Нормативное регулирование бюджетных организаций

Автор: g************@yandex.by, 25 Ноября 2011 в 11:58, реферат

Описание работы

Хозяйственная деятельность является объектом исследования многих наук: экономической теории, макро- и макроэкономики, управления, организации и планирования производственно-финансовой деятельности, статистики, бухгалтерского учета, экономического анализа и т.д. Экономика изучает воздействие общих, частных и специфических законов на развитие экономических процессов в конкретных условиях отрасли или отдельного предприятия. Статистика исследует количественные стороны массовых экономических явлений и процессов, которые происходят в хозяйственной деятельности. Предметом бухгалтерского учета является кругооборот капитала в процессе хозяйственной деятельности

Работа содержит 1 файл

1 Нормативное регулирование деятельности бюджетных учреждений.docx

— 22.87 Кб (Скачать)

1 Нормативное регулирование деятельности бюджетных учреждений

     Каждая  наука имеет свой предмет исследования, который она изучает с соответствующей  целью присущими ей методами.

     Хозяйственная деятельность является объектом исследования многих наук: экономической теории, макро- и макроэкономики, управления, организации и планирования производственно-финансовой деятельности, статистики, бухгалтерского учета, экономического анализа и  т.д. Экономика изучает воздействие  общих, частных и специфических  законов на развитие экономических  процессов в конкретных условиях отрасли или отдельного предприятия. Статистика исследует количественные стороны массовых экономических  явлений и процессов, которые  происходят в хозяйственной деятельности. Предметом бухгалтерского учета  является кругооборот капитала в  процессе хозяйственной деятельности. Он документально отражает все хозяйственные  операции, процессы и связанное с  ними движение средств предприятия  и результаты его деятельности.

     В специальной литературе по экономическому анализу можно встретить десятки  самых разных его формулировок. Все  определения предмета АХД можно  сгруппировать следующим образом:

     а) хозяйственная деятельность предприятий;

     б) хозяйственные процессы и явления.

     При более внимательном рассмотрении этих определений можно заметить, что  анализ изучает не саму хозяйственную  деятельность как технологический  процесс, а экономические результаты хозяйствования как следствия экономических  процессов. Результаты экономических  процессов как следствие планируются  и прогнозируются на будущее в  соответствующих показателях, учитываются  по мере фактического формирования и  затем анализируются. Но результаты как следствия процессов являются не предметом АХД, а объектами. Предметом  же экономического анализа являются причины образования и изменения  результатов хозяйственной деятельности. Познание причинно-следственных связей в хозяйственной деятельности предприятий позволяет раскрыть сущность экономических явлений и на этой основе дать правильную оценку достигнутым результатам, выявить резервы повышения эффективности производства, обосновать планы и управленческие решения.

     Отличительные особенности данного анализа  состоят в следующем:

  • он построен исключительно исходя из предпосылок и ограничений, действующих в условиях централизованно планируемой экономики и не предполагающих наличия реальных рыночных механизмов в экономике;
  • он проводится обычно в ретроспективном аспекте;
  • его квинтэссенцией являются:
 

 а) анализ выполнения плановых заданий по различным показателям  и  
 б) жестко детерминированный факторный анализ;

  • он затрагивает не только и не столько финансовую сторону деятельности предприятия, сколько предполагает комплексную оценку абсолютно разнородных (с позиции, например, бухгалтера или финансового менеджера) сторон деятельности.

     Анализ финансово-хозяйственной деятельности организации может быть подразделен на два вида: финансовый и внутрифирменный. Финансовый анализ (иногда его называют внешним финансовым анализом) проводится с позиции внешних пользователей, не имеющих доступа к внутрифирменной информации, т.е. основа его информационной базы - доступная бухгалтерская отчетность. Внутрифирменный анализ (синонимы: анализ в системе управленческого учета, внутренний, внутрипроизводственный) проводится с позиции лиц, имеющих доступ к любым информационным ресурсам, циркулирующим внутри предприятия.

