проблеме или ситуации некомпетентен, он должен извиниться перед родителями и предложить им обратиться за консультацией к специалисту.
  11. Если родители принимают активное участие в жизни класса и школы, их усилия должны быть отмечены классным руководителем и администрацией школы.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ.

 

      Свое   выступление мне хочется закончить словами В.А. Сухомлинского: «Моральная воспитанность состоит в конце концов в том, что человек стремится делать добро и не может делать зла… Высшим двигателем человеческого поведения является убежденность в том, что добро – вершина морального богатства».

Информация о работе Оптимизация процесса взаимодействия классного руководителя с родительским активом