Олигополия

Автор: Пользователь скрыл имя, 13 Сентября 2011 в 17:46, курсовая работа

Описание работы

Цель нашего анализа заключается в исследовании особенностей функционирования олигополистических рынков.

Содержание

Введение…………………………………………………………2
Глава 1. Понятие и особенности олигополистического рынка.
1.1 Понятие олигополии……………………………………....4
1.2 Характерные черты олигополии……………………..…...5
Глава 2. Поведение фирмы на олигополистическом рынке.
2.1 Модель Курно……………………………………………..8
2.2 Ценовая конкуренция и ценовые войны……………….12
2.3 Сговор и соперничество………………………………....15
2.4 Картели…………………………………………………...17
2.5 Дилема олигополистов…………………………………..21
2.6 В каком случае возникает сговор?...................................22
2.7 Ценовое лидерство………………………………………24
2.8 Теория игр……………………………………………......28
Заключение…………………………………………………......33
Список литературы…………………………………………….36

Работа содержит 1 файл

НОВАЯ КУРСОВАЯ.docx

— 237.45 Кб (Скачать)

                                      Оглавление

Введение…………………………………………………………2

Глава 1. Понятие и особенности олигополистического  рынка.

   1.1 Понятие олигополии……………………………………....4

   1.2 Характерные черты олигополии……………………..…...5

Глава 2. Поведение фирмы на олигополистическом рынке.

   2.1 Модель Курно……………………………………………..8

   2.2 Ценовая конкуренция и ценовые  войны……………….12

   2.3 Сговор и соперничество………………………………....15

   2.4 Картели…………………………………………………...17

   2.5 Дилема олигополистов…………………………………..21

   2.6 В каком случае возникает  сговор?...................................22

   2.7 Ценовое лидерство………………………………………24

   2.8 Теория игр……………………………………………......28

Заключение…………………………………………………......33

Список  литературы…………………………………………….36 
 

 

                                      ВВЕДЕНИЕ

На совершенно конкурентном рынке каждая фирма  настолько мала в сравнении со всем рынком, что она не имеет  никакой возможности повлиять на рыночную цену своей продукции и  принимает ее как заданную условиями  рынка. На монополизированном рынке  весь объем товара поставляет единственная фирма, способная выбирать любую  комбинацию цена–объем выпуска на рыночной кривой спроса. Конкуренция  и монополия – предельные формы  структуры рынка. Когда на рынке  действует множество фирм, предлагающих по существу однородную продукцию, - преобладает  конкуренция; когда на рынке господствует единственная фирма, - мы имеем дело с монополией. Однако значительное число отраслей находятся между  двумя крайностями.  В этих отраслях конкурируют несколько фирм, однако в силу недостаточной интенсивности  соперничества мы не имеем оснований  отнести их к принимающим цену производителям. Экономисты называют такую ситуацию несовершенной конкуренцией. В данной курсовой работе мы исследуем частный случай несовершенной конкуренции, так называемую олигополию. Сущность олигополистического рынка заключается в том, что на нем действуют несколько поставщиков, причем любой из них имеет возможность существенно повлиять на прибыли остальных конкурентов. То есть между олигополистическими фирмами существует зависимость особого рода.

Прежде  всего, обратим внимание на огромную роль, которую играет при определении  рыночного поведения олигополиста субъективный фактор – характер взаимоотношений между конкурирующими на рынке фирмами. В этом состоит уникальная особенность олигополии. При всех других типах рынков значение субъективной политики фирм-конкурентов невелико. В условиях совершенной и отчасти монополистической конкуренции на рынке действует такое количество фирм, что особенности поведения  каждой из фирм-конкурентов не поддаются учету. А при монополии конкурентов вообще нет. И только на олигополистическом рынке решение каждого из немногочисленного круга фирм-олигополистов непосредственно сказывается на всех остальных его участниках и на отрасли в целом.

