Эвристические методы

Автор: Пользователь скрыл имя, 02 Декабря 2011 в 20:33, доклад

Описание работы

Для того чтобы разобраться более глубоко в том, что понимать под эвристическими методами, следует обратить внимание на то, что метод словесно можно представить в виде некоторой системы правил, то есть описания того, как нужно действовать и что нужно делать в процессе решения задач определенного класса. Из разнообразного набора правил деятельности в решении задач принципиально можно выделить два больших класса предписаний: алгоритмы или алгоритмические предписания и эвристики - эвристические предписания. Если алгоритмы жестко детерминируют наши действия и гарантируют в случае их точного выполнения достижение успеха в решении соответствующего типа задач, то эвристики и эвристические предписания лишь задают стратегии и тактике наиболее вероятное направление поиска идеи решения, но не гарантируют успеха решения.

Содержание

Введение…………………………………………………………...............................3
1. Разновидности эвристических методов…… …………………………..……….5
2. Корабельный совет……………………………………...………………………..8
3. Метод фокальных объектов…………………………………………………......11
4. Метод 6 шляп………………………………..…………………………..............14
5.Мозговой штурм………………………………………………………………..18
6. Метод «Коучинг»…………..................................................................................21
7. Конференция идей…………...…………………………………………………..25
Заключение……………………………………………………………………….…28

Работа содержит 1 файл

реферат по АФХДП.docx

— 87.13 Кб (Скачать)
  • Из условий  задачи выделить объект (прототип), подлежащий усовершенствованию (ФО), уточнить цель.
  • Выбрать 3-4 случайных объектов (открыв наугад каталог, книгу и т. п.).
  • Выписать для каждого из них несколько характерных признаков (свойств).
  • Полученные признаки перенести на прототип (фокальный объект) – получить новые сочетания.
  • Новые сочетания развить путем свободных ассоциаций. Зафиксировать все интересные идеи.
  • Оценить новые идеи и отобрать наиболее эффективные с точки зрения реализации. Сформулировать задачи на разработку новых модификаций объекта.

     Результат

     Списки  идей и предложений по новым модификациям объекта.

     Достоинства

  • Простота  освоения и неограниченные возможности  поиска новых подходов к проблеме.
  • Нешаблонность выдвигаемых идей.
  • Универсальность метода.

     Недостатки

  • Непригодность при решении сложных задач.
  • МФО и все его разновидности дают только простые сочетания.
  • Отсутствие правил отбора и внутренних критериев оценки получаемых идей.

     Пример  применения МФО

     Совершенствуемый  объект

     Фонарик.

     Случайные объекты

     Очки, валенок, парашют.

     Характерные свойства или признаки случайных объектов

  1. Очки: солнечные, защитные, модные.
  2. Валенки: теплые, мягкие, деревенские.
  3. Парашют: раскрывающийся, цветной, надежный.

     Новые сочетания

  1. Фонарик солнечный, фонарик защитный, фонарик модный.
  2. Фонарик теплый, фонарик мягкий, фонарик деревенский.
  3. Фонарик раскрывающийся, фонарик цветной, фонарик надежный.

     Новые идеи

  1. Фонарик с подзарядкой от солнечного света, фонарик с электрошоком, фонарик в виде украшения.
  2. Фонарик плюс обогреватель, фонарик в виде мягкой игрушки, фонарик-маячок для домашних животных.
  3. Фонарик складной, фонарик с цветными фильтрами, фонарик ударопрочный.
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

   Метод  6 шляп

   Другие  названия метода: "Метод шести  шляп", "Шесть шляп де Боно"

   Автор метода: Эдвард де Боно, 80-е гг. XX в.

   Назначение  метода

   Применяется при проведении любой дискуссии  как удобный способ управлять  мышлением и переключать его. Один из инструментов развития творческого  мышления.

   Цель  метода

   Научить людей лучше понимать особенности  своего мышления, контролировать свой образ мыслей и более точно  соотносить его с поставленными  задачами с целью более эффективного использования процесса мышления при  решении проблем.

   Суть  метода

   Шесть шляп мышления - простой и практический способ, позволяющий преодолеть три  фундаментальные трудности, связанные  с практическим мышлением: эмоции, беспомощность, путаницу. Метод позволяет разделить  мышление на шесть типов, или режимов, каждому из которых отвечает метафорическая цветная "шляпа". Такое деление  позволяет использовать каждый режим  намного эффективнее, и весь процесс  мышления становится более сфокусированным  и устойчивым.

   План  действий

  1. Пройти  обучение принципам и применению метода, что позволяет запомнить  правила, научиться использовать и  сознательно применять их на практике.
  2. После этого использовать определенные "режимы мышления" для осознания, контроля и приспособления образа мышления при решении конкретных проблем.
  3. Надевая, снимая, сменяя шляпу мышления или только называя "шляпу", чтобы просто обозначить свое мышление, мы принимаем на себя определенную роль, на которую эта шляпа указывает.

   Особенности метода

   В цветной печати основные цвета наносятся  на бумагу по отдельности. Но, в конце  концов, все они смешиваются и  дают цветную печать. Метод шести  шляп - это применение того же принципа в мышлении: попытка научиться  уделять внимание разным аспектам мышления по одному за раз. В результате сочетание  этих различных аспектов дает мышление в полном объеме.

   Шесть метафорических шляп разных цветов представляют каждый из основных типов мышления. Большее число шляп было бы громоздким и запутывающим. Меньшее - не адекватным.

   Шесть шляп мышления предназначены для  творческого и конструктивного  мышления, которые дополняют оценочное  и аналитическое.

