Автор: Пользователь скрыл имя, 23 Ноября 2011 в 18:54, реферат
В России сегодня используется несколько методов учета затрат и расчета себестоимости, среди которых самые распространенные:
попередельный;
позаказный;
попроцессный (простой);
нормативный.
Среди западных можно выделить такие, как:
стандарт-костинг;
директ-костинг;
система Just In Time (точно вовремя);
ABC-костинг;
таргет-костинг.
Директ-костинг определяет критический объем производства, при котором за счет выручки будут покрыты все издержки производства без получения прибыли.
Критический объем производства (количество продукции) можно определить по формуле:
О = ПоЗ : (Ц – ПеЗ),
где: О – критический объем выпуска; ПоЗ – постоянные затраты в целом по предприятию; Ц – продажная цена единицы продукции; ПеЗ – переменные затраты на единицу продукции.
Пример. Цена
изделия – 3200 руб., переменные затраты
– 1200 руб., постоянные издержки за отчетный
период – 2 000 000 руб.
Критический объем: [2 000 000 : (3200 – 1200)] = 1000
штук,
т.е. при производстве и продаже 1000 штук
изделий по цене
3200 руб. за единицу выручка покроет все
производственные затраты, но прибыль
будет равна нулю.
Система точно вовремя (Just In Time)
В основу системы, появившейся в Японии в середине 1970-х годов, положен принцип:
«Ничего не будет произведено, пока в этом не возникнет необходимость». Снабжение производства осуществляется малыми партиями по необходимости, в результате чего достигается снижение уровня запасов товарно-материальных ценностей.
Использование этой методики позволяет предприятию избавиться от лишних издержек путем сокращения непроизводительных расходов, которые складываются, в частности, из выпуска излишней продукции, простоев оборудования и персонала, содержания излишних складских помещений, потерь, связанных с наличием дефектов изделий.
При этом спрос сопровождает продукцию в течение производства всего объема. Запасы доставляются к моменту их использования в производственном процессе. Часть косвенных затрат переводится в разряд прямых.
Основной
упор делается на качество, доступность
и общую стоимость продукции, а не на уровень
закупочных цен.
ABC-костинг (Аctivity Вased Сosting)
Сущность этого метода, называемого по-другому дифференцированным методом учета себестоимости, заключается в учете затрат по работам (функциям). Предприятие рассматривается как набор рабочих операций, в процессе которых необходимо затрачивать ресурсы.
При этом определяется полный перечень и последовательность выполнений функций с одновременным расчетом потребности ресурсов для каждой из них.
Выделяют 4 типа операций по способу их участия в выпуске продукции:
Первые 3 операции соотносятся с затратами, которые могут быть прямо отнесены на конкретный продукт. Общехозяйственные затраты нельзя точно отнести, поэтому они распределяются согласно разработанным алгоритмам.
Ресурсы классифицируются путем выделения 2 групп: поставляемые в момент потребления (например, сдельная зарплата) и поставляемые заранее (например, оклады).
Все ресурсы,
затраченные на рабочую операцию, составляют
ее стоимость, но простой подсчет по отдельным
операциям не позволяет определить себестоимость
продукции. Поэтому также рассчитывается
индекс распределения затрат (кост-драйвер),
через него определяется количество потраченных
ресурсов в расчете на выпуск продукции.
Функционально-стоимостный анализ (ФСА)
Метод активно применяется в США с 1960-х годов. Сегодня он популярен там, где большую часть затрат составляют накладные расходы (например, отрасли сферы услуг).
Его сущность – анализ затрат на выполнение изделием его функций. Все объекты рассматриваются как совокупность операций, которые они должны выполнять. Функции анализируются на предмет необходимости и полезности и подразделяются на основные (определяют назначение изделия), вспомогательные (способствуют выполнению основных функций) и ненужные (не содействуют выполнению основных функций).
Цель метода – развитие полезных функций при оптимальном соотношении между их значимостью для потребителей и затратами на их осуществление.
