Кредиторская задолженность

Автор: Пользователь скрыл имя, 28 Марта 2012 в 14:10, курсовая работа

Описание работы

Цель данной курсовой работы – провести анализ кредиторской задолженности предприятия и на основании данных анализа предложить мероприятия по её снижению. Для достижения данной цели необходимо решить следующие задачи:
• рассмотреть основы анализа кредиторской задолженности;

• изучить пути совершенствования анализа кредиторской и задолженности.

Содержание

Определения
Обозначения и сокращения
Введение
1. Основы анализа кредиторской задолженности
1.1 Сущность и задачи анализа кредиторской задолженности
1.2 Показатели анализа кредиторской задолженности
1.3 Источники информации для анализа кредиторской задолженности
2.1 Пути совершенствования анализа кредиторской задолженности
2.2 Пути снижения кредиторской задолженности путем реструктуризации и взаимозачётов
Заключение
Список использованной литературы

Работа содержит 1 файл

Содержание.docx

— 75.38 Кб (Скачать)

Пользователь (заказчик), как правило, является координатором  проведения финансового анализа. В качестве пользователя могут выступать собственник с преобладающим числом акций, исполнители крупных инвесторов и кредиторов, чьи средства неэффективно используются организацией-должником. Координатор проведения финансового анализа назначает (нанимает по договору подряда) руководителя группы для выполнения поставленных задач. Обычно он выбирается из числа работающих того предприятия, финансовое положение которого будет анализироваться. Однако может быть приглашен независимый руководитель - организатор по оценке финансового состояния предприятия - будущего партнера или предприятия — крупного должника. Руководителем группы аналитиков чаще всего являются: главный бухгалтер (контролер) компании; финансовый или коммерческий директор; руководители отделов кредитования банка, чьи кредиты или не возвращаются вовсе или возвращаются с опозданием и не в полном объеме; частные предприниматели — финансовые аналитики и др.

Руководители  создают группу исполнителей, формируют  программу анализа финансового положения организации, определяют период, за который будет оцениваться ее финансовое состояние, устанавливают сроки выполнения программ финансового анализа, формы представления результатов проделанной работы (справка или акт проверки; аналитическая записка; выводы и рекомендации; аналитическое заключение; свод положительных и отрицательных тенденций развития финансовой устойчивости организации; доклад о состоянии и перспективах финансового положения организации и др.).

Представленные  координатору материалы финансового  анализа должны подробно обсуждаться  и систематизироваться. На основе полученных выводов, следующих из выявленных аналитиками  тенденций, разрабатываются обоснованные управленческие решения по мобилизации неиспользованных возможностей для укрепления финансовой устойчивости организации, ее платежеспособности. Это, как правило, является заботой внутренних пользователей полученной аналитической информации. Что касается внешних пользователей, то ими принимаются меры по возвращению кредитов и инвестиций собственнику или разрабатываются рекомендации по повышению эффективности расходования заемщиками средств кредиторов и инвесторов [13, c. 104-107].

Основными источниками информации для анализа  кредиторской задолженности служат: бухгалтерский баланс; приложение к балансу «Отчет о финансовых результатах и их использовании» (Форма №2); приложение к бухгалтерскому балансу «Форма №5» (включающая разделы о движении заемных средств и данные о кредиторской задолженности); оборотные ведомости; карточки аналитического учета; данные инвентаризации; первичные документы; журналы-ордера и ведомости синтетического учета, в которых отражается движение соответствующих платежей; расчетные ведомости по начислению заработной платы работникам; действующие нормативные документы, определяющие ставки и льготы при производстве расчетов по направлениям платежей; другие отчетные формы.

Кредиторская задолженность отражается в бухгалтерском балансе предприятия по видам.

Учет  кредиторской задолженности ведется  на счете 3310 «Краткосрочная кредиторская задолженность поставщикам и подрядчикам».

Для обобщенной характеристики объектов используются синтетические счета, на которых все показатели измеряются в денежном выражении. Для более детальной характеристики объектов анализируются аналитические счета, где кроме денежного измерителя может присутствовать количественный показатель (килограммы, штуки, пары и др.).

Для обобщения  и систематизации данных синтетических и аналитических счетов используются оборотные ведомости. При этом форма оборотной ведомости по счетам учета расчетов с разными дебиторами и кредиторами имеет специфику, связанную с тем, что по одним организациям задолженность может быть дебетовой, а по другим – кредитовой. Кроме того, по одной и той же организации на начало месяца остаток может быть дебетовым, а на конец месяца – кредитовым, и наоборот. Поэтому сальдо в данной оборотной ведомости показывается развернуто: дебетовое сальдо в активе, кредитовое в пассиве. Сальдо в свернутом виде, т.е. как простую разность между различными видами задолженности, в такой оборотной ведомости указывать нельзя.

