Автор: Пользователь скрыл имя, 24 Октября 2011 в 16:28, доклад
Целью данной работы является раскрытие понятия бюджетного дефицита и государственного долга, их анализ и возможные способы управления этими показателями, характеризующими финансовое положение РК на современном этапе экономического развития.
Доклад
При переходе к рыночным
Важнейшим инструментом государственного регулирования экономических процессов, решения социальных, политических, производственных, экологических задач в условиях рынка выступает бюджетный механизм.
Целью данной работы является
раскрытие понятия бюджетного дефицита
и государственного долга, их анализ и
возможные способы управления этими показателями,
характеризующими финансовое положение
РК на современном этапе экономического
развития.
Государственный долг представляет собой сумму накопленных бюджетных дефицитов, скорректированную на величину бюджетных излишков (если таковые имели место).
В большинстве стран мира величина государственного долга регулируется законодательно.
Государственный долг- это сумма задолженности государства своим кредиторам. Выделяют текущий и капитальный, внутренний и внешний долг.
Текущий долг - это сумма задолженности, подлежащая погашению в текущем году и подлежащих к оплате в этот период процентов со всех выпущенных на данный момент займов. Капитальный долг - это общая сумма задолженности и процентов, которые должны быть выплачены по займам. Внутренний долг - это задолженность кредиторам государства в данной стране. Внешний долг - это задолженность кредиторам за пределами данной страны.
Государственный долг подразделяется на внутренний и внешний. Внутренний долг представляет собой величину задолженности своим гражданам и предприятиям.
Дефицит бюджета – эта сумма, на которую в данном году расходы бюджета превосходят его доходы. Бюджетный дефицит отражает определенные изменения в процессе национального воспроизводства, фиксирует результаты этих изменений.
Бюджетный дефицит, несомненно, относится к так называемым отрицательным экономическим категориям, типа инфляции, кризиса, безработицы, банкротства, которые, однако, являются неотъемлемыми элементами экономической системы. Более того, без них экономическая система утрачивает способность к самодвижению и поступательному развитию. Бюджетный дефицит нельзя однозначно относить к разряду чрезвычайных, катастрофических событий, еще и потому, что различным может быть качество, природа дефицита. Он может быть связан с необходимостью осуществления крупных государственных вложений в развитие экономики, тогда дефицит не является отражением кризисного течения общественных процессов, а скорее становится следствием стремления государства обеспечить прогрессивные сдвиги в структуре общественного воспроизводства.
Взаимосвязь и взаимозависимость внешнего и внутреннего долга
предопределяется общностью назначения привлекаемых государством заимствований. Поэтому, как следует из опыта западных стран, все меньшую значимость имеет деление государственного долга на внутренний и внешний. Этому способствует устойчивая конвертируемость национальных валют, а также сближение базовых условий на рынках внутреннего долга с состоянием и динамикой мировых финансовых рынков. Тем самым обеспечиваются условия общего подхода к управлению внутренним и внешним долгом, что ускоряет также процесс оперативного принятия необходимых решений .
Однако отдельные страны придерживаются различных подходов к
регулированию соотношения между внутренним и внешним долгом. Отказавшееся от внешних заимствований правительство
становится крупнейшим заемщиком на внутреннем финансовом рынке.
Значение взаимосвязи внешнего
и внутреннего долга для
элиминированию эффекта вытеснения частных инвестиций, нередко
сопровождающий налоговую реформу стимулирующего типа, нацеленную на снижение ставок налогообложения и расширение налоговой базы.
Баланс - это равновесие, и при составлении бюджета основным вопросом является достижение такого состояния денежных поступлении и расходов государства. Превышение доходов над расходами образует бюджетный излишек - профицит.
Бюджетная система представляет собой основанную на экономических отношениях и юридических нормах совокупность всех видов бюджетов.
Бюджетное устройство - это принципы построения бюджетной системы, организационные формы взаимосвязи ее звеньев.
Важным инструментом стабилизации становится проведение политики жесткого ограничения бюджетных расходов и повышения эффективности использования государственных средств. Для этого необходимо перейти к системе бюджетного планирования, в рамках которой каждой группе (программе) государственных расходов будет выделяться определенная часть в виде квоты расходов в процентах от ВВП. Задачей Министерства Финансов и его бюджетных органов в такой системе становится поиск наиболее эффективных вариантов использования выделенных ассигнований.
В Республики Казахстан эта сфера государственных отношений достаточно четко регламентирована. Есть законы, подзаконные акты, позволяющие выстроить четкую систему управления государственным долгом.
Развитие национальной экономики невозможно без иностранных кредитов, инвестиций в сырьевые отрасли, привлечения передовых технологий в экспортные и импортозамещающие отрасли, в аграрный сектор и производство потребительских товаров.
Политика устранения бюджетного дефицита не должна быть направлена на
скорейшее уравнивание доходов и расходов государства, это процесс постепенный, требующий конкретных мер в самых разных областях государственной экономической политики. Это и стимулирование бюджетных поступлений, и сокращение государственных расходов (в разумных, конечно, пределах и не за счет наиболее социально и экономически значимых статей).
Информация о работе Оценка финансового положения Республики Казахстан