Метод экономического анализа, его особенности. Приёмы экономичесого анализа

Автор: Пользователь скрыл имя, 19 Декабря 2011 в 06:24, реферат

Описание работы

1. Метод экономического анализа, его особенности. Приёмы экономического анализа. Экономический анализ представляет собой способ накопления,
трансформации и использования информации экономического характера, имеющий целью: оценить текущее и перспективное финансовое состоя-ние предприятия; оценить возможные и целесообразные темпы развития предприятия с позиции их обеспечения необходимыми ресурсами и фи-нансами; выявить доступные источники средств и оценить возможность
и целесообразность их мобилизации; спрогнозировать положение пред-
приятия на рынке капиталов.
В процессе финансового анализа может привлекаться информация
из следующих источников:

Работа содержит 1 файл

Документ Microsoft Word.doc

— 86.50 Кб (Скачать)

    1. Метод экономического анализа,  его особенности. Приёмы экономического  анализа.                                                                                                       Экономический анализ представляет собой способ накопления,  
трансформации и использования информации экономического характера, имеющий целью: оценить текущее и перспективное финансовое состоя-ние предприятия; оценить возможные и целесообразные темпы развития предприятия с позиции их обеспечения необходимыми ресурсами и фи-нансами; выявить доступные источники средств и оценить возможность  
и целесообразность их мобилизации; спрогнозировать положение пред- 
приятия на рынке капиталов. 
В процессе финансового анализа может привлекаться информация  
из следующих источников: 
Информация о технической подготовке производства. 
Нормативная информация. 
Плановая информация (бизнес-план). 
Хозяйственный (экономический)учет: 
оперативный (оперативно-технический)учет; 
бухгалтерский учет; 
статистический учет. 
Отчетность: 
публичная финансовая бухгалтерская отчетность (годовая); 
квартальная отчетность (не бубличная, представляющая коммер- 
ческую тайну); 
выборная статистическая и финансовая отчетность (коммерческая  
отчетность), производимая по специальным указаниям; 
Прочая информация:  
пресса; 
опросы руководителя; 
экспертная информация. 
Основу информационного обеспечения анализа финансового со- 
стояния составляет бухгалтерская отчетность. В анализе может ис- 
пользоваться дополнительная информация главным образом оперативно- 
го характера, однако она носит лишь вспомогательный характер. 
С позиции обеспечения управленческой деятельностью можно вы- 
делить три основные требования, которым должна удовлетворять бух- 
галтерская отчетность. Она должна содержать данные, необходимые  
для: 
-принятия обоснованных управленческих решений в области инве -стиционной политики; 
-оценки динамики и перспектив изменения прибыли предприятия; 
-оценки имеющихся у предприятия ресурсов, происходящих в них  
изменений и эффективности их использования. 
В традиционном понимании финансовый анализ представляет собой  
метод оценки и прогнозирования финансового состояния предприятия  
на основе его бухгалтерской отчетности. Такого рода анализ может  
выполняться как управленческим персоналом данного предприятия, так  
и любым внешним аналитиком, поскольку в основном базируется на об- 
щедоступной информации. 
Принято выделять два вида финансового анализа: внутренний и  
внешний. Внутренний анализ проводится работниками предприятия. Ин- 
формационная база такого анализа гораздо шире и включает любую ин- 
формацию, циркулирующую внутри предприятия и полезную для принятия  
управленческих решений. Соответственно расширяются и возможности  
анализа. Внешний финансовый анализ проводится аналитиками, являю- 
щимися посторонними лицами для предприятия и потому не имеющими  
доступа к внутренней информационной базе предприятия. Внешний ана- 
лиз менее детализирован и более формализован.

                                                                                                                      Основу любой науки составляет ее предмет и метод. Предмет  
экономического анализа - материальные, трудовые и финансовые ре- 
сурсы, а также источники их образования. Содержание и основная це- 
левая установка - оценка эффективности использования этих ресурсов  
и поиск путей оптимизации, а также факторов, влияющих на измене- 
ние, анализ финансового состояния и выявление возможностей погаше- 
ния эффективности функционирования хозяйствующего субъекта с помо- 
щью рациональной финансовой политики. Достижение этой цели осуще- 
ствляется с помощью присущего данной науке метода.