     Поскольку все же главным фактором для аналитика  является наличие информационных ресурсов, наиболее распространено подразделение  анализа на внешний и внутренний. В рамках внешнего финансового анализа, как правило, несложно выделить процедуры, относящиеся к объекту анализа  и информационно обеспеченные доступной  отчетностью. Например, комплексный анализ будет включать аналитические процедуры, упорядоченные, в частности, по разделам баланса, анализ имущественного потенциала предприятия - процедуры, определяемые логикой построения актива баланса и т. д. Если речь идет о внутрифирменном анализе, то, как правило, берется соответствующая методика внешнего анализа и дополняется процедурами, информационно обеспеченными внутренней отчетностью, данными оперативного и бухгалтерского учета.

     Особенность финансово-правового статуса бюджетных  учреждений состоит в том, что  основным источником его финансирования выступает государственный (муниципальный) бюджет. Вкладывая денежные средства в бюджетные учреждения, государство  должно таким образом закладывать  основы эффективной деятельности органов  государственной власти, а также  основы стабильного, культурного и  экономического развития общества. Учреждение в своей деятельности руководствуется  Конституцией Российской Федерации, Конституцией Республики Башкортостан, законом Российской Федерации «Об образовании», законом  Республики Башкортостан «Об образовании», другими законодательными и нормативными правовыми актами, Типовым положением об учреждении начального профессионального  образования, образование и Министерства образования Республики Башкортостан.

       Особенностью бюджетного учреждения  является и сохраняющийся им  статус одной из разновидностей такой организационно-правовой формы некоммерческой организации, как учреждение. Законодательное определение учреждения содержится в ст. 120 ГК РФ, согласно которой это - некоммерческая организация, созданная собственником для осуществления управленческих, социально-культурных или иных функций некоммерческого характера. В качестве разновидностей государственных или муниципальных учреждений Кодекс называет бюджетные и автономные учреждения. Пунктом 3 статьи 120 ГК РФ предусмотрено, что особенности правового положения отдельных видов государственных и иных учреждений определяются законом и иными правовыми актами. К таким актам можно отнести Бюджетный кодекс Российской Федерации, регламентирующий правовое положение бюджетного учреждения.

     Согласно  статье 161 БК РФ бюджетное учреждение – это организация, созданная  органами государственной власти Российской Федерации, органами государственной  власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления для  осуществления управленческих, социально-культурных, научно-технических или иных функций  некоммерческого характера, деятельность которой финансируется из соответствующего бюджета или бюджета государственного внебюджетного фонда на основе сметы  доходов и расходов (далее –  смета). В смете отражаются все  доходы бюджетного учреждения, получаемые как из бюджета и государственных  внебюджетных фондов, так и от осуществления  предпринимательской деятельности, в том числе доходы от оказания платных услуг, другие доходы, получаемые от использования государственной  или муниципальной собственности, закрепленной за бюджетным учреждением  на праве оперативного управления, и иной деятельности. [1]

     При исполнении сметы бюджетное учреждение самостоятельно в расходовании средств, полученных за счет внебюджетных источников1 (п.6 ст. 161 БК РФ). Данная норма корреспондирует статье 298 Гражданского кодекса Российской Федерации, согласно которой «если в соответствии с учредительными документами учреждению предоставлено право осуществлять приносящую доходы деятельность, то доходы, полученные от такой деятельности, и приобретенное за счет этих доходов имущество поступают в самостоятельное распоряжение учреждения и учитываются на отдельном балансе». Таким образом, возможность бюджетного учреждения распоряжения внебюджетными доходами, предусмотренная Бюджетным кодексом РФ, полностью соответствует гражданскому законодательству, однако, как представляется, это значительно снижает его заинтересованность в качественном осуществлении основной деятельности (предоставление государственных, муниципальных услуг). Кроме того, деятельность на нерыночной основе создает необоснованные конкурентные преимущества бюджетных учреждений перед негосударственными организациями.

2 Сметное финансирование  бюджетного учреждения

     Каждая  отдельная сфера экономики, перечисленная  в функциональной классификации  расходов бюджетов РФ, представляется совокупностью отдельных бюджетных  учреждений, обеспечивающих ее функционирование.