   Правила использования шляп

  1. Надевая шляпу  мышления, мы принимаем на себя роль, на которую эта шляпа указывает.
  2. Снимая шляпу конкретного цвета, мы уходим от этого типа мышления.
  3. При смене одной шляпы на другую происходит мгновенное переключение мышления. Такой метод позволяет призвать к переключению хода мысли, не обижая человека. Мы не нападаем на высказываемые мысли, а просим об изменении.
  4. Для обозначения своего мнения можно просто назвать шляпу и тем самым показать, какой тип мышления предполагается использовать. Например, просто сказав, что надеваете черную шляпу, вы получаете возможность обсуждать идею , не нападая на человека, предложившего ее.

   Шесть шляп мышления.

   Красная шляпа. Красный цвет наводит на мысль об огне. Красная шляпа связана с эмоциями, интуицией, чувствами и предчувствиями. Здесь не нужно ничего обосновывать. Ваши чувства существуют, и красная шляпа дает возможность их изложить.

   Желтая  шляпа. Желтый цвет наводит на мысль о солнце и оптимизме. Под желтой шляпой мы стараемся найти достоинства и преимущества предложения, перспективы и возможные выигрыши, выявить скрытые ресурсы.

   Черная  шляпа. Черный цвет напоминает о мантии судьи и означает осторожность. Черная шляпа - это режим критики и оценки, она указывает на недостатки и риски и говорит, почему что-то может не получиться.

   Зеленая шляпа. Зеленый цвет напоминает о растениях, росте, энергии, жизни. Зеленая шляпа - это режим творчества, генерации идей, нестандартных подходов и альтернативных точек зрения.

   Белая шляпа. Белый цвет наводит на мысль о бумаге. В этом режиме мы сосредоточены на той информации, которой располагаем или которая необходима для принятия решения: только факты и цифры.

   Синяя шляпа. Используется в начале обсуждений, чтобы поставить задачу мышления и решить, чего мы хотим достичь в результате. Это режим наблюдения за самим процессом мышления и управления им (формулировка целей, подведение итогов и т. п.).

   Дополнительная  информация:

  1. Почему шляпы? Шляпу легко надеть и снять. Это относится и к нашей ситуации, поскольку мы должны уметь менять различные типы мышления с такой же легкостью, как и цветные шляпы.
  2. До 90% ошибок в мышлении (в нетехнических областях) - это ошибки восприятия. Логические ошибки очень редки.
  3. Метод шести шляп обогащает наше мышление и делает его более всесторонним. Если мы просто просим других о чем-то подумать, часто они приходят в растерянность. однако если их приглашают исследовать предмет, используя схему шести шляп, широта их восприятия быстро возрастает.

   Достоинства метода

  • Наглядность, простота освоения и применения.
  • Умение видеть ситуацию и решение с нескольких точек зрения.
  • Позволяет отстранить свое эго от мышления.

   Недостатки  метода

  • Для эффективного применения требуется развитое воображение  и тщательная тренировка.
  • Большая психологическая нагрузка.

   Ожидаемый результат

   Более эффективное использование процесса мышления при решении проблем. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Мозговой  штурм

     Наиболее  известным методом психологической  активизации мышления является "мозговой штурм", предложенный А. Осборном (США) в 40-х годах. "Мозговой штурм" является коллективным методом поиска изобретательских решений и новых бизнес идей, основная особенность которого заключается  в разделении участников на критиков и "генераторов"", а также  разделение процесса генерации и  критики идей во времени. Другие названия: мозговая атака, прямая мозговая атака (Brainstorming).

     Цель  метода

     Стимулировать группу к быстрому генерированию  большого количества разнообразных  идей.

   Суть  метода:

  • Разделение  во времени процесса генерации идей и процесса их оценки.
  • Групповой процесс выдвижения идей.
  • Процессом управляет профессиональный ведущий, который способен обеспечить соблюдение всех условий и правил.
  • Идеи – это еще не решение проблемы, а зарождение направления ее решения.
  • Универсальность метода обратно пропорциональна его эффективности.

   План  действий:

  • Отобрать  группу лиц для генерации идей и группу лиц для оценки идей (по 4-8 человек).
  • Ознакомить участников с правилами мозгового штурма.
  • Четкое формулирование проблемы и представление ее в форме, наиболее удобной для участников.
  • Строго выполнять правила мозгового штурма.
  • После окончания заседания "генераторов" идеи рассматриваются группой экспертов-специалистов в данной области.

   Правила проведения мозгового  штурма:

  • Количество  идей предпочтительнее качества.
  • Критика идей на этапе генерации запрещена.
  • В группе генерации идей не должно быть начальства.
  • Нет плохих идей! Приветствуются любые идеи.
  • Любая идея должна быть развита, даже если ее уместность кажется в данный момент сомнительной.
  • Поощрение шуток, каламбуров, фантастических идей.
  • Оказание поддержки и поощрение для освобождения участников заседания от скованности.
  • Идеи излагайте кратко.
  • Все выдвинутые идеи фиксируются и затем редактируются.
  • При оценке идей заведомо ошибочные и нереальные отбрасываются.

   Этапы мозгового штурма

  1. Подготовка
    • Назначение ведущего.
    • Подбор участников для рабочих групп.
    • Подбор фактического материала.
    • Обучение и инструктаж участников.
    • Обеспечение деятельности участников.
  2. Выдвижение идей
    • Уточнение задачи.
    • Генерация идей.
    • Проработка и развитие наиболее ценных идей.
    • Запись предложений.
    • Редактирование списка идей.
  3. Оценка и отбор идей
    • Уяснение проблемы.
    • Определение критериев оценки.
    • Классификация и оценка идей.
    • Развитие идей на основе анализа.

Информация о работе Эвристические методы