Лучше понять закономерности поведения фирмы  на олигополистическом рынке позволяет  анализ дуополии, т.е. простейшей олигополистической ситуации, когда на рынке действуют только две конкурирующие между собой фирмы. Главная особенность моделей дуополий состоит в том, что выручка и, следовательно, прибыль, которую получит фирма, зависит не только от ее решений, но от решений фирмы-конкурента, также заинтересованной в максимизации своей прибыли. Процесс принятия решения на олигополистическом рынке напоминает домашний анализ отложенной шахматной партии, где игрок ищет самые сильные ответы на возможные варианты хода своего противника.

Цель  нашего анализа заключается в  исследовании особенностей функционирования олигополистических рынков. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Глава 1. Понятие  и особенности олигополистического  рынка.

                                  1.1.  Понятие олигополии.

Олигополия  – это рыночная структура, характеризуемая  наличием на рынке нескольких продавцов. Иными словами, к олигополистическим структурам можно отнести такие  рынки, на которых сосредотачивается  от 2 до 24 продавцов. Если два продавца, то это дуополия, или частный случай олигополии, ибо это уже не монополия. Верхний предел условно ограничен 24 хозяйствующими субъектами, так как  с числа 25 начинается отсчет структур монополистической конкуренции. По концентрации продавцов на одном  и том же рынке олигополии подразделяются на плотные и разряженные. К плотным олигополиям условно относят такие отраслевые структуры, которые на рынке представлены 2-8 продавцами. Структуры рынка, которые включают более 8 хозяйствующих объектов, относят к разряженным олигополиям. Подобного рода градация позволяет по-разному оценивать поведение предприятий в условиях плотной и разряженной олигополии. В первом случае в силу весьма ограниченного числа продавцов возможны различного рода сговоры в отношении согласованного их поведения на рынке, тогда как во втором случае это практически невозможно. Исходя из характера предлагаемой продукции, олигополии можно подразделить на ординарные и дифференцированные. Ординарная олигополия связана с производством и предложением стандартных продуктов. Многие стандартные продукты выпускаются в условиях олигополии – это сталь, цветные металлы, строительные материалы. Дифференцированные олигополии формируются на основе выпуска продуктов многообразного ассортимента. Они характерны для тех отраслей, в которых имеется возможность разнообразить производство предлагаемых товаров и услуг. Уровень плотности олигополистической структуры рынка измеряется количеством предприятий в той или иной отрасли и их долей в совокупных продажах отрасли в рамках национальной экономики. Таким образом, варьируя количеством предприятий можно определить степень концентрации производства, а следовательно, и предложения в исследуемой отрасли общественного производства. В то же время следует подчеркнуть, что было бы неосмотрительно ориентироваться на масштабы только национальной экономики. Олигополистические структуры могут формироваться как на региональном, так и на местном уровне хозяйствования. Так в силу специфики возможностей потребления готового бетона на локальных рынках (района, небольшого города) также формируются олигополистические структуры, равным образом как и на региональном уровне в сфере предложения, например кирпича. Однако на каком бы уровне мы ни рассматривали олигополии, не следует забывать о двух важных моментах: межотраслевой конкуренции и импорте продукции. Сила олигополии уменьшается под воздействием предложения продуктов предприятиями других отраслей, которые обладают приблизительно одинаковыми с продукцией олигополистов потребительскими свойствами (например, газ и электроэнергия как источник тепла, медь и алюминий как сырье для изготовления электропроводов). Ослаблению олигополии содействует и импорт аналогичных товаров или их заменителей. Оба эти фактора могут способствовать формированию более конкурентных структур по сравнению с чисто отраслевыми рыночными структурами.

      1. Характерные черты олигополии.

 Первая характерная черта олигополии заключается в немногочисленности фирм в отрасли. Об этом говорит этимология самого понятия "олигополия" (греч. "oligos" — несколько, "poleo" — продаю, торгую). Обычно их число не превышает десяти.

 К тому же ряду с классической (жесткой) олигополией, в которой главную роль играют 3—4 фирмы, существует еще и мягкая (аморфная) олигополия, когда основную долю продукции выпускают 6—8 фирм. Олигополистические ситуации могут возникать в отраслях, производящих как стандартизированные товары (алюминий, медь), так и дифференцированные (автомобили, стиральные порошки, сигареты, электробытовые приборы).

