Лекции по "Анализу финансовых инвестиций"

Автор: Пользователь скрыл имя, 14 Января 2011 в 13:18, лекция

Описание работы

Невозможно найти ценную бумагу, которая была бы одновременно высокодоходной, высоконадежной и высоколиквидной. Каждая отдельная бумага может обладать максимум двумя из этих качеств. Сущность портфельного инвестирования как раз и подразумевает распределение инвестиционного потенциала между различными группами активов. В зависимости от того, какие цели и задачи изначально стоят при формировании того или иного портфеля, выбирается определенное процентное соотношение между различными типами активов, составляющими портфель инвестора.

Работа содержит 1 файл

Лекции по АФИ.doc

— 147.50 Кб (Скачать)

    - изучение влияния объективных  и субъективных, внутренних и  внешних факторов на результаты  хозяйственной деятельности.

    - поиск резервов повышения эффективности  функционирования предприятия на  основе изучения передового опыта  и достижений науки и практики;

    - оценка результатов деятельности  предприятия по выполнению планов, достигнутому уровню развития  экономики, использованию имеющихся  возможностей и диагностика его  положения на рынке продуктов  и услуг. Объективная оценка  и диагностика деятельности предприятия способствует росту производства, повышению его эффективности, и наоборот.

- разработка рекомендаций по использованию  выявленных резервов. В целом,  анализ хозяйственной деятельности  как наука представляет собой  систему специальных знаний, связанных с исследованием тенденций хозяйственного развития, научным обоснованием планов, управленческих решений, контролем за их выполнением, оценкой достигнутых результатов, поиском, измерением и обоснованием величины резервов повышения эффективности производства и мероприятий по их использованию. 

Виды  анализа и их классификация

    В экономической литературе анализ коммерческой деятельности классифицируется по различным  признакам, что имеет большое  значение для правильного понимания  его содержания и задач.

    По  отраслевому признаку АХД делится  на отраслевой (промышленности, сельского  хозяйства, строительства, торговли и  т.д.), учитывающий специфику деятельности отдельных отраслей, и межотраслевой (теория АХД), являющийся теоретической  и методологической основой отраслевых методик анализа.

    По  признаку времени различают предварительный  анализ (до совершения хозяйственных  операций) и последующий анализ (после  совершения хозяйственных операций). Предварительный (перспективный) анализ необходим для обоснования планов и управленческих решений. Последующий (ретроспективный, исторический) используют для изучения тенденций развития предприятия, контроля за выполнением принятых планов и диагностики его состояния. Перспективный и ретроспективный анализы тесно связаны между собой. Без ретроспективного анализа невозможно сделать перспективный. Анализ результатов труда за прошлые годы позволяет изучить тенденции, закономерности, выявить неиспользованные возможности, передовой опыт, что имеет важное значение при обосновании уровня экономических показателей на перспективу. Умение видеть перспективу дает именно ретроспективный анализ. Он является основой перспективного анализа.

    В свою очередь, от глубины и качества предварительного анализа на перспективу  зависят результаты ретроспективного анализа. Если плановые или прогнозные показатели недостаточно обоснованы и реальны, то их последующий анализ вообще теряет смысл и требует предварительной оценки обоснованности плановых показателей.

    Ретроспективный анализ делится на оперативный и итоговый (результативный). Оперативный анализ проводится сразу после совершения хозяйственных операций или изменения ситуации за короткие отрезки времени (смену, сутки, декаду и т.д.). Цель его - оперативно выявлять недостатки и воздействовать на хозяйственные процессы.

    Итоговый (заключительный) анализ проводится за отчетный период (месяц, квартал, год). Его ценность заключается в том, что деятельность предприятия изучается  комплексно и всесторонне по отчетным данным за соответствующий период. Этим обеспечивается более полная оценка деятельности предприятия по использованию имеющихся возможностей.