     Бюджетное учреждение – организация, созданная  органами государственной власти РФ, органами государственной власти субъектов  РФ, органами местного самоуправления для осуществления управленческих, социально-культурных, научно-технических  и иных функций некоммерческого  характера, деятельность которых финансируется  из соответствующего бюджета. Выделение ассигнований на содержание бюджетных учреждений строится на сметном порядке финансирования, который включает в себя важнейшие основные принципы:

     -соблюдение  режима экономии в расходовании  средств государственного бюджета;

     -строгое  целевое использование бюджетных  средств;

     -соблюдение  правильности и своевременности  выделения ассигнований на содержание  учреждения;

     -систематический  контроль со стороны вышестоящих  организаций и финансовых органов  за деятельностью бюджетного  учреждения.

     Различают следующие виды смет:

     -индивидуальные  и общие сметы учреждений;

     -сметы  расходов на централизованные  мероприятия, осуществляемые непосредственно  Министерствами и Ведомствами,  администрациям областей, городов  и районов;

     -сметы  специальных средств;

     -сводные  отраслевые сметы.

     При составлении сметы во внимание принимается  специфика деятельности организации, его функциональные особенности  и индивидуальные показатели, характерные  для него (кол-во штатных работников, кол-во коек мест, занимаемая площадь  и т.п.) При составлении сметы  заполняются все предусмотренные  типовой формой строки и графы, подписывает  смету руководитель и главный  бухгалтер. Правильно оформленную  смету передают на утверждение в  вышестоящую организацию, которая  будет осуществлять финансирование указанных в ней расходов. Смета  бюджетной организации составляется на основе Экономической классификации  расходов бюджетов РФ, которая дает полный перечень групп, подгрупп расходов и предметных, целевых статей расходов.

3 Содержание и задачи анализа финансово-хозяйственной деятельности

     Содержание анализа хозяйственной деятельности как науки, направленной на решение определенных задач, вытекает прежде всего из тех функций, которые экономический анализ выполняет в системе других прикладных экономических наук.

     Одной из таких функций является изучение характера действия экономических  законов, установление закономерностей  и тенденций происходящих явлений  и процессов в конкретных условиях предприятия.

     Важной  функцией АХД является научное обоснование  текущих и перспективных планов. Без глубокого экономического анализа  результатов деятельности предприятия  за прошлые годы (5-10 лет) и без  обоснованных прогнозов на перспективу, без выявления имевших место  недостатков и ошибок нельзя разработать  научно обоснованный план, выбрать  оптимальный вариант управленческого  решения. К функциям анализа относится  также контроль за выполнением планов и управленческих решений, за экономным  использованием ресурсов. Ряд экономистов  принижают или вовсе отрицают эту функцию анализа, приписывая ее исключительно бухгалтерскому учету и контролю. Однако, анализ проводится не только с целью констатации фактов и оценки достигнутых результатов, но и с целью выявления недостатков, ошибок и оперативного воздействия на процесс производства. Именно поэтому необходимо повышать оперативность и действенность анализа.

     Центральная функция АХД, которую он выполняет  в учреждении, - поиск резервов повышения  эффективности производства на основе изучения передового опыта и достижений науки и практики.

     Следующая функция анализа - оценка результатов  деятельности предприятия по выполнению планов, достигнутому уровню развития экономики, использованию имеющихся  возможностей.

     И наконец, разработка мероприятий по использованию выявленных резервов в процессе хозяйственной деятельности - также одна из функций АХД. Таким  образом, анализ хозяйственной деятельности как наука представляет собой  систему специальных знаний, связанных  с исследованием тенденций хозяйственного развития, научным обоснованием планов, управленческих решений, контролем  за их выполнением, оценкой достигнутых  результатов, поиском, измерением и  обоснованием величины хозяйственных  резервов повышения мероприятий  по их использованию.

Информация о работе Нормативное регулирование бюджетных организаций