ФСА проводится
для разрабатываемых и
ТАPГЕТ-костинг (Target Costing)
Система таргет-костинга (Target Costing) появилась в 60-х годах XX века в Японии и распространилась по всему миру в основном в инновационных отраслях (автомобилестроение, машиностроение, электроника, компьютерные, цифровые технологии) и сфере обслуживания.
Таргет-костинг применяется на этапе проектирования нового изделия или модернизации устаревающей продукции.
В основу его идеи положено понятие целевой себестоимости и формула ее расчета:
Cебестоимость = Цена – Прибыль.
Цена – рыночная стоимость изделия (услуги), которая определяется при помощи маркетинговых исследований. Прибыль – желаемая величина, которую стремятся получить от продажи изделия (услуги).
Таргет-костинг
рассматривает себестоимость не как заранее
рассчитанный по нормативам показатель,
а как величину, к которой должна стремиться
организация, чтобы предложить рынку конкурентный
продукт. Поэтому задача метода – разработка
изделия (услуги), сметная себестоимость
которого равна целевой себестоимости.
Если новое изделие таково, что невозможно
добиться его целевой себестоимости, не ухудшив
при этом качества, принимается решение
о том, что оно не будет разрабатываться.
Кайзен-костинг (Kaizen Costing)
Как и таргет-костинг, этот метод возник в Японии во второй половине 1980-х годов. Его использование возможно практически в любой отрасли производства и в совокупности с другими методами управления затратами.
Это процесс постепенного снижения затрат на этапе производства продукции, в результате которого достигается необходимый уровень себестоимости и обеспечивается прибыльность производства.
Кайзен-костинг используется в японской модели управленческого учета параллельно с таргет-костингом. Обе системы имеют одинаковую цель – достижение целевой себестоимости: таргет-костинг – на этапе проектирования нового изделия, кайзен-костинг – на этапе его производства.
Если на этапе проектирования разница между сметной и целевой себестоимостью составляет до 10%, то принимается решение о начале производства такого изделия с расчетом на то, что 10% будут ликвидированы в процессе производства методами кайзен-костинга. Сокращение разницы между сметной и целевой себестоимостью называется кайзен-задачей, которая касается всего персонала организации, и ее выполнение должным образом поощряется.
Кайзен-задача определяется на этапе планирования производства на следующий финансовый год как на уровне каждого изделия, так и для предприятия в целом по отдельным статьям переменных затрат. Постоянные затраты подсчитываются по отдельным подразделениям и группируются в специальные бюджеты.
Используя
данные кайзен-задачи и бюджеты постоянных
затрат, специалисты составляют годовой
бюджет предприятия.
Таким образом, существует довольно много методов расчета себестоимости готовой продукции. Руководству предприятия важно четко представлять себе отличия между ними, а также понимать, как именно выбор того или иного метода отразится на финансовом результате деятельности предприятия.
СПОСОБЫ КЛАССИФИКАЦИИ ЗАТРАТ
Признак | Виды затрат |
Экономическое содержание | Экономический
элемент – первичный, однородный вид
затрат, который нельзя разделить на составные
части:
|
Статья
затрат – определенный вид затрат, раскрывающий
себестоимость как отдельных видов, так
и всей продукции в целом:
| |
В зависимости
от объема производства |
Переменные. Величина
таких затрат зависит от объема производства.
Постоянные. Величина таких затрат практически не зависит от объема производства. |
По целевому назначению |
Основные. Затраты,
связанные с технологическим процессом
выпуска продукции.
Накладные. Затраты, связанные с организацией, обслуживанием производства и реализацией продукции. |
По способу включения в себестоимость | Прямые. Расходы
по производству конкретного вида продукции,
которые могут быть сразу отнесены на конкретные
виды продукции.
Косвенные. Связаны с выпуском нескольких видов продукции (затраты на управление и обслуживание производства). Включаются в себестоимость всей продукции по каким-то правилам. |
По времени включения в себестоимость |
Текущие. Расходы
по производству и реализации продукции
данного периода, которые принесли доход
в текущем периоде.
Будущих периодов. Затраты, произведенные в текущем периоде, но подлежащие включению в себестоимость в будущих периодах. |
Информация о работе Методы расчета себестоимости готовой продукции