    Итоговый  и оперативный анализы взаимосвязаны  и дополняют друг друга. Они дают возможность руководству предприятия  не только оперативно ликвидировать  недостатки в процессе производства, но и комплексно обобщать достижения, результаты деятельности за соответствующие периоды времени, разрабатывать мероприятия, направленные на рост эффективности производства.

    Перспективный анализ в зависимости от длины  временного горизонта делится на краткосрочный и долгосрочный. Краткосрочный анализ охватывает период до одного года, а долгосрочный — свыше года.

    Краткосрочный прогнозный анализ используется для  выработки тактической, а долгосрочный — стратегической политики предприятия в области бизнеса. Второй вид менее детализирован, чем первый, но его роль значительно выше. Если выбрана правильная стратегия развития предприятия, то легче принимать тактические решения.

    По  пространственному признаку различают  внутрифирменный и межфирменный анализ. Внутрифирменный анализ изучает деятельность только исследуемого предприятия и его структурных подразделений. При межфирменном анализе сравниваются результаты деятельности двух или более предприятий. Это позволяет выявить передовой опыт, резервы, недостатки и на основе этого дать более объективную оценку эффективности деятельности предприятия.

    По  функциональному признаку, по той  роли и задачам, которые он выполняет, выделяют: финансовый, управленческий, социально-экономический, экономико-статистический, маркетинговый, инвестиционный,  логистический и другие виды анализа.

    Важное  место среди всех видов АХД  занимает финансовый анализ, который  может быть охарактеризован как  процесс познания сущности финансового  механизма функционирования субъектов хозяйствования. Его основное назначение состоит в изучении, диагностике и прогнозировании финансового состояния предприятия и выявлении резервов повышения его устойчивости. На уровне предприятия его проводят финансовые службы. Внешний финансовый анализ проводится банками, аудиторскими фирмами, инвесторами и т.д.

    Управленческий  анализ проводят все службы предприятия  с целью получения информации, необходимой для планирования, контроля и принятия оптимальных управленческих решений, выработки стратегии и  тактики по вопросам финансовой политики, маркетинговой деятельности, совершенствования техники, технологии и организации производства. Он носит оперативный характер, его результаты являются коммерческой тайной.

    Социально-экономический  анализ изучает взаимосвязь социальных и экономических процессов, их влияние друг на друга и на экономические результаты хозяйственной деятельности. Его проводят экономические службы предприятия и вышестоящих органов управления, социологические лаборатории, статистические органы и т.п.

    Экономико-статистический анализ применяется статистическими  органами для изучения массовых общественных явлений на разных уровнях управления: предприятия, отрасли, региона.

    Экономико-экологический  анализ проводят органы охраны окружающей среды, экономические службы предприятия с целью исследования взаимодействия экологических и экономических процессов, связанных с сохранением и улучшением окружающей среды и затратами на экологию.

    Маркетинговый анализ применяется службой маркетинга предприятия или объединения для изучения внешней среды функционирования предприятия: рынков сырья и сбыта готовой продукции, ее конкурентоспособности, спроса и предложения, коммерческого риска, формирования ценовой политики, разработки тактики и стратегии маркетинговой деятельности.

    Инвестиционный  анализ используется для разработки программы и оценки эффективности  инвестиционной деятельности субъектов  хозяйствования.

    Функционально-стоимостный  анализ (ФСА) исследует функции, которые  выполняет объект изучения, и методы их реализации. Его основное назначение в том, чтобы выявить ненужные функции этого объекта и предупредить лишние затраты за счет ликвидации ненужных узлов, деталей, упрощения конструкции изделия, замены материалов и т.д.

    В последние годы все более широкое  применение находит логистический анализ, с помощью которого исследуются товарные потоки, начинающиеся от поставщиков сырья, проходящие через предприятие и заканчивающиеся у покупателей. Логистика координирует такие функциональные сферы предприятия, как снабжение, производство и сбыт и способствует ускорению материальных и денежных потоков. С ее помощью предприятия получают возможность снижать затраты за счет организации снабжения, производства и сбыта на принципе «точно вовремя». Логистика становится основным ключом к успеху, важным стратегическим инструментом поддержания конкурентоспособности предприятия на рынках с сильной конкуренцией.