При ведении  журнально-ордерной формы бухгалтерского учета, рекомендованной для большинства предприятий промышленности, торговли и сбыта, текущая информация о движении дебиторской и кредиторской задолженности отслеживается по данным соответствующих журналов-ордеров. Итоги каждого месяца по данным журналов-ордеров заносятся в Главную книгу.

В организациях малого бизнеса данные по дебиторской  и кредиторской задолженности анализируются  непосредственно по Книге учета хозяйственных операций.

Кредиторская  задолженность подразделена на долги, платежи по которым ожидаются  более чем через 12 месяцев после отчетной даты, и задолженность, погашение которой предполагается в течение 12 месяцев после отчетной даты. Кредиторская задолженность в балансе представлена общей суммой и в разрезе счетов учета расчетов, имеющих кредитовое сальдо.

Информация  о величине и структуре долговых обязательств в бухгалтерском балансе взаимосвязана с показателями статей раздела 2 "Дебиторская и кредиторская задолженность" формы № 5, в котором отражаются данные об изменении дебиторской и кредиторской задолженности за отчетный год. Это позволяет анализировать долговые обязательства предприятий по направлениям их возникновения или получения, видам дебиторской и кредиторской задолженности, степени соблюдения сроков платежей и другим основаниям.

По данным бухгалтерского баланса, приложений к  нему и пояснительной записки  можно судить о степени обеспечения  обязательств и платежей предприятия раскрывать в пояснениях к бухгалтерскому балансу и отчету о прибылях и убытках дополнительные данные о наличии на начало и конец отчетного периода отдельных видов дебиторской задолженности. Кроме того, здесь должна быть приведена информация, полученная по результатам анализа соблюдения расчетно-платежной дисциплины, просроченных долговых обязательств, полноты перечисления налоговых и приравненных к ним платежей, уплаченных или подлежащих уплате штрафных санкций за неисполнение долговых обязательств, в том числе перед бюджетом.

Анализ  задолженности - составная часть  оценки ликвидности предприятия, его способности погашать свои обязательства. Для этого необходимо изучить и сопоставить объемы и распределение во времени денежных потоков, проанализировать тенденции изменения соотношения краткосрочной задолженности финансовой отчетности.

При анализе  показателей, характеризующих долговые требования и обязательства, прежде всего изучают их динамику, причины и давность возникновения, соответствие срокам исковой давности [14, c. 60-64].

 

3. Пути совершенствования анализа  кредиторской задолженности

 

3.1 Пути снижения кредиторской  задолженности путем реструктуризации и взаимозачётов

 

По результатам  анализа состава, структуры и  динамики кредиторской и дебиторской  задолженности предприятия можно  сделать вывод, что в целом  ситуация в сфере осуществления  платежно-расчетных отношений предприятия  с его дебиторами и кредиторами  не представляет существенной угрозы стабильности финансового состояния предприятия. Тем не менее, динамика роста и кредиторской, и дебиторской задолженности свидетельствует о необходимости пристального внимания руководства к организации платежно-расчетных отношений.

Задача  аналитика заключается не только в констатации уровня финансового состояния предприятия, но и в подготовке предложений по его улучшению. Для этого он должен выявить факторы (причины), оказавшие влияние на финансовое состояние предприятия, и дать предложения (варианты предложений) по устранению негативных факторов и усилению позитивных.

Значительную  роль в финансовом оздоровлении предприятий  сыграла бы реструктуризация кредиторской задолженности.

Публикаций  на тему реструктуризации кредиторской задолженности предприятий в  различных изданиях было великое  множество. Но до сих пор эта проблема стоит на повестке дня. Реструктуризация является одним из способов поступлений  налоговых платежей в бюджет.

Несмотря  на, казалось бы, улучшение экономической  ситуации в стране, задолженность  налогоплательщиков не уменьшается. "Зависшие" долги предприятий являются фактором их недостаточной финансовой устойчивости и инвестиционной непривлекательности. В связи с этим, одним из путей разрешения проблемы неплатежей является реструктуризация. Она выгодна не только государству, но и самому налогоплательщику. В процессе реструктуризации сумма задолженности предприятий распределяется во времени, составляется график реструктурируемых сумм. Кроме того, существует возможность списания долгов по пени при полной уплате задолженности.

 В процессе реструктуризации прекращается начисление пени на отсроченные платежи, разблокируются счета налогоплательщиков, снимаются аресты с имущества предприятий. В совокупности эти меры являются шагом на пути нормализации собираемости налоговых платежей и оздоровления экономики.

