Автор: Пользователь скрыл имя, 25 Декабря 2011 в 11:58, реферат
Реалии нашей жизни таковы, что мы (люди, организации) вынуждены постоянно учиться. Те, кто считает, что все, что необходимо знать, они выучили давным-давно, очень сильно рискуют стать аутсайдерами. Новые условия ведения бизнеса, смена условий стабильного развития на борьбу за выживаемость в кризисных тисках, появление новых технологий, знаний, нового поколения работников и т.п. диктуют необходимость постоянно учиться.
ЧОУ ВПО
Академия социального
образования
“Обучение по системе
бережливого производства”
Реалии нашей жизни таковы, что мы (люди, организации) вынуждены постоянно учиться. Те, кто считает, что все, что необходимо знать, они выучили давным-давно, очень сильно рискуют стать аутсайдерами. Новые условия ведения бизнеса, смена условий стабильного развития на борьбу за выживаемость в кризисных тисках, появление новых технологий, знаний, нового поколения работников и т.п. диктуют необходимость Наибольшая эффективность реализации этой необходимости достигается при организации непрерывного потока обучения персонала. Именно в процессе продвижения исходного «продукта» (обучаемого) в потоке ему добавляется определенная ценность в виде получения новых знаний и умений. Задача организатора учебного процесса – обеспечить равномерное и непрерывное движение потока. Это достигается за счет реализации принципа «вытягивания производства» (в нашем случае – обучения). Как видно из рис.1, непосредственно добавленная стоимость создается в учебных классах, на учебных местах, в процессе передачи знаний от преподавателя обучаемому. Однако потери могут проявляться на всех этапах цикла обучения. Реализация вытягивающего принципа (pull) позволит избавиться от таких потерь, как перепроизводство, избыточные запасы, простои. «Выталкивающее»
обучение, кстати, было свойственно
советской системе (речь идет не о
системе образования как Предпосылки
для возникновения «
Если же говорить о "вытягивании", то в качестве известного инструмента бережливого производства «канбан» в учебном процессе должна выступать принятая в организации система сбора заявок на обучение, основными характеристиками которой должны быть наглядность и простота использования. Ключевым понятием при организации непрерывности и плавности потока служит принцип «точно вовремя» (Just In Time – JIT), реализация которого также приводит к устранению потерь, в первую очередь – избыточных запасов. Непременным условием в данном случае служит знание руководителем подразделения, ответственного за обучение, тактических и стратегических планов организации, а также оперативное взаимодействие с руководителями подразделений – основными заказчиками обучения. Однако
реализация вытягивающего принципа
в учебном процессе может иметь
некоторые особенности, прояляющиеся
при выборе той или иной схемы
распределения бюджета на обучение.
|
Реализация «вытягивающего» принципа в обучении не всегда может привести к положительному результату. В значительной мере это зависит от выбора схемы увязки вытягивающего принципа со схемой бюджетирования обучения.
Данный подход предусматривает, что контроль расхода средств на обучение возлагается на учебное подразделение компании (отдел, управление), а другие подразделения формируют свои запросы на обучение, исходя как из своих внутренних потребностей, так и из своих интересов, порой не лежащий в одной плоскости с интересами компании в целом.
В этом
случае (схема №1) формально сохраняется
принцип «вытягивающего»
Достоинством является возможность контроля средств на обучение за счет удерживания их в «одних руках».
Недостатком является то, что реализация схемы №1 на практике ведет к появлению следующих потерь:
Потеря | Проявление | Причина |
Перепроизводство | Персонал
обучается не тому, что необходимо
компании с точки зрения решения
стоящих перед ней бизнес- |
|
Избыточные запасы | Персонал
приобретает специфические |
|
Для исключения указанных потерь можно предложить схему №2 – экономичную.
В этом
случае каждому подразделению компании
выделяется определенная, лимитированная
часть бюджета на обучение (либо
процент от бюджета подразделения
в целом). Осознание ограниченности
в расходе на этот раз уже собственных
средств, вынужденность компромисса
между необходимостью обучать персонал
и необходимостью решения иных, неучебных
задач приводит к более взвешенному
подходу в определении
Бюджет учебного подразделения формируется а счет поступлений денежных средств от заказчиков обучения.
