Автор: Пользователь скрыл имя, 18 Ноября 2011 в 22:14, реферат
Предприятие представляет собой сложную социально-экономическую систему, состоящую из ряда подсистем: технической, экономической, социальной, экологической и др. Они взаимосвязаны, взаимозависимы и находятся в постоянном развитии. Каждая подсистема представляет собой определенный вид хозяйственной деятельности. При этом все процессы хозяйственной деятельности протека ют во времени и пространстве. Все они являются частью единого целого, но в то же время имеют различную природу и содержание.
Введение………………………………………………………………………….....3
Классификация видов анализа хозяйственной деятельности в специальной экономической литературе ………………………………………… 4
Заключение ………………………………………………………………..………..14
Список использованных источников …………………………….……...…....…..15
По охвату изучаемых объектов анализ может быть сквозным (сплошным), то есть относиться ко всему изучаемому объекту в целом или его выборочным фрагментам, когда изучается только часть объекта.
По
содержанию экономический анализ финансово-хозяйственной
деятельности предприятия может охватывать
все предприятие в разрезе отдельных видов
анализа различных сторон деятельности
субъекта — специальный (тематический)
анализ, и комплексный анализ, а также
сюда относят и анализ отдельных видов
продукции (услуг). Экономический анализ
характеризуется как комплексный, если
он освещает большое
число сторон экономической деятельности
и качеств изучаемого объекта, тогда как
специальный анализ отражает, как правило,
однопредметную характеристику объекта.
Комплексный анализ характеризует в основном следующие три составляющие деятельности хозяйствующего субъекта: технико-экономический уровень производства, качество выпускаемой продукции, работ и услуг и анализ прочих видов деятельности.
Анализ технико-экономического уровня производства включает характеристику организационно-технического уровня производства и прочих характеристик производства, в том числе финансовых отношений, учета и отчетности.
Важная составляющая комплексного анализа — анализ качества выпускаемой продукции, работ и услуг. Сегодня такой анализ на предприятиях проводится постоянно, что позволяет повысить финансово-экономические показатели деятельности субъекта на рынке.
Состав и структура параметров качества продукции обусловлены вводящимися в стране техническими регламентами, требованиями обновляющихся стандартов и сертификации продукции. Так, например, наиболее распространенными комплексными характеристиками качества являются: назначение, долговечность, уровень стандартизации и унификации, технологичность, эргономичность, экономичность, безопасность и экологичность.
Среди прочих характеристик производства важнейшим являются характеристики уровня организации производства и управления.
Анализ уровня организации производства на опережающей производство стадии заключается в характеристике уровня подготовки производства (конструкторской, технологической, экономической), на сопутствующей производству стадии — в характеристике уровня регулирования хода производства (оперативно-календарное планирование и диспетчирование) и на замыкающей производственной стадии — в характеристике уровня организации реализации продуктов труда, их сервиса и утилизации по окончании эксплуатации.
Уровень организации управления характеризуется состоянием регламентации управленческого труда, подготовки и принятия решений, уровнем обеспеченности и качества информации для процессов управления, квалифицированным составом кадров управления, уровнем автоматизации управленческого труда, методами организации решений, характером стимулирования труда и ответственностью за его результаты.
Анализ может дополняться характеристиками таких видов деятельности, которые обусловлены требованиями со стороны рыночных условий хозяйствования, и должен отражать, например, доходы и расходы от непроизводственной (прочей) деятельности (например, от сдачи имущества в аренду), внереализационные и чрезвычайные доходы и расходы, финансовое состояние и т.д.
Среди прочих видов деятельности выделяется анализ обслуживающих, вспомогательных хозяйств, подсобных (непрофильных) производств, например, по аналогии с анализом основного производства [7, c.19-22].
Важное значение имеет классификация экономического анализа по объектам управления. Хозяйственная деятельность (управляемая система) состоит из отдельных подсистем: экономики, техники, технологии, организации производства, социальных условий труда, природоохранной деятельности и др. Аспект анализа по желанию управляющего органа может быть смещен в сторону каких-либо подсистем хозяйственной деятельности. В связи с этим выделяют:
По методике изучения объектов различают качественный и количественный анализ, экспресс-анализ, фундаментальный анализ, маржинальный анализ, экономико-математический анализ и др.
Качественный анализ — это способ исследования, основанный на качественных сравнительных характеристиках и экспертных оценках исследуемых явлений и процессов.
Количественный анализ базируется на количественных сопоставлениях и исследовании степени чувствительности экономических явлений к изменению различных факторов.
Экспресс-анализ представляет собой способ диагностики состояния экономики предприятия на основе типичных признаков, характерных для определенных экономических явлений. К примеру, если темпы роста производства продукции опережают темпы роста выпуска продукции, это свидетельствует о росте остатков незавершенного производства; если темпы роста выпуска продукции выше темпов реализации продукции, это признак затоваривания (работы на склад). Знание признака позволяет быстро и довольно точно установить характер происходящих процессов, не производя глубоких фундаментальных исследований, требующих дополнительного времени и средств.
