Автор: Пользователь скрыл имя, 02 Мая 2012 в 23:58, контрольная работа
На заре экономических реформ, в период острейшего экономического кризиса, существовало расхожее мнение, что «нас спасет малый бизнес». И сегодня многие экономисты считают, что основой экономики должен стать малый бизнес. Так, М. М. Хайт отмечает: «Хотя «лицо» любого развитого государства формируют крупные корпорации, а наличие мощной экономической силы (крупного капитала) в значительной мере определяет уровень научно-технического и производственного потенциала, подлинной основой жизни стран с рыночной системой хозяйствования является малое предпринимательство как наиболее массовая, динамичная и гибкая форма деловой жизни.
1.Значение малого бизнеса для развития экономики России…………………..3
2.Планирование деятельности малого предприятия……………………………7
Заключение……………………………………………………………………….11
Список использованной литературы…………………………………………...12
Содержание
1.Значение малого
бизнеса для развития
2.Планирование
деятельности малого
Заключение……………………………………………………
Список использованной
литературы…………………………………………...
1.Значение малого бизнеса для развития экономики России.
На заре экономических реформ, в период острейшего экономического кризиса, существовало расхожее мнение, что «нас спасет малый бизнес». И сегодня многие экономисты считают, что основой экономики должен стать малый бизнес. Так, М. М. Хайт отмечает: «Хотя «лицо» любого развитого государства формируют крупные корпорации, а наличие мощной экономической силы (крупного капитала) в значительной мере определяет уровень научно-технического и производственного потенциала, подлинной основой жизни стран с рыночной системой хозяйствования является малое предпринимательство как наиболее массовая, динамичная и гибкая форма деловой жизни. Именно в секторе малого предпринимательства создается и функционирует основная масса национальных ресурсов, которые являются питательной средой крупного бизнеса».
Отмечается, что в экономически развитых странах число малых и средних предприятий превышает 80 % от общего числа предприятий. В данном секторе сосредоточено две трети экономически активного населения, производится более половины валового внутреннего продукта. В этих странах проводится активная и последовательная политика по поддержке и развитию малого и среднего предпринимательства.
Рассмотрим генезис экономики малого бизнеса в России. Он существенно уступает странам с развитой рыночной экономикой по общей численности малых предприятий.
В первой половине 1990-х гг. малое предпринимательство в нашей стране развивалось чрезвычайно высокими темпами (число предприятий малого бизнеса в 1992–1995 гг. выросло более чем в 7 раз), затем темпы его развития снизились (число малых предприятий за 1995–1998 гг. увеличилось в 1,5 раза), а в 1999–2004 гг. количество этих предприятий возросло незначительно — лишь на 2,6 %.
На начало 2007 г. в России было зарегистрировано 1 млн 37 предприятий малого бизнеса, что на 53,5 тысяч больше, чем в начале предыдущего года. При этом на предприятиях малого бизнеса занято 9,5 млн человек, что на 535 тысяч больше, чем год назад.
На сегодня деятельность малого бизнеса охватывает практически все отрасли экономики и выполняет ряд важнейших функций по диверсификации и адаптации производства, дальнейшему развитию инфраструктуры и сферы услуг, смягчению социальных проблем, в том числе снижению уровня безработицы.
Однако по уровню развития малого бизнеса наша страна заметно отстает от других стран «большой восьмерки»: на тысячу жителей в России приходится 6 малых предприятий, в то время как в Англии — 46, Японии — 50, Италии — 68, США.
Вклад в ВВП малого бизнеса России составляет всего 15–17 %, что в 3,5 раза меньше, чем у развитых стран. Несмотря на то, что малый бизнес занимает прочное место в отечественной экономике, он не полностью реализует свои социальные функции, а потому малоэффективен и, следовательно, имеет в России недостаточно высокий социальный статус.
Формирование условий для развития малого бизнеса невозможно в оторванности от формирования условий для развития бизнеса в целом. В Российской Федерации в настоящее время не сложилась благоприятная среда для развития бизнеса.