    По  методике изучения объектов различают  качественный и количественный анализ, экспресс-анализ, фундаментальный анализ, маржинальный анализ, экономико-математический анализ и др.

    Качественный  анализ - это способ исследования, основанный на качественных сравнительных характеристиках  и экспертных оценках исследуемых  явлений и процессов. Количественный (факторный) анализ базируется на количественных сопоставлениях и исследовании степени чувствительности экономических явлений к изменению различных факторов.

    Экспресс-анализ представляет собой способ диагностики  состояния экономики предприятия  на основе типичных признаков, характерных  для определенных экономических явлений.

    Маржинальный  анализ - это метод оценки и обоснования  эффективности управленческих решений  в бизнесе на основании причинно-следственной взаимосвязи объема продаж, себестоимости  и прибыли и деления затрат на постоянные и переменные.

    С помощью экономико-математического  анализа выбирается наиболее оптимальный  вариант решения экономической  задачи, выявляются резервы повышения  эффективности производства за счет более полного использования  имеющихся ресурсов.

    По  субъектам (пользователям анализа) различают внутренний и внешний анализ. Внутренний анализ проводится непосредственно на предприятии для нужд оперативного, краткосрочного и долгосрочного управления производственной, коммерческой и финансовой деятельностью. Внешний анализ проводится на основании финансовой и статистической отчетности органами хозяйственного управления, банками, финансовыми органами, акционерами, инвесторами и т.д.

    По  степени охвата изучаемых объектов анализ делится на сплошной и выборочный. При сплошном анализе выводы делаются после изучения всех без исключения объектов, а при выборочном — по результатам обследования только части объектов, что позволяет ускорить аналитический процесс и выработку управленческих решений по результатам анализа.

    По  содержанию программы анализ может быть комплексным и тематическим. При комплексном анализе деятельность предприятия изучается всесторонне, а при тематическом — только отдельные ее стороны, представляющие в данный момент наибольший интерес. Например, вопросы использования материальных ресурсов, производственной мощности предприятия, снижения себестоимости продукции и пр.

    Каждая  из названных форм АХД своеобразна  по содержанию, организации и методике его проведения. 

Предмет и объекты анализа

    Каждая  наука имеет свой предмет исследования, который она изучает с соответствующей целью присущими ей методами. Философия под предметом любой науки понимает какую-то часть или сторону объективной действительности, которая изучается только данной наукой. Один и тот же объект может рассматриваться различными науками. Каждая из них находит в нем специфические стороны или отношения. Предметом той или иной науки принято считать то специфическое, что позволяет отличить ее среди множества других наук.

    Хозяйственная деятельность и те процессы, что в ней проистекают, являются объектом исследования многих наук: экономической теории, макро- и микроэкономики, управления, организации и планирования производственно-финансовой деятельности, статистики, бухгалтерского учета, экономического анализа и т.д. Экономика изучает воздействие общих, частных и специфических законов на развитие экономических процессов в конкретных условиях отрасли или отдельного предприятия. Статистика исследует количественные стороны массовых экономических явлений и процессов, которые про исходят в хозяйственной деятельности. Предметом бухгалтерской учета является кругооборот капитала в процессе хозяйственной деятельности. Он документально отражает все хозяйственные операции, процессы и связанное с ними движение средств предприятия, результаты его деятельности.

    Предметом анализа коммерческой деятельности являются причинно-следственные связи  экономических явлений и процессов. Познание причинно-следственных связей в хозяйственной деятельности предприятий  позволяет раскрыть сущность экономических явлений и процессов и на этой основе дать правильную оценку достигнутым результатам, выявить резервы повышения эффективности производства, обосновать планы и управленческие решения. Классификация, систематизация, моделирование, измерение причинно-следственных связей является главным методологическим вопросом в АХД.

Информация о работе Лекции по "Анализу финансовых инвестиций"