Ситуационный анализ (анализ чувствительности) предназначен для решения конкретных управленческих задач в условиях изменившейся ситуации, требующих всестороннего системного аналитического исследования.
Фундаментальный анализ представляет собой углубленное, комплексное исследование сущности изучаемых явлений с использованием математического аппарата и другого сложного инструментария.
Маржинальный анализ — это метод оценки и обоснования эффективности управленческих решений в бизнесе на основе изучения причинно-следственной взаимосвязи объема продаж, себестоимости и прибыли и деления затрат на постоянные и переменные.
С
помощью экономико-
Аббревиатура названия SWOT анализа состоит из первых букв названии соответствующих разделок strengths — сила, weaknesses — слабости, opportunities — возможности, threats - угрозы. Этот вид анализа используется в стратегическом планировании. Его назначение — установить потенциальные внутренние сильные и слабые стороны предприятия, потенциальные внешние возможности и угрозы для бизнеса.
Потенциальные внутренние сильные стороны — это наличие необходимых финансовых ресурсов для развития бизнеса, позитивный имидж у потребителей, позиция признанного лидерства на рынке, умение избежать cильного давления со стороны конкурентов, преимущество в затратах, эффективные рекламные мероприятия, совершенные технологии, большие возможности производства и т.д.
Потенциальные внутренние слабые стороны - устаревшее оборудование, низкая прибыльность, низкий уровень управленческого и производственного персонала, низкий имидж на рынке, плохо отработанная стратегия развития предприятия, плохая организация маркетинговой деятельности, слабая сбытовая сеть, высокая себестоимость продукции, отсутствие ресурсов на финансирование необходимых изменений в стратегии и т.д.
Потенциальные внешние возможности — способность обслуживать дополнительные группы потребителей, возможность выхода на новые рынки, расширения ассортимента продукции, быстрого развития при внезапном повышении спроса на рынке, появлении новых технологий и т.д.
Потенциальные внешние угрозы - выход на рынок иностранных конкурентов с более низкой себестоимостью продукции, медленный рост рынка, неблагоприятное изменение курсов иностранных валют или таможенной и законодательной политики правительств других стран, смена потребностей и вкусов потребителей и т.д.
Экспертная опенка данных индикаторов и весомости каждого из них позволит взвесить сильные и слабые стороны предприятия и учесть их при выработке стратегической политики развития бизнеса.
АВС-анализ является важным инструментом, используемым на предприятии для определения приоритетов в области управленческих задач, материалов, поставщиков, групп продуктов, рынков сбыта, категорий клиентов.
Классификация управленческих задач в соответствии с их приоритетами способствует концентрации усилий на решении важнейших задач, выполнении наиболее срочных работ, делегировании менее важных задач сотрудникам более низкого эвена управления. В результате менеджеры более уровня больше времени могут больше времени уделять проблемам стратегического характера [1, с.12-14; 6, c.25-28].
По критерию подхода к анализу анализ бывает: теоретический (политико-экономический) анализ и конкретно-экономический анализ;
Теоретический (политико-экономический) анализ представляет собой качественный логический анализ, характеризующийся высокой степенью абстракции и заключающийся в анализе действия экономических категорий и законов.
Конкретно-экономический анализ — это преимущественно количественный анализ, выраженный в формализованном виде, в конкретных формулах и расчетах, и находящийся в тесном, органичном единстве с качественной характеристикой экономических явлений и процессов [5, c. 15].
По уровню аналитического исследования: макроэкономический анализ и микроэкономический анализ.
К
макроуровню можно отнести анализ хозяйственной
деятельности регионов в рамках территориально-
Микроуровень анализа — основной, первичный уровень хозяйствования - здесь действуют предприятия (корпорации) с разным статусом субъектов экономического анализа, определяемым законодательством. Такой анализ основывается на данных системного бухгалтерского учета и отчетности, в связи с чем иначе называется бухгалтерским анализом или анализом финансово-хозяйственной деятельности.
С развитием производства возрастает сложность управления им, что ведет к необходимости разделения труда в сфере управления, выделению некоторых его функций в относительно самостоятельные участки управления. Происходит специализация управленческой деятельности по видам. Соответствующий процесс специализации характерен и для аналитической работы. Дальнейшая дифференциация видов экономического анализа может быть продолжена по уровням структуры внутрикорпоративного управления: головное предприятие (организация), филиалы, представительства, дочерние, зависимые организации. Она может быть продолжена также по технологическим особенностям подразделений: основное производство (заготовительное, обрабатывающее, сборочное, отделочное), вспомогательное и обслуживающие хозяйства (ремонтные, инструментальные, энергетические, транспортные, строительные и т.п.), которые по размерам могут быть структурированы как цеха, участки, группы рабочих мест, линии и т.д. [3, c.17-18].
По мнению многих экономистов в основу классификации должна быть положена классификация функций управления, поскольку анализ составляет необходимый элемент каждой функции управления экономикой.
Функции управления подразделяются на общие (основные), отражающие содержание самого управления, и специфические, отражающие различные объекты управления.