    Метод финансо- 
вого анализа
- это система теоретико-познавательных категорий, на- 
учного инструментария и регулятивных принципов исследования финан- 
совой деятельности субъектов хозяйствования. 
        Существуют различные классификации методов экономического  
анализа.

    -Первый уровень классификации выделяет неформализованные и  
формализованные методы анализа. Первые основаны на описании анали- 
тических процедур на логическом уровне, а не на строгих аналитиче- 
ских зависимостях.

    К ним относятся методы: экспертных оценок, сце- 
нариев, психологические, морфологические, сравнения, построение  
систем показателей, построение систем аналитических таблиц и т.п.  
Применение этих методов характеризуется определенным субъективиз- 
мом, поскольку большое значение имеют интуиция, опыт и знания ана- 
литика. 
Ко второй группе относятся методы, в основе которых лежат  
достаточно строгие формализованные аналитические зависимости. Из- 
вестны десятки этих методов; они составляют второй уровень класси- 
фикации. Перечислим некоторые из них. 
-Классические методы анализа хозяйственной деятельности и фи- 
нансового анализа: цепных подставок, арифметических разниц, балан- 
совый, выделение изолированного влияния факторов, процентных чи- 
сел, дифференциальный, логарифмический, интегральный, простых и  
сложных процентов, дисконтирования. 
-Традиционные методы экономической статистики: средних и отно- 
сительных величин, группировки, графический, индексный, элементар- 
ные методы обработки рядов динамики. 
-Математико-статистические методы изучения связей: корреляци- 
онный анализ, регрессионный анализ, дисперсионный анализ, фактор- 
ный анализ, метод главных компонент, ковариационный анализ, метод  
объекто-периодов.  
-Эконометрические методы: матричные методы, гармонический ана- 
лиз, спектральный анализ, методы теории производственных функций,  
методы теории межотраслевого баланса. 
-Методы экономической кибернетики и оптимального программирова- 
ния: методы системного анализа, методы машинной имитации, линейное  
программирование.  
Можно выделить следующие основные методы анализа финансового  
состояния: 
I. Анализ абсолютных показателей (чтение баланса). 
II. Горизонтальный (временный) анализ - сравнение каждой по- 
зиции отчетности с предыдущим периодом. 
III. Вертикальный (структурный) анализ - определение структу- 
ры итоговых финансовых показателей с выявлением влияния каждой по- 
зиции отчетности на результат в целом. 
IV. Анализ относительных показателей (коэффициентов) - расчет  
отношений между отдельными позициями отчета, определение взаимо- 
связей показателей. 
V. Факторный анализ - анализ влияния отдельных факторов (при- 
чин) на результативный показатель.  
 

      
Экономический анализ представляет собой способ накопления,  
трансформации и использования информации экономического характера,  
имеющий целью: оценить текущее и перспективное финансовое состоя- 
ние предприятия; оценить возможные и целесообразные темпы развития  
предприятия с позиции их обеспечения необходимыми ресурсами и фи- 
нансами; выявить доступные источники средств и оценить возможность  
и целесообразность их мобилизации; спрогнозировать положение пред- 
приятия на рынке капиталов. 
В процессе финансового анализа может привлекаться информация  
из следующих источников: 
Информация о технической подготовке производства. 
Нормативная информация. 
Плановая информация (бизнес-план). 
Хозяйственный (экономический)учет: 
оперативный (оперативно-технический)учет; 
бухгалтерский учет; 
статистический учет. 
Отчетность: 
публичная финансовая бухгалтерская отчетность (годовая); 
квартальная отчетность (не бубличная, представляющая коммер- 
ческую тайну); 
выборная статистическая и финансовая отчетность (коммерческая  
отчетность), производимая по специальным указаниям; 
Прочая информация:  
пресса; 
опросы руководителя; 
экспертная информация. 
Основу информационного обеспечения анализа финансового со- 
стояния составляет бухгалтерская отчетность. В анализе может ис- 
пользоваться дополнительная информация главным образом оперативно- 
го характера, однако она носит лишь вспомогательный характер. 
С позиции обеспечения управленческой деятельностью можно вы- 
делить три основные требования, которым должна удовлетворять бух- 
галтерская отчетность. Она должна содержать данные, необходимые  
для: 
-принятия обоснованных управленческих решений в области инве- 
стиционной политики; 
-оценки динамики и перспектив изменения прибыли предприятия; 
-оценки имеющихся у предприятия ресурсов, происходящих в них  
изменений и эффективности их использования. 
В традиционном понимании финансовый анализ представляет собой  
метод оценки и прогнозирования финансового состояния предприятия  
на основе его бухгалтерской отчетности. Такого рода анализ может  
выполняться как управленческим персоналом данного предприятия, так  
и любым внешним аналитиком, поскольку в основном базируется на об- 
щедоступной информации. 
Принято выделять два вида финансового анализа: внутренний и  
внешний. Внутренний анализ проводится работниками предприятия. Ин- 
формационная база такого анализа гораздо шире и включает любую ин- 
формацию, циркулирующую внутри предприятия и полезную для принятия  
управленческих решений. Соответственно расширяются и возможности  
анализа. Внешний финансовый анализ проводится аналитиками, являю- 
щимися посторонними лицами для предприятия и потому не имеющими  
доступа к внутренней информационной базе предприятия. Внешний ана- 
лиз менее детализирован и более формализован.
 