Второй характерной  чертой олигополии являются высокие барьеры для вступления в отрасль. Они связаны прежде всего с экономией на масштабе производства (эффект масштаба), которая выступает как важнейшая причина широкого распространения и длительного сохранения олигополистических структур. Поскольку стоимость такого завода обычно превышала 3 млрд. долл. Такие крупные инвестиции доступны далеко не для всех фирм, поэтому создаются объективные предпосылки для сохранения ведущего положения автомобильных заводов-гигантов.

  Эффект масштаба — важная, но не единственная причина, так как уровень концентрации во многих отраслях превышает оптимально эффективный уровень. Олигополистическая концентрация порождается и некоторыми другими барьерами для вхождения в отрасль. Это может быть связано с патентной монополией. На протяжении всего срока действия патента фирма надежно защищена от внутренней конкуренции.

Среди других причин — монополия контроля над редкими источниками сырья (например, в 60—70-е гг. мировой рынок нефтепродуктов контролировал нефтяной картель "Семь сестер"), запредельно высокие расходы на рекламу (как в производстве сигарет, прохладительных напитков или в шоу-бизнесе). Есть и некоторые другие барьеры, естественно сложившиеся или искусственно созданные. Барьеры различны по прочности. Хотя непреодолимых барьеров нет, они возникают вновь и вновь.

Третьей характерной чертой олигополии является всеобщая взаимозависимость. Олигополия возникает в том случае, если число фирм в отрасли настолько мало, что каждая из них при формировании своей экономической политики вынуждена принимать во внимание реакцию со стороны конкурентов. Подобно тому, как шахматист должен учитывать возможные ходы противника, олигополист должен быть готов к различным (нередко альтернативным) вариантам развития ситуации на рынке в результате различного поведения конкурентов. Всеобщая взаимозависимость проявляется и в условиях обострения конкурентной борьбы, и в условиях, когда достигается договоренность с другими олигополистами и возникает тенденция превращения отрасли в чисто монопольную.

                                      

                                        
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

     Глава 2. Поведение фирм на олигополистическом рынке

                                       

                                         2.1. Модель Курно.

Начнём  изучение процесса принятия решений о цене с простой модели дуополии (две фирмы конкурируют друг с другом), впервые представленной французским экономистом О.Курно в 1838 г. Предположим, фирмы производят однородный товар и знают кривую рыночного спроса. Каждая фирма должна решить, сколько продукции выпускать, и обе фирмы принимают свои решения в одно и то же время. При принятии производственных решений каждая фирма должна помнить, что ее конкурент тоже принимает решение по объему производства и что конечная цена будет зависеть от совокупного объема производства обеих фирм.

Суть  модели Курно заключается в том, что каждая фирма принимает объем производства своего конкурента постоянным, а затем принимает собственное решение по объему производства. Чтобы увидеть, как это происходит, рассмотрим решение по объему производства, принимаемое фирмой 1. Допустим, фирма 1 считает, что фирма 2 ничего, производить не будет. Тогда кривая спроса фирмы 1 совпадает с кривой рыночного спроса. На рис. 1.1 это показано как D1 (0), что означает кривую спроса для фирмы 1 при условии, что фирма 2 ничего не производит. Рис. 1.1 также показывает соответствующую кривую предельного дохода МR1(О). Мы предположили, что предельные издержки МС1 фирмы 1 постоянны. Как показано на рисунке, максимизирующий прибыль объем производства фирмы 1 составляет 50 единиц (точка, где МR1 (0) пересекает МС1). Поэтому если фирма 2 ничего не производит, фирма 1 будет производить 50 единиц. Если фирма 1 считает, что фирма 2 выпускает 50 единиц, тогда кривая спроса фирмы  1  представляет собой кривую рыночного спроса, смещенную влево на 50 единиц.