Недостатками
данного подхода являются соблазн
руководителей подразделений
В комбинированном варианте (Схема №3) предполагается, что бюджет на обучение выделяется, как и в подходе №1, учебному подразделению, а подразделениям-заказчикам выделяются квоты на расходование этого бюджета в учебных целях. Квота расхода бюджета компании на обучение распределяется исходя из целей и политики компании, и может подвергаться оперативному изменению в зависимости от ситуации.
Достоинства:
Существенным отличием учебного процесса от производственного является то, что, если время цикла, как интервал между последовательным выходом продукции (обученных сотрудников) из учебного процесса, можно увязать и определить через производственные планы их (сотрудников) вовлечения в производственную деятельность, то время такта, определяемое обычно как соотношение рабочего времени к спросу заказчика, в учебном процессе имеет минимальный предел, задаваемый продолжительностью учебной программы. Максимально приблизиться к этому пределу возможно за счет распараллеливания процесса, что неминуемо повлечет за собой:
В какой-то
мере проблему сокращения времени такта
можно решить за счет привлечения
внешних провайдеров.
Стандартизация учебного процесса в рамках всей компании позволит сделать процесс обучения устойчивым, эффективным и контролируемым.
Что подлежит стандартизации в учебном процессе?
Эффективным способом стандартизации является паспортизация учебных дисциплин на уровне организации в целом. Паспорт учебной дисциплины включает:
Паспортизация
учебных дисциплин является мощным
средством стандартизации учебного
процесса, так как автоматически
влечет за собой потребность в
стандартизации всех связанных с
процессом обучения мероприятий.
Таким
образом, можно однозначно утверждать,
что, переосмысливая творчески философию
бережливого производства, можно
обнаружить множество сфер ее применения.
Исключением не является и обучение
персонала. На современных
Однако как я постарался показать в этой небольшой статье, существует немало резервов экономии средств, затрачиваемых на обучение. Система LEAN+Training, создание и совершенствование которой необходимо вести, отталкиваясь от уже апробированных методов бережливого производства, может стать мощным инструментом повышения эффективности учебного процесса на производстве, в учебных заведениях, в конструкторских бюро.
Конечно,
можно предположить, что все, изложенное
выше, не бесспорно. Однако нет ни тени
сомнения в том, что в обучении,
как и в любом другом производственном
процессе, где есть поток создания ценности,
существуют огромные резервы повышения
эффективности. Надеюсь на то, что идея
LEAN+Training будет подхвачена и развита моими
коллегами по цеху.
Список литературы
1.Вумек Дж., Джонс Д. Бережливое производство: как избавиться от потерь и добиться процветания вашей компании / Пер. с англ. – М.: Альпина Бизнес Букс, 2004. – 473 с.
2.Джордж Л. М. Бережливое производство + шесть сигм: Комбинируя качество шести сигм со скоростью бережливого производства/ Пер. с англ. – М.: Альпина Бизнес Букс, 2005. – 360 с.
3.Имаи М. Гемба кайдзен: Путь к снижению затрат и повышению качества / Пер. с англ.- М.: Альпина Бизнес Букс, 2005. - 346 с.
4.Кобаяси И. 20 ключей к совершенствованию бизнеса. Практическая программа революционных преобразований на предприятиях/Пер. с япон. – М.: РИА «Стандарты и качество»,2006. – 248с.
5.Лайкер Дж. Дао Toyota: 14 принципов менеджмента ведущей компании мира / Пер. с англ.- М.: Альпина Бизнес Букс, 2005.- 402 с.
6.Лайкер
Дж., Майер Д. Практика дао Toyota: Руководство
по внедрению принципов менеджмента Toyota/
Пер. с англ.- М.: Альпина Бизнес Букс, 2006.
- 588 с.
Информация о работе Обучение по системе бережливого производства