 
 
 
 

    2. Задачи, источники и порядок проведения анализа товарных запасов, товарооборачиваемости и поступления товаров в розничном предприятии. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Задача №1.

Имеются данные по бухгалтерскому балансу за отчётный период.

                Показатели На начало периода На конец  периода
Оборотные активы,            1887            3040
В том  числе:              
Запасы  и затраты             933            1356 
Денежные  средства             535              965 
Краткосрочные обязательства            1138            2484
 

Проведите анализ ликвидности предприятия: рассчитайте  коэффициент текущей ликвидности, срочной ликвидности, абсолютной ликвидности. Сделать выводы. 

Решение:

  1. Рассчитаем коэффициент текущей ликвидности на начало периода. Коэффициент текущей ликвидности рассчитывают отношением суммы всех оборотных средств без расходов будущих периодов к краткосрочным обязательствам:

    Ктл = 123) / (П12)

    А1 – наиболее ликвидные активы: денежные средства и краткосрочные финансовые вложения.

    А2 – быстро реализуемые активы: дебиторская задолженность и прочие активы.

    А3 – медленно реализуемые активы: статьи раздела 11 актива «Запасы и затраты» (за исключением «Расходов будущих периодов»), а также статьи из раздела 1 актива баланса «Долгосрочные финансовые вложения»  (уменьшенные на величину вложений в уставные фонды других предприятий) и «Расчёты с учредителями».

    Пассивы баланса  группируются по степени срочности  их оплаты:

    П1 – наиболее срочные обязательства: кредиторская задолженность, а также ссуды, не погашенные в срок.

    П2 – краткосрочные пассивы: краткосрочные кредиты и заёмные средства.

    А2 = А-(А13)

    А2=1887-(535+933)=419

    Ктл =(535+419+933)/1138=1,66

    Значение данного  коэффициента не удовлетворяет установленным  критериям (Ктл   2), т.е. платёжные возможности предприятия были недостаточны для покрытия наиболее срочных обязательств, даже если предприятие своевременно рассчитается с дебиторами и реализует товары и продаст прочие материальные оборотные средства.

  1. Рассчитаем коэффициент срочной ликвидности на начало периода. Коэффициент срочной ликвидности определяется отношением быстрореализуемых активов к величине наиболее срочных обязательств:

    Ксл = 12)/(П12)

    Ксл = (535+419)/1138=0,84

    Полученная  величина также не удовлетворяет  установленным критериям (Ксл  1). Значит, в течении одного оборота  краткосрочной дебиторской задолженности (за год) предприятие не способно было оплатить наиболее срочные обязательства.

  1. Рассчитаем коэффициент абсолютной ликвидности на начало периода. Коэффициент абсолютной ликвидности равен отношению величины наиболее ликвидных активов к сумме наиболее срочных обязательств:

    Кал = А1/(П12)

    Кал = 535/1138=0,47

Информация о работе Метод экономического анализа, его особенности. Приёмы экономичесого анализа