В процессе финансово-хозяйственной деятельности у предприятия постоянно возникает потребность в проведении расчетов со своими контрагентами, бюджетом, налоговыми органами. Отгружая произведенную продукцию или оказывая некоторые услуги, предприятие, как правило, не получает деньги в оплату немедленно, то есть по сути оно кредитует покупателей. Поэтому в течение периода от момента отгрузки продукции до момента поступления платежа средства предприятия омертвлены в виде дебиторской задолженности, уровень которой определяется многими факторами: вид продукции, емкость рынка, степень насыщенности рынка данной продукцией, условия договора, принятая на предприятии схема расчетов и другое. Последний фактор особенно важен для финансового менеджера.

Основными видами расчетов за поставленную продукцию  являются продажа за наличные деньги и в виде безналичных платежей. Правила проведения и формы безналичных расчетов, в общем, регулируются законодательством РК, а по технике исполнения – НБ РК.

Управление  дебиторской задолженностью предполагает, прежде всего, контроль за оборачиваемостью средств в расчетах. Ускорение оборачиваемости в динамике рассматривается как положительная тенденция. Большое значение имеет отбор потенциальных покупателей и определение условий оплаты товаров, предусматриваемых в контрактах.

Отбор осуществляется с помощью неформальных критериев: соблюдение платежной дисциплины в  прошлом, прогнозные финансовые возможности  покупателя по оплате запрашиваемого им объема товаров, уровень текущей  платежеспособности, уровень финансовой устойчивости, экономические и финансовые условия предприятия-продавца (затоваренность, степень нуждаемости в денежной наличности и т.п.). Необходимая для анализа информация может быть получена из публикуемой финансовой отчетности, от специализированных информационных агентств, из неформальных источников. Так, крупнейшее в США информационное агентство « Дан энд Брэстрит» имеет информацию о кредитоспособности нескольких миллионов компаний. Предоставляемая им информация включает диапазон изменения собственного капитала, степени кредитоспособности и другие полезные сведения. В Казахстане подобное более или менее формализованное получение информации о кредитоспособности юридических лиц пока еще не налажено.

Оплата  товаров постоянными клиентами  обычно производится в кредит, причем условия кредита зависят от множества  факторов. Вырабатывая политику кредитования покупателей своей продукции, предприятие должно определиться со многими критериями. Приведу пример некоторых из них:

  1. Срок предоставления кредита. Определяя договором максимально допустимый срок поставленной продукции, следует принимать во внимание как правовые аспекты заключения договоров поставки, так и экономические последствия того или иного варианта (в частности, учет влияния инфляции).
  2. Стандарты кредитоспособности. Заключая договор на поставку продукции, и определяя в нем условия оплаты, предприятие может придерживаться установленных им критериев финансовой устойчивости в отношении покупателей; в зависимости от того насколько кредитоспособен и надежен покупатель, условия договора, в том числе в отношении предоставляемой скидки, размера партии продукции, форм оплаты труда и другие, могут меняться.
  3. Система создания резервов по сомнительным долгам. При заключении договоров предприятие, естественно, рассчитывает на своевременное поступление платежей. Однако не исключены варианты появления просроченной дебиторской задолженности, и полной неспособности покупателя рассчитаться по своим обязательствам. Поэтому существует практика создания резервов по сомнительным долгам, позволяющая, во-первых, формировать источники для покрытия убытков и, во-вторых, иметь более реальную характеристику собственного финансового состояния. Данные о резервах по сомнительным долгам и фактических потерях, связанных с непогашением дебиторской задолженности, должны подвергаться тщательному регулярному анализу.

В нашей  стране опыт в исчислении резервов по сомнительным долгам еще не накоплен. В экономически развитых странах  компании в процессе подготовки отчетности чаще всего начисляют резерв в процентах по отношению к общей сумме дебиторской задолженности, при этом вариация может быть весьма существенной.

4. Система  сбора платежей. Этот раздел работы  с дебиторами предполагает разработку:

  • процедуры взаимодействия с ними в случае нарушения условий оплаты;
  • критериальных значений показателей, свидетельствующих о существенности нарушений;
  • системы наказания недобросовестных контрагентов.

5. Система  предоставляемых скидок. В предыдущем  пункте делался акцент на репрессивные  методы работы с недобросовестными  дебиторами; гораздо больший эффект имеют методы поощрения, к которым в данном случае относится предоставление покупателям опциона на получение скидки с отпускной цены.

Информация о работе Кредиторская задолженность