Опыт других стран в вопросах развития малого бизнеса говорит о том, что для появления и стабильного развития финансовой инфраструктуры малому бизнесу нужна активная государственная политика. Более всего она требуется для начинающего бизнеса. По кредитованию малого бизнеса, согласно данным Всемирного банка, Россия занимает 148-е место.
Регулирование процессов развития малого бизнеса начинается с определения критериев, по которым предприятие относят к категории «малое предприятие». По нормативным документам, в России к малым предприятиям относят предприятия с численностью не более ста человек. В результате предприятия с большей численностью, независимо от их общественной значимости, не имеют тех льгот, которые имеют многие предприятия за рубежом. Так, в США к данной категории относят некоторые предприятия численностью до тысячи и даже до полутора тысяч человек.
Между тем развитие малого бизнеса способствует ускорению экономического роста государства, позволяет нейтрализовать безработицу и другие негативные явления рыночной экономики, а также является одним из эффективных путей самореализации человека.
Построенный прогноз и анализ системы поддержки малого бизнеса позволяют сделать следующие выводы о сложившейся ситуации с развитием малого бизнеса в России
1. Развитие малого бизнеса в России происходит весьма стихийно, нестабильно и низкими темпами (отрасли промышленности и строительства).
2. Наиболее динамично
развиваются торговые
3. При сохранении сложившейся тенденции развития предприятий торговли и общественного питания к 2014 г. их доля в общей численности работающих будет сопоставима с численностью работающих в промышленности, что вносит разбалансированность в экономику и требует коррекции государственной политики поддержки предприятий.
4. Для гармонизации
процесса развития малого
5. Для определения
состава экономически
2.Планирование деятельности малого предприятия.
Каждый предприниматель, начиная свою деятельность, должен ясно представлять потребность на перспективу в финансовых, материальных, трудовых и интеллектуальных ресурсах, источниках их получения, а также уметь четко рассчитать эффективность использования ресурсов в процессе работы фирмы. Это объясняется тем, что в современной экономике именно фирмы производят основную массу товаров и услуг, которые удовлетворяют потребности человека. В рыночной экономике предприниматели не смогут добиться стабильного успеха, если не будут четко и эффективно планировать свою деятельность, постоянно собирать и систематизировать информацию как о состоянии целевых рынков, положении на них конкурентов, так и о собственных перспективах и возможностях.
Формальное планирование может дать много преимуществ всем типам компаний, большим и малым, начинающим и имеющим определенный опыт. Оно побуждает руководство постоянно думать о будущем. Оно заставляет компанию четче определять свои цели и политику, приводит к лучшей согласованности в работе и дает объективные показатели эффективности работы. Аргумент о бессмысленности планирования в условиях постоянных изменений не выдерживает критики. Как раз наоборот тщательное планирование помогает компании предвидеть изменения среды и оперативно реагировать на них, а также всегда быть готовой к непредвиденным обстоятельствам. Преуспевающие компании работают по плану, однако, он составляется таким образом, чтобы не ограничивать предпринимательские инициативы . Обычно компании составляют годовые, долгосрочные и стратегические планы. Годовой план представляет собой краткосрочный план, описывающий текущую ситуацию, цели компании, стратегию на предстоящий год, программу действий, бюджет и формы контроля. Долгосрочный план описывает основные факторы и силы, которые будут влиять на организацию на протяжении последующих нескольких лет. Он содержит долгосрочные цели, основные маркетинговые стратегии, которые будут использованы для их достижения, и определяет необходимые ресурсы. Такой долгосрочный план ежегодно обновляется с целью внесения корректив в соответствии с произошедшими изменениями. Годовой и долгосрочный планы связаны с текущей деятельностью компании, помогают в ее осуществлении. Стратегический план создается для того, чтобы помочь компании использовать в своих интересах возможности в постоянно изменяющейся среде. Это процесс установления и сохранения стратегического соответствия между целями и возможностями компании, с одной стороны, и изменяющимися возможностями рынка с другой. Стратегическое планирование является фундаментом для остальных видов планирования в компании. Оно начинается с определения глобальных целей и миссии компании. Затем устанавливаются более конкретные цели. Для этого собирается полная информация о внутренней среде организации, ее конкурентах, ситуации на рынке и обо всем остальном, что так или иначе поможет повлиять на работу компании. После проведения SWOT-анализа готовится подробный отчет о сильных и слабых сторонах компании, возможностях и угрозах, с которыми ей придется столкнуться. Затем руководство решает, какими конкретно видами деятельности и товарами следует заниматься, какую поддержку необходимо предоставить каждому из них. В то же время требуется разработать свои подробные маркетинговые и другие планы, в соответствии с общими целями и задачами. Таким образом, маркетинговое планирование осуществляется на каждом этапе производства, отвечающих за отдельные виды деятельности, категории товаров и рынки. Оно облегчает стратегическое планирование за счет детального планирования различных маркетинговых ситуаций.