Рис. 1 График оптимизации объёма производства фирмы

На                 На  рис.1 это отмечено как D1(50), и соответствующая кривая предельного дохода будет МR1(50). Сейчас максимизирующий прибыль объем производства фирмы 1 равен 25 единицам (точка, где MR1(50) = МС1). Предположим, фирма 1 рассчитывает, что фирма 2 будет производить 75 единиц. Новая кривая спроса фирмы 1 D1 (75). Теперь максимизирующий прибыль объем производства фирмы 1 равен 12,5 единицы (точка, где МR1 (75) = МС1). Наконец, пусть фирма 1 полагает, что фирма 2 будет производить 100 единиц. Тогда кривые спроса и предельного дохода фирмы 1 (не показаны на рисунке) пересекут кривую ее предельных издержек на вертикальной оси. Если фирма 1 рассчитывает, что фирма 2 будет производить 100 единиц, то фирма 1 не будет выпускать продукции.    Подведем итоги: если фирма 1 думает, что фирма 2 не будет производить продукции, она выпустит 50 единиц; если она полагает, что фирма 2 будет выпускать 50 единиц, она сама будет производить 25 единиц; если она думает, что фирма 2 будет производить 75 единиц, она сама выпустит 12,5 единицы, а если она считает, что фирма 2 будет выпускать 100 единиц, тогда она ничего производить не будет. Таким образом, максимизирующий прибыль объем производства фирмы 1 изменяется в зависимости от того, как, по ее мнению, будет расти объем производства фирмы 2. Мы назовем график объема производства фирмы 1 кривой реакции и обозначим ее как Q*1 (Q2) . Эта кривая построена на рис.2 , где каждое из четырех сочетаний объемов производства, о которых речь шла выше, показаны точками х.

Мы можем  сделать такого же рода анализ с  точки зрения фирмы 2 (т. е. определить максимизирующий прибыль объем  производства фирмы 2 при различных  предположениях о том, сколько будет  производить фирма 1). В итоге мы получим кривую реакции для фирмы 2 Q2* (Q1), которая показывает зависимость объема производства фирмы 2 от объема производства, который, по ее мнению, будет осуществлять фирма 1. Если кривая предельных издержек фирмы 2 отличается от кривой аналогичных издержек фирмы 1, ее кривая реакции будет также отличаться по форме от кривой реакции фирмы 1. Например, кривая реакции фирмы 2 может выглядеть так, как это показано на рис.2.

Сколько же будет производить каждая фирма?  Кривая реакции каждой фирмы говорит о том, сколько она будет производить при том или ином предполагаемом объеме производства своего конкурента. При равновесии каждая фирма устанавливает объем производства в соответствии со своей собственной кривой реакции, и поэтому равновесный уровень объема производства находится на пересечении двух кривых реакции. Мы называем итоговое равновесие объемов производства равновесием Курно. При таком равновесии каждая фирма правильно предполагает, сколько будет производить ее конкурент, и в зависимости от этого может максимизировать прибыль.

Равновесие  Курно является примером того, что  в теории игр называется равновесием Нэша. При игровом равновесии Нэша каждый игрок делает наилучшее, что только он может при заданных действиях оппонентов. В итоге ни один игрок не имеет никакого стимула, чтобы изменить свое поведение. При равновесии Курно каждый дуополист устанавливает объем производства, который максимизирует его прибыль, при данном объеме производства своего конкурента, и поэтому ни у одного дуополиста нет стимула менять свой объем производства.    

Рис. 2. График равновесия Курно

Предположим, фирмы первоначально осуществляют производство в объемах, которые  не соответствуют равновесию Курно. Следует ли нам ждать, что они будут менять объемы производства, пока не достигнут равновесия Курно? К сожалению, модель Курно ничего не говорит о динамике процесса принятия решений по объему производства. В самом деле, в течение всего процесса принятия решения центральное предположение модели, согласно которому объем производства ее конкурентов постоянен, не выполняется. Объем производства ни одной фирмы не будет постоянным, потому что обе фирмы будут регулировать свои объемы. Нужны другие модели, чтобы понять динамическое регулирование.

Информация о работе Олигополия