Автор: Дмитрий Попов, 10 Июня 2010 в 04:51, реферат
Антимонопольное регулирование экономики в общем виде предполагает комплекс осуществляемых государством экономических, административных и законодательных мер по обеспечению условий эффективного функционирования конкурентного рынка и недопущению его чрезмерной монополизации. Поэтому антимонопольное регулирование , или ограничение деятельности монополий и обеспечение свободы конкуренции на рынках, как метод государственного регулирования экономики – непременный атрибут рыночной экономики, обязательное условие нормального, наиболее рационального развития экономической системы.
Содержание
Во всех странах со сложившейся цивилизованной рыночной экономикой, эффективное функционирование которой предполагает прежде всего наличие таких условий, как свобода предпринимательства, свобода конкуренции и свобода ценообразования, в той или иной степени имеет место вмешательство государства в экономическую жизнь общества, осуществляются процессы разгосударствления и приватизации, либерализация внешнеэкономических связей, демонополизации и антимонопольного регулирования. Эти процессы протекают в каждой стране по-разному и с разной степенью интенсивности: во многом содержание государственного вмешательства в экономику зависит от особенностей данной экономической системы.
Однако общим для всех стран с рыночной системой хозяйствования является то, что определение общих правил экономического поведения на рынке (так называемых правил «экономической игры») для всех хозяйствующих объектов принадлежит именно государству. В числе важнейших этих правил – ограничение деятельности монополий и обеспечение свободы конкуренции на рынках.
Антимонопольное
регулирование экономики в
Ныне действующее российское законодательство, посвященное вопросам защиты конкуренции, в своем развитии прошло несколько этапов. Переход российского государства к рыночным отношениям потребовал адекватных правовых мер, поэтому первым этапом развития отечественного антимонопольного законодательства по праву считается момент принятия Закона РСФСР "О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках".
В июле 1991 г. практически одновременно с принятием упомянутого Закона был создан Государственный комитет РФ по антимонопольной политике и поддержке новых экономических структур, позже - Государственный антимонопольный комитет, в 2003 г. - Министерство по антимонопольной политике и поддержке предпринимательства, преобразованное в Федеральную антимонопольную службу РФ (ФАС России). Компетенция указанных антимонопольных органов напрямую определялись Законом РСФСР "О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках".
Конституция РФ, принятая всенародным голосованием в этом же году, гарантировала единство экономического пространства, свободное перемещение товаров, услуг и финансовых средств, поддержку конкуренции. Таким образом, в нормативном правовом акте самой высшей юридической силы были закреплены правовые начала в регулировании конкуренции, заложен правовой фундамент для формирования цивилизованного рынка. Кроме того, достаточно быстро накопленный опыт рассмотрения дел по фактам нарушений антимонопольного законодательства показал, что действовавший Закон о конкуренции 1991 г. не в полной мере приспособлен к экономическим процессам в России, и уже в 1993 г. стала очевидной необходимость его существенного обновления и дополнения1. С этого момента начался второй этап развития антимонопольного законодательства РФ - этап формирования конституционных основ антимонопольного законодательства.
Третий этап в развитии отечественного антимонопольного законодательства начался в 1994 г. в связи с принятием нового ГК РФ. Так, ч. 2 п. 1 ст. 10 ГК РФ не допускает использование гражданских прав в целях ограничения конкуренции, а также злоупотребление доминирующим положением на рынке. Изменения конституционного и гражданского законодательства обусловили необходимость дальнейшего внесения изменений в Закон о конкуренции 1991 г.
Четвертый этап - создание новых направлений Закона РСФСР "О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках", а именно ценового и рекламного. Ценовое регулирование деятельности хозяйствующих субъектов, доминирующих на рынке, которое в настоящее время реализуется преимущественно в рамках регулирования деятельности субъектов естественных монополий на базе Федерального закона от 17.08.1995 N 147-ФЗ "О естественных монополиях", а также специальных законов (например, Федеральный закон "О государственном регулировании тарифов на электрическую и тепловую энергию"). В целях защиты от недобросовестной конкуренции в области рекламы, предотвращения и пресечения ненадлежащей рекламы в 1995 г. был принят Федеральный закон "О рекламе". В настоящее время действует Федеральный закон от 13.03.2006 N 38-ФЗ "О рекламе".
Пятый этап развития антимонопольного законодательства - это формирование законодательства о защите конкуренции на рынке финансовых услуг (банковских, страховых и иных, связанных с денежными средствами юридических и физических лиц).
Существенные поправки в Закон о конкуренции 1991 г. были внесены в 2002 г. и в значительной степени вывели малый и средний бизнес из-под опеки чиновников2.
На настоящем этапе венчает развитие антимонопольного законодательства Федеральный Закон №135-ФЗ от 26 июля 2006 г. «О защите конкуренции»3
Антимонопольное
законодательство, последовательно
формирующееся в России с 1991 г., существует
и применяется не изолированно, а
во взаимосвязи с другими
Термин
"антимонопольное
Именно
поэтому в октябре 2002 г. законодатель
решил распространить данную тенденцию
на антимонопольное
В результате реформы 2006 г. антимонопольное законодательство Российской Федерации с точки зрения нормативной иерархии подчиняется двум актам (Конституции РФ и ГК РФ), но по-прежнему включает в свой состав только федеральные законы (ч. 1 ст. 2 Закона о защите конкуренции).4
Создание и поддержание единства экономического пространства во всех его перечисленных выше составляющих гарантируется конституционными обязанностями государственных органов и их должностных лиц. Так, сохраняющий свою силу Указ Президента от 12.12.1991 N 269 "О едином экономическом пространстве РСФСР" признает недействительными нормативные акты органов власти и управления и решения должностных лиц, которыми ограничивается движение товаров, работ и услуг на внутреннем рынке России.
Цельность
экономического пространства обеспечивается
также единством
Однако
практика последних лет убедительно
показывает, что мало лишь установить
и законодательно закрепить указанные
правила, не менее необходимым является
признание этих правил на всей территории
Российской Федерации.
Целями комментируемого Федерального закона, в соответствии с ч. 2 статьи, являются:
1)
обеспечение единства
- единство рынка;
-
свободу экономической
- использование единой денежной единицы (рубля);
-
свободное перемещение по
- соблюдение прав граждан и юридических лиц на свободную реализацию или потребление товаров, работ и услуг, на совершение операций с финансовыми средствами.
2)
обеспечение свободного
3)
обеспечение свободы
4)
защита конкуренции. Защита
5)
создание условий для
Информация о работе История становление антимонопольного законодательства в России