Процесс планирования охватывает четыре этапа: анализ, планирование, реализация и контроль.
Анализ. Процесс планирования начинается с полного анализа положения дел в компании. Компания должна проанализировать среду, в которой она функционирует, для выявления благоприятных возможностей и избегания угроз. Необходимо провести анализ сильных и слабых сторон организации, выполняемые и возможные для проведения маркетинговые мероприятия с целью определения возможностей, которые они открывают. Анализ обеспечивает каждый последующий этап необходимой информацией. Планирование. На этапе стратегического планирования предприниматель решает, какие действия ему предпринять по отношению к каждому фактору производства. Маркетинговое планирование включает определение маркетинговых стратегий, которые помогут компании в достижении ее общих стратегических целей. В центре внимания данного процесса находится планирование маркетинга, товара или марки. Реализация. На этапе реализации стратегические планы претворяются в жизнь, в результате чего достигаются цели компании. Реализуют маркетинговые планы сотрудники организации, работающие с другими людьми как внутри компании, так и за ее пределами. Контроль. Контроль включает в себя анализ и оценку результатов выполнения планов и связанной с этим деятельности, а также принятие корректирующих мер в случае необходимости, для достижения поставленных целей. Анализ предоставляет информацию и оценку, необходимые для других сфер деятельности.
Планирование позволяет:
- предвидеть перспективу развития предприятия на будущий период;
- эффективно и целеустремленно проводить научно-техническую политику на предприятии;
- повышать эффективность производства и улучшать финансовое состояние предприятия;
- своевременно обновлять и модернизировать выпускаемую продукцию и повышать ее качество в соответствии с конъюнктурой рынка;
- избежать риска банкротства.
Под принципами планирования понимаются основные теоретические положения, которыми руководствуются в процессе составления планов на предприятии:
- научная обоснованность планирования. Этот принцип означает, что планирование должно осуществляться на научной основе;
- непрерывность планирования означает, что на предприятии должны разрабатываться долгосрочные, среднесрочные и годовые планы;
- нацеленность планов на рациональное использование всех ресурсов предприятия направлена на повышение эффективности производства и на достижение максимальной прибыли;
- принцип взаимной
увязки и координации проводимых мероприятий.
Заключение.
В контрольной
работе были подробно
Список использованной литературы
1. Громова Н. М. Основы экономического прогнозирования. Учебное пособие // Академия Естествознания, М- 2006
2. Ларичева, З. М. Малый бизнес: проблемы и перспективы его развития / З. М. Ларичева, Л. В. Стрелкова // Менеджмент в России и за рубежом. 2006. № 5.
3. Степанова Г. Н.
Стратегический менеджмент. Планирование
на предприятии. Учебное пособие. Электронное
издание // http://www.hi-edu.ru/e-books/
4. Хаит, М. М. Развитие
малого бизнеса на основе реструктуризации
крупных предприятий / М. М. Хаит // Вестн.
Моск. ун-та. Сер. 6. Экономика. 2006.
Информация о работе Экономика и управление малым предприятием